СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой.

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа по выявлению и развитию способностей учащихся.»

Методическая работа по выявлению и развитию способностей учащихся

“Если дети – национальное достояние 
любой страны, то одаренные дети – 
ее интеллектуальный и творческий 
потенциал”
Р.Н. Бунеев

В школе работает уже не один год НОУ “ТРИУМФ”. Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ.

Приоритетные направления деятельности школьного НОУ “ТРИУМФ”.

Способные учащиеся, с которыми работаю, проявляют себя в предметных школьных и районных олимпиадах, блицтурнирах, брейн-рингах, конкурсах эрудитов, спортивных состязаниях, районных творческих марафонах, занимают призовые места на районных научно-практических конференциях.

Работая с одаренными детьми не первый год, считаю, что самым сложным этапом является:

Выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой. На этом этапе использую следующие методы работы:

1. Методы педагогической поддержки развития способностей

Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых ребенок и педагог получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:

– наблюдение;
– коллективный анализ деятельности, размышления;
– рефлексия – самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
– сравнительные характеристики;
– тестирование и анкетирование и др.

2. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:

– метод “мозгового штурма”;
– метод “сократовской беседы” – развитие диалогического мышления, творческих способностей;
– метод мыследеятельности – создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение новой задачи путем использования новых способов ее решения;
– метод деловой игры;
– метод психотренинга – направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок, формирование креативной Я-концепции школьника в аспекте его самосознания и самоотношения, свободного самовыражения и продуктивной самореализации с позиций одаренности.

3. Методы поддержки развития организаторских способностей:

– метод творческого выполнения задач
– метод игры – творческое действие в воображаемых обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества и др.

4. Методы поддержки развития коммуникативных способностей:

– метод создания ситуаций свободного выбора поведения;
– метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, тренинг по этикету и т.д.);
– метод творческого поиска;

На данном этапе осуществляется сотрудничество со школьным психологом, который составляет на каждого ученика “Карту способностей” (на основе методики Д.Хасна и М Кафа). С помощью данной методики можно оценить степень выраженности у ребенка различных видов способностей и определить, какой вид преобладает у него в настоящее время. Это помогает родителям и учителям определить программу дальнейшего развития.

Второй этап – выбор темы, постановка проблем, задач, определение научных результатов. Учащиеся, под моим руководством, выбирают самостоятельно тему, форму написания научной работы.

Третий этап – индивидуальная работа с учащимися – исследователями. Учащиеся самостоятельно собирают фактический материал, сортируют, распределяют по группам, составляют словарики и т.д. Четвертый этап – оформление выполненных исследований. Самостоятельно печатают и оформляют научную работу. Готовят презентацию для выступления на научно-практической конференции.

Пятый этап – ежегодная научно-практическая конференция в школе, районе и республике.

Согласно исследованиям, детская одаренность – это прежде всего высокие творческие возможности ребенка, его способность к достижению оригинального результата в какой-либо области. Одаренные отличаются от обычных мальчиков и девочек не столько способностью усваивать чужое, сколько потенциалом создавать свое.

Именно они имеют наибольший шанс стать если не новыми Ломоносовыми или Чайковскими, то Профессионалами с большой буквы.

На сегодняшний день очень актуальна потребность общества в творческих и креативных людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Одна из задач, стоящих перед школой - удовлетворение этой потребности. Задача каждого учителя – всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения. На уроках физики подбор методов обучения,  должен отталкиваться от индивидуальных особенностей ребенка и его образовательных потребностей.  Проблема обучения одаренных детей  в условиях общеобразовательного учреждения не нова. Каждый учитель определяет свою стратегию в решении этого вопроса. 

Существует множество способов выявления  и развития у обучающихся способностей к разным видам деятельности:

- диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психолога;

- анализ особых успехов и достижений ученика;

- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

- представление результатов одарённых детей на конкурсах, олимпиадах.

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

  • способной к саморазвитию и творчеству,  

  • обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, потребностью в новых     достижениях,  

  • умеющей предвидеть результаты своих действий,  

  • обладающей активной жизненной позицией.   Поэтому целью моей педагогической, образовательной деятельности стала «Создание условий для саморазвития и самореализации учащихся на уроках физики с учетом их индивидуальности».  Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Использовать новые эффективные педагогические технологии, методики обучения.  

  • Способствовать раскрытию способностей, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала каждого ученика;

  • Формировать  навыки самостоятельной познавательной деятельности  

  • Развивать познавательные, информационно - коммуникативные способности, личностные качества учащихся  

  • Проектировать обучение на основе предоставления учащимся возможности для анализа результатов собственной деятельности;   При реализации методической темы ведущими технологиями стали: модульная, проектно-исследовательская, информационно-коммуникативная, дифференцированное обучение по типу мышления, уровневые задания. Для того, чтобы урок, внеурочную деятельность сделать более эффективным, необходимо создать условия для активизации познавательного процесса к предмету разнообразить деятельность учащихся. Поэтому свою работу строю по таким направлениям:  

  • Творческие работы;

  • Проектно-исследовательская деятельность;  

  • Решение творческих практико-ориентированных  задач;

Также большое внимание уделяю работе с одаренными детьми. Главными формами выявления и работы с одаренными детьми в моей учебной педагогической деятельности являются: олимпиады, конкурсы разного уровня, очные, заочные, научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность.