Просмотр содержимого документа
«Менеджмент лекция 11»
Организация труда руководителя
Раздел №4
План:
- 1.Содержание работы руководителя.
- 2. Факторы, влияющие на работу руководителя.
- 3. Целевое планирование труда руководителя.
- 4. Основные пути улучшения труда руководителя.
- А) Организация рабочего места.
- Б) Работа с документами и корреспонденцией.
- В) Ведение телефонных разговоров.
- Г) Проведение совещаний, конференций.
- Д) Составление графика работы.
- Е) Подготовка и проведение выступлений.
- И) Прием по личным вопросам.
- К) Посещение рабочих мест.
Не может управлять другими тот, кто не в состоянии управлять самим собой. Английская пословица
Руководство
- — процесс социальной организации и управления деятельностью членов группы.
- Управлять деятельностью людей — значит оказывать на них влияние, побуждая работать на достижение целей организации.
Можно выделить следующие особенности работы руководителя:
- - руководители непосредственно не связаны с созданием материальных ценностей, хотя активно участвуют в организации производства;
- - работа руководителя в основном умственная;
- - нелимитированность работы руководителя;
- - повышенные нервно-психические усилия руководителя, связанные с управлением людьми и принятием ответственных решений;
- - труд руководителей не подается количественному учету;
- - необходимость принятия большого количества решений за короткий период;
- - если рабочий в течении своей рабочей смены выполняет, в основном, несколько операций, то руководитель в течение своего рабочего дня выполняет множество всевозможных операций;
- - работа руководителя в основном не имеет четкого завершения
Если представить в общем виде, то можно сказать, что руководитель в течение своего рабочего дня выполняет следующие виды работ:
- Запланированные заседания, встречи 60 - 65%;
- Разговоры по телефону 3 - 6%;
- Работа с документами 17 - 22%;
- Поездки, осмотры 3 - 7%;
- Незапланированные встречи 7%;
- Отдых 2%;
- Потери времени 2%
1.Психологические
Эстетика рабочего места
2. Факторы, влияющие на работу руководителя.
Социальный статус;
Удовлетворенность работой
Объем воспринимаемой информации
Окружающая среда
Норма управляемости
Степень материальной удовлетворенности
2.Физиологические
3. Целевое планирование труда руководителя. Процесс планирования:
- Формулирование цели
- Анализ текущего состояния
- Выявление слабых сторон
- Проведение наблюдения
- Проведение мероприятий по улучшению труда
- Сравнение результатов до и после проведения мероприятий
4. Основные пути улучшения труда руководителя.
- А)Организация рабочего места.
Необходимо учитывать следующие моменты:
-Внутренний объем и форма кабинета
-Мебель
-Оборудование(канцелярские принадлежности, два телефона, компьютер, ежедневник)
-Цветовое оформление кабинета
-Санитарно-гигиенические условия труда
- Весь кабинет делится (условно) на три зоны. Первая зона - непосредственно рабочее место руководителя.
- Вторая зона - зона проведения совещаний, планерок, презентаций товаров.
- Третья зона - зона отдыха, где стоят журнальный столик, диван и одно, два комфортабельных кресла.
Б)Работа с документами и корреспонденцией
- Документы и корреспонденция, в зависимости от источника делится на: входящие и исходящие.
- В основном печать исходящих документов находиться в ведении секретаря. Задача руководителя составить документ (руководитель должен составлять только те документы, которые не могут быть составлены кем-либо другим).
- Сложнее дело обстоит с входящими документами, необходимо:
-Регистрировать поступающую корреспонденцию.
-Сортировать в зависимости от предназначения.
-Отбирать документы, которые адресованы руководителю или находятся в его прямой компетенции.
В)Ведение телефонных разговоров.
- Телефон — важное средство эффективности управленческого труда, оперативного делового общения. Но при неправильном пользовании им именно телефон становится источником потерь рабочего времени. На телефонные переговоры тратится от 4 до 27% рабочего времени.
Г)Проведение совещаний, конференций.
- Каждый день, утром руководитель проводит планерки, конференции. Они как правило носят кратковременный характер (максимум 15 мин.) и повторяемость. На них докладывается проделанная работа за предыдущий день и решается что делать на сегодняшний день. Основными требованиями здесь являются краткость изложения и максимальная информативность.
- Совещания, в противоположность планеркам, более долговременны и не носят, как правило, столь повторяющегося характера. На совещаниях обсуждаются важные вопросы и принимаются коллективные решения. Совещание является эффективной формой выработки групповых решений.
При подготовки к совещанию необходимо:
- Четко и однозначно определить тему совещания и ее цель;
- Можно за одно совещание решить несколько вопросов;
- Тщательно разработать повестку дня, выбрать наиболее целесообразную последовательность вопросов;
- Заранее познакомить участников с теми фактами, которые могут обсуждаться в ходе дискуссии;
- Как можно раньше послать приглашение участникам;
- Выбрать помещение для заседаний (кабинет руководителя или специальная комната) с хорошей вентиляцией и нормальной температурой;
- Участникам совещания выработать возможные решения по предлагаемым вопросам.
Пик работоспособности наблюдается через 15 - 20 мин. после начала совещания. Затем производительность падает и через 1,5 часа почти полностью исчезает. Оптимальное количество от 5 до 12 человек, в зависимости от решаемых вопросов. Любое совещание необходимо заканчивать протоколом совещания, где отражается исполнители, их действия и другая информация
Д)Составление графика работы.
- Пик производительности приходится на период между 10 и 11 часами. Затем производительность падает. После обеда (между 12 и 13 часами) производительность несколько возрастает, но после 14 часов заметно идет на спад. В соответствие с этим необходимо важные решения принимать в период максимальной работоспособности.
- Руководитель должен постоянно контролировать, как выполнены запланированные задачи, а также делать анализ использования рабочего времени и узнать, не теряется ли оно по одним и тем же причинам.
Е)Подготовка и проведение выступлений
- Руководитель должен владеть деловым красноречием. Основная цель выступления - воздействовать на мысли слушателей, склонить их к своей точке зрения.
- 1.Прежде всего важно ответить на вопросы, какая общественная потребность лежит в основе предстоящего выступления и каким образом оратор может удовлетворить эту потребность;
- 2. В соответствии с этим определите цель своей речи: чего вы хотите достичь своим высказыванием?;
- 3. Спросите себя, что вы уже знаете о предмете изложения. Изложите на бумаге в форме тезисов сведения о предмете, которыми располагаете. Убедитесь, что уже на этом этапе у вас есть материал для выступления и вам есть что сказать;
- 4. Четко определите, на какие вопросы вы должны дать ответы слушателям;
- 5. Соберите недостающие материалы для выступления, выберите самое важное, пользуйтесь при этом специальной литературой по теме выступления, справочными словарями, журналами и другими источниками справочного характера;
- 6. Продумайте сложнейшие моменты аргументации;
- 7. Попытайтесь разбить приготовленный для выступления материал на части;
- 8. Составьте тезисы речи с включением в них ключевой информации, цитат, определений.
- 9. Если нет опыта публичных выступлений необходимо потренироваться;
- 10. Концентрация внимания на основных вопросах содержания речи.
И)Прием по личным вопросам.
- Для проведения приема лучше выделить определенное время в течении рабочего дня. Оптимальным представляется время между 1400 и 1600. Если это возможно, то необходимо пользоваться предварительной записью у секретаря.
- Это позволит во-первых сократить время на изложение темы разговора, во-вторых позволит руководителю подготовиться к предстоящей беседе и в- третьих, если это возможно, направить посетителя к другим исполнителям. Посетителю необходимо заранее сообщить временные рамки разговора.
- Все приемы посетителей можно разделить на: официальные и не официальные.
К)Посещение рабочих мест.
- Посещение рабочих мест (в большинстве случаев рабочих) позволяет: наладить с коллективом хорошие отношения, быть в курсе дел на предприятии.
- При подготовке к посещению руководитель должен собрать необходимый материал по тому или иному цеху, подразделению, чтобы быть в курсе дел происходящих в них.
- Для посещения рабочих мест лучше выбирать время ближе к конце рабочего дня, когда производительность низкая и отвлечение работников не нанесет большого вреда.
- Необходимо отметить также, что необходимо встречаться с рабочими не только в рабочее время, но и в не рабочее. На таких встречах можно обсудить общее положение дел на предприятии, послушать выступления работников.