СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс для педагогов: «Обучение грамоте в дошкольном образовательном учреждении»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности речи.

В соответствии с ФОП ДО (На основании Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации") дошкольного образования задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс для педагогов: «Обучение грамоте в дошкольном образовательном учреждении»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Колосок»














Мастер класс для педагогов: «Обучение грамоте в дошкольном образовательном учреждении»















Учитель- логопед:

Камнева О.И.






п. Акбулак



Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности речи.

В соответствии с ФОП ДО (На основании Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации") дошкольного образования задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития.

Предпосылки к обучению грамоте:

- физиологические (уровень созревания головного мозга, мелкой моторики пальцев рук и кисти);

- психологические (уровень сформированности психических процессов, в том числе и устной речи);

- педагогические (степень педагогически грамотного содействия психо-речевому развитию ребенка).

Составляющие готовности к обучению грамоте:

- достаточный уровень интеллектуального и общеречевого развития, представлений о явлениях языка и речи;

- развитый речевой слух и фонематическое восприятие (профилактика дисграфии и дислексии);

- правильное звукопроизношение (четкая артикуляция звуков);

-выработанные гибкие и точные движения руки, развитый глазомер, чувство ритма.

Задачи подготовки детей к обучению грамоте:

1. Формирование направленности на звуковую сторону речи:

- развитие умения вслушиваться в слово;

- выделять звуки;

- различать звуки, близкие по звучанию.

2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:

- последовательно выделять звуки;

- устанавливать их место в слове;

3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

Этапы обучения грамоте:

1 этап – добуквенный (подготовка к обучению грамоте): работа со звуками, слогами, словами, предложениями.

2 этап – гласные звуки и буквы (6 звуков и букв, обозначающие гласные звуки).

3 этап – согласные звуки и буквы (15 согласных, которые могут быть твердыми и мягкими, 3 только твердые: ш-ж-ц, 3- только мягкие: ч-щ-й. (+ 4 йотированных гласных), буквы ь, ъ знак, формирование механизма чтения.

Этапы обучения грамоте:

1 этап – добуквенный (подготовка к обучению грамоте): работа со звуками, слогами, словами, предложениями.

2 этап – гласные звуки и буквы (6 звуков и букв, обозначающие гласные звуки).

3 этап – согласные звуки и буквы (15 согласных, которые могут быть твердыми и мягкими, 3 только твердые: ш-ж-ц, 3 - только мягкие: ч-щ-й. (+ 4 йотированных гласных), буквы ь, ъ знак, формирование механизма чтения.

Этапы работы по обучению грамоте.

  1. Подготовительный этап. 

Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук". Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).

Предлагаемые игры:  «Услышишь – хлопни»: Педагог произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши;

«Узнай, что звучит?»: Педагог берет предмет, который издает звук. Предложите ребенку закрыть глаза и угадать чем вы сейчас издаете звук, щелкаете ли ножницами, гремите кастрюлей, машите стопкой листов; «Где звучит колокольчик?»: Ребенок закрывает глаза, педагог звенит колокольчиком справа, сверху, снизу, слева ребенку нужно назвать или показать где звучит колокольчик; «Громко – тихо»: Педагог стучит по барабану громко или тихо, ребенок должен сказать громко или тихо прозвучал барабан; «Кто сказал?»: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание.

Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец.

И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:

- паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;

- гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;

- домино: количество точек соответствует количеству слогов и т. д.

  1. Знакомство с гласными звуками и буквами

 

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, как кричит ослик? Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем кружок красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков. Гласные звуки обозначаем красным цветом.

Предлагаемые игры:

- "Назови звук" педагог показывает артикуляцию звука, дети называют его.

- "Покажи звук": педагог произносит звук, дети показывают карточку-символ.

- «Назови первый звук в словах: аист, автобус, уши, Ира, обруч». «Назови последний звук в словах: зима, сапоги, дорога».

- "Назови слова со звуком [а], [о] и т. д."

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук: "Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, в название которых есть звук [о], а Ане - звук [а].

На этом этапе учим детей слышать гласные звуки, например, звук [а]

- в ряду других звуков: а, у, и, а, а, о

- в ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас.

- в ряду слов: аист, усы, артист, осы

- в тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом. Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова. В середине слова.

Для этого используем пособие - звуковые линейки.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой (знакомим детей с буквами) , после этого слово прочитывается.

  1. Знакомство с согласными звуками и буквами

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать. Твердые согласные обозначаем синим цветом, а мягкие –зеленым.

Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м]- согласный, звонкий, твёрдый.

Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы звуков). Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, значит звук - согласный. Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "звенит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. Если горлышко звенит, Значит звонкий звук бежит.

В данном случае звук [м] - звонкий (используем символ – колокольчик). Для обозначения твёрдости или мягкости используются символы: орех – твёрдый, облачко – мягкий.

Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.

Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.

Знакомим детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».

Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).

Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы:

- Покатилось колесо, превратилось в букву О;

- У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У;

- А – как лесенка стоит, начинает алфавит;

- Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком;

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.

- Написать букву в воздухе, на столе;

Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек; Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов; Угостить фигурным печеньем в виде буквы; Вылепить из пластилина, теста; Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

-Игровое упражнение: «Тело- буква» - оригинальный способ запоминания букв. Ребенок изображает букву с помощью всего тела. Можно загадывать такие “Тело-загадки”, а дети отгадывают, какая это буква. Затем можно поменяться ролями, ребенок будет загадывать, а педагог отгадывать. Подобные упражнения можно выполнять при помощи рук и пальцев.

- Игра «Дорисуй букву». Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать, какие буквы вы хотели написать? Предложите дописать недостающие элементы, чтобы получилась буква. Игра развивает воображение, поможет предупредить ошибки при написании букв.

-«Четвертый лишний», «Какая буква спряталась»,

Особенности обучения чтению и письму.

Современный метод носит название – ЗАСМ – звуковой аналитико-синтетический метод. В России он получил наиболее распространение. Часть его создания приписывают  К.Д. Ушинскому. Этот метод начал вводиться с конца XIXвека. Далее метод совершенствовался. Суть метода сводится к тому, что обучение чтению и письму ведется с постоянной опорой на звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез, что соответствует русской графике. Единицей обучения является звук, обозначаемый буквой, а основной единицей чтения является  слияние. Это прямой открытый слог Согласный Гласный.

СГ – ма, ла, и т.д. – прямой открытый слог

СГС – дом, ком – прямой закрытый слог

ССГС – стол, стул – слог со стечением согласных в начале

СССГС – страх – тройное стечение

СГСС – тигр, зонт – со стечением в конце

СГССС – с тройным стечением

ГС – обратный слог ам, ом, ок

Г – один звук может считаться слогом.

Слог-слияние в этом методе считается основной единицей чтения.

Обучение грамоте по этому методу ведется с постоянной опорой на аналитические и синтетические упражнения. Анализ (посчитать сколько в предложении слов, выделить слоги в слове, произносить по порядку и т.д. от предложения к звуку). Синтез – от звука к предложению. Этот метод носит развивающее и воспитывающее значение.

Исследования ученых позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. 

В возрасте 4-х лет у детей особо выражено «языковое чутьё», интерес к языку. Если в 4 года ребёнок может 10-15 минут увлечённо заниматься развивающими играми и проявляет интерес к буквам, стоит попробовать начать занятия по подготовке к обучению грамоте.

Возраст  5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Таким образом, начинать подготовку к обучению грамоте рекомендуется после 5-ти лет, а лучше за год до школы.

С чего же начать?

Как педагоги, мы, должны предупредить родителей, что начинать обучение чтению своего ребёнка с выучивания с ним всех букв будет неправильным. Это не совсем верный подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребёнком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение ошибок при чтении и письме. Так же говорим о том, что письменная речь является отображением устной. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.

Главное - Слышать слово, состоящее из звуков!!!

Таким образом, игровые приемы позволяют успешно готовить к обучению грамоте дошкольников. И игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровые ситуации способствуют развитию сенсорном и интеллектуальном плане, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. А так же, организуя работу по обучению грамоте, педагогу всегда необходимо помнить главное: учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности.

Спасибо за внимание!