Теоретический материал § 4 -Сравните фигуру с уже известными нам. -Что можно сказать? -Можно ли эту фигуру назвать отрезком? Почему? -Может её включим в группу прямых? Почему? -Тогда давайте выполним одну операцию. -В руках у меня 2 катушки тесьмы. Мы раздвигаем их в разные стороны. -Что заметили? (Это прямая линия, только в воздухе) -Можно ли её продолжить в обоих направлениях? -А эту прямую можно изобразить на доске? (Чертим на доске, а дети в тетради). А а В Без начала и без края линия прямая, Хоть 100 лет по ней идти, Не найдёшь конца пути. - У людей есть имена, у животных клички. -А прямую линию можно обозначить одной или двумя буквами. - Предложите имя прямой линии. Вывод: У прямой линии нет ни начала, ни конца. Мы можем изобразить только маленькую часть прямой линии. Её можно продолжить. -Наша Весёлая Точка поможет нам ещё поработать с прямой линией. -Поставьте точку, проведите через неё прямую линию. -Можно ещё провести линию через эту точку? -Сколько прямых линий можно провести через одну точку? -Поставьте 2 точки. Через эти точки проведите прямую линию. Можно ли ещё провести? А К Вывод: Через одну точку можно провести сколько угодно линий, а через 2 точки – только одну. -Теперь нашу прямую линию я разрежу. (К месту разреза прикреплю Солнышко). -Что получилось? -На что похоже? (Луч солнца) О новой фигуре разносится весть Конца пусть в ней нет, Начало-то есть! И солнце, тихонько взойдя из-за туч, Сказало: «Друзья, назовём его луч!» -Можно ли продолжить луч со стороны разреза? (Нет, мешает круг и нечего продолжать) -А с другой стороны? (Можно продолжить до бесконечности) СРАВНИТЕ: Луч и прямую линию. (Прямую линию можно продолжить в обе стороны, а луч только в одну. Луч имеет начало) -Начертите луч на доске и в тетради -Луч обозначается двумя прописными буквами. На первом месте всегда указывается начало луча. -Поставьте точку, проведите луч, а ещё можно провести из этой точки, ещё… -Какие лучи бывают? (Солнечные лучи, лампа, фонарик и т.д.) Вывод: Луч – это прямая линия, ограниченная с одной стороны. Из одной точки можно провести бесконечное множество лучей. -У луча я отрезаю ту часть, которую можно продолжить…и прикреплю ещё одну точку. -Что получилось? (Отрезок) -Линия, ограниченная с двух сторон. СРАВНИТЕ: Луч и отрезок. -У луча есть только начало, а отрезок имеет и начало и конец. -Можно отрезок изобразить на доске и в тетради? Точки две поставь в тетради, Чтоб потом нарисовать между ними Под линеечку – прямую, И окажется, мой друг, Что отрезок вышел вдруг, Только точкам имена дать ты Не забудь! -Отрезок обозначается двумя буквами, но порядок при чтении и записи не имеет значения. Вывод: Отрезок – это прямая, ограниченная с двух сторон. -Что нового узнали об этих фигурах? Вывод: Луч, прямая и отрезок – это геометрические фигуры. |