СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика 5 класс. Урок 3

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика 5 класс. Урок 3

Просмотр содержимого документа
«Математика 5 класс. Урок 3»

Математика 5 класс Урок 3

Тема

Цифры. Десятичная запись натуральных чисел

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Формируемые результаты

Предметные: закрепить и развить навыки чтения и записи больших натуральных чисел, ввести понятия: класс и разряд, ввести названия новых классов: миллион, миллиард; научить записывать многозначные натуральные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Личностные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки.

Метапредметные: формировать первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники.

Планируемые результаты

Учащийся научится записывать и читать многозначные числа, представлять число в виде разрядных слагаемых.

Основные понятия

Цифры, классы, разряды, десятичная система счисления.



Организационная структура урока

Этапы проведения урока

Форма организации УД

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Учебник

Рабочая тетрадь

Дидактические материалы

  1. Организационный этап


  1. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. М.В. Ломоносов.

Число - одно из самых основных понятий математики. Оно разрешает выражать результаты счета или измерений. Сколько карандашей в пенале? Сколько листов в тетради? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо уметь считать, а сделать это можно только при помощи чисел. Сегодня мы и поговорим о натуральных числах, которые используются при счете.


  1. Проверка домашнего задания



Беседа с классом. 

  1. Как называются числа, которые мы использовали повторяя таблицу умножения?

  2. Для чего используются натуральные числа?

  3. Назовите самое маленькое натуральное число?

  4. Что мы используем в записи натуральных чисел?

  5. Сколько цифр мы используем, чтобы записать любое натуральное число?

  6. Зависит ли значение цифры от ее места в записи числа?

  7. Какой цифрой обозначают отсутствие разряда?

  8. Относят ли нуль к натуральным числам?

4.Актуализация знаний


Устно: № 1, 2, 4



5.Изучение нового материала

Ф

Теоретический материал § 2

Мы уже знаем, что натуральные числа – это числа, которые используют при счёте. Любое  натуральное число  можно  записать  с  помощью  десяти  цифр.

Практическая деятельность потребовала ни только умение считать, но и умение записывать числа. В старину для записи натуральных чисел использовались и особые рисунки, и черточки, и буквы.

В настоящее время принята десятичная система счисления, в которой числа записывают при помощи десяти знаков: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Эти знаки называют цифрами.

При этом одна и та же цифра имеет различное значение в зависимости от места, где она расположена в записи числа.

Пример: в записи числа 777 первая справа цифра 7-семь единиц, вторая- семь десятков, третья-7 сотен.

Поэтому десятичную систему счисления называют позиционной.

Важную роль в десятичной системе счисления играет число 10.

Десять единиц называют десятком, десять десятков-сотней,10 сотен тысячей.

Натуральные числа, записанные одной цифрой, называют однозначными, а записанные несколькими цифрами-многозначными.

Примеры.

Первая цифра справа в десятичной записи числа называется цифрой первого разряда, вторая цифрой второго разряда и т.д.

Первая цифра слева в записи натурального числа называют цифрой высшего разряда. она всегда отлична от нуля.

Чтобы прочитать многозначное число цифры в его записи разбивают справа на лево на группы по три цифры в каждой. Эти группы называются классами.

Первый класс справа называют классом единиц, второй класс тысяч, третий миллионов и т.д.

Пример:

148 951 784 296

148 миллиардов 951 миллион 784 тысячи 298

!Каждое натуральное число можно записать в виде суммы разрядных слагаемых.

Пример: 99 состоит из 9 десятков и 9 единиц 99=9*10+9*1

3278 состоит 3 тысяч 2 сотен 7 десятков и 8 единиц 3278=3*1000+2*100+7*10+8*1

Способ записи чисел, которым мы пользуемся, называется  десятичной позиционной системой счисления. Значение  цифры  зависит  от  ее  места (позиции)  в  записи  числа.

Кроме натуральных чисел мы знаем еще число 0 (нуль). При счёте число 0 (нуль) не используется, а означает оно «ни одного».  Поэтому число 0 не является натуральным!



А может, вы знаете, как появились натуральные числа?

Эти числа появились в глубокой древности, когда людям понадобилось вести счет окружающих предметов, плодов, животных.

Само слово «натуральный» означает в русском языке то же самое что «естественный».

А слово natura – по латински – есть природа.

Арабы принесли к нам способ записи чисел, которыми мы пользуемся из Индии. Однако в самой Индии до последнего времени цифры выглядели совсем не так, как в Европе.

В Древней Греции поступали очень просто: греки не стали выдумывать специальные знаки для цифр, а использовали буквы.

1-обозначалиА,2-Б,3-Г.

Греческий алфавит похож на русский в этом нет ничего удивительного, так как славянский алфавит создан на основе греческого монахами Кириллом и Мефодием.

Сегодня мы познакомимся с римскими цифрами.

I, II, III, V, VI, C, D , M (работа с учебником с.______)

С помощью этих цифр с применением сложения и вычитания в римской нумерации записывают и другие числа.

В справочный материал: если меньшая цифра стоит после большей, то она прибавляется к большей, если меньшая цифра стоит перед большей, то она вычитается из большей.

Великим достижением математиков было изобретение десятичной системы записи чисел, хорошо нам известной в ней используют только 10 цифр их называют арабскими.




6.Первичное закрепление нового материала

Ф


И

№ 17, 18, 19, 21, 22



№ 7, 8



№ 9 (3-9), 10

7.Повторение

И

№ 36



8.Итоги урока

Ф

Вопросы 1-8



9.Информация о домашнем задании


§ 2, вопросы 1-8, № 20, 23, 38





Методические комментарии



Значительную часть учебного времени следует уделить формирова-нию навыков чтения и записи многозначных чисел. Одна из эффективных форм работы — математический диктант.



Также можно использовать карточки с изображёнными на них цифрами: меняя взаимное расположение карточек, предлагать учащимся прочитать образовавшиеся числа, и наоборот, составить с помощью карточек названное число.

Надо обратить особое внимание на запись, чтение и представление в виде суммы разрядных слагаемых натуральных чисел, некоторые цифры которых являются нулём.



Необходимо, чтобы учащиеся понимали, что двойное название разряда (a единиц тысяч, b десятков миллионов и т. п.) однозначно определяет место цифры в записи числа.



Следует отдельно обратить внимание учащихся на то, что запись натурального числа может начинаться с любой цифры, кроме нуля.



Комментарии к упражнениям



  • 28–30. Для подготовки к решению данных задач можно в устные упражнения включить задачи, подобные следующей: назовите наибольшее (наименьшее) трёхзначное (четырёхзначное, пятизначное и т. д.) число. Подобные задачи содержатся в тексте математического диктанта по данной теме.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!