СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс на тему: «Методы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я никогда не учу своих учеников.

Я никогда не учу своих учеников.

Я только даю им условия,

при которых они могут сами учиться.  

                                           Альберт Эйнштейн.

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс на тему: «Методы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах»»

Мастер – класс на тему:

«Методы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах»

                                                                       Я никогда не учу своих учеников.

                                                           Я только даю им условия,

  при которых они могут сами учиться.  

                                                                                               Альберт Эйнштейн


Цель: познакомить с методами создания проблемных ситуаций на уроке.

Задачи:  

  • Обозначить актуальность технологии проблемного диалога на современном этапе образования;

  • Познакомить участников мастер-класса с методами создания проблемных ситуаций;

  • Представить участникам мастер-класса примеры создания проблемных

ситуаций;

  • Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения распознавать методы создания проблемных ситуаций на уроках;

Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.

Ожидаемый результат:        

  • Повышение профессиональной компетенции учителей по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Оборудование:

•        мультимедийная презентация;

•        раздаточный материал: приложения.


Ход проведения мастер – класса:

1. Введение в тему.

-Уважаемые коллеги! Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом. Не менее замечательны и слова Бернарда Шоу: «Если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».  


Главная задача образовательного стандарта - сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. У современного ученика должны быть сформированы УУД, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Это требует использования более эффективных современных педагогических технологий.


- На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию наиболее полюбившиеся мне самой методы создания проблемных ситуаций на уроках.

Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.

     Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Суть проблемного обучения: ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

Главная цель: обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения, создать такие условия, чтобы ребенок хотел, любил и умел учиться.

Основное звено проблемного обучения: проблемная ситуация.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом.

Наша сегодняшняя встреча пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!» Но, перед этим, я предлагаю Вам сформулировать и зафиксировать свои цели, которые Вы хотели бы реализовать в течение мастер-класса.

(Участникам даётся одна минута, чтобы сформулировать цель своего присутствия на мастер - классе).

Цели: (Присутствующие озвучивают свои цели)

 - Те, кто не знаком с этой темой…

Узнать методы создания проблемной ситуации.

-Если вы владеете информацией о проблемном обучении…

Расширить свои знания о технологии проблемного обучения

- Изучив методы создания проблемных ситуаций…

Применить на практике методы (создавать проблемную ситуацию).

Спасибо. Я в свою очередь сформулирую свою цель так:

Познакомить с методами создания проблемных ситуаций на уроке.


2. Теоретическая часть мастер- класса.

Создать проблемную ситуацию — значит ввести противоречие, столкновение

с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Существуют 3 основных метода постановки учебной проблемы:

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог;

2. Подводящий к теме диалог;

3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.


-На каких предметах вы можете использовать эти методы? (на всех)

-Проблемную ситуацию можно создать на любом уроке. А теперь предлагаю Вам проследить эти три метода на примерах.


1 метод. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, так как требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1.        создания проблемной ситуации;

2.        побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3.        побуждения к формулированию учебной проблемы;

4.        принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие, например: «Что вас удивило? Что интересного заметили?», «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?», «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».

Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

 

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Спряжение глаголов».

- Что такое склонение?

- Изменение по падежам.

- Какие части речи, известные вам, склоняются?

- Существительные и прилагательные.

- Попробуйте просклонять глагол «прыгать».

- Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

- Какой возникает вопрос?

Испытывают затруднение (Возникновение проблемной ситуации).

- Нет, не смогли. Глаголы не склоняются (Осознание противоречия).

- Как изменяются глаголы? (Учебная проблема как вопрос)


2 метод. Подводящий диалог.

 Это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов, которые подводят учащихся к формулированию темы урока. Этот метод можно использовать при введении новых понятий, которые в какой-то степени могут быть знакомы детям из повседневной жизни.


Урок математики в 1 классе по теме «Прямая и кривая линии»

На доске 5 рисунков (3 прямые и 2 кривые линии синего цвета и красного цвета).

- Помогите Кате и Лене разбить линии на доске на группы.

-Как вы думаете, на какие группы разобьют дети эти линии?

-Дети предлагают два варианта разбиения: по цвету, по форме.

(Одобряем оба варианта разбиения. Предлагаем посмотреть на вариант разбиения линий по форме.)

- Какие названия вы можете придумать для каждой группы линий?

- Прямые, кривые. (дети)

- Над какой темой мы будем работать?

- Прямые и кривые линии.


3 метод. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Третий путь подведения к теме – это применение мотивирующих приёмов.

Этот метод постановки учебной проблемы состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, стремясь вызвать интерес учащихся к ней. Для этого можно использовать прием «яркое пятно», который состоит в сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы стихи, сказки, загадки, исторический материал и др.

Второй прием - «актуальность»- связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретенные знания в жизни.

  1. Приём «яркое пятно».

Урок математики в 1 классе по теме «Число 10».

Учитель: Мы сегодня познакомимся с числом, о котором детский писатель С.Я. Маршак сказал:

Цифра вроде буквы О -

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Если ж слева рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить.

Потому что это - ...

- Кто догадался, о каком числе идет речь? Правильно. Число 10 - тема нашего урока.


  1. Прием «актуальность».


Урок математики в 1 классе по теме «Числа от 1 до 20».

На доске представлен числовой ряд: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

- Прочитайте числа.

- Как вы думаете, хватит ли этих чисел, чтобы определить страницу в учебнике или записать сегодняшнее число – 25-е?

- Нет, нам нужны ещё числа.

- Чем же мы будем сегодня заниматься?

-Познакомимся с новыми числами.


3. Практическая часть мастер - класса.

А теперь предлагаю Вам разделиться на 2 группы с помощью карточек, которые вы сами выберете.

 Вы должны самостоятельно проследить методы проблемного диалога на примерах. А для этого попробуйте определить к какому методу относится данный Вам пример проблемного диалога.

(Первая группа учителей разбирает 1-ый пример, вторая группа – 2-ой пример.)


(Участники делятся на 2 группы, им раздаются задания и даётся время обсудить его, определить к какому методу можно отнести. Затем каждая группа высказывает своё мнение и начинаем разбирать все вместе).


1 задание.

1 группа. Подводящий к теме диалог

Урок русского языка на тему «Безударные гласные в приставках».        

Уч.: Спишите с доски слова: подкоп, забег, поход.

Д: (Переписывают с доски слова).

Уч.:Поставьте ударение.

Д: (Ставят ударение).

Уч.: Подчеркните безударные гласные.        

Д: (Подчеркивают безударные гласные).        

Уч.:Какое правило о безударных гласных мы уже знаем?

Д: О безударной гласной в корне.

Уч.: А в какой части слова находятся безударные гласные на данный

момент?      

Д:В приставке.

Уч.: Значит, какая сегодня тема урока?        

Д: Безударные гласные в приставках.


Нетрудно заметить, что в приведенном примере использовался метод диалога.

И, если Вы заметили, диалог был не побуждающим, а именно подводящим,

который шаг за шагом приводит ученика к осознанию темы урока.


2 группа. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Урок окружающего мира на тему «Культурные и дикорастущие

растения».

Учитель: Перед вами лежат 3 яблока. Что у них общего?  (предъявление

первого факта)

 Где вы можете их видеть?

Дети: Это яблоки. Они растут в саду, на деревьях. Это фрукты.

Уч.: Какого они цвета?  (предъявление 2-го факта)

Д: Красное, желтое и зеленое (возникновение проблемной ситуации)

Уч.: Что  интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

Д: Всё это яблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия)

Уч.: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос).

Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».


Пока участники работают, жюри тоже принимает участие. Собрать пазл. Кто быстрее, тому приз. Зал помогает оценивать.

 

 Следующее задание.

- Используйте понятия «литр» и «масса»для создания проблемной ситуации

на уроке математики.

Пример:

«Литр»

Шаг 1. В начале урока учитель демонстрирует ученикам две литровые колбы с водой (одна колба узкая и высокая, другая низкая и широкая) и спрашивает в какой воды больше. Большинство детей отвечает, что в высокой.

Шаг 2. Учитель переливает воду в 2 одинаковые литровые банки. Реакция удивления.

Учитель: Кто догадался, почему так получилось? Как нужно определять вместимость сосуда?

Дети: одинаковой меркой.

Учитель вводит понятие «литр»

«Масса»

Шаг 1. Учитель демонстрирует детям две подушечки одинакового размера (одна наполнена горохом, другая синтепоном) и спрашивает какая подушечка легче. Практически все отвечают, что одинаково.

Шаг 2. Тогда учитель дает детям подержать подушечки в руках и сравнить их. Реакция удивления. Дети отмечают, что одна из них легче, а другая тяжелее.

Учитель: Словами «легче» и «тяжелее» характеризуют такое понятие, как масса.


4. Подведение итогов.

-В начале мастер-класса вы сформулировали и зафиксировали свои цели, которые хотели бы реализовать в течение мастер-класса.

-Достигли ли вы этих целей?


Заключительное слово.

Итак, я на собственном опыте убедилась, что открывать новые знания надо совместно с учениками, и стараюсь воплотить это на своих уроках. Надеюсь, эти примеры помогут учителям разобраться в тонкостях применения на практике проблемно-диалогической технологии. Технология ПДО (проблемно-диалогическое обучение) инновационна, она внутренне меняет и взрослых, и детей. Тем и другим она даёт возможность самореализоваться, раскрыть свои творческие способности, стать успешным, открытым, уверенным в себе. Считаю, что проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, поэтому овладевать этой технологией может каждый педагог. Уместно в данном случае привести высказывание Б. Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность».

Я благодарю вас всех за активное участие и за ту поддержку, которую вы мне оказали. В течение жизни мы решаем множество задач и проблемных ситуаций. И если каждую отдельно решенную проблему и задачу рассматривать как распустившийся цветок, то в результате мы получим огромный красивый букет.

Пусть все проблемы, которые встают перед вами будут решены, а букет будет только из распустившихся цветов. Благодарю за работу.