Теоретический материал § 22 Знакомство с кубом. Каждый из вас умён и не глуп, чётко знает это? (ответ учеников) (Куб). Среди своих фигур его найдите и в тетради это слово запишите. (Пишет на доске “Куб”. Ученики тоже записывают в тетради слово “куб”). Теперь куб берите в руки смело, и примемся за дело. Фигуру изучим капитально, каждый её элемент – досконально. Высота, ширина, да и длина (показывает на модели) у него всегда одна! Их всех вместе измерениями или рёбрами зовут, посчитайте, сколько их тут? ( ученики считают) (12) Точки, где рёбра пересекаются, вершинами называются (показывает) Сколько их сейчас мы спросим? (дети считают) Ну, конечно ровно (дети отвечают) (8). А площадки вот эти (показывает грани) зовут гранями и взрослые и дети. Сколько их нетрудно счесть (дети считают и отвечают) их конечно ровно (6). Итак, не спешите и в тетради запишите (пишет на доске: Куб: рёбер – 12, вершин – 8, граней – 6, а дети записывают в тетради). Три ребра, из одной вершины выходящие, во все стороны глядящие, одним словом называют. Кто его нам отгадает? Учебник открывайте и скорее это слово прочитайте (открывают учебник и находят слово) (измерения) (записывают на доске и в тетрадях: длина – а ширина – в} измерения) высота - с Запомнить все должны: у куба все измерения равны! Запишем это в тетрадки ясно и кратко (пишут на доске и в тетрадях, а = в = с) Знакомство с параллелепипедом. Вот фигура почти такая, а в чём разница, кто знает? (выслушивает ответы) Грани есть - их ровно шесть. Восемь вершин у неё есть, да и рёбер двенадцать! Как же будет называться? В учебник посмотрите и фигуру назовите. Параллелепипед (записывают в тетради и на доске, несколько раз читают вслух) Он как полагается - прямоугольным называется, а кто догадается, почему так называется? (Выслушивает ответы, и совместно делают вывод) Эти знания важны: у параллелепипеда рёбра не равны: (пишут на доске и в тетрадях, а? в? с), но приглядитесь внимательно и увидите обязательно, что рёбрам из одной вершины выходящим есть близняшки настоящие. На плакат сей посмотрите и их правильно назовите. ( По плакату называют равные рёбра и грани) Милые ребятки отгадайте загадку: можно ли куб назвать параллелепипедом? А наоборот? (ответ с пояснением) Обратите внимание: у параллелепипеда поверхность есть, нужно только сумму площадей граней счесть. А грань прямоугольником называется, как найти поверхность кто догадается? (Выводят формулу: S = (ab +ac + bc)·2 и записывают её в тетради) А у куба поверхность есть? Попытайтесь её счесть. (Самостоятельная работа по моделям) Кто оказался всех умней, и решил эту задачу проще и быстрей? (Рассуждают и выводят формулу: S = 6 a2 ) |