ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
«КАМЧАТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЛЕКЦИИ
ПМ.05 «Медико-социальная реабилитация»
МДК.05.01 «Медико-социальная реабилитация»
по теме: «Лечебная физкультура»
Для специальности: 31.02.01 «Лечебное дело»
Уровень подготовки углубленный
Курс 4
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии клинических дисциплин Протокол № 3 «20» сентября 2023 г. Председатель ЦМК Дмитриева Ю.А. | Согласовано Заместитель директора по УМР __________С.В. Коровашкина «___» ______ 2023 г. |
Составитель:
Хабарова С.В. – преподаватель ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж»
г. Петропавловск-Камчатский, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Пояснительная записка………………………………………….. | 3 |
2 | Структурно-логическая схема лекции………………………….. | 9 |
3 | Содержание лекции………………………………………………. | 11 |
4 | Список использованных источников……………………………. | 26 |
5 | Приложение ………………………………………………………. | 28 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка лекции по теме: «Лечебная физкультура» разработана в соответствии с ФГОС СПО специальности 31.02.01 «Лечебное дело» и рассчитано на одну лекцию (2 часа) в соответствии с календарно-тематическим планом учебной дисциплины.
Данная тема входит в изучение ПМ.05 «Медико-социальная реабилитация» МДК.05.01 «Медико-социальная реабилитация»
Актуальность темы:
Лечебная физкультура (ЛФК) – это самый физиологичный, естественный и чрезвычайно эффективный метод лечения, профилактики и реабилитации, который применяется практически при любых заболеваниях, травмах, в любом возрасте.
В клинической картине у больных с различными заболеваниями и травмами чаще всего преобладают нарушения функции движения. Восстановление утраченных или ослабленных функций организма больного достигается лишь при правильной двигательной активности.
Для некоторых заболеваний ЛФК является основным методом лечения.
Лечебная физическая культура, как метод реабилитации, способствует более быстрому и полноценному восстановлению нарушенных патологическим процессом функциональных возможностей организма, оздоровлению и укреплению всего организма, восстановлению трудоспособности и профилактике инвалидизации.
Тип учебного занятия: лекция
Цели занятия:
Учебные:
уметь применить знания о механизме действия ЛФК на организм пациента
закрепить знания и специфику проведения процедуры лечебной гимнастики
применять физические упражнения при различных патологиях и травмах на различных этапах реабилитации
сформировать навыки проведения процедуры лечебной гимнастики
знать показания и противопоказания к проведению ЛФК
Развивающие:
развитие способности анализировать, структурировать учебный материал;
проявление коммуникативных способностей (умение правильно общаться с пациентами, их родственниками, коллегами)
Воспитательная:
воспитание гуманного отношения к пациентам и доброжелательного отношения в любых ситуациях, самообладания, выдержки, чуткости к человеку, деликатности.
Мотивация темы
Для некоторых заболеваний ЛФК является основным методом лечения.
Лечебная физическая культура, как метод реабилитации, способствует более быстрому и полноценному восстановлению нарушенных патологическим процессом функциональных возможностей организма, оздоровлению и укреплению всего организма, восстановлению трудоспособности и профилактике инвалидизации.
В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны сформироваться общие и профессиональные компетенции (ОК) и (ПК), дескрипторы (личностные результаты реализации программы воспитания ЛР) в рамках ФГОС СПО:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной
патологией.
ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию.
ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.
ПК 5.4. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действии и лиц из группы социального риска.
ПК 5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности.
ПК 5.6. Оформлять медицинскую документацию.
ЛР 7. Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно- мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.
ЛР 21. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д.
ЛР 23. Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности.
ЛР 24. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
ЛР 26. Готов к выполнению поставленной задачи, направленной на помощь пациенту в любой ситуации.
ЛР 28. Соблюдающий врачебную тайну, принципы медицинской этики в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами
ЛР 29. Соблюдающий программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, нормативные правовые акты в сфере охраны здоровья граждан, регулирующие медицинскую деятельность.
После изучения данной темы обучающийся должен:
уметь:
применять физические упражнения для реабилитации пациентов с различными патологиями и травмами
дозировать физическую нагрузку пациентам с различными патологиями и травмами
контролировать выполнение и оценивать эффективность процедуры лечебной гимнастики у пациентов с различными патологиями и травмами
знать:
принципы, механизм действий физических упражнений на организм
средства, формы, методы лечебной физкультуры
классификацию физических упражнений
двигательные режимы, дозировку физических упражнений
схему построения занятий ЛФК
определение объема физической нагрузки
правила составления комплекса физических упражнений
проведение контроля за состоянием пациента во время процедуры ЛФК
Междисциплинарные связи:
ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией
ОП.03 Анатомия и физиология человека
ОП.08 Основы патологии
ПМ.01 Профилактическая деятельность
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесный (лекция, объяснение, фронтальная беседа);
наглядный (мультимедийная презентация).
Место проведения лекции: учебная аудитория ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».
Материально-техническое оснащение занятия:
методическая разработка для преподавателя;
таблицы по теме;
мультимедийное сопровождение по теме.
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ЛЕКЦИИ
Этап занятия | Время | Действия преподавателя | Действия обучающегося |
Организационный момент | 3 минуты | Приветствие. Проверяет внешний вид, готовность к уроку, фиксирует в журнале отсутствующих | Приветствие преподавателя. Опрятный внешний вид. Рабочее место подготовлено к началу занятия |
5 минут | Сообщение темы занятия. Сообщает об актуальности изучения данной темы. Рассказывает, беседует со студентами, опираясь на имеющиеся у них знания | Слушают, записывают тему занятия в тетрадь, участвуют в беседе |
Изложение нового материала. | 35 минут | Излагает теоретический материал, используя презентацию, для визуализации его информационных блоков (Приложение 1) | Слушают, смотрят презентацию, конспектируют материал |
Физкультминутка | 3 минуты | Показывает алгоритм выполнения комплекса упражнений (Приложение 2) | Выполняют комплекс физических упражнений. |
Изложение нового материала | 30 минут | Излагает теоретический материал, используя презентацию, для визуализации информационных блоков. (Приложение 3) | Слушают, смотрят презентацию, конспектируют материал. |
Проверка усвоения полученных знаний | 10 минут | Предлагает задать вопросы по тем положениям лекции, которые были не совсем поняты. | Задают вопросы преподавателю, обсуждают изложенный материал, относительно которого возникли вопросы |
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы | 2 минуты | Задает задание на дом, дает инструкцию по выполнению. | Конспектируют задание, задают уточняющие вопросы по выполнению |
Рефлексия | 2 минуты | Подведение итогов занятия. (Приложение 4) | |
Итого | 90 мин. | | |
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Лекция
Средства и формы ЛФК
Классификация физических упражнений
Методика проведения процедуры ЛГ
Дозировка физической нагрузки в занятиях
Двигательные режимы
Дополнительные средства ЛФК
Средства и формы ЛФК
Лечебная физическая культура (ЛФК) – медицинская дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для профилактики, лечения и реабилитации пациентов с различными заболеваниями.
Средства ЛФК
Основные:
Физические упражнения, используемые с лечебной целью:
Гимнастические
Спортивно-прикладные
Игры
Естественные факторы природы (закаливание солнцем, воздухом и водой).
Дополнительные:
Механотерапия (занятия на тренажерах, блоковых установках)
Гидрокинезотерапия (физические упражнения в воде)
Трудотерапия (эрготерапия)
Массаж.
ЛФК оказывает на организм:
Тонизирующее действие. Это действие выражается в усилении деятельности физиологических систем организма больного под влиянием дозированной мышечной работы во время выполнения физических упражнений. Благодаря стимулирующему действию физических упражнений улучшаются рефлекторные связи между работой внутренних органов, активизируются моторно-висцеральные рефлексы, повышаются защитные и приспособительные реакции, поднимается уровень воздействия на определенный орган или систему.
Трофическое действие проявляется в воздействии на обменные процессы. Под влиянием лечебной физкультуры усиливаются процессы регенерации, заживления. Трофическое действие ЛФК обеспечивает ускорение резорбции воспалительного эксудата, а также обратного развития воспаления, усиление окислительно-восстановительных процессов в тканях
Компенсаторное действие проявляется в изменении течения приспособительных реакций, развивающих при течении патологических процессов. Компенсация представляет собой временное или постоянное замещение нарушенных функций. Например, при травме правой руки больной начинает использовать левую руку. При травме нижних конечностей компенсация - костыли, трости. Ампутация - протез.
Нормализации функций - под воздействием упражнений нормализуются нарушенные моторно-висцеральные связи и в организме восстанавливается работа сердечно-сосудистой системы, нервной системы, пищеварительной, дыхательной и других функций.
В процессе выполнения физических упражнений необходимо учитывать дозировку, темп, интенсивность.
Дозировка – объем физической нагрузки, зависящий от функционального состояния различных систем организма. Общий объем определяется временем и плотностью занятия.
Время занятия – общее время, потраченное на выполнение физических упражнений.
Плотность занятия – время выполнения физических упражнений по отношению ко всему времени занятия. Плотность занятия в стационарном лечении – 50-60%.
Темп – количество движений, выполняемых за 1 минуту.
Величина нагрузки зависит от темпа выполнения движений. Различают медленный, средний, быстрый темп.
Интенсивность упражнений.
Физические упражнения, используемые для лечения различных заболеваний, могут быть малой, умеренной, большой и (редко) максимальной интенсивности.
К упражнениям малой интенсивности относятся упражнения с участием в движении мелких и средних мышечных групп, выполняемые в медленном и среднем темпе, статические дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении мышц. Исходные положения не должны вызывать больших статистических напряжений и затруднять выполнение упражнений. Физиологические сдвиги при выполнении данных упражнений незначительные: небольшое изменение ЧСС, небольшое повышение систолического и понижение диастолического и венозного давления, незначительное уменьшение частоты и углубление дыхания.
Упражнения умеренной интенсивности вовлекают в движение средние (в среднем и быстром темпе) и крупные (в медленном и среднем темпе) мышечные группы. Применяются динамические дыхательные упражнения, упражнения с предметами и небольшими отягощениями, ходьба в медленном и среднем темпе, малоподвижные игры. При выполнении этих упражнений ЧСС повышается незначительно, умеренно повышается систолическое давление, диастолическое снижается, увеличивается легочная вентиляция. Продолжительность восстановительного периода составляет несколько минут.
Упражнения большой интенсивности характеризуются одновременным включением в работу большого числа мышечных групп, выполнением движений в среднем и быстром темпе. К ним относятся упражнения на гимнастических снарядах, с отягощениями, быстрая ходьба, бег, прыжки, подвижные и спортивные игры, ходьба на лыжах и т.п. Все они предъявляют значительные требования к нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной системам: вызывают заметное увеличение ЧСС, повышение систолического и снижение диастолического артериального давления, усиление обмена веществ. Продолжительность восстановительного периода составляет свыше 10 мин.
Упражнения максимальной интенсивности редко применяются в лечебной физической культуре. К таким упражнениям с предельной нагрузкой относится, например, бег на скорость. При их выполнении возникает кислородный долг, поэтому деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем значительно усиливается.
Упражнения максимальной и субмаксимальной интенсивности, подобное спринту, при котором утомление достигается за 2-3 минуты считается анаэробным (без кислорода).
Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течении продолжительного времени (тренировка выносливости). Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. Аэробные упражнения охватывают работой около 2/3 от мышечной массы тела и являются продолжительными 15-40 минут без перерыва и более (бег, ходьба, езда на велосипеде, плавание и т.д.)
Классификация физических упражнений
Физические упражнения в ЛФК делят на 3 группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игры.
Гимнастические упражнения состоят из сочетанных движений. С их помощью можно воздействовать на различные системы организма и на отдельные мышечные группы, суставы, развивая и восстанавливая силу мышц, быстроту, координацию и т.д. Все упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие) и специальные.
Применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения, дыхания. Эти упражнения облегчают лечебное действие специальных.
Избирательно действуют на опорно-двигательный аппарат.
Гимнастические упражнения подразделяют на группы:
по анатомическому признаку;
по характеру мышечного сокращения;
по видовому признаку;
по признаку активности;
по признаку используемых предметов и снарядов.
По анатомическому признаку выделяют следующие упражнения:
- для мелких мышечных групп (кисти, стопы, лицо);
- для средних мышечных групп (шея, голень, предплечье, бедро);
- для крупных мышечных групп (верхние и нижние конечности, туловище);
- комбинированные.
По характеру мышечного сокращения упражнения подразделяют на две группы:
- динамические (изотонические);
- статические (изометрические).
Изотонические упражнения – это такие физические нагрузки, при которых происходит сокращение мышц и совершается движение в суставах. Они применяются с целью укрепления мышц, восстановления подвижности в патологически измененном суставе, растягивании плевральных спаек и т.д.
Изометрические – это упражнения, при которых мышцы напрягаются, но движения в суставах не происходит. По продолжительности развиваемого статического усилия упражнения в изометрическом режиме делятся на три группы: 1) малой продолжительности (до 5 сек.); 2) средней продолжительности (6-30 сек.); 3) большой продолжительности (свыше 30 сек.). Выполнение изометрических физических упражнений снижает и даже полностью устраняет атрофию, исключает замену мышечных волокон соединительной тканью, усиливает регенерацию костной ткани в местах переломов.
По признаку активности изотонические упражнения разделяют на следующие:
активные (самостоятельно, с помощью здоровых конечностей)
пассивные (с помощью инструктора)
По видовому признаку упражнения подразделяют на упражнения:
- на координацию - корригирующие
- на равновесие - дыхательные (динамические и статические)
- в сопротивлении - подготовительные
- порядковые - релаксационные
- на растягивание - идеомоторные
Упражнения в равновесии используют для совершенствования координации движений, улучшения осанки, а также для восстановления этой функции при заболеваниях ЦНС и вестибулярного аппарата.
Корригирующие упражнения направлены на восстановление правильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей.
Упражнения на координацию восстанавливают общую координацию движений или отдельных сегментов тела. Применяются из разных ИП с различным сочетанием движений рук и ног в разных плоскостях. Необходимы при заболеваниях и травмах ЦНС и после длительного постельного режима.
Релаксационные физические упражнения направлены на выработку у пациентов умения расслабить свою мускулатуру как в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя), так и в состоянии физической деятельности (при расслаблении мышечных групп, не участвующих в движении или напряжении). Динамические и изометрические усилия не позволяют достигнуть прироста физической работоспособности без мышечной релаксации.
Идеомоторные физические упражнения в большей степени являются психологическими упражнениями. Мысленное выполнение движения вызывает совершенно незаметное сокращение и расслабление всех мышечных групп, которые обычно участвуют в реальном выполнении данного движения. Предварительное идеомоторное выполнение динамических физических упражнений перед их действительной реализацией значительно повышает результативность: пациенты совершают их с меньшим напряжением, более экономично.
В зависимости от используемых гимнастических предметов и снарядов упражнения подразделяют на следующие:
- упражнения без предметов и снарядов;
- упражнения с предметами и снарядами (гимнастические палки, гантели, булавы, медицинболы, скакалки, эспандеры и др.);
- упражнения на снарядах, тренажерах, механоаппаратах.
К спортивно-прикладным упражнениям относятся ходьба, бег, ползание и лазание, бросание и ловля мяча, гребля, ходьба на лыжах, коньках, езда на велосипеде, терренкур (дозированное восхождение), пешеходный туризм. Наиболее широко используется ходьба - при самых различных заболеваниях и почти всех видах и формах занятий. Величина физической нагрузки при ходьбе зависит от длины пути, величины шагов, темпа ходьбы, рельефа местности и сложности. Ходьба используется перед началом занятий как подготовительное и организующее упражнение. Ходьба может быть усложненной - на носках, на пятках, ходьба крестным шагом, в полу приседе, с высоким подниманием коленей.
Специальная ходьба - на костылях, с палкой, на протезах применяется при поражении нижних конечностей.
По скорости ходьбу подразделяют: на медленную - 60-80 шагов в минуту, среднюю - 80-100 шагов в минуту, быструю - 100-120 шагов в минуту и очень быструю -120-140 шагов в минуту.
Игры подразделяются на четыре возрастающие по нагрузке группы:
- на месте; - спортивные.
- малоподвижные; - подвижные;
Формы применения ЛФК
К основным формам применения ЛФК относятся: УГГ (утренняя гигиеническая гимнастика), лечебная гимнастика, терренкур (дозированное восхождение), прогулки, ходьба, экскурсии, ближний туризм, дозированное плавание, гребля, элементы спорта и спортивных игр и т.д.
Процедура (занятие) лечебная гимнастика (ЛГ) – основная форма проведения ЛФК. Каждая процедура состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного.
Вводный раздел процедуры позволяет постепенно подготовить организм больного к возрастающей физической нагрузке. Используют дыхательные упражнения и упражнения для мелких и средних мышечных групп и суставов.
Основной раздел занимает 50% времени, предназначенного для проведения каждой процедуры в первую очередь, и 70% - во вторую половину курса.
В заключительном разделе путем проведения дыхательных упражнений и движений, охватывающих мелкие и средние мышечные группы и суставы, снижается общее физическое напряжение.
Методика проведения процедуры ЛГ
Характер упражнений, физиологическая нагрузка, дозировка и исходные положения (ИП) должны быть адекватными общему состоянию больного, его возрастным особенностям и состоянию тренированности.
Занятие физическими упражнениями должно воздействовать на весь организм больного.
В процедуре должно сочетаться общее и специальное воздействие на организм больного, поэтому в ней необходимо использовать как общеукрепляющие, так и специальные упражнения.
При процедуре следует соблюдать принцип постепенности и последовательности повышения и снижения физической нагрузки.
При подборе и проведении упражнений необходимо чередовать мышечные группы, вовлекаемые в выполнение физических упражнений с нагрузкой.
В лечебном курсе нужно ежедневно обновлять и усложнять применяемые упражнения. В процедуру ЛГ следует вводить 10-15% прежних упражнений, чтобы обеспечить закрепление двигательных навыков. Вместе с тем необходимо последовательно разнообразить и усложнять методику.
Последние 3-4 дня курса лечения необходимо посвятить обучению больных гимнастическим упражнениям, рекомендуемым для последующих занятий в домашних условиях.
Дозировка физической нагрузки в занятиях
Физическую нагрузку дозируют в зависимости от задач конкретного периода лечения, проявлений заболевания, функциональных возможностей, возраста больного и его толерантности к физическим нагрузкам. Большое значение для дозирования физической нагрузки имеет плотность занятий. Ее определяют отношением длительности фактического выполнения упражнения к длительности всего занятия ЛГ. В ЛФК плотность нагрузки достигает 25-30%. В основном она зависит от длительности перерывов между отдельными упражнениями. В лечебно-оздоровительной ФК плотность нагрузки значительно повышается.
Основные противопоказания к назначению ЛФК:
Отсутствие контакта с больным вследствие его тяжелого состояния или нарушений психики;
Острый период заболевания и его прогрессирующее течение;
Нарастание сердечно-сосудистой недостаточности;
Синусовая тахикардия (более 100 в минуту) и брадикардия (менее 50 в минуту)
Отрицательная динамика на ЭКГ
Артериальная гипертензия (АД выше 220/120 мм.рт.ст.)
Артериальная гипотензия (АД ниже 90/50 мм.рт.ст.)
Угроза кровотечения и тромбоэмболии
Анемия, СОЭ более 20-25 мм/ч, выраженный лейкоцитоз
Двигательные режимы.
Эффективность лечебно-восстановительного процесса зависит от рационального построения двигательного режима, предусматривающего использование и эффективное распределение различных видов двигательной активности больного на протяжении дня в определенной последовательности по отношению к другим средствам комплексной терапии.
В лечебных учреждениях выделяют следующие двигательные режимы:
- в стационаре: постельный (строгий и облегченный), полупостельный (палатный и свободный);
- в санаториях, домах отдыха и профилакториях: щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий.
Постельный режим
Задачи двигательного режима: постепенное совершенствование и стимулирование функции кровообращения и дыхания, адаптация всех систем и органов к физической нагрузке (движения в дистальных суставах конечностей, повороты туловища в кровати и др.).
Содержание режима: постоянное пребывание больного в постели в положении лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, на боку, на животе. Движения, необходимые для осуществления туалета, питания, изменения положения в кровати, проводят с помощью медицинского персонала. При удовлетворительном состоянии возможны активные повороты в кровати (в спокойном темпе), кратковременное (2-3 раза в день по 5-12 мин.) пребывание в постели в положении сидя, вначале с опорой на подушки, овладение навыком самообслуживания. Разрешены динамические физические упражнения с нагрузкой на мелкие и средние мышечные группы и суставы, выполняемые в медленном темпе, с небольшим числом повторений; дыхательные упражнения статического и динамического характера, изометрические упражнения I варианта, идеомоторные физические упражнения перед выполнением динамических упражнений. Длительность занятия 5-10 минут при необходимости 3-4 раза в день. Допустимое учащение пульса на 6-12 ударов в минуту.
Полупостельный режим (палатный)
Задачи двигательного режима: постепенное восстановление адаптации сердечно-сосудистой системы и всего организма больного к физической нагрузке: профилактика возможных осложнений.
Содержание режима: переход больного в положении сидя на кровати с опущенными ногами или на стуле (2-4 раза в день по 10-3- мин). При удовлетворительном состоянии и отсутствии противопоказаний больному разрешают передвигаться в пределах палаты с последующим отдыхом в положении сидя и лежа. Пребывание в положении сидя допускается до половины дня; полное самообслуживание.
В занятия включают динамические физические упражнения на все мышечные группы с полной амплитудой в медленном темпе, дыхательные упражнения, изометрические упражнения I и II вариантов, идеомоторные физические упражнения подготовительного характера, лечебная ходьба на месте. Общая продолжительность занятий 12-30 мин, дозировка физической нагрузки индивидуальна. Допустимое учащение пульса после занятий на 18-20 ударов.
Свободный режим
Задачи двигательного режима: адаптация всех систем организма к возрастающим физическим нагрузкам, нагрузкам бытового и профессионального характера.
Содержание двигательного режима: свободное передвижение в пределах палаты и отделения, ходьба по лестнице, прогулки по больничной территории.
Предусматривается комбинирование всех вариантов лечебной гимнастики, лечебной ходьбы, лечебного бега, лечебного плавания. Допустимое учащение пульса после занятий на 30-32 удара.
Щадящий режим - применяют физические упражнения, соответствующие свободному режиму в стационаре. Разрешают лечебную ходьбу, прогулки, терренкур. Строгая дозировка используемых форм ЛФК.
Щадяще-тренирующий - предполагает возможность участия в экскурсиях, играх (подвижные, с использованием элементов спортивных игр), прогулках по окрестностям санатория.
Тренирующий режим - наиболее расширенный. Показаны длительные прогулки (ближний туризм) и участие во всех мероприятиях, проводимых в лечебном учреждении.
Дополнительные средства ЛФК
Гидрокинезотерапия
Гидрокинезотерапия совместила в себе пользу от физических упражнений и
благоприятные условия, которые создает вода для организма. Гидрокинезотерапия, другими словами, водная гимнастика проходит в бассейне с пресной, морской или термальной водой.
Физические упражнения в воде, подводный массаж и коррекция положением в водной среде, лечебное плавание оказывают различное терапевтическое воздействие на организм больного. Физиологический эффект зависит от температуры воды: теплая вода улучшает артериальное кровообращение и отток венозной крови, способствует снижению болевых ощущений и расслаблению мышц. Пребывание человека в воде приближается к состоянию невесомости. В воде возрастает объем движений в суставах, движения выполняются с меньшим мышечным напряжением. Водная среда облегчает не только движения в суставах, но и некоторые локомоторные функции – перемещение тела и ходьбу.
Основные противопоказания к проведению занятий в бассейне и плаванию:
Психические болезни, кожно-венерические болезни, острые воспалительные процессы, открытые язвы и раны, инфекционные болезни, общее тяжелое состояние, нарушение функции сердечно-сосудистой системы, опухолевые процессы.
Механотерапия
Механотерапия - это использование физических упражнений в лечебных
целях с помощью специальных аппаратов и приборов. Применение механотерапии дает возможность быстрее восстанавливать двигательную функцию.
Тренажеры различных конструкций широко применяют в период восстановительного лечения. С их помощью целенаправленно формируют двигательные качества (общая, скоростная и скоростно-силовая выносливость, быстрота, координация, сила, гибкость).
Различают следующие методы:
Методы активной тренировки с использованием регулируемого отягощения
Методы избирательной тренировки мышц туловища и конечностей
Тренажеры для ослабленных больных (велосипедного типа)
Лечение положением на столе-вертикализаторе
Занятия на блоковых аппаратах (избирательная работа над определенным суставом или мышечной группой, с целью увеличения объема движения, релаксации, уменьшения болезненных ощущений, создания двигательных навыков.
Трудотерапия (Эрготерапия)
Трудотерапия – это активный лечебный метод восстановления нарушенных функций у больных при помощи полноценной разумной работы, направленной на создание полезного продукта. Терапия трудом предусматривает лечебное использование различных трудовых процессов и трудовых операций. Трудотерапия переходное звено от восстановления здоровья больных к восстановлению их профессиональных навыков. Труд должен соответствовать физическим способностям больного, должен быть осмысленным и полезным для больного.
По своему эффекту трудотерапия является лечебным и профилактическим фактором: приспосабливает и тренирует больного для использования остаточных функций в оптимальных размерах, способствует уравновешиванию больного, отвлекая его внимание от основного заболевания, дает возможность работать в коллективе, подготавливая тем самым больного к работе на производстве, ориентирует больного в выборе той или иной профессии, дает возможность больному убедиться в пользе его труда.
Формы трудотерапии:
Производственная трудотерапия, которая подготавливает пациента к профессиональной деятельности. Такая форма трудотерапии осуществляется в близких условиях к производству (на стендах, тренажерах, станках и так далее);
Общеукрепляющая трудотерапия, которая направлена на поддержание трудоспособности в ситуации с длительным течением болезни;
Восстановительная трудотерапия, которая направлена на потерянных функций или предупреждение расстройств движения;
Среди трудовых операций выделяют следующие группы:
Трудотерапия, которая развивает координацию движений и увеличение
чувствительности пальцев. К ней относят печатание, плетение, вязание и другие упражнения;
Трудотерапия, которая развивает силу и выносливость мышц в руках. В нее
включают такие упражнения как работа напильником, рубанком, лепка и другие;
Трудотерапию облегченного режима. В нее входит изготовление марлевых
масок, поролоновых игрушек, сматывание ниток, картонажные работы и другие;
Работа на разнообразных станках применяется в производственной
трудотерапии. Она позволяет ориентировать пациента на работу по новой или
прежней специальности.
Трудотерапия общеукрепляющего типа применяется в качестве средства, которое может повысить физическую работоспособность.
Вопросы для подготовки к практическому занятию
Перечислите средства и формы ЛФК
Укажите принципы классификации физических упражнений
Объясните механизм лечебного действия физических упражнений
Перечислите приемы дозировки физических упражнений
Выделите и охарактеризуйте двигательные режимы, предусмотренные в лечебно-профилактических учреждениях
Расскажите о дополнительных средствах ЛФК
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Епифанов, В. А. Основы реабилитации : учебник / В. А. Епифанов. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 640 с.
2.Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и массаж : учебник / В. А. Епифанов. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 528 с.
3.Бурякин, Ф. Г. Лечебная физическая культура и массаж : учебник / Ф. Г. Бурякин, В. С. Мартынихин. - Москва : КНОРУС, 2019. - 282 с.
4.Осипова, В. В. Основы реабилитации. Курс лекций : учебное пособие для спо / В. В. Осипова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 40 с. — ISBN 978-5-8114-7198-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/156377 (дата обращения: 02.10.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Приложение 1
Примерный комплекс утренней гигиенической гимнастики
1. Ходьба 30-60 сек.
2. И.П. - о.с. 1 - шаг левой ногой вперед, согнуть руки перед грудью и выпрямить их вверх. 3-4 - руки через стороны опустить вниз, вернуть в и.п. 5-8 - то же, делая шаг правой ногой 8-12 раз.
3. И.П. - ноги врозь на ширине плеч, руки согнуты перед грудью. 1 -выпрямить левую руку в сторону, 2-3 - с поворотом туловища влево пружинящий рывок рукой назад. 4 - И.П. 5-8 - тоже в другую сторону. 8-12 раз.
4. И.П. - ноги врозь пошире, руки на поясе, 1-3 - пружинящий наклон к левой ноге, правую руку выпрямить вверх. 4 - И.П. 5-8 - то же в другую сторону. 8-12 раз.
5. И.П. - ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе. I - присесть руки вперед. 2 - И.П. 8-12 раз.
6. И.П. - лежа на спине, ноги вместе, руки вверху. 1-2 - сесть, согнуть ноги, обхватить их руками и притянуть к груди. 3-4 - лечь на спину, ноги выпрямить (постараться не опускать их на пол), руки вверх. 6-8 раз.
7. И.П. - ноги вместе, руки в стороны. I -взмах одной ногой вперед. 2 - И.П. 3-4 - то же правой ногой. 8-12 раз.
8. И.П. - ноги врозь пошире, руки опущены. 1-4 - опереться руками о пол и поочередно переставляя руки вперед, лечь. 5-8 – выпрямить руки, прогнуться. 1-4 -обратным движением вернуться в И.П. 5-8 - отдых. 4-8 раз.
9.И.п. - о.с. 1-6 - прыжки на месте. Руки поочередно перевести на пояс, к плечам, вверх, выполнить два хлопка ладонями и поочередно опустить их к плечам, на пояс, вниз, два хлопка ладонями. 6-8 раз.
10. И.П. - о.с. 1-2 - поднять руки в стороны 3-4 - опустить, расслабить мышцы рук. 8-12 раз.
Приложение 2
Физкультминутка
Упражнение 1
И.П. – руки за голову. 1-2 – отвести локти назад, прогнуться – вдох, 3-4 – И.П. – выдох (8-10 повторов)
Упражнение 2
И.П. – стойка на ноги врозь. 1 – руки в стороны, поворот головы влево, 2 – подняться на носки, наклонить голову назад, руки вверх ладонями внутрь. 3 – поворот головы вправо, руки в стороны, 4 – И.П. (8-10 повторов)
Упражнение 3
И.П. – руки за голову. 1 – поворот туловища вправо, руки в стороны, 2 – И.П. 3-4 – то же влево, 5 – полуприсед, руки вверх, 6 – И.П., 7 – полуприсед, руки вперед, 8 – И.П. (4-6 повторов)
Упражнение 4
И.П. – руки согнуты в локтях. На каждый счёт «потряхивание» кистями (на 16-32 счёта)
Упражнение 5
И.П. – руки к плечам. 1 – полуприсед, левую руку вверх, левую руку вверх, правую руку вперед, поворот головы вправо, 2 – И.П., 3 – полуприсед, правую руку вверх, левую руку вперед, поворот головы влево, 4 – И.П. (4 – 6 повторов). Принять положение правильной осанки и сохранять в течении 5-6 секунд.
Приложение 3
Примерный комплекс упражнений, применяемых для тренировки мышц глаз:
1. И.п. – о.с., переложить мяч из правой руки в левую (левая прямая), и наоборот. Следить глазами за мячом. Голову не поворачивать.
2. И.п. – лежа на спине, мяч в руках, руки опущены, поднять руки вверх и опустить вниз, глаза следят за мячом (максимальная амплитуда).
3. И.п. – лежа на спине, мяч в одной опущенной руке. Попеременные круговые движения по часовой стрелке и обратно.
4. Подбросить мяч обеими руками вверх и поймать. 7–8 раз.
5. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). 8–10 раз.
6. Бросить мяч сильно о пол и поймать одной или двумя руками. 6–7 раз.
7. Передача мяча (волейбольного, баскетбольного, набивного) от груди партнеру, стоящему на расстоянии 5–7 м. 12–15 раз.
8. Передача мяча партнеру из-за головы двумя руками. 10– 12 раз.
9. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. По 7–10 раз каждой рукой.
10. И.п. – лежа на спине, смотреть прямо, крепко зажмурить глаза на 3–5 с, повторять 8 раз.
11. И.п. – лежа на спине, посмотреть вверх-вправо, вниз-влево, вернуться в и.п.
12. И.п. – лежа на спине, посмотреть вверх-влево, вниз-вправо, вернуться в и.п.
13. И.п. – о.с., посмотреть на кончик носа (можно приложить палец к носу и смотреть на него), вернуться в и.п.
14. И.п. – лежа на спине, тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко на 1–2 с (болезненных ощущений не должно быть).
15. И.п. – лежа на спине, при закрытых веках поднять глаза кверху, опустить их вниз, повернуть вправо, затем влево (с возможно максимальной амплитудой).
16. И.п. – лежа на спине, поморгать в течение 1–2 мин (в быстром темпе).
Приложение 4
Карточки с заданием «Продолжи предложение», каждый студент отвечает на 1 карточку
Продолжи одно любое предложение Я получил(а) важные знания по……… или Я не узнал(а) для себя ничего нового…………., так как……… |
Для меня сегодня остался невыясненным вопрос по………………………………….. (либо такового нет) |
Самым трудным для меня сегодня было…………., поэтому я…………………… |
Продолжи одно любое предложение Сегодня мне было интересно………………………….. или Сегодня мне не понравилось …………………………и для этого мне нужно… |
Я считаю, что данная тема в дальнейшей профессиональной деятельности необходима для ……………………………………….. |
Если бы я вела данный урок, то я бы ………………………….. |
Приложение 1
Физкультминутка
Упражнение 1
И.п. – руки за голову. 1-2 – отвести локти назад, прогнуться – вдох, 3-4 – и.п. – выдох (8-10 повторов)
Упражнение 2
И.п. – стойка на ноги врозь. 1 – руки в стороны, поворот головы влево, 2 – подняться на носки, наклонить голову назад, руки вверх ладонями внутрь. 3 – поворот головы вправо, руки в стороны, 4 – и.п. (8-10 повторов)
Упражнение 3
И.п. – руки за голову. 1 – поворот туловища вправо, руки в стороны, 2 – И.п. 3-4 – то же влево, 5 – полуприсед, руки вверх, 6 – и.п., 7 – полуприсед, руки вперед, 8 – и.п. (4-6 повторов)
Упражнение 4
И.п. – руки согнуты в локтях. На каждый счёт «потряхивание» кистями (на 16-32 счёта)
Упражнение 5
И.п. – руки к плечам. 1 – полуприсед, левую руку вверх, левую руку вверх, правую руку вперед, поворот головы вправо, 2 – и.п., 3 – полуприсед, правую руку вверх, левую руку вперед, поворот головы влево, 4 – и.п. (4 – 6 повторов). Принять положение правильной осанки и сохранять в течении 5-6 секунд.
Приложение 2
Карточки с заданием «Продолжи предложение», каждый студент отвечает на 1 карточку
Продолжи одно любое предложение Я получил(а) важные знания по……… или Я не узнал(а) для себя ничего нового…………., так как……… |
Для меня сегодня остался невыясненным вопрос по………………………………….. (либо такового нет) |
Самым трудным для меня сегодня было…………., поэтому я…………………… |
Продолжи одно любое предложение Сегодня мне было интересно………………………….. или Сегодня мне не понравилось …………………………и для этого мне нужно… |
Я считаю, что данная тема в дальнейшей профессиональной деятельности необходима для ……………………………………….. |
Если бы я вела данный урок, то я бы ………………………….. |
46