СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Менеджмент лекция 6

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит основные инструменты управления.

Просмотр содержимого документа
«Менеджмент лекция 6»

Раздел №2 Тема: Информация, технология и техника управления

Раздел №2

Тема: Информация, технология и техника управления

Информация- (от  лат.   informatio  — «разъяснение, изложение, осведомлённость») — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления. Управление предприятием не может эффективно проводиться без достаточной оперативной, надежной, своевременной и достоверной информации.

Информация-

  • (от  лат.   informatio  — «разъяснение, изложение, осведомлённость») — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.
  • Управление предприятием не может эффективно проводиться без достаточной оперативной, надежной, своевременной и достоверной информации.
Классификация информации:

Классификация информации:

Документ- (от  лат.   documentum  — «образец, свидетельство, доказательство») — материальный  объект , содержащий  информацию  в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве. Документ это один из видов информации для системы управления и в частности для менеджера.

Документ-

  • (от  лат.   documentum  — «образец, свидетельство, доказательство») — материальный  объект , содержащий  информацию  в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве.
  • Документ это один из видов информации для системы управления и в частности для менеджера.
Классификация документов

Классификация документов

Разделение труда Важным фактором повышения результативности управления является   разделение труда управленцев, т. е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. Соответственно этому в организациях выделяют следующие виды  разделения труда профессиональных управляющих: функциональное,  структурное,  технологическое и профессионально-квалификационное.

Разделение труда

  • Важным фактором повышения результативности управления является   разделение труда управленцев, т. е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. Соответственно этому в организациях выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управляющих:
  • функциональное,
  • структурное,
  • технологическое и профессионально-квалификационное.
Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые  функции  менеджмента : планирование, организовывание, контроль и т. д. Соответственно этому одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке работы и т. д.

Функциональное разделение труда

  • основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента : планирование, организовывание, контроль и т. д. Соответственно этому одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке работы и т. д.
Структурное разделение труда строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. В то же время можно выделить некоторые общие черты специализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Структурное разделение труда

  • строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. В то же время можно выделить некоторые общие черты специализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Вертикальное разделение труда

Горизонтальное разделение труда

Высший уровень управления   - это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами. На этом уровне занято всего 3-7% общего управленческого персонала. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство.

  • менеджеров по функциям

По организации

По контролю

По планированию

Средний уровень управления   - самый многочисленный, составляющий по некоторым данным 50-60% общей численности управленческого персонала организации. Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Это руководители отделений, директора предприятий, входящих в состав организации, начальники функциональных отделов .

Низовой уровень управления   представлен младшими на­чальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями). Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей.

Технологическое и профессионально-квалификационное разделение труда менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три категории работников: руководителей, специалистов и служащих. С точки зрения технологии процесса управления задачи руководителей, прежде всего, сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением всего процесса. Руководители составляют одну из наиболее значимых групп управленческого персонала, а их труд является самым сложным и ответственным.

Технологическое и профессионально-квалификационное разделение труда

  • менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три категории работников: руководителей, специалистов и служащих. С точки зрения технологии процесса управления задачи руководителей, прежде всего, сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением всего процесса. Руководители составляют одну из наиболее значимых групп управленческого персонала, а их труд является самым сложным и ответственным.
Управленческий труд относится к категории  труда умственного ,  осуществляемого в  виде нервно-психических усилий,  и существует в трех формах : Эвристической Административной Операторной

Управленческий труд относится к категории 

труда умственного осуществляемого в  виде нервно-психических усилий,  и существует в трех формах :

  • Эвристической
  • Административной
  • Операторной
Эвристический  сводится к совокупности действий по изучению проблем и разработке вариантов их решений-организационных, экономических, технических. В зависимости от сложности и характера задач он выполняется руководителями и специалистами.

Эвристический

  • сводится к совокупности действий по изучению проблем и разработке вариантов их решений-организационных, экономических, технических. В зависимости от сложности и характера задач он выполняется руководителями и специалистами.
Административный является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, контроль и координация деятельности подчиненных, их оценка, мотивация, проведение собраний и совещаний, прием посетителей, ведение деловых переговоров, ответы на письма и телефонные звонки, обход рабочих мест. Важнейшим моментом административного труда является  целевое управляющее воздействие: По типу   оно может быть приказом, рекомендацией, советом, порицанием, по­хвалой и проч. По форме  воздействие бывает непосредственным или опосредованным, явным или неявным, мягким или жестким. По способу передачи   воздействия подразделяются на официальные и неофициальные. Неофициальное воздействие дополняет официальное. Сегодня оно считается более предпочтительным и многие ситуации разрешаются только на его основе.

Административный

  • является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, контроль и координация деятельности подчиненных, их оценка, мотивация, проведение собраний и совещаний, прием посетителей, ведение деловых переговоров, ответы на письма и телефонные звонки, обход рабочих мест.

Важнейшим моментом административного труда является  целевое управляющее воздействие:

  • По типу   оно может быть приказом, рекомендацией, советом, порицанием, по­хвалой и проч.
  • По форме  воздействие бывает непосредственным или опосредованным, явным или неявным, мягким или жестким.
  • По способу передачи   воздействия подразделяются на официальные и неофициальные. Неофициальное воздействие дополняет официальное. Сегодня оно считается более предпочтительным и многие ситуации разрешаются только на его основе.
Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он выполняет следующие функции: документационную (оформление, размножение, сортировка и хранение документов); первично-счетную и учетную (сбор статистической, бухгалтерской и иной инфор­мации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, проте­кающих в рамках организации);  вычислительную и формально-логическую (последовательная обработка собранной информации и осуществление на ее основе и по заданному алгоритму необходимых расчетов); коммуникативно-техническую (поддержание связи между субъектами). Этот труд выпадает на долю специалистов и технических исполнителей. Часть его, строго говоря, не относится к умственному, поэтому для его характеристики иногда используют термин «нефизический труд».

Операторный труд

направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он выполняет следующие функции:

  • документационную (оформление, размножение, сортировка и хранение документов);
  • первично-счетную и учетную (сбор статистической, бухгалтерской и иной инфор­мации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, проте­кающих в рамках организации);
  • вычислительную и формально-логическую (последовательная обработка собранной информации и осуществление на ее основе и по заданному алгоритму необходимых расчетов);
  • коммуникативно-техническую (поддержание связи между субъектами).

Этот труд выпадает на долю специалистов и технических исполнителей.

Часть его, строго говоря, не относится к умственному, поэтому для его характеристики иногда используют термин «нефизический труд».

Управленческие работы классифицируются по следующим основаниям:   по направленности (на решение внутренних или внешних проблем); по сферам (экономическая, социальная, технологическая); по объектам (производство, финансы и проч.); по содержанию: коммуникационные (ведение переговоров, прием посетителей, обход организации, выезд в командировки); распорядительные и координационные (доведение до исполнителей принятых решений, постановка задач, инструктирование); контрольно-оценочные (проверка своевременности и качества выполнения заданий); аналитико-конструктивные (изучение информации и подготовка решений); информационно-технические (сбор, первичная обработка, хранение, выдача сведений) и т. д. Каждая работа представляет собой самостоятельный комплекс  управленческих операций (часть процесса, в рамках которого информация подвергается однократ­ному изменению или перемещению). Таких операций может быть до 1000, а каждая из них содержать до 20-30 элементов.

Управленческие работы классифицируются по следующим основаниям:

  • по направленности (на решение внутренних или внешних проблем);
  • по сферам (экономическая, социальная, технологическая);
  • по объектам (производство, финансы и проч.);
  • по содержанию: коммуникационные (ведение переговоров, прием посетителей, обход организации, выезд в командировки); распорядительные и координационные (доведение до исполнителей принятых решений, постановка задач, инструктирование); контрольно-оценочные (проверка своевременности и качества выполнения заданий); аналитико-конструктивные (изучение информации и подготовка решений); информационно-технические (сбор, первичная обработка, хранение, выдача сведений) и т. д.

Каждая работа представляет собой самостоятельный комплекс  управленческих операций (часть процесса, в рамках которого информация подвергается однократ­ному изменению или перемещению). Таких операций может быть до 1000, а каждая из них содержать до 20-30 элементов.

Управленческие операции подразделяются на: Творческие  являются наиболее сложными. Они предполагают такие действия, как абстрагирование, анализ, сравнение, синтез, прогнозирование, принятие решений. Логические операции выполняются по заданному алгоритму (например, составление бухгалтерского баланса) и в отличие от первых регламентируются специальными документами. Они проще, но также требуют для выполнения специальной подготовки. Технические операции (например, первичная обработка, хранение, получение информации), как и некоторые логические, могут быть полностью или частично механизированы. У руководителей удельный вес творческих операций – 60%, у специалистов – 40%. У технических исполнителей доля логических операций -20%, остальные - технические.

Управленческие операции подразделяются на:

Творческие являются наиболее сложными. Они предполагают такие действия, как абстрагирование, анализ, сравнение, синтез, прогнозирование, принятие решений.

Логические операции выполняются по заданному алгоритму (например, составление бухгалтерского баланса) и в отличие от первых регламентируются специальными документами. Они проще, но также требуют для выполнения специальной подготовки.

Технические операции (например, первичная обработка, хранение, получение информации), как и некоторые логические, могут быть полностью или частично механизированы.

У руководителей удельный вес творческих операций – 60%, у специалистов – 40%. У технических исполнителей доля логических операций -20%, остальные - технические.

Управленческой процедурой называется документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих его операций. Процедура должна отражать:  цель работы, производственные и информационные потоки,  используемые и разрабатываемые документы,  порядок их прохождения, содержание; быть минимально сложной и трудоемкой.

Управленческой процедурой

называется документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих его операций.

Процедура должна отражать:

  • цель работы,
  • производственные и информационные потоки,
  • используемые и разрабатываемые документы,
  • порядок их прохождения,
  • содержание;
  • быть минимально сложной и трудоемкой.
Управленческие процедуры способствуют:   рациональной последовательности выполнения управленческих работ; равномерной загрузке, согласованности и единству действий персонала; принятию решений там, где это наиболее целесообразно; экономии времени; ограничению вмешательства вышестоящих руководителей. Чаще всего процедуры выполняются по  правилам,  которые определяют то, что и как должно быть сделано  в конкретной ситуации.  Это защищает каждого участника управленческого процесса от давления извне, освобождает от личной зависимости. Но одновременно с уменьшением произвола ограничивается свобода действий и растут бюрократические тенденции.

Управленческие процедуры способствуют:

  • рациональной последовательности выполнения управленческих работ;
  • равномерной загрузке, согласованности и единству действий персонала;
  • принятию решений там, где это наиболее целесообразно;
  • экономии времени;
  • ограничению вмешательства вышестоящих руководителей.

Чаще всего процедуры выполняются по  правилам,  которые определяют то, что и как должно быть сделано  в конкретной ситуации.  Это защищает каждого участника управленческого процесса от давления извне, освобождает от личной зависимости.

Но одновременно с уменьшением произвола ограничивается свобода действий и растут бюрократические тенденции.

Домашнее задание   Найти информацию по Теме: Эволюция концепций менеджмента. План: Возникновение научного управления. Ф. Тейлор «Принципы научного управления». Система Тейлора, ее основные положения. Эмерсон «Двенадцать признаков производительности». Неоклассическая школа управления. Доктрина «человеческих отношений».  Современная школа управления: теория «социальных систем», новая школа.

Домашнее задание

Найти информацию по Теме: Эволюция концепций менеджмента.

План:

  • Возникновение научного управления. Ф. Тейлор «Принципы научного управления».
  • Система Тейлора, ее основные положения. Эмерсон «Двенадцать признаков производительности».
  • Неоклассическая школа управления.
  • Доктрина «человеческих отношений».
  • Современная школа управления: теория «социальных систем», новая школа.