Мастер-класс «Начало урока, каким ему быть?»
Здравствуйте.
В мире множество загадок. Предлагаю разгадать хотя бы некоторые из них. Внимание, на экран (на экране сначала появляются фрагменты рисунков и слов, а затем, после предположений - картинка показывается полностью).
Как вы думаете, что это? (восход)
А это? (Буква А.)
Продолжаем череду загадок. Что это? (Луч)
Ну что же, а теперь давайте вместе подумаем, что объединяет три таких разных объекта: рассвет, букву А, луч…
Рассвет – начало дня, буква А-начало алфавита, точка О- начало луча.
Возможно, вы спросите к чему такое вступление, какой отношение оно имеет к сегодняшнему мастер- классу… Дело в том, что от того, как учитель начнет урок, зависит его ход и результат. Именно начальный этап предполагает эмоциональный настрой учеников определяет темп урока, помогает связать сегодняшний урок с прошлым и настроить на будущий.
Поэтому тема моего мастер-класса - «Начало урока: каким ему быть?»
Перед собой я ставлю такую цель: представить комплекс эффективных методических приемов, используемых в начале урока для мотивации и активизации учащихся.
Каким, на ваш взгляд, должно быть начало урок?
(Недолгое, развивающее, поучительное разнообразное, остроумное.)
1. «Верно-неверно» (выполнение группой)
Предлагаю выполнить следующее задание.
Если утверждение верно, то показывается карточка зелёного цвета, если нет - то красного.
А) в одном сантиметре 10 мм
Б) две точки можно соединить двумя отрезками
В) прямая не имеет концов
Г) точка разбивает прямую на два луча
Работа с карточками снимает стресс, раскрепощает. Можно быстро посмотреть какой материал вызывает затруднения.
Часто применяю…
2.Урок начать со стихотворной минутки или заклинания (прокомментировать)
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно
Слушаем внимательно.
Давайте вместе произнесём девиз (выполнение группой)
(Учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух:)
Мы - умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Для того чтобы быстро включить детей в работу, нужно заинтересовать учащихся, вовлекая их в активную работу уже с самого начала урока. Выполнить эту задачу помогают стихи, психологические настрои, различные установки на урок, девизы. Благодаря этому дети становятся более раскованными, открытыми, у них возникает положительный эмоциональный настрой на весь урок.
Можно по-разному относиться к скандированию, и все же оно объединяет класс.
3. Задание на внимательность (выполнение группой)
Предлагаю выполнить следующее задание.
-Сколько треугольников изображено на рисунке ?
Я столкнулась с проблемой: у детей недостаточно хорошо развито внимание.
Как, по-вашему, нужно действовать?
Я предлагаю, работу с рисунками (сколько треугольников вы видите), таблицами, схемами.
Проверка.
4. Устная работа “Думай и соображай” (выполнение группой)
Найдите потерянную запятую (ответы выбрать среди предложенных на карточках) (распечатать разные правильные и нет)
а) 3,1 • 12 = 372;
б) 1,25 • 1,4 = 1750;
в) 0,15 • 0,23 = 345.
Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить, нельзя помиловать” или “Казнить нельзя, помиловать”.
«Учиться, нельзя отлынивать» или «Учиться нельзя, отлынивать»
В математике также от положения запятой зависит верность или неверность равенства.
5. «Проблемная ситуация» (прокомментировать)
Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.
В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.
7 класс. Тема «Линейные уравнения с одной переменной».
Решаю быстро уравнение:
(3х + 7) · 2 – 3 = 17
6х + 14 – 3 = 17
6х = 17 – 14 – 3
6х = 0
х = 0
Проверка
(3·0+7)·2-3=17
11=17
Естественно при проверке ответ не сходится. Проблемная ситуация. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат - внимательность и заинтересованность на уроке.
(Мотивация – найти ошибку)
Создание проблемной ситуации на уроке математики является одним из важных способов развития познавательной деятельности учащихся, их творческого мышления.
6. Задания на сообразительность, смекалку. (выполнение группой)
Для активизации детей среднего школьного возраста можно применять задания на смекалку, сообразительность, чувство юмора.
Попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов или существ, которые нас окружают.
-Портфеля и рюкзака. (Ранец)
-Яблока и персика. (Нектарин)
-Трамвая и поезда. (Электричка)
-Холодильника и вентилятора. (Кондиционер)
-Апельсина и лимона. (Грейпфрут)
Можно обратиться к залу
7. «А ну-ка, смекни!» (выполнение группой)
Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.
Слагаемое – сумма = множитель - ?
Круг – окружность = шар -?
Уменьшаемое – делитель = разность - ?
Прием на развитие логического мышления. Повторяются понятия «сумма», «разность», «произведение», «частное» и т.д. , развивает внимание.
8. Устный счёт (выполнение группой)
Вычислите устно
-0,3 +0,7 -1 -0,9 +1,1
1
)
можно дать работать в парах на время
Одна из важнейших задач уроков математики – сформировать вычислительные навыки. Необходимы регулярные тренировки. В 5 – 8 классах можно использовать арифметический диктант или цепочку вычислений, где предыдущий ответ входит в новый пример. Учитель проговаривает пример, а учащиеся записывают в тетрадь только ответы.
Такая работа приносит хорошие результаты: уменьшается количество ошибок в вычислениях.
Соревновательный характер задания вовлекает учащихся в игру.
9. Закономерности (выполнение группой)
Другим необходимым качеством математики является интерес к закономерностям. Закономерность - это наиболее стабильная характеристика постоянно меняющегося мира. Сегодняшний день не может быть похожим на вчерашний. Нельзя увидеть дважды одно и то же лицо под одним и тем же углом зрения. Закономерности встречаются уже в самом начале арифметики.
Продолжите закономерность
1,2; 1,8; 2,4; 3;…
Учитель любого предмета может использовать подобные задания. Такие задания развивают логическое мышление, умение анализировать информацию, умение аргументированно высказывать свою точку зрения.
10. Лишнее число (выполнение группой)
Какое число лишнее? Почему?
12,8; 67; 54,34; 0,0007; 0,88; 0,401; 6,11; 3,004.
Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Отрабатывается умение сравнивать, обобщать, проводить классификацию.
11. Зашифрованные примеры (выполнение группой)
Еще в начале урока можно создать и решить зашифрованные примеры и сформулировать тему урока.
Найдите корни уравнений, расположите их в порядке возрастания и прочитайте тему урока.
х:0,1=60 Л 6
7,5х=0 У 0
3х+2х=15,5 О 3,1
6,8х=13,6 Г 2
13. «Это интересно»
1) Пантера делает прыжок длиной 12 м, тигр-5м. На сколько метров пантера прыгает дальше тигра?
2) Паучок длиной 2 см прядёт нить для паутинки. Её длина может достигать 3 метров. Во сколько раз длина нити больше длины её создателя?
Задания познавательного характера.
Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Поэтому следующий приём я назвала «УДИВЛЯЙ!»
14. «УДИВЛЯЙ!»
Из шести одинаковых палочек составить 4 равносторонних треугольника.
Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Учит детей мыслить не шаблонно.
Также можно использовать традиционные кроссворды, математический диктант. В начале урока хороши все приемы, кроме скучных, потому, что необходимо включить детей в разговор, чтобы они работали с желанием, активно.
Подведем итоги. Возможно, кому-то рассматриваемая тема показалась незначительной, но необходимо помнить: начало урока определяет его ход, структуру, активизирует детей, делает их более внимательными.