Просмотр содержимого документа
«Мастер класс "Прием моделирование как средство при решении задач в начальных классах"»
Моделирование
при решении задач в начальных классах
Новоселова С.А.- учитель начальных классов
Цель мастер - класса:
- наглядная демонстрация приёмов, позволяющих учителю в рамках технологии развивающего обучения (вне зависимости от преподаваемого им предмета) повысить эффективность преподавания и оптимизировать процесс формирования универсальных учебных действий учащихся на основе применения моделей на уроке
Универсальные учебные действия
а) личностные
- умение ставить учебные задачи
- умение планировать свою деятельность
- умение действовать по плану
- умение рефлексировать
- умение осуществлять контрольно-оценочную деятельность
б) познавательные
- умение наблюдать, сравнивать, классифицировать действия и предметы
по определенному признаку
- умение работать с различными источниками информации
- умение создавать презентации на заданную тему
в) познавательные и знаково-символические
- умение работать с моделями для решения разных задач
г) коммуникативные
- умение работать в группе, паре
- умение считаться с мнением товарищей
- умение отстаивать и доказывать свое мнение
Что развито у младших школьников (на что опираться учителю )
- Острая любознательность
- Яркие эмоции
- Любят рассуждать
- Легко фантазируют
- Любят игры, инсценировки
- Любят рисовать, делать поделки
- Восприимчивы к красоте и гармонии
Что мало развито у младших школьников (что необходимо развивать)
- Интеллектуальное мышление
- Сосредоточенность внимания
- Моторика
- Подготовленность к художественно – речевой деятельности
- Словесно- логическая память
- Понятийное мышление
- Самооценка
- Навыки моделирования
Моделирование –
целенаправленный информационный процесс, обеспечивающий получение новой информации об объекте, его свойствах и поведении с помощью модели.
Модель –
упрощенное материальное или информационное представление (образ) реального объекта, частично воспроизводящее объект, его свойства и поведение.
Результат моделирования –
новая информация о существующем объекте, его свойствах и поведении, либо прогноз свойств и поведения конкретной новой, ранее не существовавшей, модификации объекта.
Что такое «МОДЕЛЬ»
и зачем она нужна
Разделите предложенные изображения на две группы, укажите номера рисунков, вошедшие в каждую из них. Дайте название группам.
2
1
5
4
3
8
9
10
6
7
14
13
12
11
Перед вами реальные объекты и их модели.
Модель – это упрощенный «заместитель» некоторого объекта, сохраняющий все его признаки.
Укажите стрелками соответствие между объектом и его моделью.
Модель
Материальная
Информационная
Словесная
Серый.
Большой.
С хоботом.
Графическая
Математическая
А+В=В+А
7
Модели на уроках математики
Модель может использоваться
на разных этапах решения задачи:
У Миши было 5 открыток,
а у Васи – 3.
На сколько открыток
у Миши больше?
Оформление краткой записи
А)
?
8
Составьте свое условие к данной модели задачи
?
Б)
Мама купила 4 яблока и 2 груши.
Сколько всего фруктов купила мама?
9
Какое условие соответствует модели?
- На тарелке лежало 7 пирожков. З пирожка съели.
Сколько пирожков осталось?
- Во дворе гуляли 7 детей. 4 ушли домой.
Сколько детей осталось?
- В вазе стояло 7 цветов. 3 из них красные.
Сколько жёлтых цветов в вазе?
Придумайте свой текст задачи
10
3 часа
В)
15км/ч
18км/ч
?км
Что можно сказать по данной модели?
Как называются подобные задачи?
Составь свою задачу по данной модели
11
- Внимательно рассмотрите рисунок
- Подберите нужную модель к каждому рисунку
- Соедините линиями арифметическое действие и соответствующую модель?
3 ∙ 4 4 ∙ 2 2 ∙ 5
12
Таким образом, актуальность применения
на уроках различных видов моделей обусловлена
несколькими факторами:
- возможностью использования приёмов технологии
развивающего обучения,
- оптимизацией процесса формирования
универсальных учебных действий,
- экономией времени урока,
- возможностью обратиться к модели в случае
затруднения,
- развитием монологической и диалогической речи,
- развитием процессов мыслительной деятельности
учащихся.
12
Весь мир — открытая задача.
Решай — и ждет тебя удача… А.А. Гин
12