МБОУ лицей №90, г.Краснодар


для 3 класса
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ лицея №90
Брускова Дарья Вячеславовна
2017 г.
Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках и внеклассных занятиях по математике.
Задачи:
1. Повышать интерес к урокам математики.
2. Закреплять знания математических терминов, умения выполнять вычислительные действия на изученные случаи умножения, деления, вычитания и сложения.
3. Способствовать развитию логического мышления, речи, памяти, внимания
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, плакат «Математика-царица всех наук»
Участие принимают 3 команды. В каждой команде 6 человек. Каждая команда готовит название, девиз, приветствие. За каждый правильный ответ команда получает балл. Выигрывает команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
Вступительное слово. Слайд 1.
Учитель:
Издавна люди называют математику царицей наук, потому что математика применяется в различных областях знаний. Один из важнейших разделов математики – арифметика. Арифметика – это наука о числах, свойствах чисел и действиями над ними.
Ученик:
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлетать:
Надо многое знать, надо много уметь!
И при этом, при всем, вы заметьте-ка
Нам нужна очень важная наука – арифметика!
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что, вы заметьте-ка
Капитанам помогает – арифметика!
Чтоб врачом, моряком или летчиком стать
Надо, прежде всего, арифметику знать!
И на свете нет профессии, вы заметьте-ка
Где бы нам не пригодилась – арифметика!
Представление команд:
Учитель:
Сегодня в нашем КВН участвуют три команды.
Команды поприветствуйте пожалуйста друг-друга.
Поприветствуйте пожалуйста, уважаемое жюри.
Команды по очереди дружно говорят своё название и девиз
1 Капитан:
Наша команда - «Формула успеха»
Девиз:
Мы помножим ум на ловкость,
К ним прибавим оптимизм.
С нашей формулой успеха,
Ну соперник, ты держись!
Приветствие:
Желаем нынче воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.
2 Капитан:
Наша команда — «Дважды два».
Девиз:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо твердо на «5» математику знать!
Приветствие:
Наше пожелание всем:
Победившим не хвалиться,
Проигравшим не реветь.
3 Капитан:
Наша команда – «Квадрат»
Девиз:
У нашего «Квадрата»
Все стороны равны.
И наши все ребята
Дружбою сильны.
Приветствие:
Наша команда «Квадрат»
Приветствует собравшихся ребят.
Желаем всем победить,
А себе — не проиграть.
Учитель:
Наши команды уже прибыли. Это лучшие математики, которые не унывают, быстро считают, хорошо решают задачи, любознательны, живут всегда весело и дружно. Познакомьтесь с судейской коллегией. Начинаем разминку:
Конкурс «Разминка». Слайд 2, 3, 4.
Учитель:
Я задаю командам по одной задаче. Если команда не решит свою задачу, за неё эту задачу решает другая команда-та, в которой раньше поднимут руку.
1. Пять морковок сварилось в кастрюле за 15 мин. За сколько минут сварилась одна морковка?
Ответ: 15 минут.
Шла девочка в Москву и повстречала трех мальчиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?
Ответ: 1 девочка.
Четверо играло в волейбол 40 мин. Сколько времени играл каждый?
Ответ: 40 мин.
2. Конкурс: «Ребусы». Слайд 5
Учитель. Расшифруйте спрятанные слова. А сможете это сделать только если разгадаете ребусы. Команды отгадывают ребусы. За каждый ребус команда получает балл.
1 команда



2 команда



3 команда

КИС .
3. Конкурс: «Реши задачку». Слайд 6, 7, 8
1.
Любит рыбу кот Василий.
Может съесть он в день четыре.
Сколько съест он за 5 дней?
Подсчитайте поскорей.
(4 · 5 = 20.)
2.
В нашем классе два Ивана.
Две Татьяны, два Степана.
Три Катюши, три Галины.
Пять Андреев, три Полины,
Восемь Вов, четыре Саши,
Пять Ирин и две Наташи,
И всего один Виталий.
Сколько всех вы насчитали? (40)
3.
Дарит бабушка-лисица
Трем внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте».
Сколько всех? Пересчитайте!
(2 · 3 = 6.)
4. Конкурс: «Отгадай слово». слайд 9, 10, 11
1) Первое — предлог, второе — летний дом, а целое порой решается с трудом. (Задача)
2) Запись числа 100 состоит из трех букв и трех цифр. Найдите еще число, в записи которого количество букв равно количеству цифр. (1 000 000 - миллион)
3) Возьми число из первого десятка,
« Я » к нему добавь.
Получишь слово, вот и вам отгадка –
И сможешь маму, папу и себя назвать. ( Семья).
5. Конкурс: «Угадай знак». Слайд 12
- Вставьте пропущенные знаки действий «+» или «-».
5 ? 4 ? 3 ? 2? 1= 3 (5 + 4 - 3 - 2 - 1 = 3)
(5 - 4 + 3 - 2 + 1 = 3)
5 ? 4 ? 3 ? 2? 1= 5 (5 + 4 - 3 - 2 +1 = 5)
(5 - 4 + 3 + 2 - 1 = 5)
5 ? 4 ? 3 ? 2? 1= 7 (5 + 4 - 3 + 2 - 1 = 7)
6. Конкурс: «Конкурс капитанов». (на доске)
Решите задачу.
а) Самолет ТУ-114 расстояние от Москвы до Хабаровска пролетит за 9 часов, а скорому поезду удается преодолеть это расстояние лишь за 3 суток. Во сколько раз быстрее можно добраться до Хабаровска на самолете, чем на скором поезде?
(в 8 раз)
б) В начале прошлого века из Петербурга в Москву ездили на лошадях. Путешествие продолжалось 3 суток. Теперь на поезде это расстояние проезжают за 8 часов. Во сколько раз сократилось время поездки?
(В 9 раз)
В) Первый космонавт Ю.Гагарин облетел вокруг Земли за 1ч.48мин.
Сколько минут продолжался полет?
(1ч.48мин.=108 мин.)
7. Конкурс "СОСЧИТАЙ ТРЕУГОЛЬНИКИ". Слайд 13
Знает даже и дошкольник,
Что такое треугольник.
Но совсем другое дело -
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Всё внимательно исследуй
И по краю, и внутри! (12)

Учитель. Команды назовите свои ответы.
8. Конкурс: «Числа в пословицах и поговорках». Слайд 14
1 команда: ... в поле не воин.
Один в поле не воин.
2 команда: … одного не ждут.
Семеро одного не ждут.
3 команда: У … нянек дитя без глазу.
У семи нянек дитя без глазу.
9. Конкурс. «Математические загадки». Слайд 15, 16, 17
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят.
(Месяцы.)
На лесенке- стремянке
Развешаны баранки.
Щелк да щелк – пять да пять –
Так мы учимся считать.
(Счеты.)
Черненькая, хвостатенькая,
Не лает, не кусает,
А из класса в класс
Не пускает.
(Двойка.)
10. Конкурс "НАЙДИ ОШИБКУ" (на доске)
Каждой команде предоставляется бланк с числами.
Задание: определить числа, которые не делятся
1-й команде на число "3"
21 | 9 | 32 |
14 | 24 | 30 |
15 | 27 | 19 |
(Ответ: 14, 19, 32 )
2-й команде на число "4".
8 | 24 | 21 |
40 | 16 | 22 |
32 | 18 | 12 |
(Ответ:21, 22, 18)
3-й команде на число "6".
28 | 24 | 36 |
40 | 16 | 6 |
30 | 18 | 12 |
(ответ: 28, 40, 16)
11. Конкурс «Шуточный»
- Это шуточный конкурс, который не оценивается жюри.
Пока идёт подсчёт голосов, вы будете отвечать на мои вопросы.
- Назовите единственную геометрическую фигуру, которую можно нарисовать на воде. (Круг.)
- Первое и единственное, что изобразил Буратино в тетради.
(Клякса.)
- Сколько горошин входит в стакан? (Горошины не ходят.)
- Росли 2 вербы. На каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш? (Груши не растут на вербе)
- Если петух стоит на двух ногах, то весит 4 килограмма. Сколько будет весить петух, стоя на 1 ноге? (4 кг)
ИТОГ. Рефлексия: слайд 18
Вот и закончена игра
Итоги подводить пора!
Слово предоставляется жюри.
- На экране – семь разноцветных бабочек по порядку цветов радуги. На каждой бабочке - буква:

- Проследите глазками за бабочками в том порядке, в котором я назову, соедините буквы и прочитайте слово: зеленая бабочка, красная, фиолетовая, желтая, голубая, оранжевая, синяя. Какое слово получилось? (Молодцы.)
Награждение победителей. Слайд 19
Учитель. Подсчитаем, сколько баллов получила каждая команда.
Поздравление всех участников и награждение победителей.
Заканчивается КВН песней «Ничего на свете лучше… нету!»
Литература:
Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина «Олимпиадные задания по математике», 2-4 класс, 2007
Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 3 класса четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя. – 4 изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010.
Мельникова Т.А., Виноградова Е.А., Развитие логического мышления, - Волгоград: Учитель, 2009.
Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. – Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
Интернет ресурсы
https://infourok.ru/kvn-po-matematike-klass-267048.html
http://samarapedsovet.ru/load/nachalnye_klassy/matematika/kvn_po_matematike_3_klass/47-1-0-70
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/lessons/urokkvn_po__matematike_072438.html