СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Медиация – организация и примеры применения.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Медиация – организация и примеры применения.»

Медиация – организация и примеры применения.

«Основные принципы медиации»

Принципы медиации

Содержание

конфиденциальность

Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов.

Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена.

Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

Добровольность

Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.

открытость и равноправие сторон

Ни один из участников переговоров не имеет преимуществ, все имеют равные возможности для отстаивания своих прав.

Стороны имеют равные возможности: 

  • в выборе медиатора;

  • высказывать свое мнение;

  • определять повестку переговоров;

  • оценивать приемлемость предложений и условий соглашения;

  • стороны равны и рассчитывают найти решение, которое будет выгодно для них обеих;

  • ни одна из сторон не может принуждать другую сторону к каким-либо действиям.

беспристрастность третьей стороны

Цель медиатора – поддерживать партнеров по конфликту, не занимать выраженной позиции в отношении какой-либо из сторон, оставаться нейтральным.

Этот принцип предъявляет высокие требования к личности медиатора – умение наблюдать за происходящим без оценки.

  • стороны должны знать об особенностях и сути процедуры медиации;

  • понимать, что будет происходить на процедуре;

  • осознавать свою собственную роль и роль медиатора;

  • МЕДИАТОР не должен давать неоправданных надежд;

  • МЕДИАТОР должен правдиво рассказывать о том, что будет происходить ( тоже самое касается и вопросов оплаты).

ответственность сторон за принятие решений

Принцип заключается в разделении ответственности: за конфликт ее несут стороны, а медиатор несет ответственность за организацию и проведение процедуры медиации.

«Принятие» является сложным процессом, который объединяет целый круг явлений: открытость миру и безоценочность; восприятие реальности, неискаженное стереотипнами и негативными установками, страхами, иллюзиями и надеждами. Принятие предполагает признание своих внутренний ресурсов и ограничений, многообразия, многовариантности, инаковости всего сущего.

 Принцип указывает на:

  • то, что вы готовы быть рядом с человеком в момент его переживаний, но не вторгаться в его внутренний мир;

  • верить в силы и возможности другого человека в самопомощи;

  • оставление другому человеку ответственности за его жизнь и свободы в принятии решения;

  • внимание к чувствам и мыслям другого человека и готовность их услышать; 

  • готовность уважать решения другого человека и поддерживать его в этом решении,  оставаясь самим собой, понимая, что ценности и системы взглядов могут не совпадать;

  • готовность делиться собственными ценностями и взглядами, способствуя возможности понимания себя другим человеком, быть открытым для нового опыта.




Тема: «Процедура подготовки и осуществления разрешения спора»

Задание


Дать краткое описание любого реального школьного конфликта;

Артем Т. ученик класса жалуется на одноклассников, что они не хотят с ним играть, постоянно его во всем обвиняют и не общаются.

Проведите анализ потребностей и мотивов сторон

Потребность Артема в общении нормальна для его возраста. Желание быть признаным в коллективе базовая.

Потребность одноклассников:

Артем очень подвижный и не усидчивый ребенок. Ему тяжело держать программу игры долго, может отвлекаться и нарушать правила игры.

Позиция класса понятна, им тяжело постоянно напоминать о правилах игры Артему.

Артему с большим усердием даются школьные предметы, и класс часто ждет его.

Выберите наиболее целесообразную форму медиации, обосновав свой выбор

Круг» – одна из очень эффективных форм восстановительных программ, которая способствует подключению к решению проблемы всех заинтересованных людей и обеспечивает их активное участие в обсуждении ситуации и принятии решения. Главная особенность «круга» – наличие возможности для каждого участника высказать свою точку зрения и быть услышанным другими участниками круга. «Круги» – это древнее средство, которое существует в различных видах во многих культурах. Это форма, которая позволяет обеспечить более тесный контакт между людьми, и тогда конфликт превращается в возможность для построения взаимоотношений. Круги дают своим участникам форму для разделения ответственности за обсуждаемую ситуацию и для ее разрешения и достижения договоренностей. Причем помимо возможности для договоренности круги приносят качественно иные и гораздо более ценные результаты – взаимопонимание, доверие, новое поведение, изменение жизненных позиций и отношений. Процедура «круг» может быть использована для разрешения конфликтов в коллективах или группах людей, где каждый из участников лично и эмоционально включен в ситуацию. Все вопросы, которые выносятся на «круг», должны соответствовать поставленной цели, их содержание тщательно продумывается, анализируются возможные последствия коллективного обсуждения. Конечный же результат, при соблюдении всех необходимых условий, будет зависеть от людей, составляющих круг, от их желания разрешить проблему. Процесс обсуждения в «круге» основывается на определенной процедуре, обеспечивающей безопасность и взаимное уважение. Круг организуется и проводится ведущим, который формулирует вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их соблюдением, несет ответственность за атмосферу, создающуюся в круге. В круге существует «говорящий предмет», и право говорить имеет только тот, кто держит его в руках. Круг продолжается до тех пор, пока кому-то из участников есть что сказать по обсуждаемому вопросу. Данная процедура, помимо того что она является крайне действенным способом создания определенной атмосферы, объективно способствует принятию участниками осознанного и ответственного решения, поскольку изначально задает возможность каждому высказаться и быть услышанным. «Круги» могут проводить после прохождения соответствующего обучения как подростки - участники Службы примирения, так и куратор Службы. 

Смоделируйте действия медиатора, его высказывания при обращении к сторонам

Дать описание подготовительного этапа (сбор информации, содержание бесед с участниками конфликта)


-получение информации о конфликте

- установления доверительных отношений со сторонами конфликта, получения
представления о содержании произошедшего конфликта со слов его участников, принятия переживаний, оценок участников ситуации и их мнений по разрешению ситуации;

- представления процедуры примирения и мотивации сторон на участие в ней;
- в случае получения согласия – информирования о вопросах, которые будут обсуждаться на примирительной встрече, о правилах встречи.


В начальной школе огромное значение для детей приобретает учеба. Младшие школьники чаще дружат с верными и сообразительными сверстниками, которые делятся школьными принадлежностями и дают списывать. Дружба скорее воспринимается школьниками как взаимовыгодное сотрудничество, не требующее понимания и принятия интересов своего приятеля.

Беседа с Артемом:

Мальчик чувствует себя отверженным, часто злится и хочет плакать от этого.

Беседа с лидерами основных игр в классе (и частых зачинщиков конфликта с потерпевшей стороной).

В ходе беседы выясняются:

  1. Артем часто хитрит и нарушает правила.

  2. Может бросить игру в самой середине.

  3. Если у него что то не получается, Артем может вспылить и начать ругаться.

  4. Часто у ребят нет общих тем для разговоров, помимо учебы.

Ребята не считают Артема каким то плохим и не думают что ему здесь не место.

Беседа с мамой Артема:

Мама считает, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.

Рекомендации маме

     Что делать, если ребенка отвергают

 Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.

 В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.

 Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают.

Ребенок:

 - неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;

 - возвращается из школы подавленным;

 - часто плачет без очевидной причины;

 - никогда не упоминает никого из одноклассников;

 - очень мало говорит о своей школьной жизни;

 - не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;

 - ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;

 - одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

       Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе

 Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопрез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

 Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку "как у Ленки из 5 "Б"".

 Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: "Ну и что?" - или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними. Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.

 Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.


Дать описание содержания второго этапа (установление правил, напоминание принципов, ход диалога, достижение соглашения)


- помощь в выражении сильных эмоций сторон;
- организация диалога сторон, направленного на восстановление картины и последствий ситуации;
- помощь сторонам в осознании несправедливости произошедшего;

- организация диалога о возмещении ущерба, о будущем нарушителя, а при необходимости - и будущем жертвы. Поиск ответа на вопрос: «Как сделать, чтобы этого не повторилось?»;
- составления примирительного соглашения сторон, учитывающего согласованные решения сторон и механизм его выполнения.
Примирительная встреча должна проходить на нейтральной территории


Вступительное слово медиатора

Медиатор объясняет одноклассникам правила встречи:

  • Высказываться по очереди.

  • Не перебивать друг друга.

  • Не повышать голос.

  • Не оскорблять.

  • Стремиться при любых обстоятельствах оставаться спокойным.

- Сегодня я предлагаю вам обсудим ваши действия по выходу из сложившейся ситуации. Что необходимо сделать каждому из вас для того, чтобы в будущем такие ситуации не повторялись.

Презентация позиций сторон

В рамках данного этапа задача медиатора состоит в том, чтобы предоставить сторонам возможность высказаться, показать им, что их позиция услышана, их эмоции поняты. 

Мальчики озвучили основные причины, почему не берут Артема в игру. Они привели примеры.

Артем подумал но сначала обиделся.

Встречу было решено закончить.


На второй встрече, после дополнительной беседы мамы с Артемом, мальчик осознал, что его иногда заносит и он портит игру.

Выход на потребности

- Поправьте меня, если я ошибаюсь, но мы с вами хотим одного и того же, чтобы каждый из вас чувствовал себя в школе комфортно. Вы согласны?

- При каких обстоятельствах это возможно?

- Итак, как мы выяснили, Артем и его мама понимают свои особенности, но часто Артему тяжело это отследить во время игры, урока, когда он очень увлечен.

- Ребята вы готовы подсказывать Артему где он не прав в доброжелательной форме, а не сразу прогонять?

Ребята согласились и Артем согласился прислушиваться к одноклассникам.

- Что же необходимо для того, чтобы в будущем такие ситуации не повторялись?


Дать описание примерного соглашения сторон.

Должно быть:
- абсолютно точным и конкретным, так чтобы оно воспринималось однозначно обеими сторонами;
- написать его тем языком, который понятен обеим сторонам; конкретизировать имена, сроки, суммы;
- прописать только реалистичные удовлетворяющие интересы обеих сторон действия;
- сформулировать соглашение нейтрально, не оскорбляя ничьего достоинства;
- указать, каким образом будут разрешаться вопросы, которые могут возникнуть в
будущем.

  • Определяем, что нужно сделать для решения проблемы одной стороне:

- Артем будет контролировать свои действия, и прислушиваться к одноклассникам. Стараться спокойно реагировать на замечания.

  • Определяем, что нужно сделать для решения проблемы другой стороне:

- Одноклассники будут приглашать в игру Артема и подсказывать ему, когда он теряет суть игры.

  • Определяем, что уже сделано:

- Артем осознал свои особенности.

- Одноклассники поняли что Артем часто делает ошибки не специально..

- Вы поняли, что надо учиться договариваться.

  • Определяем, что осталось сделать:

Артем будет дополнительно заниматься с психологом по преодолению сложностей поведения,

Группа старшеклассников будет выходить в класс на переменах для помощи в организации игр для всех.

Спрогнозируйте возможный исход сессии.


Атем со временем научится себя контралировать, одноклассникам нужно меньше акцентировать внимание на играх, а больше на личности.

Касс перерастет игровой этап развития и станет более интелектуально проводить время.



«Организационные модели школьной службы примирения».

Название модели

Характеристика

«Профилактическая модель»

В рамках «профилактического» подхода, служба примирения призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. Как правило, такая логика формирует взгляд на службу примирения, как на элемент системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и приводит к организационному встраиванию службы в социально-педагогический блок школьной администрации. Служба примирения, в этом варианте, работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения. Эффективность работы службы оценивается, в рассматриваемом контексте, по «производственным показателям»: количеству и сложности проведенных программ, снижению «уровня конфликтности» в школе. Становясь частью административной системы школы, служба подчиняется школьному руководству: согласовывает с ним вопросы своей работы и отчитывается о её результатах перед директором или его заместителем. В рамках «административно-профилактического» варианта заказчиком является администрация школы. Именно её и обслуживает служба примирения, будучи встроенной в систему профилактики, подчинённую администрации школы. Служба, в контексте «профилактического» подхода, работает с подростковой средой, выполняя по отношению к ней миссию преобразования. И программы примирения станут лишь одним из инструментов такой работы.

«Воспитательная» (педагогическая) модель;

Иной взгляд на службу имеет другой подход – «воспитательный» («педагогический»). В рамках этого подхода, создание службы рассматривается как проявление детской активности, способ самореализации детей в позитивном ключе. Организация программ примирения выступает в качестве коллективной социально-значимой деятельности, которая формирует «воспитательный коллектив» детской службы. Он-то и считается наибольшей ценностью. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству. В данном случае служба не рассматривается как «производственная структура», реально способная влиять на криминальные процессы. Она воспринимается как воспитательная программа – некий хороший клуб, и в организационном плане остаётся довольно автономной, будучи причисленной к системе воспитательной работы школы в качестве одной из её форм. В рамках «воспитательного» подхода, в роли заказчиков выступают сами дети, занимающиеся в службе примирения. Они приходят в службу именно «заниматься», и тем самым дают ей заказ на своё развитие. Дети обучаются навыкам ведения примирительных встреч, работе в команде, совершенствуют свои коммуникативные навыки и нравственные качества. И используют новые умения в разрешении реальных конфликтов по принципу: «Даже если мы поможем одному человеку, то нам стоило всему этому учиться».

«Сервисная» модель

Служба работает на выполнение определенного заказа. Заметим, что понятие службы соответствует сути самоуправления. Как орган ученического самоуправления, служба обслуживает школьников, которые нуждаются в помощи в разрешении конфликтов. Оцениваться работа службы, следовательно, будет по тому, насколько успешно она справляется с заказом учеников. Факт согласия ученика на участие в программе – это и есть момент поступления заказа. А критерий эффективности – способность службы справиться с теми ситуациями, которые к ней поступают. Итак, цель службы примирения, обслуживающей учеников, - выполнение запросов школьников на мирное разрешение конфликтных и криминальных ситуаций.