Мастер – класс
Тема: «Мандалы:
методы работы с детьми и детским опытом».
Педагог-психолог
Гахова Анна Сергеевна
Ванинский район
2019 г.
Цель: активизация детского опыта , связанного с символичным отражением внутреннего мира и его эмоциональными переживаниями.
Задачи:
Дать представления о диагностике и коррекции посредством мандало-терапии;
Познакомить с возможностями работы с изображением животных на детских мандалах;
Ознакомить с символическим смыслом изображений.
Показать эффективность психотерапевтического воздействия в работе с травматическими переживаниями с детьми и детским опытом.
Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса:
1 шаг. Краткое обоснование основных идей эффективности мандала-терапии.
Знакомство с типами мандал, используемых при работе с детьми и детским опытом:
Цветочные Anna Pomaska 2004
Бабочки Anna Pomaska 2003
Мандалы с животными Anna Pomaska 2003
Дети Klaus Holizka 2002
Базовая проблематика Anna Pomaska 2004
Базовые праформы Klaus Holitzka, внутренние ресурсы 2002
Сезонные Wolfang Hung 2006
Отношения Susanne F Finchеr 2001
Ресурсные А3
2-й шаг. Ознакомление с этапами работы.
I этап: активизация детского опыта, диагностика сознаваемых и неосознаваемых психологических проблем:
Клиенту предлагается набор мандал из которых он должен выбрать одну, наиболее понравившуюся.
Инструкция по работе с мандалой
Сочинение сказки о животном, изображенном на выбранной мандале по следующей схеме:
определение основного героя, а также статуса действующих лиц: помощник, вредители и т.д.;
сочинение сказки: время действия и место действия (давным-давно, в некотором царстве и т.д.), трудности, с которыми сталкивается главный герой, способы их преодоления (чудеса, которые случаются), развязка.
II этап: Коррекция эмоционального состояния, отреагирование детского опыта, активизация внутренних ресурсов.
Раскрашивание мандалы животного.
Рассказывание сказки и обсуждение ее в парах (обмен фантазиями).
III этап: снятие стрессового напряжения, гармонизация эмоционального состояния.
Рефлексия полученного результата, отражающего эмоциональные переживания клиента (обратная связь).
3-й шаг: Имитационная работа с мандалой.
3.1 Педагог-психолог проводит практическое занятие по работе с мандалой животных.
3.2. Участники мастер-класса одновременно играют две роли: клиентов и экспертов.
4-й шаг: Символическое значение мандальных проформ.
4.1. Ознакомление с символическим значением мандальных проформ с изображением животных:
Павлин. Демонстратизм, самолюбование, эгоцентризм. Тонкий эстетический вкус.
Мишка – удовлетворение оральных потребностей. Выбирают те, у кого были проблемы в контексте с матерью. Ранний отрыв от груди, перинатальная проблематика. Если пчелы – враги ( в сказке) - тема конкуренции, т.е. получение каких-либо благ, либо самоутверждение (борьба за власть).
Курица - отношения с матерью. Задается вопрос клиенту о том, с кем он себя идентифицирует. Если он цыпленок, то взаимодействие с тем, кто больше, сильнее. Если курица - отношение со своей материнской ролью, в семье, социуме (если клиент взрослый). Тема опеки, взращивания. Какие отношения: если гармоничные - возможна гиперопека. Если нет- то актуальный конфликт с матерью, либо тем, кто заменил мать. Если цыпленок у взрослого, то детская позиция по жизни, потребность, чтобы опекали.
Ящерицы - мама, дочка. Формирование отношений, женская идентификация, принятие, если ящерицы похожи друг на друга.
Если ящерицы раскрашены по разному - контрсценарий (не буду похожа, не такая как…).
Если выбор сделан мужчиной, то отражаются отношения с женской частью своего мира, проецирование женских качеств, доминирование женских черт в выстраивании отношений.
Если ящерицы разнополые - не прожитый родительский комплекс.
Зеленый цвет означает архитип женственности.
Единороги (мужские части). Тема конкуренции, сотрудничества. Проявление развития контакта со своей мужской частью. У женщин - проявление мужских качеств. Если проформу выбирает женщина, то у нее преобладает стратегия выбора мужского стиля выстраивания отношений. Бесполость у женщин означает не принятие у себя мужских качеств.
Зайцы - самовыражение через соперничество и конкуренцию. (самопроявление через борьбу).
Мышки - потребность в сотрудничестве, компании. Семейственность, потребность быть вместе.
Овечки. У детей - потребность в сенсорном, телесном контакте. У взрослых - потребность в отдыхе.
Кот. У взрослых - рационализирующее поведение, у детей- уход в фантазию от реальных действий.
Хоровод из енотов. Для детей - потребность контактов со сверстниками. У взрослых - доминирование внутреннего ребенка.
5-й шаг: Рефлексия.