Выберите наиболее целесообразную форму медиации, обосновав свой выбор | Круг» – одна из очень эффективных форм восстановительных программ, которая способствует подключению к решению проблемы всех заинтересованных людей и обеспечивает их активное участие в обсуждении ситуации и принятии решения. Главная особенность «круга» – наличие возможности для каждого участника высказать свою точку зрения и быть услышанным другими участниками круга. «Круги» – это древнее средство, которое существует в различных видах во многих культурах. Это форма, которая позволяет обеспечить более тесный контакт между людьми, и тогда конфликт превращается в возможность для построения взаимоотношений. Круги дают своим участникам форму для разделения ответственности за обсуждаемую ситуацию и для ее разрешения и достижения договоренностей. Причем помимо возможности для договоренности круги приносят качественно иные и гораздо более ценные результаты – взаимопонимание, доверие, новое поведение, изменение жизненных позиций и отношений. Процедура «круг» может быть использована для разрешения конфликтов в коллективах или группах людей, где каждый из участников лично и эмоционально включен в ситуацию. Все вопросы, которые выносятся на «круг», должны соответствовать поставленной цели, их содержание тщательно продумывается, анализируются возможные последствия коллективного обсуждения. Конечный же результат, при соблюдении всех необходимых условий, будет зависеть от людей, составляющих круг, от их желания разрешить проблему. Процесс обсуждения в «круге» основывается на определенной процедуре, обеспечивающей безопасность и взаимное уважение. Круг организуется и проводится ведущим, который формулирует вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их соблюдением, несет ответственность за атмосферу, создающуюся в круге. В круге существует «говорящий предмет», и право говорить имеет только тот, кто держит его в руках. Круг продолжается до тех пор, пока кому-то из участников есть что сказать по обсуждаемому вопросу. Данная процедура, помимо того что она является крайне действенным способом создания определенной атмосферы, объективно способствует принятию участниками осознанного и ответственного решения, поскольку изначально задает возможность каждому высказаться и быть услышанным. «Круги» могут проводить после прохождения соответствующего обучения как подростки - участники Службы примирения, так и куратор Службы. |
Дать описание подготовительного этапа (сбор информации, содержание бесед с участниками конфликта) -получение информации о конфликте - установления доверительных отношений со сторонами конфликта, получения представления о содержании произошедшего конфликта со слов его участников, принятия переживаний, оценок участников ситуации и их мнений по разрешению ситуации; - представления процедуры примирения и мотивации сторон на участие в ней; - в случае получения согласия – информирования о вопросах, которые будут обсуждаться на примирительной встрече, о правилах встречи. | В начальной школе огромное значение для детей приобретает учеба. Младшие школьники чаще дружат с верными и сообразительными сверстниками, которые делятся школьными принадлежностями и дают списывать. Дружба скорее воспринимается школьниками как взаимовыгодное сотрудничество, не требующее понимания и принятия интересов своего приятеля. Беседа с Артемом: Мальчик чувствует себя отверженным, часто злится и хочет плакать от этого. Беседа с лидерами основных игр в классе (и частых зачинщиков конфликта с потерпевшей стороной). В ходе беседы выясняются: Артем часто хитрит и нарушает правила. Может бросить игру в самой середине. Если у него что то не получается, Артем может вспылить и начать ругаться. Часто у ребят нет общих тем для разговоров, помимо учебы. Ребята не считают Артема каким то плохим и не думают что ему здесь не место. Беседа с мамой Артема: Мама считает, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей. Рекомендации маме Что делать, если ребенка отвергают Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним. В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми. Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают. Ребенок: - неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда; - возвращается из школы подавленным; - часто плачет без очевидной причины; - никогда не упоминает никого из одноклассников; - очень мало говорит о своей школьной жизни; - не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо; - ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу; - одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе. Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопрез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников. Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку "как у Ленки из 5 "Б"". Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: "Ну и что?" - или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают. Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними. Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе. Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников. |
Дать описание содержания второго этапа (установление правил, напоминание принципов, ход диалога, достижение соглашения) - помощь в выражении сильных эмоций сторон; - организация диалога сторон, направленного на восстановление картины и последствий ситуации; - помощь сторонам в осознании несправедливости произошедшего; - организация диалога о возмещении ущерба, о будущем нарушителя, а при необходимости - и будущем жертвы. Поиск ответа на вопрос: «Как сделать, чтобы этого не повторилось?»; - составления примирительного соглашения сторон, учитывающего согласованные решения сторон и механизм его выполнения. Примирительная встреча должна проходить на нейтральной территории | Вступительное слово медиатора Медиатор объясняет одноклассникам правила встречи: Высказываться по очереди. Не перебивать друг друга. Не повышать голос. Не оскорблять. Стремиться при любых обстоятельствах оставаться спокойным. - Сегодня я предлагаю вам обсудим ваши действия по выходу из сложившейся ситуации. Что необходимо сделать каждому из вас для того, чтобы в будущем такие ситуации не повторялись. Презентация позиций сторон В рамках данного этапа задача медиатора состоит в том, чтобы предоставить сторонам возможность высказаться, показать им, что их позиция услышана, их эмоции поняты. Мальчики озвучили основные причины, почему не берут Артема в игру. Они привели примеры. Артем подумал но сначала обиделся. Встречу было решено закончить. На второй встрече, после дополнительной беседы мамы с Артемом, мальчик осознал, что его иногда заносит и он портит игру. Выход на потребности - Поправьте меня, если я ошибаюсь, но мы с вами хотим одного и того же, чтобы каждый из вас чувствовал себя в школе комфортно. Вы согласны? - При каких обстоятельствах это возможно? - Итак, как мы выяснили, Артем и его мама понимают свои особенности, но часто Артему тяжело это отследить во время игры, урока, когда он очень увлечен. - Ребята вы готовы подсказывать Артему где он не прав в доброжелательной форме, а не сразу прогонять? Ребята согласились и Артем согласился прислушиваться к одноклассникам. - Что же необходимо для того, чтобы в будущем такие ситуации не повторялись? |
Дать описание примерного соглашения сторон. Должно быть: - абсолютно точным и конкретным, так чтобы оно воспринималось однозначно обеими сторонами; - написать его тем языком, который понятен обеим сторонам; конкретизировать имена, сроки, суммы; - прописать только реалистичные удовлетворяющие интересы обеих сторон действия; - сформулировать соглашение нейтрально, не оскорбляя ничьего достоинства; - указать, каким образом будут разрешаться вопросы, которые могут возникнуть в будущем. | Определяем, что нужно сделать для решения проблемы одной стороне: - Артем будет контролировать свои действия, и прислушиваться к одноклассникам. Стараться спокойно реагировать на замечания. Определяем, что нужно сделать для решения проблемы другой стороне: - Одноклассники будут приглашать в игру Артема и подсказывать ему, когда он теряет суть игры. Определяем, что уже сделано: - Артем осознал свои особенности. - Одноклассники поняли что Артем часто делает ошибки не специально.. - Вы поняли, что надо учиться договариваться. Определяем, что осталось сделать: Артем будет дополнительно заниматься с психологом по преодолению сложностей поведения, Группа старшеклассников будет выходить в класс на переменах для помощи в организации игр для всех. |