| УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ |
Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Задонский политехнический техникум имени дважды Героя Советского Союза Михаила Тихоновича Степанищева» |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к выполнению дипломной работы
по ПМ.01 Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц
Рекомендации разработаны для студентов очного отделения средних профессиональных заведений по специальности
35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Задонск 2025 г.
Методические рекомендации по выполнению дипломных работ предназначены для преподавателей и студентов ГОБ ПОУ «Задонский политехнический техникум им. дважды Героя Советского союза М.Т. Степанищева» по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
Методические указания по проведению дипломных работ составлены в соответствии с профессиональным модулем по ПМ.01 Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц
Составитель: Пахомов Николай Николаевич преподаватель специальных дисциплин и профессиональных модулей
Одобрено Председатель цикловой комиссии преподавателей специальных дисциплин и профессиональных модулей | | Утверждаю Заместитель директора по учебно - производственной работе |
М.А. Хорошилов | | Е.А. Позднякова |
Содержание
Тематика и содержание дипломной работы
Оформление и содержание дипломной работы
Введение
Обзор литературных и других источников по выбранной теме
Характеристика объекта исследования
Организация производственного процесса пункта технического обслуживания
Выполнение расчетной части
Конструкторская часть
Охрана труда и экологическая безопасность
Заключение Cписок использованных источников и литературы
Тематика и содержание дипломной работы
Тематика дипломных работ определяется образовательной организацией. Выпускнику предоставляется право выбора темы дипломной работы, в том числе предложения своей темы с необходимым обоснованием целесообразности её разработки для практического применения.
Тема дипломной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования.
Перечень тем разрабатывается преподавателями Техникума и обсуждается на заседаниях профильных цикловых комиссий с участием председателей ГЭК
Для подготовки дипломной работы студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.
Закрепление тем дипломных работ за студентами, назначение руководителей осуществляются приказом директора Техникума на основании личного заявления студента.
Оформление и содержание дипломной работы
Формат листа | А4 |
Ориентация | книжная (при необходимости допускается альбомная) |
Шрифт//размер кегля | Times New Roman// 12-14 основной текст 14, таблицы 12. |
Размер полей // межстрочный интервал | слева – 25 мм, сверху -20 мм, справа -10 мм, внизу – 20 мм// 1,5. |
Нумерация | сквозная; на первой странице, титульном листе, задании, содержании номер не проставляется; номер страницы проставляется в центре страницы без точки. |
Объем дипломной работы | не менее 30 страниц печатного текста (30-50 стр.) без приложений |
Объём графической части | не менее 2-х листов формата А1 (841х 594) мм. |
Разделы и подразделы следует нумеровать арабскими цифрами с разделителем в виде точки. Каждый раздел начинается с новой страницы. Между номером раздела и заголовком точка не ставится. Переносы слов в заголовках разделов не допускаются. Заголовки печатаются с прописной буквы остальные строчные. Заголовки и подзаголовки выполняются полужирным шрифтом. Расстояние между заголовком и подзаголовком, между подзаголовком и текстом , между текстом и последующим подзаголовком –один полуторный интервал.
Иллюстрации, рисунки, схемы обозначаются словом «Рисунок 1.2», которое размещается под ними и далее пишется название. Номер иллюстрации включает два числа: первое - номер раздела, второе - порядковый номер иллюстрации (рисунок 1.2).
Таблицы располагают непосредственно после текста, в котором она упоминается. Расстояние от текста до заголовка таблицы один интервал. В начале строки пишется «Таблица 1.2....», а далее - название таблицы. Порядок нумерации таблиц такой же, что и рисунков. От таблицы до начала текста отступают один интервал.
Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Формулы нумеруются с проставлением их номера в круглых скобках, справа от формулы.
Примечания следует размещать в тексте для пояснений. Их помещают непосредственно после пункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся. Если примечание одно, оно не нумеруется и слово «Примечание» пишется с прописной буквы с абзацного отступа. Если примечаний несколько, то их нумеруют арабскими цифрами, размещая пункты столбиком, после двоеточия.
Ссылки на рисунки, таблицы, графики, диаграммы в тексте работы обязательны.
.
Введение
Во введении:
Актуальность исследования – это аргументация необходимости исследования темы дипломной работы, раскрытие реальной потребности в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций, это та причина, по которой именно сейчас, в настоящее время, возникла потребность исследовать ее, это ее злободневность.
Значимость исследования - подтверждение того, что исследование выполнялось не напрасно. Говоря о значимости дипломной работы, необходимо рассмотреть использование её результатов со всех возможных, и даже самых невероятных сторон. Необходимо ясно и чётко указать, каким образом могут пригодиться полученные результаты.
Проблема исследования в общем виде представляет собой противоречие, которое автор дипломной работы берётся решить. Это может быть противоречие между потребностью в анализе какого – либо явления и недостаточностью его рассмотрения в литературе (особенно это касается инновационных аспектов развития организации). Проблема исследования также может быть связана с решением каких-либо практических вопросов, например, функционирования предприятия или сферы рынка. Проблема, как правило, имеет теоретический и практический аспекты. В работе могут быть приведены основные научные концепции, имена исследователей, которые данную проблему изучали. Вместе с изложением разработанности проблемы в литературе студент может высказать и собственную точку зрения на неё.
Цель исследования вытекает из темы и проблемы профессионального поиска. Планируемый результат (итог) работы. Зачастую цель формулируется при помощи слов "разработать", "выявить", "определить" и других.
Задачи исследования — это составные части цели. Они должны быть сформулированы конкретно и чётко. Каждая задача должна быть шагом к достижению цели. Формулировка задачи зачастую начинается со слов "исследовать", "сформулировать", "описать" и т.д. Задачи исследования обозначены, как правило, в структуре содержания работы. Итоги дипломной работы подводятся по результатам выполнения задач.
Объект исследования — процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию или требующие изучения для эффективной реализации какого – либо проекта и избранные для исследования.
Предмет исследования — то, что находится в границах объекта. Предмет вычленяется из объекта и являет собой ту часть, тот аспект, на который непосредственно направлено явление.
Следующий шаг — определение цели и задач исследования.
Гипотеза в дипломной работе – это прогнозируемый результат исследования, научное предположение, которое надо проверить опытным путем или обосновать теоретически. Этой задаче подчинены отбор материала, ход изысканий и структура дипломной работы. Доказательством гипотезы в теоретических дипломных работах служат, собранные для написания основной части, факты; в практических – официально задокументированные результаты опытов, экспериментов, исследований, специально проведенные расчеты.
Методы исследования. Под методами научного исследования понимаются приемы получения знаний, приобретения умений и навыков, сбора данных. При написании работы студент может использовать теоретические (анализ, синтез, классификация, методы обобщения и прогнозирования), эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкетирование, психодиагностический метод, моделирование), методы исследования, методы обработки и интерпретации данных, например, математические и др.
Обзор литературных и других источников по выбранной теме
Рассмотрев учебную, техническую, справочную литературу и другие источники по выбранной теме, было выявлено, что в литературных источниках [1], [4], [5], [10],[11], [15], [18], [20], подробно изложены основы технического обслуживания и ремонт электрооборудования тракторов и сельскохозяйственной техники, приведено технологическое и диагностическое оборудование, приспособления и инструмент для технического обслуживания и ремонта тракторов, приведена технология проведения технического обслуживания и текущего ремонта, дана методика расчёта производственной программы по техническому обслуживанию и текущему ремонту тракторов , приведён расчёт производственных зон, участков и складов, расчёт площадей и помещений.
В литературных источниках [21],[22],[23], [24], большое внимание уделено системам технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин, а также диагностическому оборудованию, приводится методика проведения технического обслуживания различных систем и механизмов современных тракторов, большое место отводится организации и управлению производством технического обслуживания и текущего ремонта, даются основные направления научно-технического прогресса на тракторном транспорте.
Основой для выполнения курсовой работы были взяты отчеты из хозяйства, во время прохождения производственной практике в КФХ «Виктория».
В источниках [3], [7], [8], [12], изложены основные положения законодательства о труде, даны основы управления охраной труда на автомобильном транспорте. Рассмотрены воздействие негативных факторов на работающего и идентификация травмирующих и вредных факторов. Большое внимание уделено рассмотрению мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний на автомобильном транспорте, особенностям обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правилам пожарной безопасности на автомобильном транспорте,
мероприятиям по защите окружающей среды от вредного воздействия автомобильного транспорта.
В литературных источниках [13], [2], большое внимание уделяется оформлению графической части дипломной работы.
Для составления расчётной части и произведения расчётов в дипломной работе были использованы источники [6], [9], [16], [17], а именно:
- организация производственного процесса пункта технического обслуживания электрооборудования трактора.
Так же использовали материал [16], [6], [10], [15], [22]. в которых подробно описан материал по ремонту электрооборудования и обслуживанию машинно-тракторного парка в хозяйствах.
Для расчета видов технического обслуживания и ремонт тракторов были использованы ресурсы интернета [25], [26].
Характеристика объекта исследования
В дипломной работе, разрабатываемом на базе хозяйства, дают общую характеристику хозяйства на базе районного РТП – общую характеристику данного предприятия. При этом указывают название предприятия, место его расположения, отдаленность от районного, областного центров баз снабжения, структурные подразделения и специализацию предприятия, зону обслуживания, наличие в этой зоне других ремонтных предприятий и связь с ними по кооперации, климатические условия зоны расположения предприятия (режим погоды, продолжительность отопительного сезона), сроки проведения основных полевых работ для данной зоны. При необходимости выполняют схему генерального плана ремонтного предприятия с описанием зданий и сооружений.
Пример выполнения раздела
Для технического обслуживания машинно-тракторного парка в хозяйстве имеется специализированный участок, на котором выполняется все виды работ.
Капитальные ремонты проводятся на ремонтно-транспортных предприятиях. А текущие ремонты и обслуживания проводят самостоятельно силами хозяйства. В КФХ «Виктория» существует бригадная форма организации проведения технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники. Ежемесячное техническое обслуживание проводят сами механизаторы. Профилактическое техническое обслуживание проводится бригадой мастеров - наладчиков. Службу по техническому обслуживанию возглавляет механик хозяйства, он разрабатывает графики проведения ТО тракторов и с/х машин.
Рабочие места для ремонта электрооборудования располагают в изолированных помещениях и оснащают контрольно-испытательными стендами, верстаками, приспособлениями и инструментами.
Особенностью таких рабочих мест является наличие повышенной взрывоопасности при зарядке аккумуляторных батарей. Поэтому приготовление электролита и зарядку аккумуляторов необходимо производить в изолированных помещениях, оборудованных вытяжной вентиляцией, изолированной от общей системы вентиляции. На приведенном плане рабочего места использован специальный зарядный шкаф, оснащенный вытяжкой.
На участке располагается несколько постов по обслуживанию системы двигателя, тормозной системы, системы управления, системы питания, системы охлаждения и электрооборудования.
Для проведения технического обслуживания и ремонта электрооборудования в пункте имеется необходимое оборудование:
- установка для намотки катушек;
- установка для диагностирования генераторов переменного тока;
- установка для испытания автотракторных генераторов;
- стенд для разборки генераторов;
- стенд для обкатки генераторов постоянного тока;
- станок для снятия изоляции с контактов проволоки;
- стенд для проверки генераторов, реле-регуляторов и стартеров;
- комплект приспособлений приборов и инструмента для стартера;
- станок для проточки коллекторов;
- стол монтажный металлический;
- прибор для проверки системы зажигания;
- прибор для очистки и проверки исправных зажиганий свечей.
Пункт по техническому обслуживанию и ремонту электродвигателя расположен в изолированном помещении. Технология ремонта агрегата автотракторного электрооборудования, в сравнении с ремонтом механических сборочных единиц, имеет ряд особенностей, связанных с необходимостью выполнения измерений электрических характеристик (напряжения, силы тока, сопротивления изоляции и др.) поэтому в данном хозяйстве используются стенды, верстаки, оснащенные необходимым приспособлением и приборами описанными выше.
Для ремонта отдельных деталей создаются технологические карты предназначены для обеспечения правильной организации и выполнения производственного процесса при выполнении технического обслуживания и ремонта отдельных элементов электрооборудования. В таблице 1 представлена технологическая карта проверки технического состояния стартера.
Таблица 1 – Технологическая карта проверки технического состояния стартера.
№ | Наименование | Время, мин | Инструмент, приспособление | Примечания |
1 | Отсоединить провод от втягивающего реле стартера | 0,30 | Гаечный ключ на М12 | |
2 | Отвернуть одну шпильку и три болта крепления стартера, снять его и произвести частичную разборку | 5,20 | Гаечный ключ на М10, М12 | |
3 | Отвернуть гайку и снять перемычку, соединяющую реле и корпус | 2,20 | Гаечный ключ на М10, М12 | |
4 | Отвернуть гайки на крышке со стороны коллектора | 1,20 | Отвертка плоская | |
5 | Отогнуть замковые шайбы и отвернуть болты снять крышку со стороны коллектора | 2,25 | Отвертка плоская | |
6 | Отвернуть винты, крепящие зажимы обмотки и щетки и к траверсе и снять щетки и траверсу | 1,15 | Отвертка плоская | |
7 | Отвернуть винты и снять тяговое реле в сборе | 2,20 | Отвертка плоская, плоскогубцы | |
8 | Отогнуть замковые шайбы и отвернуть болты снять крышку стороны привода | 1,20 | Гаечный ключ на М10, М12; отвертка плоская | |
9 | Вынуть из крышки привод, рычаг затем держатель подшипника, щеточно – коллекторный узел с якорем из корпуса с обмоткой возбуждения | 1,20 | | Визуально осмотреть на наличие поломок: - чистота коллектора; - концы пружин щеткодержателей. |
10 | Сборка стартера в обратном порядке | | | |
Техническое обслуживание и ремонт трактора представляет собой комплекс операций, направленных на предупреждение отказов и повреждений между плановыми техническими обслуживаниями, а так же от высококвалифицированных специалистов.
Организация производственного процесса пункта технического обслуживания
Целью данного раздела дипломной работы является разработка вопросов организации работы объекта исследования.
В этой части дипломной работы следует решить следующие задачи:
- выбор метода организации производства ТО и ТР МТП хозяйства;
- выбор метода организации технологического процесса на объекте исследования;
- схема технологического процесса на объекте исследования;
- выбор режима работы производственных подразделений ;
- расчет количества постов в зонах ТО и ТР или постов диагностики (если это предусмотрено заданием на дипломную работу);
- расчет количества линий в зонах ТО (если это предусмотрено заданием на дипломную работу);
- распределение исполнителей работ по специальностям и квалификации;
- подбор технологического оборудования, технологической и организационной оснастки;
- расчет производственной площади объекта исследования.
В организационном разделе необходимо:
- дать обоснование принятого метода организации производства ТО и ТР в хозяйстве;
- описать его организационные принципы;
- привести схемы управления производством ТО и ТР и объекта исследования.
Среди прочих существующих методов организации производства ТО и ремонта тракторов в настоящее время наиболее прогрессивным является метод, основанный на формировании ремонтных подразделений по технологическому принципу (метод технологических комплексов) с внедрением централизованного управления производством (ЦУП).
Основные организационные принципы этого метода заключаются в следующем:
- управление процессом ТО и ремонта МТП осуществляется централизованно отделом (центром) управления производством;
- организация ТО и ремонта в МТП основывается на технологическом принципе формирования производственных подразделений (комплексов) , при котором каждый вид технического воздействия (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТО-3, ТР тракторов и автомобилей, ремонт агрегатов) выполняется специализированными подразделениями;
- подразделения (бригады, участки и исполнители), выполняющие однородные виды технических воздействий, для удобства управления ими объединяются в производственные комплексы: комплекс технического обслуживания и диагностики (ТОиД); комплекс текущего ремонта (ТР); комплекс ремонтных участков (РУ);
- подготовка производства (комплектование оборотного фонда, доставка агрегатов, узлов и деталей на рабочие места и с рабочих мест, обеспечение рабочим инструментом, перегон автомобилей в зонах ожидания ТО и ремонта и т.д.) осуществляется централизованно комплексом подготовки производства (КПП);
- обмен информацией между отделом управления и всеми производственными подразделениями.
Выполнение расчетной части
Основной целью данного раздела дипломной работы является экономическое обоснование целесообразности предлагаемых мероприятий по совершенствованию организации технологических процессов ТО и ремонта подвижного состава в АТП. Критерием экономической целесообразности внедрения новой техники, совершенствования организации производства является годовой экономический эффект.
Экономический раздел включает:
- 1. Прямые расходы;
1.1. Расчет фонда заработной платы ремонтных рабочих;
1.2. Расчет затрат на материалы и запасные части;
2. Общехозяйственные расходы;
3. Расчет общей суммы расходов по объекту исследования;
4. Расчет экономического эффекта от внедрения данной технологии. Расчеты экономического раздела ведутся только по работе на основе расчетных показателей технологического и организационного разделов дипломной работы.
В соответствии с темой индивидуального задания могут быть внесены дополнения и изменения в расчетах.
Конструкторская часть
Выполнение данного раздела
Назначение и область применения разрабатываемой конструкции. Обзор существующих аналогичных конструкций и обоснование выбора предлагаемой конструкции. Описание устройства и работы конструкции, основное назначение приспособления при производстве ТО и ремонта подвижного состава. Организация работы с приспособлением. Организация использования приспособления в конкретных условиях обеспечения производства ТО и TР подвижного состава. Правила эксплуатации и обслуживания. Правила техники безопасности. Инструкция по пользованию приспособлением
Охрана труда и экологическая безопасность
Целью данного раздела дипломной работы является разработка мероприятий по созданию на объекте исследования условий, отвечающих требованиям Правил по охране труда, технике безопасности и окружающей среды, принятых на автомобильном транспорте. В этом разделе следует решить задачи, указанные ниже.
-общая характеристика организации работы по охране труда
Материал по данному вопросу следует изложить в следующей последовательности:
ответственность за соблюдение правил по охране труда;
виды инструктажей по охране труда и технике безопасности;
порядок проведения инструктажей по охране труда и ТБ.
Основные производственные вредности с учетом протекающих на объекте исследования технологических процессов, необходимо указать наиболее вероятные вредные вещества и их предельные концентрации (ПДК). Здесь же следует привести перечень организационно-технических мероприятий по их снижению, включая и выбор средств индивидуальной защиты.
Заключение
Завершающей частью дипломной работы является заключение. В заключении последовательно излагаются теоретические и практические результаты и суждения, к которым пришел обучающийся в результате исследования. Они должны быть краткими, четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности работы. Результаты (выводы) исследования должны соответствовать поставленным цели и задачам. Заключение не должно составлять более 2 страниц текста.
Список использованных источников отражает перечень источников, которые использовались при написании курсовой работы (не менее 15) , составленный в следующем порядке:
федеральные законы (в очередности от последнего года принятия к предыдущим);
указы Президента Российской Федерации (в той же последовательности);
постановления Правительства Российской Федерации (в той же очередности);
иные нормативные правовые акты;
иные официальные материалы (резолюции- рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.) ;
монографии, учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке);
иностранная литература;
интернет ресурсы.
В тексте записки должны быть сделаны все ссылки на порядковые номера использованных источников из списка (номера проставляются в квадратных скобках).
Каждый включенный литературный, информационный источник должен иметь отражение в тексте выпускной квалификационной работы. Если автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен указать, откуда взяты приведенные материалы. Нельзя включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте работы, и которые фактически не были использованы.
Тематическое, профессиональное обоснование проблемы и темы
исследования требует систематического и тщательного изучения специальной литературы. Работа над литературой предполагается и в процессе развернутого
исследования, но на более высоком уровне, а также на завершающем этапе, когда исследователем делается обобщение всего материала, формулируются окончательные выводы. Успешное выполнение дипломной работы предполагает обстоятельное и
творческое изучение литературных источников, в том числе нормативных документов, по теме дипломного исследования. За время преддипломной практики обучающийся должен собрать необходимую информацию и одновременно изучить научную и
специальную литературу, зарубежный опыт по исследуемой теме.
Пример оформления
Список использованных источников и литературы
1. Акимов, А.П., Лиханов, В.А Справочная книга тракториста-машиниста/ А.П.Акимов, В.А. Лиханов. -М.: Издательский центр «Колос», 2019. - 350 с.- ISBN 5-10-002267-1.-Текст: непосредственный.
2. Бабусенко, С.М. Ремонт тракторов и автомобилей/ С. М. Бабусенко. -М. Издательский центр «Агропромиздат», 2018.- 455с.- ISBN 2-94-4844-3. -Текст: непосредственный.
3. Батищев, А.Н., Курчаткин, В.В. «Справочник слесаря по ремонту сельскохозяйственной техники»/ А. Н. Батищев, В.В. Курчаткин. Москва Издательство «Высшая школа» 2021. – 459 с.- ISBN 7-31157-484-2. -Текст: непосредственный.
4. Бобриков, Ф.А. Курсовое и дипломное проектирование/ Ф.А.Бобриков. -М., Издательский центр «Колос», 2019.-777с.- ISBN 5-0906555-А. -Текст: непосредственный.
5. Гологорский, Е.Г., Гуревич, М.И., Лазарев, А.А. Ремонт тракторов/ Е.Г. Гологорский, М.И. Гуревич, А.А. Лазарев, - М.: Издательский центр. «Просвещение», 2019. – 302с.- ISBN 5-14157-404-2. -Текст: непосредственный.
Интернет-ресурсы:
6. Техническое обслуживание и ремонту сельскохозяйственных машин: Официальный сайт Москва. – Обновляется в течение суток. URL https://nsportal.ru/vuz/selskokhozyaistvennye-nauki/library/2019/03/29/kursovaya-po-to-i-remontu-selskohozyaystvennyh (дата обращения 27.04.2024). -Текст: электронный.
7.Техническое обслуживание и ремонта машинно-тракторного парка Официальный сайт Курск. – Обновляется в течение суток. URL https://otherreferats.allbest.ru/agriculture/00216822_0.html (дата обращения 12.05.2024) . - Текст: электронный.