Обучая сегодняшних детей, у многих из нас возникает такой вопрос: почему так не просто приобщить современных детей к книге? Да, в современном мире, стремительно быстро развиваются технология, которые помогают обходиться и без чтения.
Но как же доказать детям, что чтение дает эмоции покруче того, что предоставляет нам технология на данный момент. Что книга развивает не только наше воображение, речь, но и интеллект. Передо мной стоит задача, как не только научить читать, еще и читать выразительно, определять главную мысль произведения и отношение автора к лицам и событиям, определять главных и второстепенных героев, понять их взаимоотношения, дать характеристику каждого героя.
Для этого на уроках я использую разные методы. Коммуникационные технологии, игровые, проектные. Одной из них я сегодня делюсь с вами. Это театрализация. При системном подходе нельзя сказать, применяя одну технологию не касаешься другой.
Элементы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе:
- персонификация — реально «оживший» персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя.
- ролевая игра «Кто я?» — ученик в костюме персонажа рассказывает о «себе»(т.е. о персонаже).
- историческая сценка — небольшое представление — способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.
- драматизация — самостоятельное инсценирование произведения с помощью ролевого исполнения по сценарию с применением театральных атрибутов.
Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Можно изменить конец сказки и придумать самим. Побывав в роли актеров, дети узнают какие чувства испытывает этот персонаж, что он думает, может объяснить поведение этого героя. Разгадать в произведении то, о чем автор порой не говорит.
Работая над инсценированием произведения или его эпизодом, важно, чтобы ученик умел:
- определить главную мысль произведения и отношение автора к лицам и событиям.
- определить главных и второстепенных героев, понять их взаимоотношения, характер каждого. Основная задача этих уроков — развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.
Какие же этапы деятельности учителя и учеников выделяются в процессе инсценирования:
- самостоятельное прочтение текста и осознание первого впечатления о прочитанном;
- обмен мнениями;
- работа с текстом, обсуждение и распределение ролей;
- репетиции (актерская, режиссерская деятельность, оформительская работа);
- итоговое выступление в аудитории сверстников;
- анализ выступления, обсуждение достижений каждого участника, формулирование выводов о произведении, героях, проблемах. Дети любят перевоплощаться. Передавать характер героев художественных произведений.
В 2023 году наша школа включилась в проект Минпросвещения «Школьный театр»( протокол от 27.12.2021) Хочется крикнуть лозунгом Школьным театрам быть!
Новизна моего опыта в нестандартном применения театрализации, а в совмещении двух технологий Коммуникации и театрализации.
Совмещении приема визуализации и театральных элементов в программе мовави. Дети могут анализировать, сравнивать и исправлять. Метод театрализации художественных произведений я применяю на уроках литературного чтения еще до того как учащиеся научатся читать. Игровой прием пальчикового театра в период адаптации, позволяет ребенку преодолеть трудности общения и самовыражения. А применение приложения мовави может сделать пересказ сказки по серии картинок более увлекательным например в мультипликации( видео 1)
Коллективное или хоровое прочтение повышает скорость чтения учит прислушиваться к интонации и выражению.( видео 2)
Обсуждение качества прочтения носит рекомендательный, а иногда критичный характер. (Видео 3)
Инсценирование и Драмматизация являются высшим уровнем. (4)
Для театрализации можно использовать стихи, басни, рассказы, пословицы, сказки.
Театрализацию на уроках литературного чтения я применяю очень давно, практически с начала работы не только, учителем начальных классов, но и чителем физкультуры. С появлением цифровых технологий этот процесс стал более увлекательным масштабным и доступным для обмена опытом. В период ковида доступным для онлайн участия и вовлечения родителей в образовательный процесс. Применение театрализации на уроках способствует организации внеурочной деятельности и участию в общешкольных мероприятиях. Дети легко выходят на сцену, при выборе номера всегда голосуют за инсценировку. В крайнем мероприятии по зож участвовали все ученики класса. Использование метода театрализации на уроках литературного чтения оказали положительное влияние на развитие межличностных отношений.