Методическая работа по теме «Формирование навыков смыслового чтения».
Цель: сформировать устойчивый навык чтения как одно из необходимых условий качественного образования.
Задачи:
создать условия для овладения учащимися различными способами чтения;
научить вести поиск необходимой информации, понимать прочитанное и передавать переработанный материал в виде текста;
сформировать навык работы по преобразованию и интерпретации текста, по оценке информации;
создать условия для достижения высокого качества образования;
Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой.
Чтение – фактор, позволяющий быть успешным в любой области знаний.
Выделяют следующие виды чтения:
Сплошное чтение - внимательное прочтение всего материала для целостного изучения содержания текста. |
Выборочное чтение – чтение, предполагающее определенный отбор материала с целью углубленного изучения. |
Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением или толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений, критических замечаний. |
Чтение по ролям - это чтение текста, принадлежащего действующим лицам, с элементами сценической игры. |
Орфоэпическое чтение – это чтение текста, которое характеризуется соблюдением норм литературного произношения. |
Пунктуационное чтение - это чтение, при котором обращается внимание на знаки препинания в тексте и соблюдается интонация чтения. |
Выразительное чтение - это чтение, характеризующееся следующими признаками: ясностью, четкостью произношения звуков, достаточной громкостью, достаточным темпом, соблюдением пауз и логических ударений, соблюдением интонации вопроса, утверждения, отрицания, приданием голосу нужной эмоциональной окраски. |
Беглое чтение – быстрое ознакомление с текстом в целом при большой скоростью. |
Ознакомительное чтение - это чтение, в процессе которого отмечаются все незнакомые слова, научные термины, чтобы в дальнейшем уяснить их значение по словарям и справочникам. |
Повторное чтение- чтение текста посредством нескольких повторений с целью его глубокого осмысления. |
Аналитическое чтение – критическое изучение содержания текста с целью его глубокого осмысления, сопровождающееся выпиской фактов, цитат, составлением тезисов и т.д. |
Сканирование – быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, фамилии. |
Работа по формированию навыков осознанного чтения проходит на всех этапах обучения.
Я выстраиваю свою работу следующим образом:
КАРТА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Класс Навыки/ВШК | I класс |
1 полугодие | 2 полугодие |
Техника чтения | Учиться сознательному, правильному, плавному слоговому чтению отдельных слов, предложений, маленьких текстов; Постепенно перейти к чтению целыми словами. |
Темп чтения вслух в конце учебного года- 35-40 слов в минуту. |
Культура чтения | Отвечать на вопросы по содержанию текста; работать над пониманием значения каждого отдельного слова; обучаться вниманию к оттенкам лексического значения слов. | Уметь разъяснять заглавие текста; научиться прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам; научиться озаглавливанию небольших частей текста; научиться составлению простого плана. |
Овладеть способами заучивания наизусть стихотворений; научиться выразительному чтению с соблюдением интонации, громкости речи, темпа. |
Виды контроля | Техника чтения. Цель: темп чтения, способ чтения | Техника и культура чтения. Цель: темп чтения, умение отвечать на вопросы по тексту, умение озаглавливать небольшие части текста. |
Класс Навыки/ВШК | II класс |
1 полугодие | 2 полугодие |
Техника чтения | - Перейти к осмысленному, правильному чтению целыми словами; -формировать осознанное чтение про себя. | Перейти к осмысленному, правильному выразительному чтению целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. |
Темп чтения вслух в конце учебного года- 50-60 слов в минуту. Темп чтения про себя – на 10 слов быстрее, чем при чтении вслух. |
Культура чтения | Отвечать на вопросы текста. | Самостоятельно формулировать вопросы к тексту в ходе чтения; научиться находить ключевые слова в тексте; научиться находить слова(предложения) в тексте для характеристики событий, места действия. |
Виды контроля | Техника чтения. Цель: темп чтения, способ чтения | Техника и культура чтения. Цель: темп чтения, умение отвечать на вопросы по тексту, умение выразительно читать. |
Класс Навыки/ВШК | III класс |
1 полугодие | 2 полугодие |
Техника чтения | - Правильно, сознательно и выразительно читать целыми словами; - формировать осознанное чтение про себя. | - Правильно, сознательно, бегло и выразительно читать целыми словами; - выбирать интонации, соответствующие строению предложе6ний, темп, громкость, логическое ударение; - осознанно читать про себя. |
Темп чтения вслух в конце учебного года- 80-90 слов в минуту. Темп чтения про себя – на 20-30 слов быстрее, чем при чтении вслух. |
Культура чтения | | Самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание; самостоятельно выделять ключевые слова в тексте; делить текст на части, озаглавливать части, выделять главную мысль; уметь составлять простой план. |
Виды контроля | Техника чтения. Цель: темп чтения, уровень овладения новыми видами чтения; умение отвечать на вопросы. | Техника и культура чтения. Цель: темп чтения, умение составлять простой план. |
Класс Навыки/ВШК | IV класс |
1 полугодие | 2 полугодие |
Техника чтения | - Правильно, сознательно и выразительно читать целыми словами c использованием интонации; - осознанно читать про себя. | - Правильно, сознательно, бегло и выразительно читать с соблюдением всех необходимых норм с использованием средств выразительной устной речи; - самостоятельно готовиться к выразительному чтению; - осознанно читать про себя любой по объему и жанру текст. |
Темп чтения вслух в конце учебного года- 90-100 слов в минуту. Темп чтения про себя – на 50 слов быстрее, чем при чтении вслух. |
Культура чтения | Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного. | |
Виды контроля | Техника чтения. Цель: темп чтения, способ чтения. | Техника и культура чтения. Цель: темп чтения, умение составлять вопросы к тексту, формулировать тему и идею текста. |
Основные этапы работы по формированию навыков смыслового чтения
Первый этап – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».
Второй этап – работа с текстом во время чтения (приём комментированного чтения).
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.
Третий этап. Работа с текстом после чтения.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Формулирование основной идеи, главной мысли текста. Знакомство с писателем. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
Смысловое чтение как универсальное действие формируется благодаря использованию следующих технологий, форм работы:
технологии проблемного обучения;
интерактивных технологи;
технологии критического мышления.
Варианты приёмов работы с текстом
1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? | Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? |
2. Приём «Составление вопросов к тексту»
Анализ информации, представленной в объёмном тексте
3. Приём «Вопросы к тексту учебника»
Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах
4. Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – «Ромашка Блума» -шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о....?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».
5. Приём «Тетрадь с печатной основой»
Часто применяется для структурирования и преобразования информации текста учебника при выполнении заданий «Прочитай текст учебника на стр.9, пользуясь введёнными терминами, опиши линии и заполни таблицу».
6. Приём «Инсерт»
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал;
+ – новое;
– – думал иначе;
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V) | Узнал новое (+) | Думал иначе (–) | Есть вопросы (?) |
| | | |
7. Приём «Кластер»
Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
8. Приём «Ключевые слова»
Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.
9. Приём «Верные и неверные утверждения»
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».
10 . Приём «Верите ли вы…»
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.
Проводится в начале урока, после сообщения темы.
11. Приём «Синквейн»
Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Структура синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).
В ходе реализации данных приёмов, учащиеся усовершенствуют технику чтения, овладеют основными видами чтения и будут способны выбрать ту стратегию чтения, которая отвечает конкретной учебной задаче.
Планируемые результаты работы:
Выпускник начальной школы научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенные утверждения;
характеризовать явление по его описанию, выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное изучение, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Система оценки достижения планируемых результатов
1.Мониторинг с целью выявления уровня сформированности смыслового чтения
2.Практикум по подготовке заданий с включение аспектов по смысловому чтению
3.Показатели участия учащихся в конкурсах.
Результаты внутреннего аудита по сформированности навыков понимания текста в 4 классе.
Проверяемые умения |
Вычитывать информацию данную в явном виде | Объяснять смысл слова, словосочетания | Вычитывать информацию, данную в неявном виде | Понимать смысл текста в целом | Применять полученную информацию при решении задач по другим предметам |
97 % | 100 % | 89 % | 90 % | 80 % |
Таким образом, целенаправленная работа по формированию навыков смыслового чтения позволит ученикам быть успешными в образовательном пространстве.