Мастер – класс «Современные формы профориентационной работы классного руководителя с родителями обучающихся ОВЗ и детей инвалидов»
(1 слайд) Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хотим поделиться опытом работы, и представляем Вам мастер-класс «Современные формы профориентационной работы классного руководителя с родителями обучающихся ОВЗ и детей инвалидов».
(2 слайд) Цель: систематизировать знания педагогов для работы по профориентации с родителями детей с ОВЗ и детей инвалидов.
Задачи:
1.Познакомить Вас с различными формами, применяемые в игровой технологии.
2.Способствовать формированию умений у родителей в проведении практических занятий по ознакомлению младших школьников с профессиями.
3. Активизировать мотивационную готовность участников (родителей, учащихся) к использованию игровых приемов при ознакомлении младших школьников с профессиями.
(3 слайд) Профориентационная подготовка – одно из самых важных средств интеграции ребенка с ОВЗ в социум и адаптации в нем. Наличие у учащихся физических и/или интеллектуальных, психических ограничений делает эту работу довольно сложной. Приступать к ней нужно как можно раньше, с младшего школьного возраста.
Поговорим о том, какие проблемы возникают у вас при организации процессов обучения и воспитания.
Проблема - профориентации для детей с ОВЗ приобретает особую остроту и значимость, так как состояние их физического и психического здоровья сужает круг профессий.
(4 слайд) Все эти сложности обусловлены психолого-педагогическими проблемами детей с ОВЗ и детей инвалидов.
Низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации, недостаточности знаний об окружающем мире.
Недостаточно сформированы пространственные представления. Дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, устанавливать симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, располагать конструкцию на плоскости, соединять её в единое целое.
Внимание неустойчивое, рассеянное. Дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.
Память ограничена в объёме. Преобладает кратковременная память над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
Мышление: наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
Снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми.
Жизнь человека в большей мере связана с успешной «жизнью» в профессии. Выбор профессии трудный и долгий. Особенно сложно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья. Выбор профессии является тяжелым и напряженным этапом не только для детей с ОВЗ, но и для их родителей.
Начинать знакомить детей с разнообразным миром профессий необходимо с младшего школьного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду и бережное отношение к вещам.
Перед нами взрослыми, (педагогами и родителями), стоит очень сложная задача - заинтересовать детей и познакомить с рядом профессий, которыми они могли бы овладеть, так как выбор ограничен, в силу интеллектуальных и физических возможностей.
Сегодня мы с вами поработаем над тем, как найти положительные стороны в ситуациях, которые не соответствуют нашим ожиданиям. Давайте немного поговорим о том, как часто мы получаем не то, что ожидаем. У кого-то это происходит часто, у кого-то — не очень. Человек устроен так, что ожидания являются неотъемлемой частью его жизни. Вы ожидаете от своих детей хороших результатов, а что если…, - не буду забегать вперёд.
Уважаемые, коллеги, предлагаю вам приём «Фея цветов», который можно провести на родительском собрании, чтобы родители сосредоточились именно на настоящем, на том, что у них есть в данный момент. (5 слайд)
-Для начала, попробуйте представить тот цветок, который вам бы хотелось сейчас получить. Закройте глаза, и постарайтесь представить какого он цвета, размера, какой у него аромат. А теперь можно открыть глаза. Я, Фея цветов, могу исполнить ваше желание, стоит только попросить меня об этом, сказав: «Фея цветов, мне бы очень хотелось получить...» (5 слайд, по щелчку)— и назвать тот цветок, который вы себе представили. По очереди скажите мне о своем желании. (Участники по очереди называют цветок, однако ведущий раздает совершенно другие цветы и с юмором комментирует свои действия).
-Я иногда люблю пошутить. Каждый (не все) получил не то, что хотел. Однако у нас всегда есть возможность как-то сформулировать свое отношение к тому, что мы имеем сейчас. Давайте попробуем это сделать, продолжив фразу: «Я пожелала …, но не получила её, зато у меня есть …» (5 слайд, по щелчку.) (Участники, используя шаблон, говорят о своем отношении к данной ситуации.)
- Цветы в ваших руках не всегда соответствуют желаниям и возможностям детей. Наши дети не всегда оправдывают наши ожидания, но всегда есть возможность посмотреть на них, с другой стороны. И опыт, который родители получат во время игры, поможет скорректировать профессиональные планы своих детей, учитывая их интересы и способности, учитывая их состояние здоровья, умственное развитие. Не всегда получается так, как хочется.
Эту игру можно провести на родительском собрании, чтобы родители сосредоточились именно на настоящем, на том, что у них есть в данный момент.
(6 слайд) Чтобы привлечь родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей, предлагаем приём «Продолжи предложение…»
Я Вам раздам начало фразы, а Вы продолжите.
В будущем мой ребёнок, наверное, получит профессию…, потому что…
Я считаю, что выбирать профессию методом проб и ошибок - это правильно (неправильно), потому что …
Я считаю, что родители должны (не должны) влиять на выбор профессии ребёнка, потому что …
В будущем я помогу своему ребёнку изучить себя, свои интересы, склонности к определённому виду деятельности, так как это ….
Я считаю, что профессия семьи (династии) должна (не должна) повлиять на выбор моего ребёнка, потому что …
Я хочу, чтобы мой ребёнок стал…
Выбирать профессию должен …
Выбор профессии для ребёнка …
Итог: этот приём будет способствовать взаимопониманию между родителями и детьми в вопросах выбора будущей профессии.
Спасибо, уважаемые коллеги, мне было очень интересно послушать Ваши ответы, надеемся, что этот приём вы будете использовать в своей работе с родителями.
Мудрая пословица гласит: «семь раз отмерь, один – отрежь» ... Нам часто приходится принимать решение и в личной жизни, и в профессиональной деятельности, исходя порой от сиюминутных условий. И это не верно. Ведь от того, насколько верным, взвешенным будет это решение, зависит порой наша судьба. А значит, наша с вами задача, помочь ребёнку принять правильное решение в выборе своей будущей профессии.
(7 слайд) Следующий приём «Объясни, если сможешь!» способствует просвещению родителей и детей в период профориентации обучающихся.
Я даю Вам карточку, а Вы должны дать объяснение к этой профессии, так как Вы бы объяснили своему ребёнку.
Раздаём названия профессии, хаотично, педагог читает и даёт объяснение.
Профессии | Понятие, которое раскрывает профессию |
Швея | Женщина, которая шьёт, ремонтирует одежду. |
Маляр | рабочий, занимающийся окраской зданий, сооружений, и прочих предметов интерьера. |
Слесарь | рабочий, специалист по обработке металлов, сборке и починке металлических изделий, машин и т. п. |
Садовник | специалист по уходу за садом или любым озеленённым объектом. |
Дворник | работник, поддерживающий чистоту и порядок на дворе и на улице около дома. |
Фасовщик | Специалист, занимающийся фасовкой (упаковкой) различных товаров, продуктов. |
Ребёнок выбирает профессию, а родители – объясняют эту профессию (и наоборот). Со временем, можно менять профессии (добавлять, убавлять). Этот приём знакомит детей с профессиями.
(8 слайд) Уважаемые коллеги, предлагаем Вам вспомнить метод «Шесть шляп».
Это один из самых действенных методов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно.
Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа".
Шесть шляп мышления
Красная шляпа. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.
Желтая шляпа. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства, преимущества предложения, перспективы, выявить скрытые ресурсы.
Черная шляпа. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки, риски и говорит, почему что-то может не получиться.
Зеленая шляпа. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Белая шляпа. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.
Синяя шляпа. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).
Благодаря такому делению весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.
Уважаемые коллеги, у меня 6 шляп. Образуйте, пожалуйста 6 групп. Я (раздаю шляпы и листы и формулирую задание).
Задание:
Выберите профессию.
Расскажите о профессии по значению цвета шляпы (подсказки – вопросы даны в таблице).
Приступаем к работе, время 5 минут. (отвечают по желанию)
Время вышло, кто начнёт?
Чёрная шляпа | Чёрная шляпа защищает от безрассудных и непродуманных действий при выборе профессии, указывает возможные риски и подводные камни. Выбирая профессию, надо ответить на вопросы: Что может пойти не так? Почему это нельзя делать? Все наши опасения? Все подводные камни. |
Жёлтая шляпа | Жёлтая шляпа требует сконцентрироваться на поиске достоинств выбранной профессии, преимуществ и позитивных её сторон. Какие у профессии положительные стороны? Какие есть преимущества и достоинства? Какие есть радужные перспективы при выборе этой профессии? Почему надо выбрать именно её? |
Зелёная шляпа | Зелёная шляпа создаёт новые идеи, модифицирует уже существующие, ищет альтернативы, исследует возможности и разрушает стереотипы. Какие есть альтернативы? Какие идеи связаны с этой профессией? Как выбранную профессию можно ещё реализовать? Что можно ещё с ней сделать? |
Синяя шляпа | Синяя шляпа служит для управления самим процессом работы, координирует работу, собирает результаты, организовывает, регламентирует. Её используют в начале выбора профессии для определения порядка работы в данной профессии, и в конце работы, чтобы обобщить достигнутые результаты и обозначить новые цели. |
Белая шляпа | Белая шляпа используется для направления внимания на информацию и факты о выбранной профессии. Что мы знаем об этой профессии? Какая есть информация о ней, факты, цифры, статистика, данные, исследования. Какой ещё информации нам не хватает об этой профессии? |
Красная шляпа | Красная шляпа позволяет высказать свои чувства, интуитивные догадки, относительно рассматриваемой профессии. Что мы переживаем по поводу выбора этой профессии? Каковы наши догадки по поводу выбранной профессии? Что нам подсказывает интуиция? Каковы наши ощущения, смутные предположения по поводу данной профессии? |
Итог: метод «Шести шляп» можно использовать для конкретизации у родителей представления о роли семьи в период профориентации ребёнка.
Итак, уважаемые коллеги, мы заканчиваем наш мастер – класс и хотим сказать, что:
-проводить целенаправленную профориентационную работу, нужно начинать с младшего школьного возраста;
- профориентационная работа с ребенком с ОВЗ должна вестись комплексно, с включением в этот процесс различных специалистов и родителей ребенка;
- родители ребенка должны быть активными участниками процесса профориентации;
- необходимо на протяжении всего периода профориентации проводить корректировку профессиональных планов ребенка в соответствии с его возможностями;
- на основе корректировки профессиональных планов с ребенком целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.
Трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Инвалидам же нужно приспосабливаться к различным сферам жизнедеятельности. Государство и общество должно быть заинтересовано в адаптации этой социальной группы для того, чтобы они свободно могли работать по той профессии, которой они считают наиболее подходящей для себя.
Уважаемые коллеги, хотим выразить Вам свою искреннюю благодарность за работу в мастер-классе. Хотим пожелать Вам творческих успехов. Пусть результат Ваших стараний всегда превосходит любые ожидания. Спасибо за внимание.