Учитель: Дудченко Светлана Владимировна
Место работы: ГБОУ ЛНР СОШ №2 города Кировска
Предмет. Математика
Класс 5
Тема. Математический КВН. Внеклассное мероприятие
Цель: обобщение и углубление знаний учащихся, привлечения внимания к предмету, активизация познавательной деятельности обучающихся, выявление сильнейших.
Задачи:
применение навыков счёта, знаний формул, математических определений, умений решать комбинаторные и логические задачи;
развитие интереса к математике; логического мышления, быстроты реакции, внимания, взаимопроверки, формировать творческие способности учащихся, в математической и логической смекалке.
воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи, совершенствование умений рационально планировать свою деятельность; восприятие математики через мир песен, стихов, рисунков, пословиц и поговорок.
Прогнозируемый результат:
Предметные: уметь применять знания и умения при решении задач, представленных для конкурса.
Личностные: сформированная мотивация к обучению, формировать познавательную, логическую, информационную, речевую, общекультурную компетентности.
Метапредметные:
Коммуникативные: сформировать коммуникативную компетенцию учащихся; уметь работать в группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, уважение к мнению товарищей.
Познавательные: активизация мыслительной деятельности учащихся, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных учащимися при изучении всего курса математики.
Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности; эмоциональные переживания, радость победы, огорчение при поражении, удовлетворение или неудовлетворение собой или другими.
Форма проведения: игра – соревнование.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Содержание конкурса. При подборе заданий учитывалось:
развитие творчества (“Приветствие”, “Создай картину”, “Пантомима”);
развитие внимания (“На внимательность”, “Капитанов”);
от общих знаний - к предметным (“Разминка”, “Народный”);
умение детей работать в группе (“Реши кроссворд”, “Пантомима”, “Создай картину”, “Собери формулу”);
знание формул, определений (“Собери формулу”, “Реши кроссворд”);
умение решать задачи (“Комбинаторный”);
индивидуальная ответственность за общий результат (“Капитанов”, “Реши кроссворд”).
Оборудование: мультимедийная система, презентация Power Point, карточки с формулами; карточки с вопросами для кроссворда; кроссворды; карточки для проверки внимания, ватман и разноцветные маркеры для создания картин, шарфы для завязывания глаз болельщикам, клей ПВА и разноцветные фигуры для заполнения таблицы на внимание.
Ход мероприятия
Математика всему начало
Математике нет конца
Ей прекрасной и величавой
Отдавайте свои сердца.
(Слайд 1) Звучит музыка. Команды и гости занимают свои места.
(Слайд 2)
Ведущий 1. О, математика земная, гордись прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.
Ведущий 2. Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,
Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!
Ведущий 1. В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.
Ведущий 2. Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела,
Твоя немеркнущая слава в веках бессмертье обрела.
Ведущий 1. Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!
(Слайд 3)
Учитель. Добрый день, уважаемые участники! Добрый день, уважаемые гости! Сегодня мы проводим состязание на математическую смекалку, находчивость и внимательность. А какое же состязание без судей. Хочу представить вам авторитетное жури.
Представляется жюри.
(Слайд 4)
Ведущий 1. Играй в КВН вместе с нами
Не бойся пройти трудный путь.
Ведущий 2. Учи математику лучше
Находчив и весел ты будь.
Ведущий 1. Болельщиков предупреждаем,
что будет встреча горяча
Ведущий 2. И потому мы вам желаем
болеть без вызова врача.
Ведущий 1. Приветствуем участников КВНа.
Ведущий 2. Это команды 5 – А и 5 – Б классов.
(Слайд 5) №1. “Приветствие ”.
В этом конкурсе команды должны представиться: название команды, девиз, приветствия жюри, соперникам, болельщикам.
Итак, предоставляется слово команде 5 – А класса.
Команда «Пифагоры»
Наш девиз:
Пифагоры лучше всех,
Нас всегда ждет успех.
И вот пришло мгновенье
Смекалку проявить,
В весёлом КВНе
Хотим мы победить.
И если вдруг случайно
Мы будем на мели,
То кто же нам поможет,
Как если не жюри?!
Известно давно, что честное,
Жюри всегда полезное,
А наше жюри приличное,
И очень симпатичное…
Задачки, уравнения,
Примеры - благодать!
Мы внуки Пифагора,
Давно пора понять!
Мы внуки Пифагора,
Давно пора понять,
Ну что же мы выступаем,
Нам хочется решать!!!
Известно всем математика
Не лёгкое занятие,
Прекрасное, чудесное,
И в том числе полезное…
Приветствуем, приветствуем,
приветствуем!
Лучших ведущих,
Справедливое жюри,
Веселых болельщиков,
Грозных соперников.
Соперникам сказать хотим,
Мы честно их предупредим:
Победу мы не отдадим
А это значит – победим!
Учитель. Спасибо, ребята. Теперь предоставляется слово команде 5 – Б класса.
Команда «Многогранники»
Наш девиз:
Мы как многогранники – многогранны:
Умны, смекалисты, быстры, Талантливы, красноречивы.
Соперникам дадим мы бой
Ведь мы непобедимы!
Остров математики
В океане есть.
Пифагор и Гаусс
Обитают здесь.
И насочиняли
Столько теорем,
Бедным ребятишкам
Множество проблем!
Эти треугольники,
И углы кругом,
В страшном сне припомнятся,
Может быть потом...
Хоть бы до зачета
Тему не забыть,
Чтоб преподавателей
Нам не огорчить!
Мы приветствуем сейчас
Противоположный класс
А жюри – уважаемое
Будет – справедливое
И болельщики у нас -
Высший класс!
Без поддержки они нас
Не оставят в трудный час.
Мы дружные ребята
На конкурс к вам пришли
Сражаться лучше всех
Мы верим в наш успех
Ведущий 1. Чтобы всё в КВНе
Прошло без заминки,
Ведущий 2. Его мы начнём
Ну, конечно, с разминки.
(Слайд 6) №2. “Разминка”.
Каждой команде по очереди задаются вопросы, на которые они должны ответить.
(Слайд 7)
Какой ключ не отмыкает замок? (Скрипичный)
Какую траву и слепой узнает? (Крапиву)
Из какой посуды не едят? (Из пустой)
Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)
Петух, стоя на одной ноге весит 5кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (5кг)
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)
Тройка лошадей пробежала путь 30км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30км)
Какое число приказывает? (Три)
(Слайд 8)
Сколько единиц в дюжине? (12)
Сколько разных букв в названии нашей страны? (5)
Когда сутки короче: зимой или летом? (Одинаковы)
Катались 2 сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец – на двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс?(8)
Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку?(12)
Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении? (2 и 2)
Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе? (3) (Слайд 9)
К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? ( в 11 раз)
Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (Нет разницы)
Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад? (16)
Каким по счёту является “Ь” в названии последнего месяца осени? (6)
(Слайд 10) Дополнительные вопросы:
- Сколько рогов у трех коров? (6)
- Сколько музыкантов в квартете? (4)
- Наименьшее двузначное число? (10)
- Чему равен пуд? (16 кг)
Слово предоставляется жюри об итогах конкурсов приветствия и разминки.
(Слайд 11) №3. “Создай картину”
Командам необходимо нарисовать картину, используя только математические фигуры, символы, знаки, цифры и т.д. Дать название картине. Максимальная оценка – 5 баллов.
(Слайд 12) №4. “Реши кроссворд”.
Каждой команде предлагается решить кроссворд. Команда самостоятельно выбирает тактику своих действий таким образом, чтобы решить быстро и правильно. Максимальная оценка – 5 баллов.
Вопросы для кроссворда.
1. Разность прибавить вычитаемое.
2. Равенство, содержащее неизвестное, значение которого нужно найти.
3. Делимое разделить на частное.
4. Делитель умножить на частное.
5. Уменьшаемое вычесть разность.
6. Компонент действия сложения.
7. Компонент действия умножения.
8. Результат действия умножения.
9. Значение неизвестного, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство.
10. Результат действия сложения.
Пока команды решают кроссворд, приглашаются капитаны.
Ведущий 1. Капитаны, капитаны, постарайтесь,
В форме быть от зари и до зари.
Ведущий 2. Капитаны, капитаны, улыбайтесь,
Лишь веселым покоряются жюри.
(Слайд 13) №5. “Капитанов”.
Капитанам предлагается разгадать ребусы. Задание даётся одновременно для всех капитанов. 2 балла за правильный ответ получает тот, кто быстрее даёт ответ.
9 | 6 | 7 | 3 | 11 |
8 | 12 | 1 | 14 | 5 |
4 | 10 | 2 |
16 | 13 | 15 |
(Слайд 14) Кто быстрее покажет числа от 1 до 16?
(Слайд 15-16) Разгадай ребус.
(Слайд 17) Сколько на рисунках квадратов?
(Слайд 18) Сколько на рисунках треугольников?
(Слайд 19) Разгадай ребус.
Слово предоставляется жюри об итогах конкурсов.
(Слайд 20) №6. “Пантомима”.
Каждой команде нужно показать в виде пантомимы какую-нибудь пословицу или поговорку, в которой встречаются числа. Жюри оценивает качество, оригинальность, доступность. Игроки других команд и болельщики должны отгадать пословицы. Максимальная оценка – 5 баллов.
Пословицы:
Семь раз отмерь, а один – отрежь.
Семеро одного не ждут.
(Слайд 21) №7. Народный . Команды по очереди называют пословицу или поговорку, в которой встречаются числа, побеждает команда, которая больше назовёт.
(Слайд 22) № 8. “Комбинаторный”.
Каждой команде предлагается решить задачу. Команда выбирает своего представителя для решения задачи.
Задача. Сколькими способами можно разложить три предмета (треугольник, круг, прямоугольник)? (6 способов).
Конкурс болельщиков. Болельщики складывают формулы. Каждая правильная формула – 1 балл.
(Слайд 23) №9. “Собери формулу”.
Каждой команде даётся комплект карточек. Нужно сложить формулы из левых и правых частей. Работает вся команда. Каждая правильная формула – 1 балл. Не правильная формула – 1 балл снимается.
Слово предоставляется жюри об итогах конкурсов.
№10. “На внимательность”. Конкурс проводится в 3 этапа.
(Слайд 24) 1 этап. Всем командам одновременно на 3 сек. показывается карточка. Задание: найти сумму чисел. (На карточке нарисованы: квадрат, круг и треугольник. В них соответственно числа: 9, 4, 3).
3
4
9
(Слайд 25) На самом деле задаются следующие вопросы:
Каким цветом нарисован круг?
Какое число записано в квадрате?
В какой фигуре записано число 4?
Какая фигура стоит последней?
Каким цветом нарисован треугольник?
Ответы записать.
Максимальная оценка – 5 баллов.
(Слайд 26) Болельщики - художники.
От каждого класса приглашаются по одному художнику.
Нарисовать с завязанными глазами:
1) треугольник;
2) квадрат;
3) одной рукой прямоугольник, а другой овал.
(Слайд 27) 2этап. Внимательно посмотрите на квадрат, в клетках которого, нарисованы фигуры. Сложите по памяти такую же таблицу. За правильную таблицу – 2 балла.
(Слайд 28)
(Слайд 29) Быстрые болельщики
Приглашаются по одному из каждого класса. Нужно показать в таблице все числа в порядке возрастания.
(Слайд 30)
(Слайд 31) 3 этап. Читается отрывок из стихотворения К. И. Чуковского “Мойдодыр”.
Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
Я – за свечку, свечка – в печку,
Я – за книжку, та – бежать
И вприпрыжку под кровать.
Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю,
Но пузатый от меня убежал, как от огня!
Что такое? Что случилось? Отчего же всё кругом,
Завертелось, закружилось и помчалось колесом?
Утюги за сапогами, сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами, кочерга за кушаком.
Всё вертится, всё кружится и несётся кувырком!..
Вопрос: сколько предметов убежало от грязнули? (11)
За правильный ответ – 2 балла.
Слово предоставляется жюри об итогах конкурсов.
(Слайд 32) № 11. “Домашнее задание”.
Каждой команде нужно было придумать математическую сказку.
Дать название сказке и художественно её оформить. Максимальная оценка – 5 баллов.
Конкурс болельщиков.
(Слайд 33)
1. К серой цапле на урок прилетело 7 сорок.
А из них лишь 3 сороки приготовили уроки.
Сколько лодырей сорок прилетело на урок? (4)
2. Я, Серёжа, Коля, Ванда – волейбольная команда.
Женя с Игорем пока – запасных два игрока.
А когда подучатся, сколько нас получится? (6)
(Слайд 34)
3. Мы – большущая семья, самый младший – это я.
Сразу нас не сосчитать!
Юра, Шура, Глаша, Саша и Наташа тоже наша.
Мы по улице идём, говорят, что детский дом.
Сосчитайте поскорей, сколько нас в семье детей? (6)
4. Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 13 окуней,
Рыбак Елисей – 4 карасей,
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (19)
(Слайд 35)
5. Что за цифра акробатка? Если на голову встанет –
Ровно на 3 меньше станет. (9)
6. Он давно знакомый мой, каждый угол в нём прямой,
Все 4 стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад. Как зовут его? (Квадрат)
7. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)
(Слайд 36)
8. Мальчик лёг спать в 8 часов вечера, поставив будильник так, чтобы он прозвенел в 9 часов утра. Сколько времени проспит мальчик? (1)
9. Когда Коля и Толя были маленькими, они часто пугались, и от страха у них по спинам бегали мурашки. У Коли по спине бегало 27 мурашек, а у Толи на 3 мурашки больше. Сколько всего мурашек бегало по спинам у мальчиков? (57)
10. Со звуком “С” я невкусна, но в пищу каждому нужна.
С “М” берегись меня, не то – я съем и платье, и пальто. (Соль – моль)
(Слайд 37)
Ведущий 1. Вот закончилась игра
Результат узнать пора.
Ведущий 2. Кто же лучше всех трудился, в КВНе отличился?
Слово предоставляется жюри об итогах конкурсов.
Подведение итогов. Награждение команд.
Учитель. Какими бы ни были результаты - победила дружба и математика. Ребята, спасибо за участие.
(Слайд 38) Звучит гимн КВНа.
13