Методическая работа по выявлению и развитию способностей учащихся
“Если дети – национальное достояние
любой страны, то одаренные дети –
ее интеллектуальный и творческий
потенциал”
Р.Н. Бунеев
В школе работает уже не один год НОУ “ТРИУМФ”. Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ.
Приоритетные направления деятельности школьного НОУ “ТРИУМФ”.



Способные учащиеся, с которыми работаю, проявляют себя в предметных школьных и районных олимпиадах, блицтурнирах, брейн-рингах, конкурсах эрудитов, спортивных состязаниях, районных творческих марафонах, занимают призовые места на районных научно-практических конференциях.
Работая с одаренными детьми не первый год, считаю, что самым сложным этапом является:
Выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой. На этом этапе использую следующие методы работы:
1. Методы педагогической поддержки развития способностей
Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых ребенок и педагог получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:
– наблюдение;
– коллективный анализ деятельности, размышления;
– рефлексия – самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
– сравнительные характеристики;
– тестирование и анкетирование и др.
2. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:
– метод “мозгового штурма”;
– метод “сократовской беседы” – развитие диалогического мышления, творческих способностей;
– метод мыследеятельности – создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение новой задачи путем использования новых способов ее решения;
– метод деловой игры;
– метод психотренинга – направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок, формирование креативной Я-концепции школьника в аспекте его самосознания и самоотношения, свободного самовыражения и продуктивной самореализации с позиций одаренности.
3. Методы поддержки развития организаторских способностей:
– метод творческого выполнения задач
– метод игры – творческое действие в воображаемых обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества и др.
4. Методы поддержки развития коммуникативных способностей:
– метод создания ситуаций свободного выбора поведения;
– метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, тренинг по этикету и т.д.);
– метод творческого поиска;
На данном этапе осуществляется сотрудничество со школьным психологом, который составляет на каждого ученика “Карту способностей” (на основе методики Д.Хасна и М Кафа). С помощью данной методики можно оценить степень выраженности у ребенка различных видов способностей и определить, какой вид преобладает у него в настоящее время. Это помогает родителям и учителям определить программу дальнейшего развития.
Второй этап – выбор темы, постановка проблем, задач, определение научных результатов. Учащиеся, под моим руководством, выбирают самостоятельно тему, форму написания научной работы.
Третий этап – индивидуальная работа с учащимися – исследователями. Учащиеся самостоятельно собирают фактический материал, сортируют, распределяют по группам, составляют словарики и т.д. Четвертый этап – оформление выполненных исследований. Самостоятельно печатают и оформляют научную работу. Готовят презентацию для выступления на научно-практической конференции.
Пятый этап – ежегодная научно-практическая конференция в школе, районе и республике.
Согласно исследованиям, детская одаренность – это прежде всего высокие творческие возможности ребенка, его способность к достижению оригинального результата в какой-либо области. Одаренные отличаются от обычных мальчиков и девочек не столько способностью усваивать чужое, сколько потенциалом создавать свое.
Именно они имеют наибольший шанс стать если не новыми Ломоносовыми или Чайковскими, то Профессионалами с большой буквы.
На сегодняшний день очень актуальна потребность общества в творческих и креативных людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Одна из задач, стоящих перед школой - удовлетворение этой потребности. Задача каждого учителя – всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения. На уроках физики подбор методов обучения, должен отталкиваться от индивидуальных особенностей ребенка и его образовательных потребностей. Проблема обучения одаренных детей в условиях общеобразовательного учреждения не нова. Каждый учитель определяет свою стратегию в решении этого вопроса.
Существует множество способов выявления и развития у обучающихся способностей к разным видам деятельности:
- диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психолога;
- анализ особых успехов и достижений ученика;
- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
- представление результатов одарённых детей на конкурсах, олимпиадах.
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, потребностью в новых достижениях,
умеющей предвидеть результаты своих действий,
обладающей активной жизненной позицией. Поэтому целью моей педагогической, образовательной деятельности стала «Создание условий для саморазвития и самореализации учащихся на уроках физики с учетом их индивидуальности». Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Использовать новые эффективные педагогические технологии, методики обучения.
Способствовать раскрытию способностей, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала каждого ученика;
Формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности
Развивать познавательные, информационно - коммуникативные способности, личностные качества учащихся
Проектировать обучение на основе предоставления учащимся возможности для анализа результатов собственной деятельности; При реализации методической темы ведущими технологиями стали: модульная, проектно-исследовательская, информационно-коммуникативная, дифференцированное обучение по типу мышления, уровневые задания. Для того, чтобы урок, внеурочную деятельность сделать более эффективным, необходимо создать условия для активизации познавательного процесса к предмету разнообразить деятельность учащихся. Поэтому свою работу строю по таким направлениям:
Творческие работы;
Проектно-исследовательская деятельность;
Решение творческих практико-ориентированных задач;
Также большое внимание уделяю работе с одаренными детьми. Главными формами выявления и работы с одаренными детьми в моей учебной педагогической деятельности являются: олимпиады, конкурсы разного уровня, очные, заочные, научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность.