СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика 5 класс. Урок 83.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика 5 класс. Урок 83.

Просмотр содержимого документа
«Математика 5 класс. Урок 83.»

Математика 5 класс Урок 83

Тема

Прямоугольный параллелепипед. Пирамида

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Формируемые результаты

Предметные: познакомить учащихся с геометрическим телами: прямоугольный параллелепипед и куб, со свойством прямоугольного параллелепипеда, формулой площади поверхности прямо- угольного параллелепипеда, научить находить в окружающем ми- ре объекты, для которых они являются моделями.

Личностные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки.

Метапредметные: формировать умение понимать и использовать математические средства наглядности — чертежи, развивать пространственное воображение учащихся.

Планируемые результаты

Учащийся научится распознавать геометрические тела: прямо- угольный параллелепипед и куб, находить в окружающем мире объекты, для которых они являются моделями.

Основные понятия

Прямоугольный параллелепипед, грани, рёбра, вершины, противолежащие грани, измерения прямоугольного параллелепипеда: длина, ширина и высота; свойство прямоугольного параллелепипеда, куб.



Организационная структура урока

Этапы проведения урока

Форма организации УД

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Учебник

Рабочая тетрадь

Дидактические материалы

  1. Организационный этап


  1. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Чтобы начать сегодняшний урок, мне хотелось бы узнать, готовы ли вы к уроку, какое у вас настроение, есть ли у вас желание узнать что-то новое на сегодняшнем уроке?

Как сказал древнегреческий философ Саади: “Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев”.

И мне бы хотелось, чтобы было у вас желание учиться, узнавать что-то новое, неопознанное не только на сегодняшнем уроке, а всегда и только в этом случае своими “крыльями” будете “взлетать” все выше и выше.

А также мне очень хочется обратиться к словам известного российского математика А.И. Мордковича: “Кто с детских лет занимается математикой, этот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели”.

Именно это нам потребуется на сегодняшнем уроке: внимание, настойчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей.


  1. Проверка домашнего задания


4.Актуализация знаний

Ф

Устно: № 1,2


Блиц-опрос

  • Прямоугольник - это …

  • а и в - …

  • а - это …

  • в - это …

  • Площадь прямоугольника равна …

  • Выражение Р = 2х(а+в) называется …

  • Прямоугольник, у которого длина и ширина равны, называется …

  • У равных фигур площади и периметры …

Если фигура разбита на части, то площадь фигуры равна … (Учитель показывает геометрические фигуры поочерёдно, вначале плоские, которые дети легко узнают и называют, затем объёмные)

Кто из вас догадается, чем эти фигуры отличаются? (сравнивает плоские и объёмные фигуры)

Эти на плоскости лежат, а эти над нею просто стоят.

Эти можно нарисовать, а эти можем лишь изображать.

Плоские фигуры мы уже знаем, а вот объёмные сегодня изучаем.


Вычислите примеры и расшифруйте слово.

  1. 51-2=

  2. 99:11=

  3. 16·0=

  4. 32=

  5. 3·17=

  6. 17+34=

  7. 80-35=

  8. 51·1=

  9. 15·3=

  1. 60-11=

  2. 23=

  1. 30+19=

  2. 90:2=

  3. 125·8=


9

А

51

Л

41

Н

1000

Д

49

П

45

Е

0

Р

8

И

16

Ж

6

К

52

М


ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД





5.Изучение нового материала

Ф

Теоретический материал § 22


Знакомство с кубом.

Каждый из вас умён и не глуп, чётко знает это? (ответ учеников) (Куб).

Среди своих фигур его найдите и в тетради это слово запишите. (Пишет на доске “Куб”. Ученики тоже записывают в тетради слово “куб”).

Теперь куб берите в руки смело, и примемся за дело.

Фигуру изучим капитально, каждый её элемент – досконально.

Высота, ширина, да и длина (показывает на модели) у него всегда одна!

Их всех вместе измерениями или рёбрами зовут, посчитайте, сколько их тут?

( ученики считают) (12)

Точки, где рёбра пересекаются, вершинами называются (показывает)

Сколько их сейчас мы спросим? (дети считают)

Ну, конечно ровно (дети отвечают) (8).

А площадки вот эти (показывает грани)

зовут гранями и взрослые и дети.

Сколько их нетрудно счесть (дети считают и отвечают)

их конечно ровно (6).

Итак, не спешите и в тетради запишите (пишет на доске: Куб: рёбер – 12, вершин – 8, граней – 6, а дети записывают в тетради).

Три ребра, из одной вершины выходящие, во все стороны глядящие, одним словом называют. Кто его нам отгадает? Учебник открывайте и скорее это слово прочитайте (открывают учебник и находят слово) (измерения)

(записывают на доске и в тетрадях:

длина – а

ширина – в} измерения)

высота - с

Запомнить все должны: у куба все измерения равны!

Запишем это в тетрадки ясно и кратко (пишут на доске и в тетрадях, а = в = с)

Знакомство с параллелепипедом.

Вот фигура почти такая, а в чём разница, кто знает? (выслушивает ответы)

Грани есть - их ровно шесть. Восемь вершин у неё есть, да и рёбер двенадцать!

Как же будет называться? В учебник посмотрите и фигуру назовите.

Параллелепипед (записывают в тетради и на доске, несколько раз читают вслух)

Он как полагается - прямоугольным называется, а кто догадается, почему так называется? (Выслушивает ответы, и совместно делают вывод)

Эти знания важны: у параллелепипеда рёбра не равны: (пишут на доске и в тетрадях, а? в? с), но приглядитесь внимательно и увидите обязательно, что рёбрам из одной вершины выходящим есть близняшки настоящие. На плакат сей посмотрите и их правильно назовите. ( По плакату называют равные рёбра и грани)

Милые ребятки отгадайте загадку: можно ли куб назвать параллелепипедом? А наоборот?

(ответ с пояснением)

Обратите внимание: у параллелепипеда поверхность есть, нужно только сумму площадей граней счесть. А грань прямоугольником называется, как найти поверхность кто догадается?

(Выводят формулу: S = (ab +ac + bc)·2 и записывают её в тетради)

А у куба поверхность есть? Попытайтесь её счесть. (Самостоятельная работа по моделям)

Кто оказался всех умней, и решил эту задачу проще и быстрей? (Рассуждают и выводят формулу: S = 6 a2 )




6.Первичное закрепление нового материала

Ф


И

№ 598, 599, 602



№ 261, 262, 263



№ 148

7.Повторение

И

№ 612



8.Итоги урока

П

Вопросы 1-12



9.Информация о домашнем задании


§ 22, вопросы 1-12, № 600, 601, 603





Методические комментарии



    • начале изучения темы нужно привести как можно больше примеров объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда. Желательно использовать два вида моделей прямоугольного параллелепипеда: сплошную и каркасную. Первый вид модели удобно демонстрировать при изучении формы граней. Второй вид модели позволяет увидеть все рёбра многогранника.



Надо учесть, что у учащихся вызывает большие трудности восприятие изображения пространственной фигуры. Перед тем как учить изображать указанные многогранники, можно дать возможность учащимся подержать модели многогранников в руках. При этом учащиеся могут самостоятельно подсчитать количество вершин, рёбер, граней параллелепипеда, а также количество рёбер, выходящих из одной вершины, и т. п. Также можно предложить учащимся самостоятельно изготавливать модели изучаемых многогранников, пользуясь различными материалами.



Сопоставление сплошной и каркасной моделей одной и той же фигуры позволяет учащимся понять принцип изображения на рисунке видимых

  • невидимых рёбер.

Полезным будет следующее упражнение: показать учащимся каркасную модель изучаемой фигуры, изобразить эту фигуру на доске и установить соответствие между гранями и рёбрами фигуры и их изображением.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!