СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мастерская юного художника".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное планирование составлено для занятия внеурочной деятельностью. Направление эстетическое.

Просмотр содержимого документа
«"Мастерская юного художника".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 8





Рабочая программа

по внеурочной деятельности эстетического направления

«Мастерская художника»

на период 2018 – 2019 годы

(1-4 классы)

Составитель: учитель начальных классов

МБОУ гимназии № 8

Озикова Наталия Васильевна


г. Хабаровск

2018 г.



  1. Пояснительная записка

1.1.

Примерные и авторские программы, на основе которых создана рабочая программа

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская художника» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности. Рабочая программа имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» ( М.: Просвещение, 2006 г.)

1.2.

Цели и задачи курса

Цель программы - фор­мирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.


1.3.

Место учебного предмета в учебном плане

 Программа «мастерская художника» предназначена для учащихся 1-4 классов с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Реализация программы рассчитана на 4 года начального образования объёмом 134 часа (1 класс - 32 часа, 2–4 классы — 34 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Набор свободный. Состав группы постоянный. Наполняемость группы – 10 – 15 человек.


1.4.

Структура курса

Раздел «Художник - природа» - 32 ч.(1 класс)

Раздел «Искусство вокруг нас» - 34ч. (2 класс)

Раздел «Живой мир искусства» - 34 ч. (3 класс)

Раздел «Мудрость красоты» - 34 ч. ( 4 класс)


1.5.

Краткое описание деятельностной технологии как основного метода обучения

Деятельностный подход – основной способ получения знаний.

Задачи курса:

  • формирование у учащихся нравственно-эстетической отзыв­чивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

  • формирование художественно-творческой активности школьников;

  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, уме­ний и навыков.

Цель: развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.


1.6.

Количество учебных часов в соответствии с рабочей программой

1 класс Всего часов

«Художник - природа» 32 ч.

  1. «Радуга красок» 5ч

  2. « Мастер природа» 8 ч

  3. .«Рисуем пейзаж» 6 ч

  4. «Народное творчество» 10 ч

  5. «Весна - утро природы». 3 ч

2 класс

«Искусство вокруг нас» 34 ч.

  1. «Осенняя сказка» 4 ч.

  2. «Слушаем музыку и рисуем» 4 ч.

  3. «Элементы природы в народном творчестве» 6 ч.

  4. «Образы из кляксы» 4 ч.

  5. «Иллюстрируем сказки» 6 ч.

  6. «Деревянные постройки на Руси» 5 ч.

  7. «На улицах родного города» 5 ч.

3 класс

«Живой мир искусства» 34 ч.



  1. « Музыка осенней природы» 4 ч.

  2. « Рисуем пейзаж» 4 ч.

  3. « Рисуем портрет» 2 ч.

  4. « Былинные богатыри. Их портреты, вооружение» 6 ч.

  5. « Иллюстрируем исторические рассказы» 2 ч.

  6. « Деревянная игрушка. Элементы ее росписи» 6 ч.

  7. « Квиллинг – бумагокручение.» 10 ч.

4 класс

«Мудрость красоты» 34 ч.

  1. « Воспоминания о лете» 3 ч.

  2. « Театральная гостиная. Декорации к спектаклю» 4 ч.

  3. « Иллюстрируем книги Н. Носова о Незнайке» 6 ч.

  4. «Мы - модельеры. Придумываем эскиз новогоднего костюма» 4 ч.

5. « Любимый праздник детворы» 4 ч.

6. « Мы дети Галактики. Представления о космосе» 6 ч.

7. « Пофантазируем. Транспорт будущего». 3 ч.

8. « Трава у дома. Рисуем город будущего». 4 ч.


1.7.

Планируемые результаты:

Личностные: Учащиеся научатся:

· положительно относится к занятиям по изобразительному искусству.

Учащиеся получат возможность для формирования:

· познавательной мотивации к творчеству;

· чувства уважения к народным художественным традициям России, Дальнего Востока

· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся:

· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

· выполнять работу по заданной инструкции;

· использовать изученные приёмы работы красками, мелками, карандашами;

· осуществлять пошаговый контроль своих действий;

· вносить коррективы в свою работу;

Познавательные УУД:

Учащиеся научатся:

· находить самостоятельно нужную информацию;

· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

· различать цвета и их оттенки,

· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать дизайнерские объекты .

Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:

· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

· комментировать последовательность действий;

· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре, группе;

- Применять приемы написания кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома).

- Пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина).

- Выполнять простые по композиции аппликации.

Предметные:

- Называть семь цветов спектра

- Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.).

- Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания.

- Понимать важность деятельности художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник: бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).

- Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш.

- Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.

- Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов.

- Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности.

- Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками).


1.8.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


1.9.

Формы контроля

Выставки работ, участие в конкурсах, фестивалях ,компьютерные презентации.






















Литература.

Для учителя.

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  2. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  3. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  4. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.

  5. Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.

  6. Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.

  7. Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.

  8. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.

  9. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.

  10. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.

  11. Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.

  12. Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.

  13. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.

  14. Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.

  15. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.

  16. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 2кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2002.

  17. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2000.

  18. Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

Для родителей и обучающихся.

  1. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.

  2. Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.

  3. Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

  4. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.




Словарь юного художника.

Автопортрет – портрет художника или скульптора, выполненный им самим.

Акварель – мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.

Блик – это самая светлая часть на предмете.

Бытовой жанр – область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.

Ватман – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для черчения и рисования.

Графика – это рисунки, выполненные карандашом или тушью.

Гуашь – это непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.

Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и пурпурный).

Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.

Изображение – воссоздание действительности в художественных образах; то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).

Изобразительное искусство – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.

Иллюстрация – изображение, сопровождающее текст; область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений.

Исторический жанр – один из важнейших жанров в изобразительном искусстве, объединяет произведения живописи, скульптуры, графики, в которых запечатлены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества.

Картина – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.

Кисть – основной инструмент в живописи и многих видах графики.

Композиция – это способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.

Контур – это линия, передающая внешние очертания животного, человека или предмета.

Лепка – процесс создания скульптурного изображения из пластичных материалов (глина, воск, пластилин).

Мазок – это след кисточки с краской на бумаге.

Натюрморт – это картина, на которой изображаются различные предметы обихода, фрукты, цветы и т.д.

Орнамент – это постоянно повторяющийся узор; узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Палитра 1) Небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. 2) Точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой работе.

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной ил преображенной человеком природы.

Портрет – жанр изобразительного искусства, в котором воссоздается изображение определенного человека или группы лиц в живописи, графике, скульптуре или фотографии.

Пропорции – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине. Соблюдение пропорций в рисунке имеет решающее значение, так как они составляют основу правдивого и выразительного изображения.

Размывка – художественный прием при работе с красками, разводимыми водой.

Рисунок – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики.

Ритм – это повторение и чередование фигур.

Светотень – закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета, благодаря которым по преимуществу воспринимаются глазом такие предметные свойства, как объем и материал. Основные градации светотени: свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая.

Силуэт – это способ изображения фигур и предметов черным пятном; очертание предмета, подобие его тени.

Теплые и холодные цвета – теплые цвета, условно ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желто-зеленые. Холодные цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.

Тон – термин употребляется художниками для определения светлоты цветов или поверхностей. В цветоведении тон – это название цветности (цветовой тон).

Тональность – это термин, обозначающий внешние особенности колорита или светотени в произведениях живописи и графики В отношении к цвету он более употребителен и совпадает с термином «цветовая гамма».

Фон – это цветовое пространство или среда, в котором находится изображаемый предмет.

Холст – прочная суровая ткань, обычно льняная, выработанная из толстой пряжи; предварительно загрунтованный холст используется для живописи масляными красками.

Цветовые отношения – это различие цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.

Штрих – это черта, короткая линия.

Эскиз – в изобразительном искусстве – предварительный, часто беглый набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.

Этюд – изображение вспомогательного характера, ограниченного размера, выполненное с натуры, ради тщательного ее изучения.