Раздел №2
Тема: Информация, технология и техника управления
Информация-
- (от лат. informatio — «разъяснение, изложение, осведомлённость») — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.
- Управление предприятием не может эффективно проводиться без достаточной оперативной, надежной, своевременной и достоверной информации.
Классификация информации:
Документ-
- (от лат. documentum — «образец, свидетельство, доказательство») — материальный объект , содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве.
- Документ это один из видов информации для системы управления и в частности для менеджера.
Классификация документов
Разделение труда
- Важным фактором повышения результативности управления является разделение труда управленцев, т. е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. Соответственно этому в организациях выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управляющих:
- функциональное,
- структурное,
- технологическое и профессионально-квалификационное.
Функциональное разделение труда
- основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента : планирование, организовывание, контроль и т. д. Соответственно этому одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке работы и т. д.
Структурное разделение труда
- строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. В то же время можно выделить некоторые общие черты специализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.
Вертикальное разделение труда
Горизонтальное разделение труда
Высший уровень управления - это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами. На этом уровне занято всего 3-7% общего управленческого персонала. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство.
По организации
По контролю
По планированию
Средний уровень управления - самый многочисленный, составляющий по некоторым данным 50-60% общей численности управленческого персонала организации. Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Это руководители отделений, директора предприятий, входящих в состав организации, начальники функциональных отделов .
Низовой уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями). Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей.
Технологическое и профессионально-квалификационное разделение труда
- менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три категории работников: руководителей, специалистов и служащих. С точки зрения технологии процесса управления задачи руководителей, прежде всего, сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением всего процесса. Руководители составляют одну из наиболее значимых групп управленческого персонала, а их труд является самым сложным и ответственным.
Управленческий труд относится к категории
труда умственного , осуществляемого в виде нервно-психических усилий, и существует в трех формах :
- Эвристической
- Административной
- Операторной
Эвристический
- сводится к совокупности действий по изучению проблем и разработке вариантов их решений-организационных, экономических, технических. В зависимости от сложности и характера задач он выполняется руководителями и специалистами.
Административный
- является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, контроль и координация деятельности подчиненных, их оценка, мотивация, проведение собраний и совещаний, прием посетителей, ведение деловых переговоров, ответы на письма и телефонные звонки, обход рабочих мест.
Важнейшим моментом административного труда является целевое управляющее воздействие:
- По типу оно может быть приказом, рекомендацией, советом, порицанием, похвалой и проч.
- По форме воздействие бывает непосредственным или опосредованным, явным или неявным, мягким или жестким.
- По способу передачи воздействия подразделяются на официальные и неофициальные. Неофициальное воздействие дополняет официальное. Сегодня оно считается более предпочтительным и многие ситуации разрешаются только на его основе.
Операторный труд
направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он выполняет следующие функции:
- документационную (оформление, размножение, сортировка и хранение документов);
- первично-счетную и учетную (сбор статистической, бухгалтерской и иной информации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, протекающих в рамках организации);
- вычислительную и формально-логическую (последовательная обработка собранной информации и осуществление на ее основе и по заданному алгоритму необходимых расчетов);
- коммуникативно-техническую (поддержание связи между субъектами).
Этот труд выпадает на долю специалистов и технических исполнителей.
Часть его, строго говоря, не относится к умственному, поэтому для его характеристики иногда используют термин «нефизический труд».
Управленческие работы классифицируются по следующим основаниям:
- по направленности (на решение внутренних или внешних проблем);
- по сферам (экономическая, социальная, технологическая);
- по объектам (производство, финансы и проч.);
- по содержанию: коммуникационные (ведение переговоров, прием посетителей, обход организации, выезд в командировки); распорядительные и координационные (доведение до исполнителей принятых решений, постановка задач, инструктирование); контрольно-оценочные (проверка своевременности и качества выполнения заданий); аналитико-конструктивные (изучение информации и подготовка решений); информационно-технические (сбор, первичная обработка, хранение, выдача сведений) и т. д.
Каждая работа представляет собой самостоятельный комплекс управленческих операций (часть процесса, в рамках которого информация подвергается однократному изменению или перемещению). Таких операций может быть до 1000, а каждая из них содержать до 20-30 элементов.
Управленческие операции подразделяются на:
Творческие являются наиболее сложными. Они предполагают такие действия, как абстрагирование, анализ, сравнение, синтез, прогнозирование, принятие решений.
Логические операции выполняются по заданному алгоритму (например, составление бухгалтерского баланса) и в отличие от первых регламентируются специальными документами. Они проще, но также требуют для выполнения специальной подготовки.
Технические операции (например, первичная обработка, хранение, получение информации), как и некоторые логические, могут быть полностью или частично механизированы.
У руководителей удельный вес творческих операций – 60%, у специалистов – 40%. У технических исполнителей доля логических операций -20%, остальные - технические.
Управленческой процедурой
называется документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих его операций.
Процедура должна отражать:
- цель работы,
- производственные и информационные потоки,
- используемые и разрабатываемые документы,
- порядок их прохождения,
- содержание;
- быть минимально сложной и трудоемкой.
Управленческие процедуры способствуют:
- рациональной последовательности выполнения управленческих работ;
- равномерной загрузке, согласованности и единству действий персонала;
- принятию решений там, где это наиболее целесообразно;
- экономии времени;
- ограничению вмешательства вышестоящих руководителей.
Чаще всего процедуры выполняются по правилам, которые определяют то, что и как должно быть сделано в конкретной ситуации. Это защищает каждого участника управленческого процесса от давления извне, освобождает от личной зависимости.
Но одновременно с уменьшением произвола ограничивается свобода действий и растут бюрократические тенденции.
Домашнее задание
Найти информацию по Теме: Эволюция концепций менеджмента.
План:
- Возникновение научного управления. Ф. Тейлор «Принципы научного управления».
- Система Тейлора, ее основные положения. Эмерсон «Двенадцать признаков производительности».
- Неоклассическая школа управления.
- Доктрина «человеческих отношений».
- Современная школа управления: теория «социальных систем», новая школа.