СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика 5 класс. Урок 10

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика 5 класс. Урок 10

Просмотр содержимого документа
«Математика 5 класс. Урок 10»

Математика 5 класс Урок 10

Тема

Плоскость. Прямая. Луч

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Формируемые результаты

Предметные: познакомить учащихся с геометрическими фигурами: плоскость, прямая, луч; научить распознавать на рисунках эти фигуры, а в окружающем мире — объекты, для которых плоскость, прямая, луч являются моделями.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.

Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Планируемые результаты

Учащийся научится распознавать на чертежах геометрические фигуры: плоскость, прямую, луч.

Основные понятия

Плоскость, прямая, свойство прямой, луч.



Организационная структура урока

Этапы проведения урока

Форма организации УД

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Учебник

Рабочая тетрадь

Дидактические материалы

  1. Организационный этап


  1. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


  1. Проверка домашнего задания


4.Актуализация знаний

Ф

Устно: № 1, 2


Расшифруйте слова: МАЯПРЯ, РЕЗООТК, КАТОЧ, ЧУЛ

-Это слова «прямая», «отрезок», «луч», «нитки», «точка».

-Все ли расшифрованные слова вам знакомы?

-А где вы с ними встречались?

(На уроке математики, а нитки на уроке труда).

-Какое слово лишнее?

(Нитки. Они не относятся к уроку математики).

-Но все эти слова сегодня помогут нам сделать открытие.

Сообщение темы и цели урока.

-Рассмотрите фигуры на доске.

- На какие группу их можно разбить?

(В ходе рассуждения можно разбить на 2 группы- «отрезки» и «прямые»)

-Но возникает проблема: куда можно отнести фигуру




5.Изучение нового материала

Ф

Теоретический материал § 4


-Сравните фигуру с уже известными нам.




-Что можно сказать?

-Можно ли эту фигуру назвать отрезком? Почему?

-Может её включим в группу прямых? Почему?

-Тогда давайте выполним одну операцию.

-В руках у меня 2 катушки тесьмы. Мы раздвигаем их в разные стороны.

-Что заметили?

(Это прямая линия, только в воздухе)

-Можно ли её продолжить в обоих направлениях?

-А эту прямую можно изобразить на доске?

(Чертим на доске, а дети в тетради).

А


а


В


Без начала и без края линия прямая,

Хоть 100 лет по ней идти,

Не найдёшь конца пути.

- У людей есть имена, у животных клички.

-А прямую линию можно обозначить одной или двумя буквами.

- Предложите имя прямой линии.

Вывод: У прямой линии нет ни начала, ни конца.

Мы можем изобразить только маленькую часть прямой линии. Её можно продолжить.

-Наша Весёлая Точка поможет нам ещё поработать с прямой линией.

-Поставьте точку, проведите через неё прямую линию.

-Можно ещё провести линию через эту точку?

-Сколько прямых линий можно провести через одну точку?

-Поставьте 2 точки. Через эти точки проведите прямую линию. Можно ли ещё провести?


А К

Вывод: Через одну точку можно провести сколько угодно линий, а через 2 точки – только одну.

-Теперь нашу прямую линию я разрежу.

(К месту разреза прикреплю Солнышко).

-Что получилось?

-На что похоже?

(Луч солнца)

О новой фигуре разносится весть

Конца пусть в ней нет,

Начало-то есть!

И солнце, тихонько взойдя из-за туч,

Сказало: «Друзья, назовём его луч!»

-Можно ли продолжить луч со стороны разреза?

(Нет, мешает круг и нечего продолжать)

-А с другой стороны?

(Можно продолжить до бесконечности)

СРАВНИТЕ: Луч и прямую линию.

(Прямую линию можно продолжить в обе стороны, а луч только в одну. Луч имеет начало)

-Начертите луч на доске и в тетради

-Луч обозначается двумя прописными буквами.

На первом месте всегда указывается начало луча.

-Поставьте точку, проведите луч, а ещё можно провести из этой точки, ещё…

-Какие лучи бывают?

(Солнечные лучи, лампа, фонарик и т.д.)

Вывод: Луч – это прямая линия, ограниченная с одной стороны. Из одной точки можно провести бесконечное множество лучей.

-У луча я отрезаю ту часть, которую можно продолжить…и прикреплю ещё одну точку.

-Что получилось?

(Отрезок)

-Линия, ограниченная с двух сторон.

СРАВНИТЕ: Луч и отрезок.

-У луча есть только начало, а отрезок имеет и начало и конец.

-Можно отрезок изобразить на доске и в тетради?

Точки две поставь в тетради,

Чтоб потом нарисовать между ними

Под линеечку – прямую,

И окажется, мой друг,

Что отрезок вышел вдруг,

Только точкам имена дать ты

Не забудь!

-Отрезок обозначается двумя буквами, но порядок при чтении и записи не имеет значения.

Вывод: Отрезок – это прямая, ограниченная с двух сторон.

-Что нового узнали об этих фигурах?

Вывод: Луч, прямая и отрезок – это геометрические фигуры.





6.Первичное закрепление нового материала

Ф


И




П

№ 85, 87, 88, 90, 91



№ 32, 34, 35, 36


№ 33


7.Повторение

И

№ 105



8.Итоги урока


Вопросы 1-7



9.Информация о домашнем задании


§ 4, вопросы 1-7, № 86, 89, 106.

Дополнительно № 111





Методические комментарии



Говоря о плоскости, прямой и луче, надо в первую очередь подчеркнуть их бесконечность. Осознание этого факта учениками вызывает сложности, поскольку здесь требуется достаточно высокая степень развития абстрактного мышления.





Для того чтобы учащимся было легче понять, что через две точки проходит единственная прямая, можно предварительно выполнить следующие упражнения в игровой форме: отметить на доске точку и предложить нескольким учащимся провести через эту точку прямую. Учащиеся должны осознать, что таких прямых можно провести бесконечно много.



Затем отметить на доске две точки и предложить нескольким учащимся провести через них прямые. Далее сделать вывод.





Говоря о луче, важно отметить, что в отличие от прямой луч не определяется однозначно любыми двумя своими точками: необходимо указать начало луча.

упражнениях этого параграфа отрабатывается взаимное расположение изучаемых фигур: пересекаются (не пересекаются) две прямые, прямая

  • луч, луч и отрезок, отрезок и прямая; точка принадлежит (не принадлежит) прямой, лучу, отрезку. Этому будут способствовать упражнения № 88, 89.



Важно, чтобы учащиеся понимали, что в тетради можно изобразить лишь часть прямой или луча в виде отрезка. Этот факт должен учитываться при выполнении заданий, в которых определяется, принадлежит ли данная точка изображённому лучу (прямой).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!