СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс «Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класс с применением приемов технологии сотрудничества на уроках русского языка. Приемы эффективны, просты в применении, интересны учащимся.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»»

Мастер-класс

«Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка».

- Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс мне бы хотелось начать с оной притчи.

Притча о Хадже Насреддине.

Однажды Хаджа обратился к прихожанам: «Вызнаете, о чем я буду с вами говорить?» «Нет», - ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать», - сказал Хаджа и ушел.

На следующий день Хаджа снова пришел в приход и обратился к собравшимся: «вы знаете , о чем я буду с вами говорить?» «Знаем», - ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать», - сказал Хаджа и снова ушел.

На третий день пришел Хаджа и обратился к собравшимся:»Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» И ответили прихожане: «Часть людей знает, а часть – нет». «Тогда пусть те, кто знают, расскажут тем, кто знает», - и ушел.

-Как вы думаете, исходя из этой притчи, о приемах какой технологии мы будем сегодня говорить?

- Верно, технологии сотрудничества, где обучение идет в совместной деятельности. Для того чтобы нам поработать по этой технологии прошу вас сесть по группам по 4 человека.

В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, мальчики и девочки. Далее важно наметить, какие роли предусматривает деятельность учащихся в группах. Они сами определяют, кто какую роль способен выполнять, но они должны знать, какие могут быть роли ( лучше записать на доске):

У каждой группы есть правила поведения.

Правила работы в группе.

  1. Спокойно собираемся в группы.

  2. В группе говорим тихо и спокойно, соблюдая очередность.

  3. Каждый член группы имеет право:

- делиться своими идеями и мнениями;

- обращаться за разъяснениями;

- выражать поддержку и одобрение;

- подытоживать вслух;

- задавать вопросы;

- предлагать альтернативу.



Критические замечания не принимаются ни в какой форме.

Один из приемов технологии сотрудничества называется «Вертушка», его я использую при проверке домашнего задания и при работе со словарными словами.

Поразительный, прибывший, силуэт, паром, пакет, гирлянда, отразить, калитка, колонна, движимый, акварель, аквариум, акваланг.

Выбираем для работы не больше 10 слов. Слова выдаем диктору, он диктует, остальные пишут. Передаем листочки по часовой стрелке, проверяем правильность написания слов своего товарища. Диктором становится следующий участник группы. Он диктует, остальные пишут. Повторяем задания до тех пор, пока последний член группы не побывает в роли диктора.

Листок со словами располагается по центру стола. Каждый ученик проверяет свои последние записи и выставляет набранные баллы в оценочный лист.

Оценочный лист

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 4

Проверка домашней работы

Баллы

«Отсроченная загадка»

Баллы

Словарные слова «Вертушка»


Баллы

«Согласен _не согласен»

Баллы

Изучение новой темы «Кластер»






















На уроках русского языка в 7 – 9 классах я использую метод сотрудничества при проверке домашнего задания в начале урока. Ребятам предлагается " по вертушке" или иным способом проверить правильность выполнения домашних упражнений, причем важно, чтобы каждый ученик аргументировал свое решение. Если у кого-то выявляется ошибка, ее можно исправить, но только после того, как ученик поймет, почему сделано исправление.

Вначале урока используется прием «Отсроченная загадка» для обсуждения в группе:

  1. Может ли приставка оказаться в середине слова? (Да - водопровод. трубопровод и т.п.) Еще много тайн и открытий предстоит сделать нам на уроках русского языка,

  2. На доске записано предложение : Всех пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой да на обеих ногах десять. – Отчего он оказался таким уродом?


На подготовительном этапе использую прием «Согласен – не согласен»



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ученик











Учитель












 Я читаю утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку “+”, если нет – “-”.

Утверждения (читает учитель):

  1. Причастие – это служебная часть речи.

  2. Причастие обозначает признак предмета по действию.

  3. Причастие образуется от глагола.

  4. Причастие – неизменяемая часть речи.

  5. Причастие бывает действительное и страдательное.

  6. Причастие в предложении является обстоятельством.

  7. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.

  8. Не с причастиями пишется раздельно, если при причастии есть зависимые слова.

  9. В кратких страдательных причастиях пишутся 2 буквы -н-.

  10. Действительные причастия настоящего времени имеют суффиксы -им, -ем-.

Метод обучения в сотрудничестве я использую и при ознакомлении с новым материалом, т.е. даю возможность учащимся самостоятельно разобраться с новым материалом, приучая ребят к сложной и кропотливой работе с информацией. Урок по теме "Причастие".

Учащимся 7 -го класса предлагаю в группах (парах) самостоятельно ознакомиться с новым материалом, используя учебник. При этом один из партнеров исполняет роль диктора (он медленно и с выражением читает правила и теоретический материал по учебнику), а другой - роль художника (он должен на основе восприятия материала на слух нарисовать схему-сигнал - графически отобразить правила).

Таким образом, ученики в наглядной форме устанавливают связи, зависимости различных признаков глагольной формы - причастия. Их задача - не просто установить эти зависимости, но и сформулировать правила и привести собственные примеры. При изучении этой темы можно провести дискуссию, чтобы учащиеся могли высказать свое мнение в отношении того, что же такое причастие, аргументировать ее. Выступают все члены каждой группы.

Следующий прием «Автобиография слов», который проходит в парной работе с последующей взаимопроверкой.

Закончите автобиографию причастия (в каждой группе своё).

Оценивание: «Светофор» + ЛО(критериальное).





Автобиография причастия Летящий

Я, причастие Летящий, происхожу из семьи ________________________.

Мой отец оставил мне значение _____________________________________,

время_________________________, вид________________________________.

Мать оставила в наследство вопрос________________________, свою синтаксическую роль_________________________, научила изменяться по родам, числам, падежам. Вот сейчас я стою в форме _____________________числа, __________________рода.



Автобиография причастия Говоривший

Я, причастие Говоривший, происхожу из семьи ________________________.

Мой отец оставил мне значение _____________________________________,

время_________________________, вид________________________________.

Мать оставила в наследство вопрос________________________, свою синтаксическую роль_________________________, научила изменяться по родам, числам, падежам. Вот сейчас я стою в форме _____________________числа, __________________рода.



Автобиография причастия Краснеющая

Я, причастие Краснеющая , происхожу из семьи ________________________.

Мой отец оставил мне значение _____________________________________,

время_________________________, вид________________________________.

Мать оставила в наследство вопрос________________________, свою синтаксическую роль_________________________, научила изменяться по родам, числам, падежам. Вот сейчас я стою в форме _____________________числа, __________________рода.



Автобиография причастия Вымытое

Я, причастие Вымытое, происхожу из семьи ________________________.

Мой отец оставил мне значение _____________________________________,

время_________________________, вид________________________________.

Мать оставила в наследство вопрос________________________, свою синтаксическую роль_________________________, научила изменяться по родам, числам, падежам. Вот сейчас я стою в форме _____________________числа, __________________рода.




Автобиография причастия Встретившийся

Я, причастие Встретившийся , происхожу из семьи ________________________.

Мой отец оставил мне значение _____________________________________,

время_________________________, вид________________________________.

Мать оставила в наследство вопрос________________________, свою синтаксическую роль_________________________, научила изменяться по родам, числам, падежам. Вот сейчас я стою в форме _____________________числа, __________________рода.






V. Рефлексия. (1 мин)

Отправь мне СМС с ответом на вопросы:

  1. Эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованные приемы работы?

  2. Комфортно ли вам было на занятии? Чем это вы объясняете?

  3. Хотелось бы пожелать…








Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»

«Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка».

«Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка».

Притча о хадже Насреддине Однажды Хаджа обратился к прихожанам: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Нет», - ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать», - сказал Хаджа и ушел. На следующий день Хаджа снова пришел в приход и обратился к собравшимся: «Вы знаете , о чем я буду с вами говорить?» «Знаем», - ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать», - сказал Хаджа и снова ушел. На третий день пришел Хаджа и обратился к собравшимся:»Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» И ответили прихожане: «Часть людей знает, а часть – нет». «Тогда пусть те, кто знают, расскажут тем, кто не знает», - и ушел.

Притча о хадже Насреддине

Однажды Хаджа обратился к прихожанам: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Нет», - ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать», - сказал Хаджа и ушел.

На следующий день Хаджа снова пришел в приход и обратился к собравшимся: «Вы знаете , о чем я буду с вами говорить?» «Знаем», - ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать», - сказал Хаджа и снова ушел.

На третий день пришел Хаджа и обратился к собравшимся:»Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» И ответили прихожане: «Часть людей знает, а часть – нет». «Тогда пусть те, кто знают, расскажут тем, кто не знает», - и ушел.

Обучение в сотрудничестве.  Этапы урока

Обучение в сотрудничестве. Этапы урока

  • Начало урока, «разминка»
  • Контрольно-подготовительный этап
  • Постановка учебной цели
  • Этап «сотворчества»
  • Рефлексивный этап
Правила работы в группе . Спокойно собираемся в группы.  2. В группе говорим тихо и спокойно, соблюдая очередность.  3. Каждый член группы имеет право:  - делиться своими идеями и мнениями;  - обращаться за разъяснениями;  - выражать поддержку и одобрение;  - подытоживать вслух;  - задавать вопросы;  - предлагать альтернативу.        Критические замечания не принимаются ни в какой форме .

Правила работы в группе .

Спокойно собираемся в группы. 2. В группе говорим тихо и спокойно, соблюдая очередность. 3. Каждый член группы имеет право: - делиться своими идеями и мнениями; - обращаться за разъяснениями; - выражать поддержку и одобрение; - подытоживать вслух; - задавать вопросы; - предлагать альтернативу.     Критические замечания не принимаются ни в какой форме .

Поразительный, прибывший, силуэт, паром, пакет, гирлянда, отразить, калитка, колонна, движимый, акварель, аквариум, акваланг.

Поразительный, прибывший, силуэт, паром, пакет, гирлянда, отразить, калитка, колонна, движимый, акварель, аквариум, акваланг.

прием «Отсроченная загадка» для обсуждения в группе: 1.Может ли приставка оказаться в середине слова?   2. Всех пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой да на обеих ногах десять. – Отчего он оказался таким уродом?

прием «Отсроченная загадка» для обсуждения в группе:

1.Может ли приставка оказаться в середине слова?

2. Всех пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой да на обеих ногах десять. – Отчего он оказался таким уродом?

Слова с приставкой в середине слова радио/ при /ёмник   лесо/ за /готовки рельсо/ у /кладчик водо/ за /бор.

Слова с приставкой в середине слова

радио/ при /ёмник

  лесо/ за /готовки

рельсо/ у /кладчик

водо/ за /бор.

Всех пальцев у меня двадцать : пять на одной руке, столько же на другой , да на обеих ногах десять.

Всех пальцев у меня двадцать : пять на одной руке, столько же на другой , да на обеих ногах десять.

«Согласен –не согласен 1 2 + + 3 4 + - 5 6 + - 7 + 8 + 9 10 - -

«Согласен –не согласен

1

2

+

+

3

4

+

-

5

6

+

-

7

+

8

+

9

10

-

-

Рефлексия.  Отправь мне СМС с ответом на вопросы: 1 .Эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованные приемы работы? 2 .Комфортно ли вам было на занятии? Чем это вы объясняете? 3 .Хотелось бы пожелать…

Рефлексия.

Отправь мне СМС с ответом на вопросы:

1 .Эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованные приемы работы?

2 .Комфортно ли вам было на занятии? Чем это вы объясняете?

3 .Хотелось бы пожелать…