СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика 5 класс. Урок 6

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика 5 класс. Урок 6

Просмотр содержимого документа
«Математика 5 класс. Урок 6»


Математика 5 класс Урок 6

Тема

Отрезок. Длина отрезка

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Формируемые результаты

Предметные: познакомить учащихся с геометрическими фигурами: точкой, отрезком; научить распознавать на чертежах эти фигуры, а в окружающем мире — объекты, для которых эти фигуры являются моделями; сформировать навыки измерения длины отрезка и построения отрезка заданной длины.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.

Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Планируемые результаты

Учащийся научится распознавать на чертежах геометрические фигуры: точку, отрезок; получит навыки измерения длины отрезка и построения отрезка заданной длины.

Основные понятия

Точка, отрезок, геометрическая фигура, длина отрезка, единичный отрезок, свойство длины отрезка, равные отрезки.



Организационная структура урока

Этапы проведения урока

Форма организации УД

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Учебник

Рабочая тетрадь

Дидактические материалы

  1. Организационный этап


  1. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы начнём знакомство с одним из разделов математики, который изучает фигуры и их свойства. Это – геометрия – одна из наиболее древних наук. Появление и развитие геометрических знаний связано с практической деятельностью людей: земледелие, строительство, желание украсить свой быт и одежду....Первые геометрические факты найдены в вавилонских клинописных таблицах и египетских папируса. Неоценимый вклад в развитие геометрии был внесен древнегреческими математиками. “Не обучавшийся геометрии пусть не входит в эту дверь”. Такая надпись была сделана над дверью дома, в котором Платон занимался со своими учениками. Первым, кто начал получать новые геометрические факты при помощи рассуждений, был древнегреческий математик Фалес (VI век до н.э.). Наибольшее влияние на все последующее развитие геометрии оказали труды греческого ученого Евклида, жившего в Александрии в III веке до н.э. Сочинение Евклида "Начала" почти 2 тысячи лет служило основной книгой, по которой изучали геометрию. В настоящее время геометрия – это целая наука, занимающаяся изучением геометрических фигур. В ней изучаются формы, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их других свойств: массы, цвета, плотности, вкуса и т. п.


  1. Проверка домашнего задания


4.Актуализация знаний

Ф

Устно: № 1, 2, 3, 4


«Математическая разминка»(светофор)


1. Если математическое утверждение верно, то показывается карточка зеленого цвета. Если нет – то красного.

а) В одном сантиметре 10 дециметров.

б) Прямая не имеет концов.

в) В записи числа «Одна тысяча» три нуля.

г) Для записи натуральных чисел употребляются одиннадцать цифр.

д) Последующее натуральное число отличается от предыдущего на единицу.

е) Цифра «нуль» означает отсутствие разряда?

ж) Две точки можно соединить двумя отрезками? (Если у вас нет ответа на этот вопрос, то наберитесь терпения и подождите некоторое время. Ответ на него мы узнаем сегодня).




5.Изучение нового материала

Ф

Теоретический материал § 3 (до понятия ломаной).


Точка – основное геометрическое понятие. В переводе с латинского языка слово точка – результат мгновенного касания, укол.

Задание 1.

Отметить в тетради точку. Обозначить её. Обозначить – значит дать имя. Имя точки – большая буква латинского алфавита

Задание 2.

С помощью линейки провести в тетради линию. В переводе с латинского языка слово линия – льняная нить. На линии отметьте точки A, B

Часть линии, заключённая между двумя точками, называется отрезком. Обозначается отрезок двумя точками, которые являются его концами.

Задание 3.

Начертить в тетради отрезки AB, CD, NM, KL.

Каждый из этих отрезков имеет длину. Как сравнить длины отрезков? Нужно их измерить. Для этого можно воспользоваться измерителем

Задание 4.

С помощью какого инструмента можно построить и измерить длину отрезка?

Задание 5.

Выразите в сантиметрах: 8 дм 6 см; 40 мм; 3 м 5 см.

Выразите в метрах: 3 км 300м; 7 км 90 м.

Меры длины, которые мы используем сейчас, были не всегда. На Руси, в старину, длину измеряли с помощью частей тела.




6.Первичное закрепление нового материала

Ф


И

№ 44, 46, 47, 49, 51



№ 17, 18



№ 13

7.Повторение

И

№ 78 (1-8)



8.Итоги урока


Наше занятие подходит концу. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением).

Вам для этого помогут слова:

Сегодня вы познакомились с понятием точка, отрезок –…(отвечают ученики),

Узнали, как и с помощью чего можно измерить длину отрезка – …(отвечают ученики),

Применили полученные знания на практике.




9.Информация о домашнем задании


§ 3, вопросы 1-9, № 45, 48, 50, 79





Методические комментарии



Важно, чтобы учащиеся понимали, что точка и отрезок — понятия абстрактные. В природе нет ни точек, ни отрезков, а есть объекты, которые условно считают точками и отрезками, т. е. объекты, для которых точки и отрезки являются моделями.



Необходимо подчеркнуть, что точка и отрезок — примеры геометрических фигур.



Соединяя две точки отрезком, учащиеся должны осознавать, что отрезок однозначно задаётся его концами. Этот факт объясняет, почему отрезок обозначают, записывая точки, являющиеся его концами.



Учащиеся умеют находить длину отрезка измерением из курса математики начальной школы. Однако на данном этапе следует разъяснить, что измерение — это сравнение данного отрезка с единичным и в качестве единичного можно выбрать любой отрезок. Надо показать, что с изменением единичного отрезка меняется численное значение длины измеряемого отрезка.



Обратим внимание, что в учебнике равными называют отрезки, которые совпадают при наложении, а не те, у которых равны длины. Это связано с тем, что в § 13 будет дано определение равных фигур как таких, которые совпадают при наложении.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!