СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для инд. работы (занятие 16) 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План: 1) отличие числительных от слов других частей речи; 2) склонение числительных; 3) определение падежа и разрядов числительных по значение и по составу; 4) синтаксическая роль числительных; 5) разбор числительных по составу; 6) диктант "Отцветает черёмуха"; 6) разбор по членам предложения.

Просмотр содержимого документа
«Материалы для инд. работы (занятие 16) 6 класс»

Дата __________________ Занятие № _____ Работа ____________________________


!!!!!!! Запомните порядок морфолог. разбора имени числительного.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

А) начальная форма — именительный падеж.

Б) разряд по значению (количественное, порядковое, собирательное)

В) разряд по составу (простое, сложное, составное).

Г) род; число; падеж.

III. Синтаксическая роль.


1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните числительные. Выделите в них корни.

Пятеро цыплят, однажды, четыре ц__фры, пятак, мил__ион, тридцатый пац__ент, двойник, две седьмых панц__ря, сестриц__на пятерня, девятьсот восьмидесятый год, четыр­надцать уроков, утроить, трин__ад­цатилетний, десятеро ц__ркачей.


2. Просклоняйте числительные. Определите разряд. Какие формы изменений имеются у них? Изменяются ли эти числительные по родам, числам? Сделайте выводы.

И

один

два

три

четыре

пять

де­сять

Р







Д







В







Т







П








3. Укажите над числ. разряд по значению (количеств., собирательное, порядковое), по составу (простое, сложное, составное).


Пять

десять

двадцать пять

триста

миллион

тысяча первый

двести

триста пять

оба

двое

шестнадцать

девятьсот

тридцать один

двоим

девяносто пять

десятеро

пятидесяти

пятнадцать

миллионный

пятьсот

сто первый

три тысячи

четыреста

пятьсот

сто сорок один

пятьдесят

вдвоём

семьдесят семь

восемьдесят

пятнадцать


4. Укажите падеж имена числительных.

  1. Я пришёл без двадцати . . минут два .. .

  2. Ты опять с тремя .. сумками в руках.

  3. У доски стояли четверо .. учеников.

  4. Я обратился к восьми .. мастерам.

  5. Ты видел шестнадцать .. созвездий?

  6. Его не было дома около полутора ... часов.

  7. На нашей улице построили семь .. домов.

  8. В школе учится боле пятисот .. человек.

  9. Первыми . . пришли четверо .. братьев.

  1. Это произошло в девятьсот первом … году.

  2. К двум пятым .. я прибавил три пятых.. .

  3. Семеро .. одного .. не ждут.

5. Найдите те предложения, в которых допущены ошибки при склонении числительных.

  1. Двумстам восьмидесяти трем человекам сделаны прививки....

  2. Только за два дня они совершили более ста боевых вы­летов.

  3. У Прохоровки наши танкисты уничтожили более че­тыреста фашистских танков.

  4. С пятидесятьми баллами ты пройдешь, с сорока баллами провалишься.

  5. Вот они, шагают метрах в стах от меня.

  6. Сельцо Бетова с тридцатью пятью душами мужского и семидесятью шестью женского пола.

7. За семидесятью семью печатями для нас «внутренний мир» растений.

6. Напишите ниже, поставив числительные в нужных падежах.

1. Сумма 458 и 96 равна 554.

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2. Произведение 347 и 86 равно 29842.

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3. 347 не делится на 86 без остатка.

___________________________________________________________________________________

4. Разность 457 и 86 равна 371.

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

5. Сумма 261 и 86 равна 347.

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

6. Частное от деления 29842 на 86 равно 347.

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

7. Подчеркните и пронумеруйте имена числ. в соответствии с их син­таксической ролью.

  1. —подлежащее

2 – сказуемое

3 – определение

4 – дополнение

5 –обстоятельство

1. Когда умер Пушкин, Достоевскому было шестнадцать лет.

2. Он чувствовал в шестна­дцать лет . . свою с ним живую, кровную связь.

3. По первой . . главе моего исследования, читатель может заподозрить меня в предубеждении против Л. Толстого в пользу Достоевского.

4. Обе . . эти жизни одинаково великие, они за­вершают и дополняют одна другую...

5. Особенно тяжёлыми были для него четыре года .. от тысяча восемьсот шестьдесят пятого . . до тысяча восемьсот шестьдесят девятого .., кото­рые стоили четырёх лет .. каторги.

6. А ведь у нас второй . . день идёт снег.

7. Я два месяца .. не пачкал рук чернилами и сердце мыслями.

8. Разбор слов по составу.

шестнадцать

читательница

белорусские

сотрудники

дополняют

восемьсот

железнодорожный

сине-белый

двести

шестидесяти

трёхсот

семьюстами

9. Диктант Отцв__тает ч__ремуха

Отцв__тает ч__ремуха, поэтому по всякой тр__ве рас__ыпались белые л__пестки по л__пухам по кр__пи­в__ по л(е,и)беде. Зато зацв…ла земл…ника. Некоторые бутоны ландыш…й тоже ра…крылись бурые листья …син стали изумрудными. Вз…шедший (а,о)вес зелён…ыми с…лдатиками ра…тавился по ч…рному полю. В б…лотах поднялась высоко (а,о)сока дала з…лёную тень. Девока в…скликнула Мама По ч…рной в…де зав…ртелись жуч…ки Да а посмотри как пол…тели от одного з…леного …строва к дру­гому г…лубые стрекозы д__бавила наблюдат…льная мама.

Они не…спешно идут бел…й тр…пой по кр…пивной зар…сли. Так сильно пахнет кр…пивой, что тело начинает ч…саться. С тр…вожным крик…м семейные др…зды гонят дальше от своих гнезд хищ…ную в…рону. Каждая мелоч… в жизн… бе…чис­ле…ых мен…ших брат…ев человека ра…казывает о дв…жени… жизни на земле. Как все интерес…но! (По М. Пришвину.) (102)


10. Вставьте пропущенные буквы. Сделайте разбор по членам предложения.

Знал я невысокий дом в переулке за углом.

Здесь когда-то проживало триста тридцать три жильца.

На работу шли, бывало, восемьдесят два отца.

Уходили по делам девяносто восемь мам.

В школу шли до перекрёстка девяносто два подростка.

Тридцать восемь дошколят в ясли шли и в детский сад.

Замечательный был дом: дружно люди жили в нём. Ю. Коринец