Мастер – класс
«Игра, как активный метод обучения младших школьников.»
- Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги.
- Поднимите руки те, у кого сегодня хорошее настроение.
- Поднимите руки те, у кого есть друзья.
- Поднимите руки те, кто знает, для чего мы сегодня здесь собрались.
- Поднимите руки те, кто не знает, чем сейчас мы будем заниматься.
- На столе перед вами лежат буквы, если вы уберёте повторяющиеся буквы, а из оставшихся сложите слово, то узнаете, о чем пойдет речь на нашем мастер – классе.
д я м р б и м о а о т в г д в т я б
Итак, тема мастер – класса «Игра, как активный метод обучения младших школьников».
Мы прекрасно понимаем, что для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую.
- А что значит игра для детей? Как вы думаете?
Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают.
Задания в занимательной форме позволяют способным ученикам раскрыть и
активизировать свои способности. Неуверенным учащимся – развить инициативу, сообразительность, мышление. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.
Каждый урок требует чего-то нового, интересного. Важная задача учителя увлечь детей за собой. Поэтому мне близки слова « Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным - вот задача первоначального обучения». К. Д. Ушинский
Применение игр позволяет мне добиваться успешных результатов обучения и воспитания младших школьников, которые смогут поставить нужные цели и не боятся сложностей, связанных с их достижением.
Требования к подбору игр следующие.
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, изучаемому материалу.
2. Игры должны строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Моя задача как учителя – научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Одно из средств, содержащих реальную возможность осуществления этой задачи – игра, которая способствует развитию умственной деятельности детей. Я использую игры и игровые приёмы на уроках обучения грамоте и чтению, математики, русского языка, окружающего мира. Стоит только мне произнести: «А сейчас мы поиграем» - как ученики мгновенно преображаются: у них появляется интерес, стремление быстро выполнить задание. Сегодня я вам тоже предлагаю поиграть.
Игра «Руки, плечи, уши, нос» .
- Сейчас мы с вами увидели игровой элемент здоровьесберегающей технологии.
Игра «Видимо – невидимо»
- Хочу предложить вашему вниманию игру «Видимо – невидимо».
Играть будем командами, потому надо соблюдать правила: работаем только в своей команде, работаем тихо, потому что каждое неосторожное слово может стать подсказкой для другой команды, что уменьшит ваши шансы на победу.
На доске вывешивается плакат, на котором разными цветами крупным и мелким (но различным издали) шрифтом, «вдоль» и «поперек» написано 15 слов. По истечении 1 мин плакат снимается. А команды записывают все запомнившиеся слова.
Затем команды обмениваются своими записями и сверяют их с плакатом, вывешенным для проверки. Командам желательно вносить исправления в чужие записи ручкой другого цвета.
Проверяющие исправляют ошибки и вписывают «не увиденные» другой командой слова.
Проверенные листочки возвращаются прежней команде для «проверки проверяющих» и выяснения возможных недоразумений, после чего определяются победители. Данные количества записанных слов и ошибок записываются на доске против соответствующего команде цветного квадрата. Выигрывает та команда, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов.
На уроках русского языка в 1 классе, когда ребята узнают, что слова могут обозначать предмет, признак предмета, действие предмета. Закрепить полученные знания можно с помощью игры «Цепочка»
- Я вам назову предмет, а вы передаете мяч и называете признак или действие данного предмета, следующий игрок называет предмет по сказанному признаку или действию.
Мяч – круглый – блин – вкусный – хлеб – белый – снег …
- Отлично.
При изучении букв и звуков в букварный период, ребята неохотно определяют твердость и мягкость согласных звуков, но парадокс, как только на доске появляются два весёлых гнома Тим и Том, как дети с удовольствие играют в игру «Подари подарок гному». Из предложенных слов нужно выбрать слова только с твердыми согласными звуками и подарить их Тому, а слова с мягкими согласными звуками Тиму.
(Машина, сирень, корова, собака, мяч, чаща, меч, кошка)
Игра «Шифровальщики».
Цель: Автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия процессов анализа и синтеза понимание смыслоразличительной функции звука и буквы обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах - один в роли шифровальщика, другой отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Отгадчику предстоит не только отгадывать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
а) Аалтрек. лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка звонок)
б) Оарз, страа, енкл, роамкш (роза, астра, клён, ромашка).
Игра «Знают все свои места»
Учащиеся строятся в шеренгу, каждый получает карточку с примером типа: 5-2; 8+2; 3+4… по команде учителя «Разойдись!» дети расходятся и дружно говорят:
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места.
ну, трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та.
За это время учитель в разных местах крепит карточки с цифрами от 0 до 10. После сигнала учителя «Знают все свои места!» дети быстро занимают свои места, согласно решенному примеру.
Я убедилась, что на таких уроках, где присутствует игра, ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
Игры формируют коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли); познавательные УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности); личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий).
Применение игр в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.
Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
Рефлексия.
- Мне интересно узнать, а довольны ли вы своей работой на уроке?
Свое выступление я хочу закончить такими словами
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты не попал,
И по какой распутице
Дорога та, что сам искал
Вовек не позабудется.