СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа»

+15.12. 7 класс история



Урок по истории России для 7 класса 

на тему «Россия в системе международных отношений» 

.

  • Цели и задачи: познакомить с внешнеполитическими задачамикоторые стояли перед первыми представителями династии Романовыххарактеризовать отношения России с соседними странамиобъяснять суть противоречий между Россией и другими государствами в XVI в.

  • Планируемые результаты:

  • предметныедавать определения понятийверительная грамотакоалицияратификацияфураж; оценивать результаты Смоленской войны с позиций Россиивыявлять причины первой русско-турецкой войныназывать и характеризовать союзников России по «Священной лиге»; применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения международных событий и явлений прошлогосоотносить историческое время и историческое пространстводействия и поступки личностей во времени и пространствеизучать и систематизировать информацию из различных исторических источников;

  • метапредметные УУД 

  1. коммуникативныеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникамиработая индивидуально и в группенаходить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулироватьаргументировать и отстаивать свое мнение;

  2. регулятивныесоотносить свои действия с планируемым результатомосуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатаопределять способы действий в рамках предложенных условий и требованийкорректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Тема уроков: «Россия в системе международных отношений».

  •  Как вы думаетео чем мы будем говорить?

  •  На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

  • Проблемный вопрос: — Почему так непросто складывались международные отношения России с другими странами в XVII в.?

III. Введение в новый материал

Ливонская война и Смута подорвали международный престиж России.

Наша страна потеряла ряд северных и западных территорий.

Династии Романовых предстояло возродить военное могущество странычтобы успешно отстаивать ее внешнеполитические интересы.

Вы вновь выступите в роли молодых дипломатовМы начнем работу над проектом «Россия в системе международных отношений в XVII в.».

IV. Работа по теме уроков

1. Цели и задачи проекта «Россия в системе международных отношений в XVII в.».

Цели проекта:

  1. познакомиться с ролью и местом России в системе международных отношений в XVII в.;

  2. объяснить суть противоречий между Россией и другими государствами в XVI в.

  • Используя прием «Мозговой штурм», определите задачи, которые необходимо решить для реализации намеченных целей.

(Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует их на доске.

Затем при консультативной помощи учителя определяются основные задачи проекта.)

Задачи проекта:

  1. определить приоритетные направления международной политики России;

  2. показать измененияпроисшедшие во взаимоотношениях России с иностранными государствами;

  3. выделить основные политические причины противостояния России и иностранных государств;

  4. определить противников и союзников России.

Организационные формы работы над проектом:

  1. групповое обсуждение;

  2. самостоятельная работа обучающихся;

  3. консультации с руководителем проекта;

  4. поиск информации в Интернете;

  5. обработка информации.

  • . Изучив § 21—22 учебника и дополнительный материал (справочникиэнциклопедиикартыИнтернет-ресурсы), вы представите нам свои 

«дипломатические» доклады.

  1. Первая группа — российская дипломатия в XVII в.

  2. Вторая группа — отношения России с Речью Посполитой.

2. «Посольский обычай».

(Презентация работы первой группы.)

(Группа представляет результаты своей работы в форме рукописной газеты Посольского приказа «Вести-Куранты».)

План доклада:

  1. Краткий обзор международного положения.

  2. Основные задачикоторые необходимо решить России для укрепления своего престижа.

  3. Посольский приказ:

  1. основные направления деятельности;

  2. контакты;

  3. результаты деятельности.



V. Подведение итогов уроков. Рефлексия.

 (Учитель вместе с учениками подводит итоги работы на уроке.)

1. Цели внешней политики России в XVII в.:

2. Итоги внешней политики России в XVII в.:

  • Подведем итоги нашей работы над проектом.

  1. — Что вы получили от этого проекта?

  2. — Что для вас было особенно интересным?

  3. — Какая информация вас удивила?

  4. — За что вы можете себя похвалить?

  5. — За что вы можете похвалить одноклассников?

  6. — Достигнута ли цель нашего проекта?

Домашнее задание:

  1. Прочитать §2122.

  2. В рабочую тетрадь дописать схемы внешней политики России в XVII в.

  3. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаемсравниваемразмышляем» на с. 67 учебника (на выбор).























Контрольная работа по географии в 6 классе по теме «Гидросфера»

1 вариант

Часть А

1. Из чего состоит водная оболочка Земли – гидросфера?

а) из вод суши и Мирового океана

б) из вод суши, Мирового океана и воды в атмосфере

в) из рек, озер, морей, болот, прудов

г) только из вод суши

2. Как называются участки суши, окруженные с трех сторон водой, а с четвертой – соединенные с ней?

а) материки

б) архипелаги

в) полуострова

г) острова

3. Какая часть гидросфера не отражена на картах?

а) реки

б) моря

в) озера

г) подземные воды

4. Как называется непрерывный процесс перемещения воды из Мирового океана на сушу и обратно?

а) Мировой океан

б) течения

в) водное сообщество

г) Мировой круговорот воды

5. Какое питание имеет большинство рек России?

1. Из чего состоит водная оболочка Земли – гидросфера?

а) снеговое

б) дождевое

в) ледниковое

г) смешанное

6. Какой океан считается самым большим?

а) Индийский

б) Тихий

в) Атлантический

г) Северный Ледовитый

7. Какое озеро наполовину состоит из пресной воды, а наполовину – из соленой?

а) Байкал

б) Балхаш

в) Каспийское

г) Ладожское

8. Укажите искусственный водоем:

а) озеро

б) река

в) старица

г) водохранилище

9. В какое море впадает река Волга?

а) Охотское

б) Черное

в) Каспийское

г) Средиземное

10. Какое течение самое мощное на Земле?

а) Гольфстрим

б) Западных ветров

в) Лабрадорское

г) Норвежское

Часть В

  1. Соотнесите понятия и определения

а) часть океана, отделенная от него сушей, островами и отличающаяся свойствами воды

б) огромное пространство между материками, заполненное водой

в) скопление воды в природном углублении

  1. Океан        2. Озеро       3. Море

1

2

3




  1. Океан, пересекаемый нулевым меридианом и экватором ____________________________________________

  1. Океан, омывающий берега всех материков, кроме Африки ____________________________________________

  1. Океан, который в 14 раз меньше самого большого океана ____________________________________________

  1. Океан, омывающий берега только двух материков ____________________________________________

Часть С

  1. Чем отличаются сточные озера от бессточных?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что такое исток, и что может быть истоком?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












Контрольная работа по географии в 6 классе по теме «Гидросфера»

2 вариант

Часть А

  1. Где заключен основной объем воды на Земле?

а) в соленых водах Мирового океана

б) в ледниках

в) в пресных подземных и поверхностных водах

г) в реках

  1. Как называется количество минеральных солей в граммах, растворенных в 1 л воды?

а) концентрация

б) соленость

в) раствор

г) промилле

  1. Укажите искусственный водоем:

а) река

б) пруд

в) море

г) озеро

4. Какой океан занимает второе место на Земле по площади?

а) Атлантический

б) Тихий

в) Индийский

г) Северный Ледовитый

5. Какое озеро самое глубокое на Земле?

а) Каспийское

б) Аральское

в) Байкал

г) Виктория

6. На каком материке находится озеро Виктория?

а) Африка

б) Евразия

в) Австралия

г) Северная Америка

7. Что является причиной образования океанических течений?

а) притяжение Луны

б) штормовой ветер

в) постоянные ветры

г) подводные землетрясения

8. Как называются огромные участки суши, окруженные водами океана?

а) острова

б) материки

в) полуострова

г) архипелаги

9. Какое море не имеет берегов?

а) Берингово

б) Красное

в) Саргассово

г) Охотское

10. В чем выражается соленость морской воды?

а) в процентах

б) в промилле

в) в граммах

г) в градусах

Часть В

1.        Соотнесите понятия и определения

а) часть океана, отделенная от него сушей, островами и отличающаяся свойствами воды

б) огромное пространство между материками, заполненное водой

в) скопление воды в природном углублении

1.        Океан        2. Озеро       3. Море

1

2

3




  1. Океан, занимающий почти половину Мирового океана ____________________________________________________

  2. По площади этот океан можно сравнить с Африкой, Северной и Южной Америкой вместе взятыми ____________________________________________________

  3. Океан, который пересекается 180 меридианом и экватором

  4. Океан, омывающий берега всех материков, кроме Австралии ___________________________________________________

Часть С

1.        Чем отличаются устья рек Лены и Оби?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.        Что такое устье, и что может быть устьем?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________















5 класс башҡорт теле 15.12

Тема :Һуҙынҡыларҙың дөрөҫ яҙылышы

Маҡсат : Һуҙынҡыларҙың дөрөҫ яҙылышы, телдең орфографик ҡағиҙәләре тураһында белем биреү; уңышлы уҡыу эшмәкәрлеге кретерияһы нигеҙендә үҙ үҙеңә баһа бирә белергә, уҡытыусы ярҙамында дәрескә маҡсат ҡуйырға өйрәтеү;дөрөҫ итеп һөйләү күнекмәһен булдырыу,фекерләү һәләттәрен үҫтереү;яҙма һәм телдән күнегеүҙәр ярҙамында белемдәрен нығытыу; ҡоштарға, ярҙамға мохтаж булған йән эйәләренә ярҙамсыл, иғтибарлы ҡараш, миһырбанлыҡ тәрбиәләү.

Йыһазландырыу:девиз,дәреслек,презентация,сигнал карточкалары, таблица

Дәрес барышы:

  1. Психологик инеш.

– Һаумыһығыҙ, уҡыусылар. Килгән ҡунаҡтарҙы ла сәләмләйек.

Кәйефтәрегеҙ  нисек?

Дәрескә әҙерһегеҙме?Яҡшы, күтәренке кәйеф менән дәресте башлайыҡ.

2.Белемде актуалләштереү.

-Өй эшен тикшереп үтәйек.Өй эше итеп һеҙгә нимә бирелгәйне?-Эйе, үткән дәрестә өйрәнелгән әкиәтте һөйләп, рәсемде тулыландырыға ҡушылғайны. Кем һөйләй башлай?Дауам итәбеҙ..Был баҫҡыс нимәне аңлата? И хәрефе ниндәй, ни өсөн яңғыҙ?

-Алғы рәт һуҙынҡыларҙы әйтеп сыҡ. Нисек атала?(Нәҙек)

Артҡы рәт һуҙынҡыларын  әйтеп сыҡ .Нисек атала?( Ҡалын). Баҫҡыс нимәне аңлата?(Иренләшкән һуҙынҡылар).

-Девизды уҡығыҙ: “  Эҙләргә ,табырға һәм белергә!”

 -Нимәгә өндәй девиз?Бөгөн беҙҙе яңы асыштар көтә.(Әҙләйбеҙ,эшләйбеҙ,  белемде үҙләштерәбеҙ).

-Ниндәй хәрефтәр аҫтына һыҙылған?Был ниндәй хәрефтәр?(Һуҙынҡылар аҫтына һыҙылған).Яҡынса теманы әйтеп ҡарағыҙ әле...

-Эйе, тема- Һуҙынҡыларҙың дөрөҫ яҙылышы. Дәфтәрҙәрҙе астыҡ, датаны , бөгөнгө дәрестең темаһын яҙҙыҡ.

2.Проблемалы ситуация тыуҙырыу.

-Һеҙҙең алда карточкалар ята ,иғтибар менән уҡығыҙ һәм  эште башҡарығыҙ.

Презентация № 1 . Түбәндәге һүҙҙәрҙе башта эйәлек, унан төшөм килешкә ҡуйып яҙығыҙ,  ҡағиҙәгә ярашлы аңлатығыҙ.

 Болонлоҡ, көлкө, доктор( Ваҡыт 1 минут). Балаларҙың үҙ аллы эше.

-Ваҡыт үтте .Ниндәй ҡағиҙәгә таянып башҡарҙығыҙ был эште?(Әгәр тамырҙа, яһаусы ялғауҙа о,ө булһа, үҙгәртеүсе  ялғауҙа ла О,Ө була.)

Презентация №2  яуабын асыу.

 Болонлоҡтоң, болонлоҡто,көлкөнөң, көлкөнө, ДОКТОРҘЫҢ, ДОКТОРҘЫ

-Сағыштырығыҙ әле. Бөтәһе лә дөрөҫмө?Ниндәй һүҙҙә хата? ДОКТОРҘОҢ

3. Уҡыу мәсьәләһен ҡуйыу.

-Тимәк, был беҙҙең алдан өйрәнелгән ҡағиҙәгә ярашлы һүҙме?Килеп сығышы яғынан был ниндәй һүҙ?(рус теленән үҙләштерелгән).

4.Маҡсатты асыҡлау.

-Ниндәй мәсьәләне хәл итәбеҙ?Ниндәй маҡсаттар ҡуябыҙ?

Ошо һүҙгә ярашлы ҡәғиҙәне беләбеҙме?Тимәк, ни эшләйбеҙ?

(ҡағиҙәне сығарабыҙ, күнегеүҙәр башҡарабыҙ,ялғауҙы дөрөҫ яҙырға өйрәнәбеҙ).-Эйе, тағы ла ҡоштар, уларға ярҙам итеү тураһында ла һөйләшербеҙ.

5.Уҡыусыларҙа уҡыу эшмәкәрлегенә мотивация формалаштырыу.

-Әйҙәгеҙ ҡағиҙә сығарып ҡарайыҡ.Тамырында ниндәй һуҙынҡы хәреф? Ул үҙгәргәнме ялғау ҡушҡас?Ялғауҙа һаҡландымы? Ниндәй хәреф яҙыла рус теле аша үҙләштерелгән һүҙҙәрҙә?   (Ы ). Кем таблицаға яҙып ҡуя? (Таблицаға яҙып ҡуйыу).

Презентация .Ҡағиҙәне уҡыу. 

-Шулай уҡ уҡыусылар –ОУ,-ӨҮ ялғаулы ҡылымдарҙың эйәлек заты ялғауҙарында һәр саҡ Ы,Е яҙыла:

КӨЛ-ӨҮ- ЕМ,-ЕҢ  ...ТОР-ОУ--ЫМ,-ЫҢ  һ.б.(таҡтала аңлатам).

Презентация.Ҡағиҙәне уҡыу.

Таблицаға яҙыу :ОУ булһа нимә яҙыла?( Ы)  Ни өсөн?(Ҡалын).-ӨҮ булһа  нимә яҙыла? ( Ө ) Ни өсөн? (Нәҙек).

6.Уҡыу мәсьәләһен сисеү.Дәреслек менән эш .-87-се битте асабыҙ,нығытыу өсөн  122-се күнегеүҙе башҡарабыҙ.(Биремен уҡыу ).

- Ҡәләмдәрҙе алығыҙ. Иғтибар менән ҡарап сығығыҙ, үҙләштерергән һүҙҙәр бармы? Булһа, үҙегеҙ шартлы тамға менән билдәләгеҙ.( Бер һыҙыҡ, тулҡын һ.б. ).- ОУ,-ӨҮ ялғаулы ҡылымдар бармы? Һыҙығыҙ.

-Хәҙер таҡтала  башҡарабыҙ. Кем теләй?(Ҡалғандар урында башҡара).

Презентация. -Балалар, экранға күҙ һалығыҙ әле.Нимә күрәһегеҙ?(яуаптар).

-Ә һеҙ ҡоштарҙы айыра беләһегеҙме икән, ҡарайыҡ әле.

(Экранда  бер-бер артлы ҡош һүрәттәре сыға.Һәр ҡоштоң атамаһын балалар башҡорт һәм рус телдәрендә әйткәндән һуң, дөрөҫ яуап асыла).

Сәпсек-воробей

Өкө-сова

Ябалаҡ-филин

Шыршы турғайы-клест

Ҡарабаш турғай-синица

Ҡор-тетерев

Һуйыр-глухарь

-Былар ниндәй ҡоштар булды?(Беҙҙә ҡышлаусы).Балалар,ҡоштарға ҡышлауы бик ауыр. Яңыраҡ иҫ киткес бер һандарға тап булдым. Бөтә донъялағы һәр кешегә 50 ҡош тура килә икән. Күпме? Эйе! Ләкин тағы ла икенсе һан уйланырға мәжбүр итә: ҡышҡы һалҡындарҙа, аҙыҡ юҡлыҡтан ун ҡоштоң берәүһе генә иҫән сыға. Туғыҙ ҡошсоҡтоң үле кәүҙәһен күҙ алдына килтереүҙән йөрәк әрнеп ҡуйҙы.

-Ә беҙ ҡоштарға нисек ярҙам итә алабыҙ? ( Тағараҡ эләбеҙ, ем һибәбеҙ, балалары ҡолап төшһә, ояһына һалабыҙ…) .(Балаларҙан яуапты күберәк алыу).

-Ҡоштарҙың файҙаһы ҙурмы? (Зарарлы бөжәктәрҙе ҡыралар,йыртҡыс ҡоштар кимереүселәрҙе   тоталар...).

-Эйе, ҡоштар бик файҙалы. Уларға ярҙам кәрәк.Әммә беҙгә файҙаһы булғанына ғына түгел,ә ярҙамға мохтаж бөтә тереклеккә лә ярҙам итергә бурыслы беҙ.

6.Ял минуты. (“Күрһәт әле дуҫҡайым...”йыры,хәрәкәттәр)

Күрһәт әле, дуҫҡайым,

Нисек ҡоштар осалар.

Бына шулай, бына шулай,

Ҡоштар шулай осалар.

ПрезентацияТөркөмдәрҙә эш.

-Әйҙәгеҙ төркөмдәрҙә эшләп алайыҡ ,уҡыусылар.

-Ике төркөмгә бүленегеҙ, командир һайлағыҙ. (Ваҡытты билдәләү.Ваҡыт 5 минут)

Карточкаларҙы биреү,үҙ аллы уҡыйҙар, эште башлайҙар.

Бирем:1-се төркөм: Ҡалын һуҙынҡылы ҡош исемдәрен яҙып алырға,билдәләнгән һүҙгә фонетик анализ  яһарға.

2-се төркөм: Нәҙек һуҙынҡылы ҡош исемдәрен яҙып алырға, билдәләнгән һүҙгә фонетик анализ яһарға.

                                  Беҙҙә ҡышлаусы ҡоштар.

Ҡыш беҙҙең яҡта бик ҡаты була.Ыжғыр бурандар ҡотора, ел олой.Был ваҡытта сыйырсыҡ, ҡарлуғас,һандуғастар күптән йылы яҡҡа киткән була.Беҙҙә ҡышларға сәпсек,һайыҫҡан,ҡарабаш турғай,шыршы турғайы,күгәрсен, һуйыр,өкө, ҡорҙар  ғына ҡала.Улар ҡышты төрлөсә үткәрә. 

(Төркөмдәрҙең сығышы).

7.Нығытыу.

-Яҡшы.Әйҙәгеҙ яңынан девизды уҡыйыҡ.

-Нимә белдек  беҙ? (Үҙләштерелгән һүҙҙәрҙең ялғауында Ы яҙыла,-ОУ,-ӨҮ ялғаулы ҡылымдарҙың эйәлек заты ялғауында Ы,Е яҙыла...)  ( тултырылған таблицаны ҡулланыу).

-Маҡсатҡа ирештекме?

-Эйе, уҡыусылар, һеҙ бөгөн   белем алғанһығыҙҙыр тигән ышаныста ҡалам.

8.Рефлексия.

Хәҙер ,уҡыусылар, үҙегеҙҙең бөгөнгө дәрестәге эшегеҙгә баһа ҡуйығыҙ.

Презентация.



























Конспект урока по истории России в 8 классе

Тема урока: Внутренняя политика Павла I

Цели и задачи урока: образовательные:

  • Определить факторы, повлиявшие на формирование характера и взглядов будущего императора Павла I;

  • Проследить основные направления внутренней политики Павла I;

воспитательные:

  • Продолжить формирование ценностного отношения к окружающему миру;

  • Способствовать воспитанию уважительного отношения к прошлому своей страны.

Планируемые результаты

  • Способность переводить информацию из одной знаковой системы в другую

  • Развитие анализа, синтеза, элементов критического мышления.

ХОД УРОКА:

К концу XVIII в. во внутренней политике России накопилось множество нерешенных проблем, главными из которых были крепостное право и отсутствие какого бы то ни было ограничения царской власти представительными органами или законом.

Девятый император всероссийский Павел (1796-1801), сын императора Петра III (1762) и императрицы Екатерины II (1762-1796), родился 20 сентября 1754 года в Петербурге, в Летнем дворце Елизаветы Петровны

В детстве Павел Петрович получил серьезную психологическую травму - потеря горячо любимого отца, за гибель которого, по глубокому убеждению, Павла, была ответственна его мать - императрица Екатерина II.

Это событие во многом оказало влияние на формирование личности будущего императора и навсегда определило холодное отношение к матери, которой он так и не смог простить гибель Петра III.

Внутренняя политика Павла I:

В 1797 Павел I принял закон о престолонаследии и попытался найти собственную опору в высших дворянских кругах.

5 апреля 1797 он издал новый указ о престолонаследии, по которому престол должен был переходить только по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей к старшему из братьев. Он в короткий срок назначил 35 новых сенаторов и 500 новых высокопоставленных сенатских чиновников.

Заметно улучшилась работа аппарата высших государственных органов.

Внутренняя политика Павла I коснулась и реформ в армии. Правда они были не массовыми и затронули, прежде всего, отношения между солдатом и офицером.

Павел I запретил жестокие наказания солдат со стороны офицеров.

За нарушение этого запрета наказания для офицеров были самые суровые и ничем не отличались от наказаний для солдат, которые позволяли себе оскорбить офицера.

Военная реформа Павла:

  1. Новые воинские уставы;

  2. Ограничил срок службы 25 годами;

  3. Ввёл обмундирование войск, полностью заимствованное с прусских образцов;

  4. За малейшие промахи офицеров ожидало разжалование;

  5. Солдатам разрешили жаловаться на злоупотребления командиров и наказывали их не так часто, как раньше.

Павел I проводил внутреннюю политику для укрепления своей власти, а также старался облегчить роль простого человека.

Внутренняя политика императора проводилась в интересах простых категорий населения. Естественно это вызывало недовольство крупных дворян, которые регулярно составляли заговоры против своего императора. В результате внутренняя политика Павла I стала одним из составляющих будущего заговора против императора. Заговора, который стоил Павлу I жизни.

Таблица (законспектировать)

Политика в отношении крестьян

дворян

В указе 1797 г. запрещалось принуждать крестьян к работе на барщине в воскресные дни. Наряду с этим запретом в указе была ещё и рекомендательная часть: царь советовал помещикам ограничиваться трёхдневной барщиной, предоставив крестьянам остальные три дня рабочей недели трудиться на своём наделе.

Павел принял целый ряд указов, которыми стремился хотя бы частично упразднить дворянские привилегии. Так, он ликвидировал дворянские собрания, запретил дворянам подавать коллективные петиции о своих нуждах, отменил освобождение дворян от телесных наказаний по суду.

Домашнее задание. Ответить на вопросы письменно:

1.Какие черты характера были присущи царевичу Павлу?

2.Какие события повлияли на характер Павла?

3.Как воспитание отразилось на взглядах наследника?

4.Спрогнозируйте: какую политику будет проводить царевич Павел, став императором?

5.В интересах каких категорий населения проводилась внутренняя политика Павла?

6.Каких привилегий лишилось дворянство при Павле?

Конспект урока по истории России в 8 классе

Тема урока: Внешняя политика Павла I

Цель: познакомить учащихся с личностью императора, охарактеризовать внешнюю политику Павла I, выяснить причины дворцового переворота 1801 года и его сущность.

Задачи.

Обучающие:

познакомить учащихся с личностью Павла I;

сформировать представление о характере и внешней политики Павла I.

Развивающие:

расширить исторический кругозор с помощью изучаемой темы;

развивать умение анализировать факты и делать выводы.

Ход урока:

В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II (1762-1796) на российский престол взошел император Павел I (1796-1801). Началось короткое, но чрезвычайно важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории.

Неполные пять лет правления императора Павла I, с 1796 по 1801, запомнились насыщенной внешней политикой. В этот период усилилась революционная Франция и начала завоевательный поход в Европу. Именно эти события послужили основным пунктом для Павла I в определении задач России во внешней политике. Однако союз с европейскими державами против Франции принес стране множество разочарований, что привело к резкой смене внешнеполитического курса России.

Внешняя политика оказалась непоследовательной. Павел I вступил в антифранцузский союз (Англия, Австрия, Турция). По совместным договоренностям войска Павла I должны были принимать участие в следующих больших военных кампаниях:

1). Поход в Нидерланды (1798). Направлено 45 тысяч солдат для восстановления ее независимости. Компания велась полностью в интересах Англии.

Закончился полным провалом англо-российских войск.

Погибло около 7 тысяч российских воинов.

2). Итальянский поход А.В. Суворова (1798-1799): освобождение Северной Италии от власти Франции.

В результате Северную Италию освободили от французов.

3). Швейцарский поход А.В. Суворова (1799), выход к границам Франции (переход русской армии через Альпы). Под Цюрихом армия Римского-Корсакова потерпела поражение.

От этого похода выиграла Австрия, но руками России.

4). Средиземноморский поход русского флота под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова (1798-1800). 

В 1798 году Павел I подписал договор с турками о том, что российский флот может свободно проходить через проливы в Средиземное море.

Главной победой стали взятие крепости на о. Корфу, Ионических островах. Кроме того, российский флот вел бои в районе Неаполя и Палермо в Италии.

Внешняя политика в 1800-1801 годах

После разрыва с предыдущими союзниками Павел I начал сближение с Францией. Это привело к серьезным обострениям отношений с Англией и другими странами антифранцузской коалиции. В результате Павел I предпринял ряд действий, направленных в первую очередь против Англии:

1). В 1800 году был подписан закон о запрете ввоза английских товаров в Россию. Эти действия были направлены на экономическую блокаду Англии.

2). В 1801 году корпус Донских казаков получил приказ готовиться к началу похода на Британскую Индию. Поход так и не начался, поскольку в марте 1801 года в России состоялся переворот и к власти пришел Александр I.

Как видим, в 1800 году во внешней политики Павла I произошли кардинальные изменения: от союза с антифранцузской коалицией император перешел к сотрудничеству с Наполеоновской Францией. Однако экономическая блокада Англии могла подорвать и интересы России, и это стало одной из причин государственного переворота 1801 года.

Так в 1800 г. произошла переориентация внешней политики от союза с Англией (выход из антифранцузской коалиции) к союзу с Францией.

Подведём итоги. Внешняя политика Павла I носила противоречивый характер и за короткое время прошла несколько этапов в своём развитии.

В России была организована деятельность Мальтийского ордена, а в её государственных символах появился мальтийский крест.

Военные экспедиции Суворова и Ушакова стали одними из самых ярких страниц в военной истории России.

При непосредственном участии России в Европе сложилась новая коалиция во главе с Францией, направленная на борьбу с Англией.

В результате заговора 11 марта 1801 года Павел I (1796-1801) был убит, а новым императором был провозглашён его сын Александр (1801-1825).

Домашнее задание. Ответить на вопросы письменно:

1. Опишите взаимоотношения России и Мальтийского ордена.  

2.Определите и выпишите в тетрадь цель русской армии в итальянском и швейцарском походах.

3. Перечислите итоги данных походов для России и ее союзников.

4.Расскажите о союзе Павла I с Наполеоном.

5. Письменно ответьте на вопрос: «В чем заключались экономические и политические цели индийского похода для России?».