-ознакомить обучающихся с понятиями степень числа, основание степени, показатель степени;
-научить правильно записывать и читать степень числа (квадрат и куб числа).
-воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной работе.
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
№ п\п | Этапы урока | Задачи урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Организационный этап. | Создать благоприятный психологический настрой на работу. | 1-2 мин. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Дежурный собирает тетради с домашним заданием и раздает проверенные тетради. |
2. | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Мотивировать обучающихся к открытию нового знания. | 1-2 мин | -Ребята, как вы думаете, все ли математические действия вам уже известны? -Перечислите, какие математические действия вы хорошо знаете? -Как вы думаете ученые знают сколько клеток в человеческом организме? (100000000000000), 100 триллионов. В этом числе аж 14 нолей. | - Да или нет (ответы учащихся). -Сложение, вычитание, умножение, деление. -Ответы учащихся |
3. | Этап актуализации знаний. | Актуализация опорных знаний. | 5-6 мин | В д\з были задания на повторение предыдущих тем. -Проверим ваши умения. Найдите значение выражения: 5+5+5+5= 6+6+6+6+6= 10+10+10+10+10+10+10+10+ +10+10= 4+4+4+4+4+4= -Каким действием заменяем сумму одинаковых слагаемых? | Ответы обучающихся:20,30,100,24. -Умножением. . |
4. | Этап выявления места и причины затруднения. -создание проблемной ситуации -Целеполагание | Умение формулировать проблему. Умение определять цели урока. | 2-3 мин | - Найдите значение выражения: 2*2*2*2 Посмотрите на эту запись. -Что собой представляет данное выражение? Она удобна? Ответ обоснуйте. -Упростите это выражение, сделайте его короче. -Вы не смогли сделать запись произведения одинаковых множителей короче. Значит, вам не все математические действия известны. -Так что вы должны узнать сегодня на уроке? Сформулируйте возникшую проблему. | =16 -Она длинная. -Произведение одинаковых множителей -Предлагают свои варианты. Обучающиеся самостоятельно формулируют цель урока: -Научиться как записывать, узнать, как называется произведение одинаковых множителей, как правильно эту запись читать. Формулируют проблему: научиться записывать произведение одинаковых множителей короче. |
5. | Этап построения выхода из затруднения | Учиться проектировать учебную деятельность | 5-6 мин | -Составим план решения проблемы. План 1.Научиться записывать короче произведение одинаковых множителей. 2.Изучить новое арифметическое действие. 3.Как называется? 4.Как записывается и читается? 5.Каким по порядку выполняется в числовых выражениях? | Ученики предлагают свои варианты плана решения возникшей проблемы. |
6. | Этап реализации построенного проекта Работа с учебником (поисковая работа с элементами исследования). | Научиться открывать новое знание. | 4-5 мин | Поможет решить проблему изучение темы «Степень числа». Запишите ее в тетрадях. -Попробуем вместе разобраться с возникшей проблемой. Внимательно посмотрите на данные равенства, сравните выражения слева и справа от знака «равно». Попробуйте объяснить, что обозначает каждый знак в правой части. 4*4*4=43, 5*5*5*5*5*5=56 7*7=72 -Такая запись произведения одинаковых множителей удобна, понятна? - Проверим, правильно ли мы рассуждали. -Прочитайте текст учебника п.20 стр. 135. Найдите ответы на вопросы в тексте. Обсудите свои ответы с соседом по парте. 1) Как автор предлагает записывать произведение одинаковых множителей? 7*7*7*7, если множителей 4? 2) Как называется такая запись? 3) Как прочитать ее? 4) 4) Что обозначает каждый знак в этой записи? (Проверка по эталону, плакат «Степень числа») | Записывают в тетрадь число и тему урока. Ученики высказывают свои версии. Находят в учебнике нужную информацию, обсуждают с партнером по парте. Отвечают, комментируют ответы других, дают оценку правильности или неправильности услышанных ответов (Работа в парах). |
7. | Первичное закрепление новых знаний Физкультминутка | Умение применять на практике новое знание Снять утомление. | 4-5 мин 1 мин | -Закрепим новые понятия, выполнив №548 (устно) -Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь отработаем понятия основание и показатель степени. (Ученики «цепочкой» выполняют задания у доски, остальные в тетради). -Представьте степень в виде произведения: 34, 45, 73, 82, 106 Молодцы! А теперь выполите следующее задание: Можно ли записать выражение в виде степени? Если да, то запишите: 2*2*2*2*2*2*2*2= 2*3*4*5*6*7= 6+6+6+6= 10*10*10*10*10= Молодцы, что заметили лишнюю сумму и произведение! А теперь выполните в тетрадях задание. Самостоятельная работа. Соедините линиями выражение. (Задание на карточках). Проверьте по эталону. Обменяйтесь тетрадями и еще раз проверьте. Оцените свою работу по критериям: -Нет ошибок «5», -1,2 ошибки «4», 3 ошибки «3» Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали! Вверх рука и вниз рука, Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. Мы осанку исправляем, Спинки дружно прогибаем. Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись, Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись! | Учащиеся отвечают устно, у доски, работают в тетрадях. Ученики выполняют задание в тетрадях, оценивают себя по эталону. Проверяют правильно ли оценил себя партнер по парте. Ученики выполняют упражнения. |
8. | Закрепление знаний, получение новых сведений. | Повторить и закрепить изученный ранее материал. | 4-5 мин | -Продолжаем. Как вы считаете, что означает 31 и чему равно данное выражение? -Чему равно значение выражения а1? -Какой вывод можно сделать? Вторая и третья степень числа имеют специальное название. Вторую степень числа называют квадратом, третью-кубом числа. Читают соответственно а2 – «а в квадрате», а3- «а в кубе». Поработаем в парах. Для того, чтобы вам легче было вычислять квадрат числа, нам с вами предстоит сейчас сделать закладки-шпаргалки. Вам нужно заполнить таблички. (На столе лежат заготовки). Выполните задания, чтобы проверить себя, как вы усвоили новую тему (стр. тетради с печатной основой). Тетради сдадите на проверку. | Повторяют ранее изученное, получают новые сведения и делают выводы. Изготавливают закладку-шпаргалку. |
9. | Итог урока Рефлексия | Подвести итоги урока, обменяться впечатлениями об уроке. | 1-2 мин | -Какую проблему мы решали на уроке? -Как вы думаете, удалось нам достичь результата? -Теперь вы сможете записать сколько клеток в организме человека короче? -Изучая новый материал, на какой вопрос мы не ответили? -Вот этим мы и займемся на следующем уроке. -Какие новые понятия вы узнали? -Оцените свою работу на уроке (прием «Ладоши») | Ученики подводят итоги своей работы. Да, 1014 -Не знаем в каком порядке находить степень в примерах. Хлопают в ладоши. |
9. | Домашнее задание | | 1-2 мин | Д\з: доделать закладку, №551, проанализируйте ответ в выражении 103-(102+10) =890. Продолжите сказку: «Жили-были 4 брата: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Были они очень дружны, каждый знал свое место. Однажды к ним в гости пришла старшая сестра Степень. Завели они спор, кто из них теперь главнее…» -Ребята, урок окончен. Всем спасибо. | |