Сценарий встречи с воинами - афганцами
«Вершина мужества»
Цель: - Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традиции, героическому прошлому.
Задачи:
- Содействовать к формированию патриотический чувств;
- Содействовать к формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов;
- Содействовать развитию эстетического вкуса культуры речи;
- Содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции.
На сцене стол, на столе цветы. Горит свеча.
Ведущий 1. (_________).
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем уроке памяти.
Ведущий 2 Каждому человеку свойственно испытывать чувство национальной гордости за свою Родину. А настоящие мужчины обязаны заботиться о чести своей армии, а через нее – и чести Отечества.
Ведущий 1 Примером мужества и героизма стали подвиги русских солдат и офицеров во времена Великой отечественной войны, Афганской войны. Чеченской войны.
Сегодня мы поговорим и героизме и подвигах, совершенных в Афганистане. Ведь если страна не помнит своих героев, не знает своего прошлого, то она теряет свое будущее.
Ведущий 2.(____________) У нас сегодня в гостях _________________________ люди, прошедшие через войну в Афганистане.
9 лет один месяц и 25 дней находились наши войска в Афганистане. «Афганская война» вошла в каждую семью, каждый дом, в каждую душу. Ребята из нашего города прошли через горнило долгой и страшной афганской войны.
Ведущий 1. Войны уходят в «прошлое», укладываясь на полках в архивах. Спокойней становятся рассказы участников войны. Время успокаивает и лечит. Лишь боль, человеческая боль не исчезает в душах наших земляков испытавших все тяготы войны.
Ведущий2
С первых дней войны из-за высоких гор Гиндукуша не поступало почти никаких сведений, лишь воздушные «чёрные тюльпаны», доставлявшие гробы, напоминали, что там идёт настоящая война и нашим ребятам служба выпала не из лёгких.
Ведущий 1. В абсолютном своем большинстве “ограниченный контингент” в Афганистане составляла, молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, почти не имевшие жизненного опыта неожиданно, оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.
Ведущий 2Тогда, до декабря 1979 года, всё было так же, как всегда. Мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись.
И вдруг… Эта страшная, чудовищная, чужая война. Афганская война.(вед1)
Обьявит вед 2
Чтец 1(___________)
Вчера мальчишки выпускной гуляли,
Ломился стол от всяческих сластей.
И в ночь подруги им судьбу гадали -
И нагадали тысячу путей.
Но выпала всем дальняя дорога
В чужую, неизвестную страну.
И не нашлось другой судьбы у Бога,
Чем эта - через страшную войну!
И им пришлось испить ее до края,
И, обманув в письме отца и мать,
Мол, не на бой - «по делу» вылетаем -
В жестокой сече к смерти привыкать.
Их уносили «Черные тюльпаны»
Не в небо - к Богу в девятнадцать лет.
За землю предков дрались там душманы,
А мы за что? Никто не даст ответ.
И вот вернулись парни. Поседели.
У сердца - боевые ордена.
И шрамы - как отметины - на теле.
И в душах - не кончается война.
И в снах - опять восстанет из могилы
Тот, на твоих глазах погибший друг.
И не найдется в целом мире силы,
Чтоб разорвать порочный этот круг!
Ведущий 2.
Наша сегодняшняя встреча — дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической афганской войне, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная.
Ведущий 1Её долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях. Скупились на ордена.
(________________)
Афганистан живет в моей душе,
Мне слышится бессонными ночами
Стихи о нем и в гневе и печали,
И выстрелы на дальнем рубеже.
Где завершится наш последний бой,
Последний враг ничком на землю ляжет,
И чья-то мать слова простые скажет.
А те слова услышим мы с тобой.
Афганистан болит в моей душе,
И все кого я встретил и не встретил,
Пусть долго будут жить на этом свете,
Как тишина на дальнем рубеже
Ведущий 1.
Потом эта война прорвалась стихами и песнями, трагическими, светлыми и мужественными. Сегодня мы их услышим. Солдат, вернувшийся из боя, расскажет нам о мужестве и силе духа человеческого.
(______________)
Вчера был бой и он был страшен,
Но мы смогли сдержать врага
Осталась лишь треть роты нашей
И лучший друг погиб тогда...
В горах совсем нам не знакомых,
Где к солнцу тянется трава
Остался он, в дали от дома,
И встретил смерть простой солдат
И скоро в дом с резным окошком,
Где мать-старушка сына ждет,
Придет соседка прямо с почты
И похоронку принесет....
Заплачет мать прочтя повестку,
К своей груди кота прижмет
И молча в дом войдет невеста
Увидит мать и все поймет...
Один лишь дом, в одной деревне
А сколько их по всей стране?
Где мать одна – ей в доме тесно
А сын остался на войне.....
Ведущий 1. Документ- справка: «Потери личного состава ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан в период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. Составили:
Ведущий 2 убито, умерло от ран 13833 человека из состава 40-й армии.
Ведущий 1Ранено 49985 человек,
Ведущий 2стали инвалидами 6759,
Ведущий 1 из них пропали без вести 312 человек.
Ведущий 2Кроме этого, военных советников- 180 человек,
Ведущий 1переводчиков, специалистов из других министерств и ведомств- 584 человека,
Ведущий 2 а за 10 лет через Афганистан прошло не менее полутора миллионов человек,
Ведущий 1несмотря на то что юридически наша страна не находилась в состоянии войны
Это были самые большие потери Советской Армии со времен Великой Отечественной войны,
(Ученики исполняют песню «Я так давно не видел маму»)
Ведущий 2.
15 февраля 1989 года советские войска покинули республику Афганистан. (вед 1) Этот день стал праздничным днем для всех, кто побывал на этой войне. «Солдат не выбирает, он только честно выполняет свой долг».
Чтец 2 (_______________)
Какое счастье для родной земли,
Ее сыны вернулись из похода!
Они сквозь годы горе пронесли
Достоинство великого народа.
Герои по – мальчишески юны,
Но по – мужски их доблесть окрестила
Безмерно ликование страны,
Которая таких сынов взростила.
Цветы, улыбки, чистая слеза.
Они свое смущенье не скрывают,
И над Афганом пронеслась гроза,
Машины от похода остывают
Уходили парни из Афгана
Через перевалы и Саланг…
Уходили парни утром ранним,
А в мечети голосил мулла.
И была молитва,
Как спасение, что парней
Убережет аллах…
Не забыть февраль и воскресение,
Радость и улыбки
На устах.
Чтец 3 (___________)
Наша боль и опасений тень
С вашими тревогами слились,
Наконец настал последний день,
Наконец его мы дождались.
Кто вставал, кто падал под огнём,
У судьбы не спросишь что — кому,
Девять лет вы жили этим днём,
Девять лет с боями шли к нему.
Как измерить боль горячих ран?
Облегчить как горе матерей?
Будет сердце жечь Афганистан
И в объятьях Родины своей.
Ведущий 1.
Просмотр видеоролика «Афганистан-наша память и боль»
Ведущий 1.
Прошла страда, но боль взывает к людям
Давайте ж люди никогда
Афган мы не забудем.
Пусть память вечную о том
Хранят в сердцах все люди
И дети нынешних детей
И внуки наших внуков!
Ведущий 2. В заключении хочется сказать вам спасибо и пожелать здоровья, счастья и мира. Пусть в жизни будет больше солнца, а небо хмурится только от дождя. Любите этот мир. Он прекрасен. Цените его. Цените жизнь. Цените каждый прожитый день, а оценив, берегите, ради любви, ради благополучия близких, ради будущего.
Ведущий 1 . Мы гордимся Вами, и сколько бы времени не прошло - будем помнить! Ведь это наша история. Без прошлого не бывает будущего.
Песня Любэ ”Давай за…”
После песни звучит трагическая мелодия и девочка в платке со свечой зажжет свечи на столе (в это время звучит звук метронома)
В память о тех, кто погиб в Афганистане, выполняя воинский, человеческий и интернациональный долг, объявляется Минута молчания.
Слово предоставляется ___________. Учащиеся могут задать вопросы нашим гостям.
Вопросы учеников ветерану Афганской войны
1. Скажите, сколько лет вам было, когда вы волею судьбы попали в Афганистан?
2. Могли вы тогда представить себе, что вас там ждет?
3. Где вам пришлось воевать, служа в Афганистане?
4. Как вас встретила эта страна? Какая природа? Народ этой страны? Обычаи?
5. В каких годах вы были в Афганистане? Сколько времени вы воевали?
6. Что вас больше всего поразило там?
7. Что вы писали родным в своих письмах?
8. Что самое ценное, на ваш взгляд, вы вынесли из афганской войны?
9. Расскажите, как и где вы встретили известие о выводе наших войск из Афганистана.
10. Были ли смешные ситуации? Какие?