СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика .4 класс. Решение обратных задач на движение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнение различных видов задач на движение:вдогонку, навстречу друг другу, в противоположных направлениях.

Просмотр содержимого документа
«Математика .4 класс. Решение обратных задач на движение.»

Математика 4 класс Кравчук Л.В

Тема

Решение задач на движение

Цель

Учить решать задачи на движение

Задачи

Образовательные:

Сравнивать различные виды движения : вдогонку, навстречу друг другу, в противоположных направлениях,

с отставанием.

Отработать правила нахождения скорости сближения, удаления, вдогонку и с отставанием; зависимость между физическими величинами S, t и v (словесные формулировки)
Воспитательные:

Воспитывать навыки работы в нестандартной ситуации.

Воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем мире.
Развивающие:

Развивать умение искать различные способы решения задач и выделять рациональные способы решения;

развивать пространственное воображение обучающихся, образное мышление;

совершенствовать графическую культуру.

Тип урока

Систематизация и обобщение знаний

Методы

обучения

исследовательский

частично-поисковый

диалогический

Методы преподавания

побуждающий

словесный

наглядный

Оборудование

  • опорные схемы; формулы.

  • распечатки тренажёра, теста.

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор,

  • экран,


ХОД УРОК

I) Организация класса. ( Слайд №1)

Начинается урок. Пусть он пойдёт ребятам впрок!

1-УСТНЫЙ СЧЁТ

Девочка зашифровала своё имя номерами букв в русском алфавите. Получилось числа (оно записано у вас в тетради 2011533. Как её зовут?

======Прописать число в тетради и представить в виде классов.Какой третий класс и какой разряд.?????

(20-Т. 1-А. 15-Н. 33-Я)- нет букв 0, 53

533- 1класс

11- 2 класс 2- 3класс (единицы миллиогов)

+Я сейчас к этому числу добавлю наименование «М» 2011533м

+В какие измерительные единицы можем преобразовать? «2011км533м»

+Что можно измерить КМ и М ? (РАССТОЯНИЕ)

(А расстояние мы находим в задачах на……………ДВИЖЕНИЕ……


II) Первичная актуализация. (Слайд №2)

1) Подумайте, ребята! - Нужны ли нам умения решать задачи на движение?

- Зачем они нам необходимы? (чтобы не опаздывать на встречи, уметь спланировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы не было аварий, и т.д.)


ТЕМА НАШЕГО УРОКА « Решение задач на движение» (Слайд №3)


3) - Какие существуют виды задач на движение?

  • Движение в противоположном направлении с удалением

  • Движение в противоположном направлении навстречу друг другу

  • Движение в одном направлении с отставанием

  • Движение в одном направлении вдогонку

4) - Что общего и в чём различия этих задач? ( Слайд № 4)

ОБЩЕЕ : есть объекты движения, есть величины: скорость, время, расстояние

РАЗЛИЧИЯ: направление движения объектов, место отправления значения величин и единицы их измерения.


III) Системная актуализация опорных знаний. (Слайд № 5)

(Повторение функциональной зависимости между величинами: скорость, время, расстояние)

1) - Вспомните, как найти

СКОРОСТЬ V= S: t ВРЕМЯ t = S: V РАССТОЯНИЕ S = V × t

2) - Выполните задания тренажёра. Верхнюю строчку выполняем коллективно, и делаем ВЫВОД остальные самостоятельно в парах. ( Слайд № 6


Тренажер

v = 2 км/ч

t = 6 ч

s - ?

s = 12 км

v = 3 км/ч

t - ?

s = 2 м

t = 2 мин

v - ?

v = 10м/мин

t = 8 мин

s - ?

v = 6 км/ч

t = 3 ч

s - ?

s = 8 км

t = 2 ч

v - ?

v = 20 км/ч

t = 4 ч

s - ?

s = 12 м

t = 6 ч

v - ?

v = 12 км/ч

t = 5 ч

s - ?

v = 6 м/мин

t = 15мин

s - ?

s = 60 см

v = 15 см/с

t - ?

s = 90 м

t = 15мин

v - ?

v = 5 м/мин

t = 16 мин

s - ?

s = 70 км

v = 14 км/ч

t - ?

v = 25 км/ч

t = 4 ч

s - ?

s = 60 км

t = 12 мин

v - ?

Самопроверка

v = 6 км/ч

t = 3 ч

s - ?

18 км

s = 8 км

t = 2 ч

v - ?

4 км\ч

v = 20 км/ч

t = 4 ч

s - ?

80 км

s = 12 м

t = 6 ч

v - ?

2 м\ч

v = 12 км/ч

t = 5 ч

s - ?

60 км

v = 6 м/мин

t = 15мин

s - ?

90 м

s = 60 см

v = 15 см/с

t - ?

4 с

s = 90 м

t = 15мин

v - ?

6 м\мин

v = 5 м/мин

t = 16 мин

s - ?

80 м

s = 70 км

v = 14 км/ч

t - ?

5 ч

v = 25 км/ч

t = 4 ч

s - ?

100 км

s = 60 км

t = 12 мин

v - ?

5 км\мин


Самопроверка: ( Слайд 7)

Проверьте свою работу.

– Кто допустил ошибку? Почему произошла ошибка?

– Кто решил без ошибок? МОЛОДЦЫ!

3- Сопоставьте две задачи, которые показаны другим цветом:

  • Что схожего?

  • Чем различаются?

  • Что можете сказать об этих задачах? (взаимообратные)

ВЫВОД….Какие задачи называются ВЗАИМООБРАТНЫМИ?

IV) Систематическое закрепление. Работа с учебником. ( Слайд № 8, 9)

Составьте задачу по чертежу…….

  1. Приступаем к решению более трудных задач.

  2. Определите вид задачи?

  3. – Что известно в задаче?

  4. – Что надо найти?

Расскажите задачу по схеме. (Просмотр демонстрации.)


АНАЛИЗ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ (полный)

Рещение коллективно

Прочитайте, каким способом решил задачу

Откройте тетради .

Запишите решение задачи на доску и в тетрадь.

1) 50+40=90 (км/ч) – скорость сближения

2) 720:90=8 (ч) почему вы делили на 8часов, ведь это КАЖДОГО поезда?

Ответ. Через 8 часов поезда встретятся.


V) Физминутка. (Сидя на стуле) ( Слайд № 10)

VI) Систематическое закрепление.

( Слайд №11)


Составьте 1 обратную задачу на движение

Ученики рассказывают задачу, а яоткрываю слайд и решение.

УСТНО.

Проверка взаимообратных задач идёт по слайдам решение прикрепляю на карточках на доску.

(НЕСКОЛЬКО решений-дети определяют соотношение карточек и слайдов)

Прямая задача.

1) 50+40=90 (км/ч) – скорость сближения

2) 720:90=8 (ч)

Ответ. Через 8 часов поезда встретятся.

ОБРАТНАЯ

1) 720:8=90(км/ч)-общая скорость сближения.

2) 90-50=40(км/ч) Ответ: 40 км/ч скорость пассажирского поезда.

ОБРАТНАЯ

1) 720:8=90(км/ч)-общая скорость сближения.

2) 90-40=50(км/ч) Ответ: 50 км/ч скорость товарного поезда.

ОБРАТНАЯ

1) 50+40=90 (км/ч) – скорость сближения

2) 90 * 8= 720 (км) Ответ. через 8 часов поезда проедут 720 км.


Вывод:

Какие надо знать величины, чтобы найти Скорость?

Время?

Расстояние?

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ. (Ученики у доски) ПО ВАРИАНТАМ


14784-х =14784 : 3 ===Какие это уравнения? (На упрощение)

9577+у =16090 *4 ===Рассказать АЛГОРИТМ решения данных уравнений


(1.выполнить действие правой части

2.записать упрощённое уравнение

3.вспомнить название компонента и правило нахождение данного компонента

4. как найти вычитаемое? Слагаемое?)

ПРОВЕРКА: Х=9856 Х=54883 ВЫВОД решения данных уравнений


РЕФЛЕКСИЯ СЛАЙД (вопросы)


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:


К данной классной задаче составить ещё по 2 обратные. Подкмать над задачей из карточки




1) Составление задачи по схеме движения: ( Слайд 12) - Определите вид задачи?

- Что известно в задаче? - Что надо найти?

Из двух городов, расстояние между которыми равно 65 км, выехали одновременно в противоположных направлениях два автомобиля. Один из них шел со скоростью 80 км/ч, а другой – 110 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут автомобили через 3 часа после выезда?

2) Составление плана решения задачи (2 способа рассмотреть)

Записать решение любым способом 80*3=240(км) (80+110)=190 (км/ч)

110*3=330(км) 190*3=570(км)

240+330=570(км) 570+65=635(км)

570+65=635(км)

Ответ. Через 3 часа расстояние будет 635 км.



XI) Итог урока: (Слайд 16)


- Чему мы учились на уроке?

- Что вам понравилось?

Что было трудно?

Прикрепите свой флажок к рисунку, который выражает ваше настроение и состояние.