Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 8
Рабочая программа
по внеурочной деятельности эстетического направления
«Мастерская художника»
на период 2018 – 2019 годы
(1-4 классы)
Составитель: учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 8
Озикова Наталия Васильевна
г. Хабаровск
2018 г.
Пояснительная записка
1.1. | Примерные и авторские программы, на основе которых создана рабочая программа | Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская художника» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности. Рабочая программа имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» ( М.: Просвещение, 2006 г.) |
1.2. | Цели и задачи курса | Цель программы - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности. |
1.3. | Место учебного предмета в учебном плане | Программа «мастерская художника» предназначена для учащихся 1-4 классов с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству. Реализация программы рассчитана на 4 года начального образования объёмом 134 часа (1 класс - 32 часа, 2–4 классы — 34 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Набор свободный. Состав группы постоянный. Наполняемость группы – 10 – 15 человек. |
1.4. | Структура курса | Раздел «Художник - природа» - 32 ч.(1 класс) Раздел «Искусство вокруг нас» - 34ч. (2 класс) Раздел «Живой мир искусства» - 34 ч. (3 класс) Раздел «Мудрость красоты» - 34 ч. ( 4 класс) |
1.5. | Краткое описание деятельностной технологии как основного метода обучения | Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Задачи курса: формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; формирование художественно-творческой активности школьников; овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Цель: развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности. |
1.6. | Количество учебных часов в соответствии с рабочей программой | 1 класс Всего часов «Художник - природа» 32 ч. «Радуга красок» 5ч « Мастер природа» 8 ч .«Рисуем пейзаж» 6 ч «Народное творчество» 10 ч «Весна - утро природы». 3 ч 2 класс «Искусство вокруг нас» 34 ч. «Осенняя сказка» 4 ч. «Слушаем музыку и рисуем» 4 ч. «Элементы природы в народном творчестве» 6 ч. «Образы из кляксы» 4 ч. «Иллюстрируем сказки» 6 ч. «Деревянные постройки на Руси» 5 ч. «На улицах родного города» 5 ч. 3 класс «Живой мир искусства» 34 ч.
« Музыка осенней природы» 4 ч. « Рисуем пейзаж» 4 ч. « Рисуем портрет» 2 ч. « Былинные богатыри. Их портреты, вооружение» 6 ч. « Иллюстрируем исторические рассказы» 2 ч. « Деревянная игрушка. Элементы ее росписи» 6 ч. « Квиллинг – бумагокручение.» 10 ч. 4 класс «Мудрость красоты» 34 ч. « Воспоминания о лете» 3 ч. « Театральная гостиная. Декорации к спектаклю» 4 ч. « Иллюстрируем книги Н. Носова о Незнайке» 6 ч. «Мы - модельеры. Придумываем эскиз новогоднего костюма» 4 ч. 5. « Любимый праздник детворы» 4 ч. 6. « Мы дети Галактики. Представления о космосе» 6 ч. 7. « Пофантазируем. Транспорт будущего». 3 ч. 8. « Трава у дома. Рисуем город будущего». 4 ч. |
1.7. | Планируемые результаты: | Личностные: Учащиеся научатся: · положительно относится к занятиям по изобразительному искусству. Учащиеся получат возможность для формирования: · познавательной мотивации к творчеству; · чувства уважения к народным художественным традициям России, Дальнего Востока · внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства; · эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности. Метапредметные: Регулятивные УУД: Учащиеся научатся: · адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; · выполнять работу по заданной инструкции; · использовать изученные приёмы работы красками, мелками, карандашами; · осуществлять пошаговый контроль своих действий; · вносить коррективы в свою работу; Познавательные УУД: Учащиеся научатся: · находить самостоятельно нужную информацию; · вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток; · различать цвета и их оттенки, · соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой. Учащиеся получат возможность научиться: · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; · различать формы в объектах дизайна и архитектуры; · сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; · характеризовать персонажей произведения искусства; · группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; · конструировать дизайнерские объекты . Коммуникативные УУД: Учащиеся научатся: · отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; · комментировать последовательность действий; · выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре, группе; - Применять приемы написания кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома). - Пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина). - Выполнять простые по композиции аппликации. Предметные: - Называть семь цветов спектра - Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.). - Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания. - Понимать важность деятельности художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник: бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.). - Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш. - Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги. - Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов. - Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности. - Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками). |
1.8. | Ценностные ориентиры содержания учебного предмета | Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. |
1.9. | Формы контроля | Выставки работ, участие в конкурсах, фестивалях ,компьютерные презентации. |
Литература.
Для учителя.
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.
Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.
Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 2кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2002.
Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2000.
Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
Для родителей и обучающихся.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.
Словарь юного художника.
Автопортрет – портрет художника или скульптора, выполненный им самим.
Акварель – мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.
Блик – это самая светлая часть на предмете.
Бытовой жанр – область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.
Ватман – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для черчения и рисования.
Графика – это рисунки, выполненные карандашом или тушью.
Гуашь – это непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и пурпурный).
Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.
Изображение – воссоздание действительности в художественных образах; то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).
Изобразительное искусство – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.
Иллюстрация – изображение, сопровождающее текст; область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений.
Исторический жанр – один из важнейших жанров в изобразительном искусстве, объединяет произведения живописи, скульптуры, графики, в которых запечатлены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества.
Картина – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.
Кисть – основной инструмент в живописи и многих видах графики.
Композиция – это способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.
Контур – это линия, передающая внешние очертания животного, человека или предмета.
Лепка – процесс создания скульптурного изображения из пластичных материалов (глина, воск, пластилин).
Мазок – это след кисточки с краской на бумаге.
Натюрморт – это картина, на которой изображаются различные предметы обихода, фрукты, цветы и т.д.
Орнамент – это постоянно повторяющийся узор; узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Палитра – 1) Небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. 2) Точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой работе.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной ил преображенной человеком природы.
Портрет – жанр изобразительного искусства, в котором воссоздается изображение определенного человека или группы лиц в живописи, графике, скульптуре или фотографии.
Пропорции – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине. Соблюдение пропорций в рисунке имеет решающее значение, так как они составляют основу правдивого и выразительного изображения.
Размывка – художественный прием при работе с красками, разводимыми водой.
Рисунок – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики.
Ритм – это повторение и чередование фигур.
Светотень – закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета, благодаря которым по преимуществу воспринимаются глазом такие предметные свойства, как объем и материал. Основные градации светотени: свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая.
Силуэт – это способ изображения фигур и предметов черным пятном; очертание предмета, подобие его тени.
Теплые и холодные цвета – теплые цвета, условно ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желто-зеленые. Холодные цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.
Тон – термин употребляется художниками для определения светлоты цветов или поверхностей. В цветоведении тон – это название цветности (цветовой тон).
Тональность – это термин, обозначающий внешние особенности колорита или светотени в произведениях живописи и графики В отношении к цвету он более употребителен и совпадает с термином «цветовая гамма».
Фон – это цветовое пространство или среда, в котором находится изображаемый предмет.
Холст – прочная суровая ткань, обычно льняная, выработанная из толстой пряжи; предварительно загрунтованный холст используется для живописи масляными красками.
Цветовые отношения – это различие цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.
Штрих – это черта, короткая линия.
Эскиз – в изобразительном искусстве – предварительный, часто беглый набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.
Этюд – изображение вспомогательного характера, ограниченного размера, выполненное с натуры, ради тщательного ее изучения.