Мастер – класс
«Проектно-исследовательская деятельность как развитие
функциональной грамотности обучающихся»
Федорова Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы.
Применение проектно - исследовательского метода, способствующего развитию функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера позволяют лучше учесть личные склонности учеников и особенности образовательного учреждения, что способствует динамичному развитию отечественной школы.
Главная цель учителей – создание «деятельностной модели образования, ориентированной на развитие индивидуальных образовательных потребностей», и тех условий, «в которых могло бы происходить деятельностное самораскрытие личности»1 (Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский, Э. Д. Днепров, А. С. Обухов, Д. Б. Эльконин). Фундаментальной основой такой модели являются и обучение школьников поисковым приёмам, и процесс школьного учебного исследования. Развитие мышления базируется на овладении словом, что является залогом успешного освоения не только гуманитарных, но и любых других областей знания (М. М. Бахтин, Л. С. Выготский). Широкое применение деятельностных технологий, богатый потенциал которых заключен в учебном исследовании, позволяет сделать процесс речевого (творческого и интеллектуального) развития учащихся более эффективным.
Мастер – класс посвящен проблемам и формам организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе в школе.
Цель мастер - класса – раскрыть технологию организации и использования учебно-исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе.
Основные задачи:
- охарактеризовать роль и место учебно-исследовательской деятельности учащихся в современной модели школьного образования;
- охарактеризовать методы обучения с точки зрения эффективности их применения в организации учебно-исследовательской деятельности школьников;
- охарактеризовать методический инструментарий (приемы, формы) организации учебно-исследовательской деятельности учащихся с позиции развития метапредметных, в том числе познавательных способностей и поисковых навыков.
Проблема учета гуманитарной специфики в учебно-исследовательской деятельности по русскому языку и литературе приводит к мысли о том, что ученическое мышление отличается от мышления ученого. Практика учителей (Е. С. Абелюк, А. М. Лобок, Т. Б. Михайлова и др.), работающих со школьниками в этой области, показывает, что детское исследование начинается не с выбора темы, а с познавательного интереса, перерастающего в проблемный вопрос, что подтверждает и мой преподавательский опыт.
Учебно-исследовательская деятельность на уроках и внеклассных занятиях по литературе активизирует индивидуальный познавательно-творческий потенциал школьников и способствует их нравственно-эстетическому развитию в том случае, если:
- учитываются методологические принципы гуманитарного познания (индивидуальность знания; диалог-взаимодействие ученика-исследователя и исследуемого текста; равноправие исследовательских позиций), теория и методы литературоведческой науки;
- учитывается специфика индивидуального восприятия учеником художественного текста как эстетического высказывания;
- учебно-исследовательские приемы и формы применяются параллельно в урочной и во внеурочной деятельности школьников.
Апробация результатов развития функциональной грамотности учащихся через проектно – исследовательскую деятельность осуществлялась в процессе непрерывной педагогической работы в должности учителя. Основные положения предлагаемой модели организации учебно-исследовательской деятельности учащихся были представлены на следующих научных и научно-методических мероприятиях: на Педагогических чтениях «Духовное наследие отечественной литературы и искусства» БРИОП 2015г.), Республиканском конкурсе «Мой лучший урок» БРИОП 2017 г.), Международной научно – практической конференции «Современный текст: традиции и новаторство», секция «Текстовая деятельность в современной методике преподавания русского языка и литературы» (БГУ, Улан – Удэ,2019); на семинарах «Современные образовательные технологии при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ» (БРИОП, Улан – Удэ, 2018 - 2019гг.), статья «Современные образовательные технологии» (сайт Мультиурок, 28.05.2019 г., Свидетельство), Проект по комедии «Горе от ума» (Сайт Мультиурок, 28.05.2019 г., Свидетельство), «Урок – проект по сказкам М.Е.Салтыкова –Щедрина» (Сайт Мультиурок, 28.05.2019 г., Свидетельство), преподавание по теме «Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся как способ развития функциональной грамотности подростков» (БРИОП для ПДС «Школа молодого учителя», 2019); в работе Круглого стола «Детская и подростковая литература в современной школе» (АУЛИР Республики Бурятия, 2018).
Практическая значимость мастер - класса состоит в том, что его теоретические положения позволяют педагогам эффективно организовывать обучение школьников проектно -исследовательской деятельности по любому предмету. Разработанные и проведённые проекты, написанные доклады («Филологическая лаборатория: Основы функциональной грамотности подростков», «Обучение составлению ментальных карт на уроках литературы», «Учебно-исследовательская работа школьника по русскому языку и литературе», «История, биология и математика в художественной литературе») могут быть использованы в качестве учебно-методических материалов в школе, на курсах повышения квалификации учителей, в подготовке студентов – будущих педагогов-словесников.
1 А. М. Лобок. Общее образование: Что, кроме общих слов? // Первое сентября. – 2005. - №1. - С. 2.