Гончарова О.Ю. Учитель математики СОШ №289, Заозерск.
Проверочная работа для учащихся 6 классов ОО Мурманской области
Математическая грамотность
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
Работа состоит из четырех заданий, каждое задание описывает одну ситуацию. В заданиях №1 №3 дано по два вопроса (вопроса-задания), а в задании №2 – 3 вопроса (вопроса-задания). Таким образом, всего в работе 7 вопросов (вопросов-заданий), на которые вам необходимо будет дать ответ.
На выполнение работы отводится 90 минут.
Внимательно читайте описание ситуации, вчитывайтесь в условие, рассматривайте табличную информацию, схемы (планы), иллюстрации.
Обращайте внимание на то, в какой форме требуется дать ответ.
При ответе на вопрос с кратким ответом записывайте ответ в специально отведенном месте после слова «Ответ».
В работе все вопросы (вопросы-задания), требуют записи обоснования или приведения решения. В этих случаях указано место для вашего решения (обоснования) и записи ответа.
При выполнении вопроса-задания 1.2 подписывайте диаграмму в указанном в решении месте – системе координат .
Задания выполняйте последовательно. Если не удаётся сразу найти ответ на поставленный вопрос, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям или отдельным вопросам.
И не забывайте делать проверку (прикидку) полученного ответа.
Калькулятором пользоваться не разрешается.
Желаем успеха!
Задание №1.
« Моя спортивная семья»
Все члены семьи Соловьевых – дедушка, бабушка, мама, папа, а также дети: Анна, Сергей и Тимофей – участвовали в эстафете. Бабушка пробежала 60 м, Анна 200 м, мама в 25 раз больше, чем бабушка, а Сергей пробежал в 5 раз больше, чем Анна. Дедушка пробежал в 2 раза больше, чем мама, а Тимофей в 5 раз и папа в 10 раз больше, чем Сергей.
Вопрос1
Кто их членов семьи пробежал больше всех остальных? Опиши свое решение
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 2
Подпиши каждый столб диаграммы, используя данные из решения задачи. Кто на каком месте по расстоянию пробега этапов эстафеты.
Оранжевый -____________________
Голубой-_______________________
Красный-______________________
Зеленый-_______________________
Синий- ________________________
Серый-________________________
Желтый-_______________________
Спецификация вопроса 1
Область математического содержания: Измерение и зависимости
Контекст: Общественная жизнь.
Мыслительная деятельность: Процедуры размышления
Описание задания - нахождение и сравнение величин.
Уровень сложности :2.
Формат ответ: развернутый ответ
Критерий оценивания:
Варианты ответа | Критерии | Количество баллов |
Ответ полный | Папа пробежал больше всех расстояние этапа эстафеты 10000м, так как он пробежал больше в 10 раз, чем Сергей. Сергей пробежал в 5 раз больше, чем Анна | 2 |
Ответ частичный | ход решения верный, но допущена одна вычислительная ошибка или ответ получен верный без обоснования | 1 |
Ответ неверный | если приведены другие варианты решения | 0 |
Спецификация вопроса 2
Область математического содержания: Измерение и зависимость
Контекст: Общественная жизнь.
Мыслительная деятельность: Рассуждение и зрительное представление информации
Описание задания - умение выполнять вычислительные операции с величинами, числами, выполнять сравнение величин, предположить результат на предложенной диаграмме.
Уровень сложности :3.
Формат ответ: развернутый ответ
Критерий оценивания:
Варианты ответа | Критерии | Количество баллов |
Ответ полный | Оранжевый – это папа, так как он самый высокий, голубой – Сергей, красный – это дедушка, зеленый – этой Тимофей, синий – мама, серый – это Анна и желтый – это бабушка | 2 |
Ответ частичный | ход решения верный, но допущена одна вычислительная ошибка или ответ получен верный без обоснования | 1 |
Ответ неверный | если приведены другие варианты решения | 0 |
Задание№2
«Любимое блюдо моей семьи»
Татьяна решила приготовить пельмени. Для этого написала список продуктов и их количество. После исследования цен в супермаркетах, составила таблицу, куда выписала цены по каждому наименованию продукта.
Продукт | «Магнит» | «Пятерочка» | «Перекресток» |
Мясо (говядина) | 460 | 450 | 455 |
Мука (1 кг) | 47 | 51 | 50 |
Картофель | 33 | 35 | 35 |
Лук | 20 | 24 | 24 |
Соль | 11 | 10 | 9 |
Масло 1л. (подсолнечное) | 149 | 160 | 143 |
Вопрос 1
Определите в каком супермаркете Татьяне экономично сделать закупку продуктов.
Ответ с пояснением выбранного варианта.
А) «Магнит», В) «Пятерочка», Г) «Перекресток»
Вопрос 2
Если Татьяна запланировала купить 1,5 кг мяса, 1 кг муки, 2 кг картофеля, 2кг лук и упаковку соли, 1 литр подсолнечного масла, то хватит ли 1000 рублей на покупку всех этих продуктов и в каком магазине? Заполни таблицу.
Величина Продукты | Цена (в рублях за 1 кг) | Масса (кг) | Стоимость (в рублях) |
Мясо | | | |
Мука | | | |
Картофель | | | |
Лук | | | |
Соль | | | |
Масло (подсолнечное) | | | |
Ответ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спецификация вопроса 1
Область математического содержания: Неопределенность и данные
Контекст: Личная жизнь.
Мыслительная деятельность: формулирование
Описание задания - сравнение величин, округление величин, сложение нескольких величин.
Уровень сложности :2.
Формат ответ: краткий ответ
Критерий оценивания:
Варианты ответа | Критерии | Количество баллов |
Ответ полный | Супермаркете «Магнит» покупка всех продуктов Татьяна будет самой экономичной. Цена всей покупки 716 рублей | 2 |
Ответ частичный | Верный ответ без обоснования | 1 |
Ответ неверный | приведены другие варианты решения | 0 |
Спецификация вопроса 2
Область математического содержания: неопределенность и данные
Контекст: Личная жизнь.
Мыслительная деятельность: Рассуждение
Описание задания - умение выполнять вычислительные операции с величинами, числами, выполнять сравнение и округление величин, предположить результат.
Уровень сложности :3.
Формат ответ: развернутый ответ
Критерий оценивания:
Варианты ответа | Критерии | Количество баллов |
Ответ полный | минимальная стоимость всей покупки 1003 рубля с магазина «Перекресток», в этом случаи Татьяне не хватит 3 рублей для покупки всех продуктов. Для совершения покупки она может уменьшить вес картофеля или лука. В другим магазинах эта недостача будет больше | 2 |
Ответ частичный | «не хватит», «Перекресток», объяснение неполное, или не содержит верного рассуждения | 1 |
Ответ неверный | приведены другие варианты решения | 0 |
Вопрос 3.
Составь один или два дополнительных вопроса, включив неиспользованные числовые данные из таблицы с условием.
Задание №3
Площадь Кыргызстана.
Контурная карта Кыргызской Республики
Масштаб 1:1900000
Вопрос 1
Пользуясь масштабом данной карты, определите, чему примерно равна площадь Кыргызской Республики. Объясните, каким способом вы получили свою оценку площади государства, и приведите свои вычисления. (Для получения ответа можно использовать данную карту, например, проводить на ней нужные вам линии и построения.)
Ответ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 2
Используя диаграмму определи во сколько раз Российская Федерация больше, чем Кыргызской Республики, если известно она меньше в 13,6 раза Казахстана?
Ответ с пояснением ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спецификация вопроса 1
Область математического содержания: Пространство и форма
Контекст: Личная жизнь.
Мыслительная деятельность: формулирование и вычисление
Описание задания - сравнение величин, округление величин, умножением нескольких величин.
Уровень сложности :2.
Формат ответ: развернутый ответ
Критерий оценивания:
Варианты ответа | Критерии | Количество баллов |
Ответ полный | Вычисления проведены с построением прямоугольника, с перемноженными шириной и длиной, с возможным округление при произведении на масштаб данной карты (меньше чем 200тыс кв. км.) | 2 |
Ответ частичный | построен прямоугольник, найдена его площадь. | 1 |
Ответ не верный | приведены другие варианты решения | 0 |
Спецификация вопроса 2
Область математического содержания: пространство и форма
Контекст: Личная жизнь.
Мыслительная деятельность: Рассуждение
Описание задания - умение выполнять вычислительные операции с величинами, числами, выполнять сравнение и округление величин, предположить результат.
Уровень сложности :3.
Формат ответ: развернутый ответ
Критерий оценивания:
Варианты ответа | Критерии | Количество баллов |
Ответ полный | По диаграмме территория Казахстана меньше в 6,4 раза территории Российской Федерации, а Кыргызская Республика меньше в 13,6 раза Казахстана, тогда Кыргызская Республика примерно в 87 раз | 2 |
Ответ частичный | объяснение неполное, или не содержит верного рассуждения | 1 |
Ответ не верный | приведены другие варианты решения | 0 |