Мастер-класс
Тема: «Здоровый педагог-здоровые дети!»
Цель: формирование у педагогов умений и желаний заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.
Задачи:
1.Создать условия для сохранения и укрепления здоровья педагогов.
2.Сформировать у педагогов навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение к себе и к окружающим.
- Уважаемые коллеги! Здравствуйте! С этого слова начинается каждый наш день. Здравствуйте, на первый взгляд, это самое обыкновенное слово. Но в нём всё: и свет улыбки, и радость встречи, и пожелания здоровья. Говоря: «Здравствуйте», мы желаем человеку быть крепким, сильным, здоровым. Так давайте поприветствуем друг друга.
1блок: «Приветствие»
1)Предлагаю, вам ответить на моё приветствие "ритмическими хлопками"
(-- -- - - -) (показываю хлопки).Прохлопайте, если фраза к вам относится:
-Здравствуйте те, кто с настроением проснулся.
-Здравствуйте те, кто к работе душой прикоснулся.
-Здравствуйте те, кто способен любить
-Здравствуйте те, кто способен творить
-Здравствуйте те, кто приветствие другу умеет дарить.
2) Игра «Приветствие» (муз.инструмент - бубен)
1 удар в бубен - здороваемся за руку.
2 удара в бубен -плечиками здороваемся.
3 удара в бубен -спинками здороваемся.
Психологический смысл упражнения. Установление контакта между участниками. Рукопожатие – это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами – это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы.
2блок: «Здоровье»
«Здравствуйте!» Означает: «Будь здоров». А что же такое – здоровье. – Давайте попробуем дать определение слову здоровье.
На каждую букву этого слова напишем слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.
З Д О Р О В Ь Е | Задор Движение Оптимизм, образ жизни Радость Образованность Восторг ----------- Единство души и тела |
Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Нам педагогам необходимо помнить, что мы с вами входим в группу риска по различным профзаболеваниям. Мы часто вынуждены находиться в статической позе. Из-за этого уменьшается подвижность суставов, нарушается поступление кислорода к внутренним органам и головному мозгу. Всё это может спровоцировать различные заболевания.
Основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся: миопия (близорукость), ларингит, синдром хронической усталости, гиподинамия, остеохондроз. Как быть, как помочь себе? Необходимо каждый день уделять себе внимание делая такие интересные не сложные упражнения.
Профилактика усталости глаз
Нам немало времени приходится проводить сидя у монитора компьютера. Ради хорошего зрения не пожалейте 10 минут в день. Зарядка для глаз творит чудеса, если делать ее регулярно. Предлагаю Вам «фитнес» для глаз.
Фитнес для глаз «Веселая неделька»
Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку. В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву,
И обратно в высоту.
(поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна)
Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда сюда,
Ходят влево, ходят вправо, Не устанут никогда.
(повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна)
В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем, Так игру мы продолжаем.
(плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки)
По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали, Глазки рассмотреть должны.
(смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз,
перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку)
В пятницу мы не зевали, Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять, В другую сторону бежать.
(поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх)
Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки.
(посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый)
В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять, Чтобы глазки закалялись, Нужно воздухом дышать.
(закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко наоборот )
Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!
Дыхательная гимнастика.
Медленное и глубокое дыхание – понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации.
Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряжённость.
То есть, изменяя ритмику дыхания можно из расслабленного спокойного состояния перейти в более активное, бодрое.
Предлагаю вам поработать с дыханием.
Упражнение «Обнимашки»
И.п.: стоя ноги на ширине плеч
1.Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
2.Задержать дыхание на 3-4 с.
3.Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза.
Звуковая гимнастика
Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые влияют на наше самочувствие.
Звук «О» - воздействует на сердце, легкие.
Звук «Я», «М» - воздействует на работу всего организма.
Звук «ХА» - помогает повысить настроение.
«Голосовая разрядка» - сделать выдох, затем медленный глубокий вдох и задержать дыхание. На выдохе издать резкий звук «Ух!»
Профилактика остеохондроза. Гимнастика для шейного отдела позвоночника.
1.Подбородок опустите к шее. Поверните голову сначала 5 раз вправо, а затем 5 раз влево.
2.Чуть-чуть приподнимите подбородок. Опять поверните голову вправо 5 раз, потом влево 5 раз.
3.Наклоните голову вправо, пытаясь достать ухом плечо — 5 раз, затем влево 5 раз.
4.Голова прямо. Опустить голову вниз, стараясь по возможности прижать подбородок к груди.
5.Запрокинуть голову назад, одновременно вытягивая подбородок.
6.Надавите лбом на ладонь и напрягите мышцы шеи. Упражнение выполните 3 раза по 7 секунд.
7.Напрягая мышцы шеи, надавите левым виском на левую ладонь (3 раза по 7 секунд). А теперь правым виском надавите на правую ладонь (3 раза по 7 секунд).
8.Подбородок прямо, руки на затылок. Надавить затылком на руки 3 раза по 7 секунд.
9.Руки, соединенные в пальцах, подвести под подбородок. Надавить подбородком на руки 3 раза по 7 секунд.
10.Поднимайте плечи, на сколько, это возможно и удерживайте в таком положении.
11.Промассируйте самостоятельно или с чьей-либо помощью воротниковую зону, плечи.
12.Посмотрите вверх и протяните руки, стараясь «достать до неба» - сначала одной рукой, затем другой, и обеими вместе.
13.Потрите голову и ощупайте всю ее подушечками пальцев.
14.Потяните себя за волосы.
Пальчиковый массаж.
Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме.
Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга.
Указательный – улучшает работу желудка.
Средний – кишечник и позвоночник.
Безымянный – улучшает работу печени.
Мизинец – помогает работе сердца.
Игра: «Мое здоровье»
Все встают в круг, посередине круга лежит написанное слово ЗДОРОВЬЕ).
Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный – не двигаетесь.
- я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;
- я ежедневно совершаю прогулки перед сном;
- я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом;
- я периодически провожу разгрузочные дни;
- у меня отсутствуют вредные привычки;
- соблюдаю режим дня;
- я правильно питаюсь;
-я эмоционально уравновешен;
-я выполняю профилактику заболеваний.
Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем «здоровье»? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли вы здоровый образ жизни.
3 блок: «Цветотерапия»
«Значение цвета»
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
4 блок: «Рефлексия»
«Сундучок»
Сейчас я попрошу Вас, уважаемые педагоги, заглянуть в сундучок, где находится нечто очень ценное. (Педагоги по очереди заглядывают и видят свое отражение в зеркале).
Вы сами для себя, ваше здоровье и есть ваш клад, ваше сокровище. Берегите его.
«Пожелания»
Начинайте каждый день с чувством радости.
Поддерживайте это состояние в течение дня.
Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.
Питайтесь регулярно и разнообразно.
Исключайте жареную, жирную пищу.
Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
Не переедайте на ночь.
Спите не менее 8-ми часов в сутки.
Занимайтесь физическими упражнениями.
Больше двигайтесь, старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
Любите свою душу и тело.
«Солнышко»
Цель: Вызвать у участников положительные эмоции.
Всем участникам раздаются чистые листы с изображением солнышка. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.
- Завершить мастер-класс хотела бы высказыванием Конфуция:
«Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда».