Игра «Математическая рыбалка»
Игра проводится для учащихся 5-7 классов. Для ее подготовки и проведения привлекаются учащиеся 10 – 11 классов.
Цель: привить интерес к математике
Задачи: развивать логическое мышление учащихся, интуицию, сообразительность, умение рассуждать, работать в группах и самостоятельно, прививать интерес к математике. Воспитывать доброжелательность, уверенность в общении, справедливость друг к другу при совместной работе.
Оформление зала:
Оборудование:
стол с нарисованным озером, на котором разложены бумажные или пластмассовые рыбки, удочки с магнитом на конце лески (по количеству команд);
столы, ручки, бумага для решения задач (по количеству команд);
стол для задач (карточки с задачами (Приложение 1)), стол для жюри (полные тексты решений для жюри (Приложение 2)), табель учета выловленной рыбы (Приложение 3)
таблички с названиями команд.
Ведущий. Сейчас проведем игру-соревнование «Математическая рыбалка». Послушайте правила игры.
На столе - «озере» разложены в разных местах рыбки, вырезанные из бумаги (или пластмассовые). К каждой рыбке прикреплена табличка с номером рыбы. Ребята должны удочкой, к леске которой прикреплен магнит, поймать рыбку. Затем игрок подходит к столу с задачами, и помощник ведущего выдает ему карточку с соответствующей задачей. После чего игрок возвращается к команде с пойманной рыбкой и задачей, которую вся команда решает.
После того, как команда решила задачу, один из участников команды показывает решение жюри, которое проверяет решение задачи.
Рыбка считается пойманной, если задача, соответствующая рыбке (вес рыбы определяет сложность задачи), решена верно, и команде засчитывается вес, указанный на рыбке. При этом рыбка остается у команды.
Если ответ неверный, то рыбка считается не пойманной, она срывается с удочки и возвращается в «озеро», а задача на стол, где разложены карточки с задачами.
Затем следующий игрок подходит к озеру и ловит следующую рыбку.
Побеждает та команда, которая за 20 минут наберет больше рыбы (по массе).
Приложение 1
Чтоб одеть тепло сыночков,
Не хватает двух носочков.
Сколько же в семье сынков,
Если в доме шесть носков?
Столько книжек у ребяток,
Сколько у Алеши пяток.
Принесла ребяткам Галя
Мячик, книжку, мишек.
Вы, ребята, посчитали,
Сколько стало книжек?
К трем лягушкам у болота
Прибежали два енота,
Прискакала тетя жаба
И пришла наседка Ряба.
Сколько в камышах болотных
Оказалось земноводных?
Подумай и скажи — кто быстрее переплывет речку — утята или цыплята?
Подумай и скажи — какого цвета волосы у колобка?
Росли 5 берез. На каждой березе по 5 больших веток. На каждой ветке по 5 маленьких веток. На каждой маленькой ветке — по 5 яблок. Сколько всего яблок?
Подумай и скажи — что помогает выжить белым медведям в пустыне, где нет воды?
На каких деревьях вьют свои гнезда страусы?
На столе лежит 2 яблока и 4 груши. Сколько всего овощей лежит на столе?
Подумай и скажи — кто громче рычит: тигр или буйвол?
Пошли 2 девочки в лес за грибами, а навстречу 2 мальчика. Сколько всего детей идет в лес?
В комнате горело 5 свечей. Зашел человек, потушил 2 свечи. Сколько осталось?
Бревно распилили на 4 части. Сколько сделали распилов?
У шестилетней девочки была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила 2 зернышка и съела тонкий кусочек сыра. Скажи, сколько лет было девочке, у которой была кошка?
На одном берегу реки стоит петух, а на другом индюк. Посреди реки — островок. Кто из этих птиц быстрее долетит до островка?
Скажи сколько грибов можно вырастить из 5 семечек?
Гусь на двух ногах весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на одной ноге?
На клене 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Cколько яблок на клене?...
Какая фигура используется для наказания детей?
Какая геометрическая фигура дружит с солнцем?
Многогранник из Египта.
Что есть у каждого слова, растения и уравнения?
Наименьшее натуральное число?
Наименьшее четное натуральное число?
Чему равна четверть часа?
Сколько цифр в математике?
Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении – с востока на запад дует ветер, но со скоростью 50 км/ч. В какую сторону отклоняется дым электропоезда?
Очень хорошая оценка знаний?
Очень плохая оценка знаний?
Наименьшее семизначное число?
Результат действия?
Инструмент для измерения углов на плоскости?
Сколько вершин у куба?
Число десятков в тысяче?
35. Лежали конфетки в кучке.
Две матери, две дочки
Да бабушка с внучкой
Взяли конфет по штучке,
И не стало этой кучки.
Сколько конфет было в кучке?
36. Подумай и скажи — сколько земли будет в яме глубиной 1 метр, длиной 1 метр и шириной 1 метр?
37. Можете ли вы обосновать, почему почти во всех странах мира канализационные крышки у люков имеют только круглую форму?
38. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики?
39. Какую формулу прославил Фанхио, Лауда, Прост, Шумахер?
40. Какая дуга вошла в историю ХХ-го века?
41. Считает весь век, а сам не человек.
42. Эмблемой какого автомобиля является четыре кольца?
43. Чем отличается один поезд от другого с точки зрения математики?
44. Какую форму имеет президентский кабинет в Белом Доме США?
45. Географический конус?
46. на какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»?
47. Отрезок соединяющий две точки окружности?
48. Натуральное число, имеющее больше двух делителей?
49. В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек?
50. У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца?
51. Как называются цифры, употребляемые в десятичной системе счисления?
52. Единица измерения скорости на море?
53. В мастерской по пошиву одежды от куска сукна в 200 м ежедневно, начиная с 1 марта, отрезали по 20 м. Когда был отрезан последный кусок?
54. В клетке находятся 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как так получилось?
55. Матери 47 лет, троим ее сыновьям соответственно 10, 12, и 15 лет. Как скоро сумма возрастов сыновей сравняется с возрастом матери ?
56. Два года назад сестра была младше брата во столько раз, сколько лет было тогда брату.
Сколько лет сестре ?
57. Два года назад брат был старше сестры в два раза, а 8 лет назад – в 5 раз. Сколько лет брату и сколько – сестре?
58. Отцу 36 лет, сыну 7 лет.
Через сколько лет отец будет вдвое старше сына?
59. На некотором острове необычайно регулярный климат: по понедельникам и средам всегда идут дожди,по субботам - туман, зато в остальные дни - солнечно.Утром какого дня недели нужно начать свой отдых группе туристов, если они хотят пробыть там 44 дня и захватить при этом как можно больше солнечных дней?
60. От полного стакана кофе я отпил половину и долил столько же молока. Затем я отпил третью часть получившегося кофе с молоком и долил столько же молока. Затем я отпил шестую часть получившегося кофе с молоком, долил стакан молоком доверху и выпил все до конца.
Чего в итоге я выпил больше: молока или черного кофе?
61. 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков?
62. Два землекопа за 2 часа работы выкопают 2 м канавы. Сколько нужно землекопов, чтобы они за 100 часов работы выкопали 100 м такой же канавы?
63. По стеблю растения, высота которого 1 м, от земли ползет гусеница. Днем она поднимается на 3 дм, а ночью опускается на 2 дм. Через сколько суток гусеница доползет до верхушки растения?
64. Родина этой игры Индия. Возраст – 15 столетий. Древнее старинное название «Чатуранга». Это дворцовая игра в миниатюре. О какой игре идет речь?
65. Год рождения этой игры – 1974 год. Если играть без системы, то для достижения цели потребуется миллионы лет. Внешний вид правильный многогранник. Игра носит имя автора. Что это за игра?
66. Назовите первые вычислительные устройства, которыми пользовались в древности люди?
67. Произведение, каких трех чисел равно их сумме?
68. Для чего нужна рейсшина?
69. Четыре человека обменялись рукопожатиями. Сколько всего было рукопожатий?
70. Длина Китайской стены?
71. В каком европейском городе есть улица Пифагора, Архимеда, Ньютона, Коперника?
72. Какие существуют математические созвездия?
73. Целое число килограмм в пуде?
74. За книгу заплатили 100 руб. и осталось заплатить еще столько,
сколько осталось бы заплатить, если бы за нее заплатили бы столько, сколько осталось заплатить.
Сколько стоит книга?
Приложение 2
№ задачи | Ответ | Количество граммов | Ф.И ученика |
1 | 4 | 200 | |
2 | 3 | 200 | |
3 | 4 | 200 | |
4 | Утята. Цыплята не плавают | 200 | |
5 | У колобка нет волос | 200 | |
6 | На березах яблоки не растут | 200 | |
7 | Белые медведи не живут в пустыне | 200 | |
8 | Страусы не вьют гнезда на деревьях | 200 | |
9 | Груши и яблоки не овощи | 200 | |
10 | Тигр. Буйвол не рычит | 200 | |
11 | 2 | 200 | |
12 | 2 | 200 | |
13 | 3 | 200 | |
14 | 6 | 200 | |
15 | Петух и индюк не летают | 200 | |
16 | Из семечек грибы не растут | 200 | |
17 | 2 | 200 | |
18 | На клене не растут яблоки | 200 | |
19 | Угол | 200 | |
20 | Луч | 200 | |
21 | Пирамида | 200 | |
22 | Корень | 200 | |
23 | 1 | 200 | |
24 | 2 | 200 | |
25 | 15 минут | 200 | |
26 | 10 | 200 | |
27 | Электропоезд едет на электричестве | 200 | |
28 | 5 | 200 | |
29 | 2 | 200 | |
30 | Миллион | 200 | |
31 | Ответ | 200 | |
32 | транспортир | 200 | |
33 | 8 | 200 | |
34 | 100 | 200 | |
35 | 3 | 250 | |
36 | 1 м3 | 250 | |
37 | Они не провалятся | 250 | |
38 | Без Дроби | 250 | |
39 | Формула 1 | 250 | |
40 | Курская дуга | 250 | |
41 | Часы | 250 | |
42 | Ауди | 250 | |
43 | Номер поезда | 300 | |
44 | Овальная | 300 | |
45 | Вулкан | 300 | |
46 | 180 | 300 | |
47 | Хорда | 300 | |
48 | Составное | 300 | |
49 | 4 | 300 | |
50 | 7 | 300 | |
51 | Арабские | 450 | |
52 | Узел | 450 | |
53 | 9 марта | 450 | |
54 | Одной девочке дали клетку с кроликом | 450 | |
55 | 5 лет | 450 | |
56 | Было1 год, стало 3 года | 450 | |
57 | 18 и 10 | 450 | |
58 | 22 | 450 | |
59 | В четверг | 450 | |
60 | поровну | 450 | |
61 | 6 дней | 450 | |
62 | 2 | 450 | |
63 | Через 7 суток | 500 | |
64 | Шахматы | 500 | |
65 | Кубик Рубик | 500 | |
66 | Пальцы рук | 500 | |
67 | 1,2,3 | 500 | |
68 | Для построения параллельных прямых | 500 | |
69 | 6 | 500 | |
70 | 5760 км | 500 | |
71 | В столице Нидерландов Амстердаме | 500 | |
72 | Треугольник или циркуль | 500 | |
73 | 16 | 500 | |
74 | 200 | 500 | |
Приложение 3
Табель учета выловленной рыбы
5 класс | 6 класс | 7 класс |
№ задачи | Вес рыбы | № задачи | Вес рыбы | № задачи | Вес рыбы |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Итого: | Итого: | Итого: |
Место | Место | Место |