Содержание курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности «Основы математической грамотности» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа.
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении.
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа.Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.Длина и её измерение. Единицы длины и установление соотношения между ними:сантиметр, дециметр.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий,результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению.
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу.Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве, установление пространственных отношений: «слева-справа», «сверху-снизу», «между». Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку. Измерение длины отрезка в сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку. Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов.Чтение таблицы, содержащей не более 4 данных. Извлечение данного из строки или столбца, внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин).Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры.
Формы организации занятий:
- предметные недели;
- олимпиады;
- деловые беседы;
-участие в научно-исследовательских дискуссиях;
-практические упражнения.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– формулировать жизненную ситуацию на языке математики;
–применять математические понятия, факты, процедуры размышления;
–интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты;
– формировать духовные и эстетические потребности;
–овладевать начальными навыками адаптации в современном мире: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных потребностей;
– уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях;
–уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,критика).
Предметные результаты изучения курса:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,объяснить и предсказать явления;
–способность извлекать математическую информацию в различном контексте;
–способность применять математические знания для решения разного рода проблем;
–способность формулировать математическую проблему на основе анализа ситуации;
–интерпретация и оценка математических данных в контексте лично значимой ситуации;
–интерпретация и оценка математических результатов вконтексте национальной или глобальной ситуации;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,активному и размышляющему человеку.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Электронные учебно-методические материалы |
1 | Что дала математика людям? Как люди учились считать | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
2 | Урок – игра. Закономерности. Третий лишний | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
3 | Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
4 | Пространственные представления. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку) | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
5 | Удивительные цифры | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
6 | Весёлая геометрия | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
7 | Числовой отрезок | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
8 | «Спичечный» конструктор. Решение и составление ребусов, содержащих числа | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
9 | Шестиугольник. Математические загадки | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
10 | Области и границы | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
11 | Из истории линейки. Отрезок и его части | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
12 | Из истории цифры семь | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
13 | Числа от 1 до 8 | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
14 | Таблица сложения | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
15 | Кубик Рубика | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
16 | Алфавитная нумерация | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
17 | Открытие нуля | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
18 | Задачи на смекалку | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
19 | Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
20 | Решение практических задач на измерение массы и объема | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
21 | Уравнения | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
22 | Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
23 | Единицы счета | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
24 | Счет десятками. Круглые числа | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
25 | Дециметр | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
26 | Числа второго десятка | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
27 | Задачи, имеющие несколько решений | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
28 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 (интересные приёмы устного счёта) | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
29 | Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Танграм | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
30 | Моделирование фигур из деталей конструктора. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
31 | Группировка объектов по заданному признаку, установление закономерности в ряду объектов повседневной жизни. Марки | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
32 | Различение строк и столбцов таблицы, извлечение данных или данные из таблицы. Таблицы с информацией | 1 | http://school-collection.edu.ru/ |
33 34 | Маршруты | 2 | http://school-collection.edu.ru/ |