Метод учебного проекта как способ развития творческих способностей учащихся.
В современном информационном обществе требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире. Такого человека должен подготовить колледж, значит, в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема решается неэффективно. Нужны приемы и методы обучения (и учения), адекватные вызовам времени. Мне представляется, что одним из таковых является метод учебного проекта, применяемый мной на уроках. Использование данного метода способствует развитию свободного и системного мышления, формирует у учащихся умения и навыки исследования.
К участию в проектной работе привлекаю учащихся, начиная с первого курса. Различными проектами занимаются как отдельные учащиеся, так и группы учеников. В процессе работы я пришла к выводу об эффективности метода учебного проекта, а также о его доступности.
Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В основу этого метода положена идея, составляющая суть понятия "проект", его направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того, выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения.
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.
Существуют различные классификации проектов.
Так, Е.С. Полат предлагает шесть основных критериев, по которым различают типы проектов:
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
исследовательские,
творческие,
ролевые, игровые,
информационные,
практико-ориентированные (прикладные),
поисковые,
ознакомительно-ориентировочные.
2. По признаку предметно-содержательной области:
монопроекты (в рамках одной области знания),
межпредметные проекты.
3. По характеру контактов:
внутригруповые;
внутриколледжные;
внутренние или региональные,
международные.
4. По количеству участников проекта:
индивидуальные,
парные,
групповые.
5. По продолжительности проекта:
краткосрочные,
средней продолжительности,
долгосрочные.
6. По результатам:
доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
макет, схема, план-карта;
видеофильм;
выставка;
конкурсы и т.д.
Проектная деятельность развивает у учащихся следующие общеучебные умения и навыки:
1. Рефлексивные умения:
• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
• Умение находить несколько вариантов решения проблемы
• Умение выдвигать гипотезы
• Умение устанавливать причинно-следственные связи
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• Навыки коллективного планирования
• Умение взаимодействоать с любым партнером
• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
• Навыки делового партнерского общения
• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
4. Менеджерские умения и навыки:
• Умение проектировать процесс (изделие)
• Умение планировать деятельность, время, ресурсы
• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
5. Коммуникативные умения:
• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
• Умение вести дискуссию
• Умение отстаивать свою точку зрения
• Умение находить компромисс
• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
5. Презентационные умения и навыки:
• Навыки монологической речи
• Умение уверенно держать себя во время выступления
• Артистические умения
• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
• Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Последовательность работы над проектом.
1. Подготовка
Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы.
Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта.
Преподаватель знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учащихся.
2. Планирование
а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта).
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.
Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии проектной деятельности.
Преподаватель предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.
3. Исследование
1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).
2. Выявление (“мозговой штурм”) и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3. Выбор оптимального варианта хода проекта.
4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.
Поэтапно выполняют задачи проекта.
Преподаватель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.
4. Выводы
Анализ информации. Формулирование выводов
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.
Преподаватель наблюдает, советует (по просьбе учащихся).
5. Защита проекта и оценка его результатов
Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов.
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке
В своей педагогической деятельности метод проектов применяю в сочетании с педагогической технологией сотрудничества при организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Достоинство этого нового вида моей педагогической деятельности состоит в том, что он способствует развитию у обучающихся воображения, фантазии, творческого мышления, самостоятельности, умения работать в группах, создает благоприятный климат на уроке, стимулирует познавательную деятельность, формирует навыки презентации и самопрезентации, повышает мотивацию к изучению предмета, а главное дает возможность самостоятельного поиска и радость открытия.
Если подводить итоги моей работы в этой области, то можно отметить следующее: использование творческих подходов в разработке уроков, введение новых форм и методов работ привело к тому, что учащиеся стали активнее на уроках, многие из них отмечают, что им стало легче и интересней работать над сочинениями, они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств; любят и ценят речевое творчество; у них развивается чувство языка, чувство языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п.. Они положительно воспринимают предметы «Русский язык и культура речи» и «Литература» и с удовольствием идут на эти уроки.