Математика 4 класс Кравчук Л.В
Тема | Решение задач на движение |
Цель | Учить решать задачи на движение |
Задачи | Образовательные: Сравнивать различные виды движения : вдогонку, навстречу друг другу, в противоположных направлениях, с отставанием. Отработать правила нахождения скорости сближения, удаления, вдогонку и с отставанием; зависимость между физическими величинами S, t и v (словесные формулировки) Воспитательные: Воспитывать навыки работы в нестандартной ситуации. Воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем мире. Развивающие: Развивать умение искать различные способы решения задач и выделять рациональные способы решения; развивать пространственное воображение обучающихся, образное мышление; совершенствовать графическую культуру. |
Тип урока | Систематизация и обобщение знаний |
Методы обучения | исследовательский частично-поисковый диалогический |
Методы преподавания | побуждающий словесный наглядный |
Оборудование | |
ХОД УРОК
I) Организация класса. ( Слайд №1)
Начинается урок. Пусть он пойдёт ребятам впрок!
1-УСТНЫЙ СЧЁТ
Девочка зашифровала своё имя номерами букв в русском алфавите. Получилось числа (оно записано у вас в тетради 2011533. Как её зовут?
======Прописать число в тетради и представить в виде классов.Какой третий класс и какой разряд.?????
(20-Т. 1-А. 15-Н. 33-Я)- нет букв 0, 53
533- 1класс
11- 2 класс 2- 3класс (единицы миллиогов)
+Я сейчас к этому числу добавлю наименование «М» 2011533м
+В какие измерительные единицы можем преобразовать? «2011км533м»
+Что можно измерить КМ и М ? (РАССТОЯНИЕ)
(А расстояние мы находим в задачах на……………ДВИЖЕНИЕ……
II) Первичная актуализация. (Слайд №2)
1) Подумайте, ребята! - Нужны ли нам умения решать задачи на движение?
- Зачем они нам необходимы? (чтобы не опаздывать на встречи, уметь спланировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы не было аварий, и т.д.)
ТЕМА НАШЕГО УРОКА « Решение задач на движение» (Слайд №3)
3) - Какие существуют виды задач на движение?
Движение в противоположном направлении с удалением
Движение в противоположном направлении навстречу друг другу
Движение в одном направлении с отставанием
Движение в одном направлении вдогонку
4) - Что общего и в чём различия этих задач? ( Слайд № 4)
ОБЩЕЕ : есть объекты движения, есть величины: скорость, время, расстояние
РАЗЛИЧИЯ: направление движения объектов, место отправления значения величин и единицы их измерения.
III) Системная актуализация опорных знаний. (Слайд № 5)
(Повторение функциональной зависимости между величинами: скорость, время, расстояние)
1) - Вспомните, как найти
СКОРОСТЬ V= S: t ВРЕМЯ t = S: V РАССТОЯНИЕ S = V × t
2) - Выполните задания тренажёра. Верхнюю строчку выполняем коллективно, и делаем ВЫВОД остальные самостоятельно в парах. ( Слайд № 6
Тренажер
v = 2 км/ч t = 6 ч s - ? | s = 12 км v = 3 км/ч t - ? | s = 2 м t = 2 мин v - ? | v = 10м/мин t = 8 мин s - ? |
v = 6 км/ч t = 3 ч s - ? | s = 8 км t = 2 ч v - ? | v = 20 км/ч t = 4 ч s - ? | s = 12 м t = 6 ч v - ? |
v = 12 км/ч t = 5 ч s - ? | v = 6 м/мин t = 15мин s - ? | s = 60 см v = 15 см/с t - ? | s = 90 м t = 15мин v - ? |
v = 5 м/мин t = 16 мин s - ? | s = 70 км v = 14 км/ч t - ? | v = 25 км/ч t = 4 ч s - ? | s = 60 км t = 12 мин v - ? |
Самопроверка |
v = 6 км/ч t = 3 ч s - ? 18 км | s = 8 км t = 2 ч v - ? 4 км\ч | v = 20 км/ч t = 4 ч s - ? 80 км | s = 12 м t = 6 ч v - ? 2 м\ч |
v = 12 км/ч t = 5 ч s - ? 60 км | v = 6 м/мин t = 15мин s - ? 90 м | s = 60 см v = 15 см/с t - ? 4 с | s = 90 м t = 15мин v - ? 6 м\мин |
v = 5 м/мин t = 16 мин s - ? 80 м | s = 70 км v = 14 км/ч t - ? 5 ч | v = 25 км/ч t = 4 ч s - ? 100 км | s = 60 км t = 12 мин v - ? 5 км\мин |
Самопроверка: ( Слайд 7)
Проверьте свою работу.
– Кто допустил ошибку? Почему произошла ошибка?
– Кто решил без ошибок? МОЛОДЦЫ!
3- Сопоставьте две задачи, которые показаны другим цветом:
ВЫВОД….Какие задачи называются ВЗАИМООБРАТНЫМИ?
IV) Систематическое закрепление. Работа с учебником. ( Слайд № 8, 9)
Составьте задачу по чертежу…….
Приступаем к решению более трудных задач.
Определите вид задачи?
– Что известно в задаче?
– Что надо найти?
Расскажите задачу по схеме. (Просмотр демонстрации.)
АНАЛИЗ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ (полный)
Рещение коллективно
Прочитайте, каким способом решил задачу
Откройте тетради .
Запишите решение задачи на доску и в тетрадь.
1) 50+40=90 (км/ч) – скорость сближения
2) 720:90=8 (ч) почему вы делили на 8часов, ведь это КАЖДОГО поезда?
Ответ. Через 8 часов поезда встретятся.
V) Физминутка. (Сидя на стуле) ( Слайд № 10)
VI) Систематическое закрепление.
( Слайд №11)
Составьте 1 обратную задачу на движение
Ученики рассказывают задачу, а яоткрываю слайд и решение.
УСТНО.
Проверка взаимообратных задач идёт по слайдам решение прикрепляю на карточках на доску.
(НЕСКОЛЬКО решений-дети определяют соотношение карточек и слайдов)
Прямая задача.
1) 50+40=90 (км/ч) – скорость сближения
2) 720:90=8 (ч)
Ответ. Через 8 часов поезда встретятся.
ОБРАТНАЯ
1) 720:8=90(км/ч)-общая скорость сближения.
2) 90-50=40(км/ч) Ответ: 40 км/ч скорость пассажирского поезда.
ОБРАТНАЯ
1) 720:8=90(км/ч)-общая скорость сближения.
2) 90-40=50(км/ч) Ответ: 50 км/ч скорость товарного поезда.
ОБРАТНАЯ
1) 50+40=90 (км/ч) – скорость сближения
2) 90 * 8= 720 (км) Ответ. через 8 часов поезда проедут 720 км.
Вывод:
Какие надо знать величины, чтобы найти Скорость?
Время?
Расстояние?
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ. (Ученики у доски) ПО ВАРИАНТАМ
14784-х =14784 : 3 ===Какие это уравнения? (На упрощение)
9577+у =16090 *4 ===Рассказать АЛГОРИТМ решения данных уравнений
(1.выполнить действие правой части
2.записать упрощённое уравнение
3.вспомнить название компонента и правило нахождение данного компонента
4. как найти вычитаемое? Слагаемое?)
ПРОВЕРКА: Х=9856 Х=54883 ВЫВОД решения данных уравнений
РЕФЛЕКСИЯ СЛАЙД (вопросы)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
К данной классной задаче составить ещё по 2 обратные. Подкмать над задачей из карточки
1) Составление задачи по схеме движения: ( Слайд 12) - Определите вид задачи?
- Что известно в задаче? - Что надо найти?
Из двух городов, расстояние между которыми равно 65 км, выехали одновременно в противоположных направлениях два автомобиля. Один из них шел со скоростью 80 км/ч, а другой – 110 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут автомобили через 3 часа после выезда?
2) Составление плана решения задачи (2 способа рассмотреть)
Записать решение любым способом 80*3=240(км) (80+110)=190 (км/ч)
110*3=330(км) 190*3=570(км)
240+330=570(км) 570+65=635(км)
570+65=635(км)
Ответ. Через 3 часа расстояние будет 635 км.
XI) Итог урока: (Слайд 16)


- Чему мы учились на уроке?
- Что вам понравилось?
Что было трудно?
Прикрепите свой флажок к рисунку, который выражает ваше настроение и состояние.