Менеджмент, как процесс управления
-
Стадии управления менеджмента.
-
Уровни управления менеджмента.
-
Виды менеджмента.
-
Теории и концепции менеджмента.
-
Стадии управления менеджмента
Менеджмент как процесс управления рассматривается:
1) по стадиям управления;
2) по основным сферам деятельности фирмы;
3) по выполняемым функциям управления.
1. По видам и последовательности деятельности менеджмент подразделяют на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль.
Стратегическое управление включает в себя выработку основных общефирменных целей; прогнозирование результатов развития отрасли или рынка, на которых действует фирма; анализ сильных и слабых сторон фирмы; оценку и выбор стратегии деятельности; создание системы управления реализацией стратегии (в которую входят высшее руководство и отдел стратегического планирования).
Оперативное управление - деятельность по реализации определенных указанных целей, включающая в себя:
Контроль - это анализ достигнутых результатов (обратная связь); является исходным пунктом нового цикла управления.
2. Менеджмент охватывает несколько основных сфер деятельности фирмы - управление:
-
стратегией (стратегический менеджмент);
-
маркетингом (маркетинговый менеджмент);
-
финансами (финансовый менеджмент);
-
персоналом (кадровый менеджмент);
3. Менеджмент предполагает выполнение таких управленческих функций: планирование, организация, координация, мотивация, принятие решений, руководство, учет и анализ , контроль, регулирование и др.
2. Уровни управления менеджмента
Уровень управления - часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижестоящими звеньями.
Фактическое количество уровней на предприятиях колеблется от одного-двух в малых фирмах до восьми-девяти в крупных объединениях и корпорациях.
В мировой практике определены три основных уровня управления в организациях: низший, средний и высший.
Низший уровень управления
К этому уровню относятся руководители низового звена, или операционные руководители, отвечающие за непосредственное использование выделенных им ресурсов: сырья, оборудования, рабочей силы. Они контролируют выполнение производственных заданий, управляют бригадами, сменами, участками. К низшему уровню относятся 35–45 % управленческого персонала. Непосредственно им подчиняются рядовые работники и исполнители.
Средний уровень управления
К этому уровню относятся 50–60 % общей численности управленческого персонала организации, а именно:
-
менеджеры, ответственные за производственный процесс в подразделениях, состоящих из нескольких первичных образований (начальники цехов, крупных отделов);
-
менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятием, его филиалов и отделений;
-
менеджеры, руководящие вспомогательным, обслуживающим производством, целевыми программами, проектами.
Руководители среднего уровня управления координируют и контролируют работу младших менеджеров, являются связующим звеном между высшим и низшим уровнями управления.
Высший уровень управления
Это высшее руководство организации: президент и вице-президенты (директор и его заместители).
Высшие менеджеры отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для ее основных частей.
Руководители среднего уровня управления заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формированием стратегических целей, адаптацией организации к переменам, управлением отношениями организации и внешней среды.
К высшему звену относятся 3–7 % управленческого персонала.
-
Виды менеджмента
Стратегический менеджмент - вид управления, при котором высшее руководство переносит центр внимания на окружение фирмы с тем, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. Стратегический менеджмент предусматривает:
Стратегический менеджмент - это процесс, предусматривающий три этапа.
-
В рамках стратегического планирования определяют долгосрочные перспективы развития предприятия и его главных подразделений.
-
На этапе реализации планов разрабатывают мероприятия по осуществлению фирменной стратегии.
-
В процессе контроля определяют основные проблемы в области стратегии компании.
Маркетинговый менеджмент призван посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение ее целей. Предусматривает такие процессы и действия:
Производственный менеджмент предполагает, что руководители определенного уровня и соответствующие функциональные службы управляют процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов в готовую продукцию. Операции производственного менеджмента:
-
управление разработкой и проектированием продукта;
-
выбор технологического процесса, расстановка кадров, техники;
-
управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов;
Финансовый менеджмент состоит в управлении процессом движения финансовых средств в организации; включает в себя:
• оценку финансового потенциала организации.
Кадровый менеджмент связан с использованием возможностей
работников для достижения целей организации. Его элементы:
-
подбор и расстановка кадров;
-
обучение и развитие кадров;
-
компенсация за выполненную работу;
-
создание условий на рабочем месте;
Инновационный менеджмент состоит в управлении исследованиями, разработками и развитием фирмы; управляет такими действиями:
-
развитием собственной научной, научно-технической и экспериментальной базы;
-
проведением исследований самостоятельно и в кооперации с другими организациями;
-
оформлением заказов на проведение научных исследований или экспериментальных работ сторонней организацией;
-
приобретением лицензий на право производства товаров или услуг;
- Теории и концепции менеджмента
Теория “идеальной бюрократии”
Разработал в 1920 г. немецкий социолог М. Вебер. Основные элементы построения организации, обеспечивающие скорость, точность, порядок, определенность и предсказуемость:
-
жестко определенная иерархическая система распределения власти;
-
система правил и норм, определяющих права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях;
-
отсутствие личностного начала в отношениях между сотрудниками;
-
прием в организацию на основе компетентности и потребностей;
-
четкая система карьеры, обеспечивающая квалифицированным работникам продвижение по служебной лестнице;
Теория “7-С”
Разработали в 80-е годы ХХ в. американские исследователи Т. Питерс, Р. Уотермен, Р. Паскаль, Э. Атос.
В соответствии с этой теорией эффективно функционировать и развиваться в современных условиях могут только организации, в которых менеджеры поддерживают в гармоничном состоянии систему, состоящую из семи элементов:
-
стратегии;
-
структуры;
-
системы;
-
штата;
-
стиля;
-
квалификации;
-
разделенных ценностей.
Изменение хотя бы одного из элементов требует соответствующего изменения остальных.
Концепция управления по целям
Предложил в 50-е годы ХХ в. выдающийся американский теоретик в области управления П. Друкер.
Суть концепции: управление должно начинаться с выработки целей и только затем переходить к формированию функций и системы взаимодействия. Каждый руководитель должен иметь несколько четких целей в рамках возложенных на него обязанностей.
Цели не только доводятся до менеджеров сверху, но и согласуются, обсуждаются с ними (до менеджеров низшего уровня включительно). Цели не являются постоянными, они пересматриваются в связи с изменениями внутренних и внешних условий. Необходимо постоянно оценивать достигнутые результаты; при этом важно разработать системы показателей.
Теория "Х" и “У”
Разработал в 60-е годы ХХ в. американский ученый в области лидерства Д. Мак-Грегор.
В основе этой теории лежат два типа управления, отражающие взгляды на работников со стороны менеджеров:
Теория “Х” - обычному человеку присуща врожденная нелюбовь к работе и желание избежать ее. Заставить большинство людей работать можно только принуждением, с помощью приказов, контроля и угрозы наказания. “Средний” человек старается не брать на себя ответственность и предпочитает, чтобы им управляли;
Теория “У” - люди по природе не пассивны. В зависимости от условий труда человек может воспринимать работу как удовольствие или как наказание. Людям присущи самоконтроль и чувство ответственности.
Управление типа “У” более эффективно.
Теория " Z "
Разработал в 1981 г. американский профессор У. Оучи на основе изучения японского опыта управления.
Исходным пунктом этой теории является положение о том, что человек - основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех.
Идеи теории “Z”:
- долгосрочный наем кадров;
- групповое принятие решений;
- индивидуальная ответственность;
- тщательная оценка кадров и их умеренное карьерное продвижение;
- неопределенный, неформальный контроль с помощью четких и формализованных методов;
- неспециализированная карьера;
- всесторонняя забота о работниках.
Теория “Z” считается продолжением теории “Х” и “У” Д. Мак-Грегора.
Требования к управлению в менеджменте
-
Кольцо управления в менеджменте.
-
Цели и ограничения в менеджменте.
- Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы.
4. Этика и культура фирмы.
-
Кольцо управления в менеджменте
Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия (рис. 1).
Рис. 1. Кольцо управления
Управление включает три аспекта:
- "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект);
- "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);
- "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).
В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:
- сопоставление существующего состояния с желаемым ("где мы?" и "куда идем?");
- руководящие требования к действиям ("что надо сделать?");
- критерии принятия решений ("какой путь лучший?");
- инструменты контроля ("куда мы в действительности пришли и что из этого следует?" (рис. 2).
Рис. 2. Сущность менеджмента
-
Цели и ограничения в менеджменте
Цели и ограничения по смыслу очень близки друг другу.
Цель - генеральный императив действий, описывающий будущее состояние или процесс как объект, желаемый для достижения.
Ограничение - конкурирующая главной цель из разряда второстепенных, которая противоречит ей и достижение которой нежелательно.
Цели и ограничения выполняют следующие задачи:
- функция инициативы (сопоставление существующего состояния с желаемым);
- инструмент управления (руководящие требования);
- критерий принятия решения (критерии оценки информации и выбор альтернатив);
- инструмент координации;
- инструмент контроля;
Классификация целей может осуществляться:
- по охватываемой сфере (общая, частная цели);
- значению (главная, промежуточная, второстепенная);
- количеству переменных (одно- и многоальтернативная);
- предмету цели (рассчитан на общий или частный результат).
Типичные результативно-хозяйственные цели:
- стремление к доходу;
- стремление к имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния, обеспечивающего возможность ее выгодной продажи);
- стремление к увеличению оборота;
- стремление к снижению расходов.
Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели.
Ограничения могут задаваться самой фирмой и извне (соблюдение законов).
Формулировка целей и ограничений является важной задачей менеджмента. При этом следует четко определить:
- содержание цели;
- ее размер (максимум, минимум, уровень);
- временные параметры;
- пространственные характеристики;
- персональную привязку;
- ранг в иерархии целей.
Пример. Зам. руководителя фирмы по маркетингу (персональная привязка) должен в 1995г. (временная привязка) на территории Ростовской обл. (пространственная привязка) путем продажи продукции (содержание) увеличить оборот фирмы (содержание) не менее чем на 20% (размер цели).
Как правило, цель ставится не одна, а в группе с многими другими (система целей). Соответственно возникает проблема их взаимодействия на одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные).
Горизонтальные связи могут быть:
- идентичными (реализация одной приводит к реализации другой);
- комплементарными (гармония- осуществление одной способствует осуществлению другой);
- индифферентными (нейтралитет- между целями нет связи);
- конкурентными (конфликт);
- антагонистичными (взаимоисключение).
На рис. 3 отражены связи между целями.
Рис. 3. Связи между целями
Выбор цели представляет, как правило, некий процесс компромиссов между интересами различных групп (рис. 4).
Рис. 4. Основные группы, влияющие на определение цели фирмы
- Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы
Важной задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности. Это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления (собственно политика фирмы).
Нормативные требования к управлению включают:
- принципы предпринимательской деятельности;
- основные цели, объекты, сферы деятельности;
- требования к ее организации.
Основные принципы предпринимательской деятельности:
- четкое представление смысла предпринимательской деятельности;
- отношение менеджеров к участникам предпринимательской деятельности (например, готовность нести ответственность за работников фирмы и перед вкладчиками капитала);
- отношение к окружающей среде (к партнерам по рынку, общественной и экономической среде);
- восприимчивость к НТП;
- готовность к риску.
Принципиальные требования к организации деятельности фирмы:
- к способу управления (например,авторитарный или демократичный);
- в области инноваций (например, текущее, гибкое или жесткое планирование);
- в среде информации (открытость, секретность);
- принципы мотивации;
- организационные структуры;
- принципы контроля.
На основе общих принципов (shared volue) фирма разрабатывает свою структуру, определяет необходимые отличительные преимущества (искусства - skills), стратегию деятельности, систему управления, стиль работы сотрудников (их мотивацию, культуру, процедуры деятельности и т.д.).
Конструктивная форма МакКинсей отразила это в виде рамочной конструкции 7S (рис. 5).
Рис. 5. Взаимосвязь различных сторон деятельности фирмы
Реализация нормативных требований к отдельным сферам управления определяет структурную политику фирмы и конкретные политики в отдельных сферах деятельности.
К структурной политике относят:
- политику создания фирмы (цели, решения, средства);
- политику местоположения фирмы;
- политику ее правовой формы;
- политику отношения собственника к предприятию;
- кооперационную политику с другими фирмами;
- политику концентрации и разукрупнения;
- политику ликвидации фирмы.
Конкретные политики действий включают:
- политику приобретения (сырья, материалов, услуг и т.д.);
- инвестиционную политику;
- политику запасов;
- политику в области оборудования;
- кадровую политику;
- финансовую политику;
- производственную политику (система и тип производства, размер партий, технологические процессы, оперативное управление);
- политику сбыта (цены, распределение, реклама);
- политику отчетности о деятельности фирмы.
4. Этика и культура фирмы
С нормативными требованиями к управлению и политикой управления жестко связано представление о морали деловых взаимоотношений - этика предприятия. Эти нормы должны обязательно вводиться в обеспечение стабильности предприятия и с целью ограничения принципа максимизации прибыли, что порождает конфликты при управлении конкретными сферами деятельности фирмы.
Этические ценности по отношению к сотрудникам могут включать:
- учет их индивидуальных особенностей;
- предоставление возможности полного раскрытия индивидуальности;
- защиту от необоснованного вмешательства;
- гарантию прав;
- справедливую оплату;
- социальные гарантии;
- учет сфер персональной ответственности;
- участие в управлении и т. д.
По отношению к рыночному партнеру:
- доверительность в совместной работе;
- отказ от обмана;
- гарантированное оптимальное снабжение;
- внимание к потребителям;
- честность в конкуренции и т. д.
По отношению к акционерам:
- соразмерное участие в прибыли;
- честное информирование;
- совместные действия;
- защита интересов собственников и т. д.
Культура предприятия - совокупность ценностей, норм, идей, которые подсознательно и сознательно формируют стиль поведения сотрудников. Ее основные аспекты:
- экономический (отношение к прибыли, контролю);
- организационный (стандартизация, формализация, четкое целеполагание, иерархия);
- технический (инновации, степень риска, роль НИОКР);
- рыночный (роль маркетинга, отношение к партнерам, роль предпочтений клиента) и т.д.
Идеальным является сочетание рамочной культуры для всей фирмы и гибкое формирование субкультур (маркетинга, учета, НИОКР).
Культура определяет стиль, репутацию (марку) предприятия.
Пути передачи (продвижения) культуры в фирме в процессе ее развития иллюстрируется рис. 6.
Рис. 6. Пути передачи (продвижения) культуры в фирме