Мастер – класс
по пластилинографии
на тему:
«Золотая рыбка»
подготовила: воспитатель Бондаренко М.П.
Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих
способностей дошкольников»
Тема: «Золотая рыбка»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов,
получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.
Задачи мастер класса:
обучение участников мастер- класса технике «пластилинография»;
развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов
на бумаге и широкому применению их в детском саду.
Ожидаемый результат:
создание лепной картины с изображением полуобъемных предметов на
горизонтальной поверхности;
применение участниками мастер-класса техники «пластилинография» в
работе с детьми;
повышение уровня профессиональной компетентности.
Материалы и оборудование для педагогов:
плотный картон синего цвета, размер ½ А4;
набор пластилина;
салфетка для рук;
доска для лепки;
стека;
Ход мастер- класса:
Вступление
Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у
дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив
должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда
проявится в будущем. А для развития творческих способностей или
предпосылок к нему наиболее близким и доступным для дошкольников
считается изобразительная, художественно-продуктивная деятельность. Цель
моего опыта – развитие творческих способностей детей средствами
нетрадиционной техники рисования. Для достижения этой цели я выбрала
пластилинографию или рисование пластилином. Принцип данной техники
заключается в создании пластилином лепной картинки с изображением более
или менее выпуклых, полуобъёмных или плоскостных объектов на
горизонтальной поверхности.
Пластилинография способствуют, в первую очередь, снятию мышечного
напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, мелкую
моторику рук, это необходимо для развития речи и повышения интеллекта
ребенка, способствует развитию фантазии, творчества, трудовых навыков,
побуждает детей к самостоятельности, желание доводить начатое дело до
конца.
Картины, выполненные в технике - пластилинография, могут быть
использованы в качестве подарка, практичны в украшении интерьера
квартиры, дома, а также могут стать достойными участниками в различных
конкурсах и выставках.
Практическая часть.
Для выполнения практической работы я предлагаю создать творческую
группу из 5 человек. Пожалуйста, желающие! (ВЫХОДЯТ)
- Спасибо, что Вы приняли моё приглашение.
Сегодня, уважаемые воспитатели, мы с вами будем рисовать золотую рыбку.
Для этого нам потребуется:
плотный картон синего цвета с контурным рисунком рыбки (формата ½
А4);
набор пластилина;
салфетка для рук;
доска для лепки;
стека;
Начинаем работу с пластилином с мелких деталей - плавников. Отщипываем
кусочек пластилина красного цвета, кладём на основу, и размазываем основания
плавников. Следим за контуром рисунка.
После этого стекой процарапываем вертикальные линии на плавниках.
Теперь берём кусочек пластилина оранжевого цвета и размазываем голову.
Для того чтобы сделать глаз берем белый пластилин, отщипываем от него
немного и раскатываем маленький шарик, сплющиваем и прикрепляем глаз на голову рыбки.
Далее берем черный пластилин (небольшой кусочек), раскатываем шар,
сплющиваем и делаем зрачок рыбке, накладывая поверх белого пластилина.
Рот рыбки - раскатываем маленький красный шарик. Положим её на
внешний контур. Теперь шарик нужно особым образом примазать, оставляя
внешнюю часть пластилинового шарика выпуклой и направляя движение пальца к нижней половинке рта (получится примазанная пластилиновая
Так же примажем еще меньшего размера пластилиновый шарик на нижней
половинке рта, направляя на верхнюю половинку.
Приступаем к рисованию хвоста. Начинаем с конца хвоста. Для этого
поворачиваем картон наоборот. Отщипываем пластилин оранжевого цвета,
скатаем шарик и примажем, оставляя внешнюю часть шарика выпуклой и
направляя движение пальца к основанию хвоста.
Так же примазываем ещё 3 шарика. Далее размазываем пластилином до начала хвоста. Можно чередовать желтый, оранжевый или красный пластилин.
Теперь дело за туловищем. Оформляем чешуйки у рыбки. Берём
пластилин жёлтого цвета, скатаем шарики и примазываем, как пластилиновые капельки рядом друг с другом, направляя их в сторону головы. Получается несколько рядов. Так заполняем туловище.
Для оформления дна, нужно изготовить водоросли. Для изготовления
водорослей, необходимо пластилин зеленого цвета скатать колбасками разной
длины. И придавая им извилистую форму, выкладываем на основе.
Маскируем основание водорослей «морскими камушками». Для этого из
пластилина белого, черного и коричневого цвета скатаем шарики и располагаем их на «дне», чередуя пластилиновые шарики разных цветов и размеров.
Вот и получилась у нас такая красивая картинка.
Готовую работу можно сбрызнуть лаком для волос, чтобы она не
запылилась, так как пластилин сильно притягивает пыль.
В ходе практической работы воспитателей говорю: Рисовать
пластилином можно разными способами. Это размазывание основы
пластилином нужного цвета
Можно «горошками». Из пластилина катаются горошинки и
выкладываются узором на поверхность картона, заполняя весь рисунок.
Рисование «жгутиками». Техника “жгутиками” несколько сложнее в том,
что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок.
Следующий способ – процарапывание. На картон наносится тонкий слой
пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается
зубочисткой, стеком, как в технике граттаж.
Так же рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы. Показываю картинки выполненные в технике пластилинографии разными способами.
Заключительная часть. Мастер-класс подошёл к концу.
- Было ли вам интересно, и хотели бы вы попробовать в своей практике из
увиденного сегодня? (воспитатели высказывают своё мнение)
Уважаемые коллеги, прошу вас выполнить рефлексию по методике
«эмоциональное письмо»:
- Если вам понравилась наша работа, вам всё было понятно и всё удалось,
если у вас сейчас хорошее настроение, то в корзинку положите улыбающееся
солнышко.
- А если у вас возникли затруднения или вам что-то не понравилось, то
выберите грустное солнышко.
Уважаемые коллеги, спасибо Вам за активное участие в мастер-классе, за
чудесные картины.__