Урок русского языка в 4-м классе по теме
"Имя прилагательное. Обобщение по теме"
Цели урока
Закрепить и систематизировать знания об имени прилагательном; способствовать формированию грамотного письма.
Развивать речь, внимание, логическое мышление, память, воображение, орфографическую зоркость. Формировать знания и умения сочинять текст-описание.
Совершенствовать работу на компьютере.
Воспитывать любовь к природе.
Оборудование и ТСО
Видеозапись, магнитофон, графопроектор, компьютер;
Учебник, таблицы, книжки-малышки, круг-сигнал, плакаты с названием страниц, фотографии с изображением церкви.
Тип урока: урок обобщения.
Вид урокка: комбинированный.
Технология: на проблемно-ситуативной основе.
ХОД УРОКА
Оргмомент.
– Ребята, сегодня у нас на уроке русского языка гости. Повернитесь к ним лицом, посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке.
– Садитесь.
– Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
Проверка домашнего задания.
– Какое домашнее задание выполнила 1 группа?
(В книжку – малышку записали казахские пословицы и поговорки с прилагательными)
– Ваша цель – внимательно слушать и запоминать прилагательные (чтение двух пословиц на русском языке).
Назовите имена прилагательные из пословицы и объясните, как вы понимаете смысл этой пословицы?
Домашнее задание 2 группы.
(Записали стихи на русском и казахском языках, где есть прилагательные.)
Читают стихи, а учащиеся запоминают и называют прилагательные.
Проблемная ситуация.
– Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи в нем говорится.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Я думаю вы все поняли, что это за часть речи? (Прилагательное)
Мы отправимся в путешествие по страницам устного журнала «Имя прилагательное в вашей жизни».
В дорогу с собой возьмём весь багаж знаний об имени прилагательном.
Работа в тетрадях. (Число, классная работа)
1-я страница устного журнала «Красиво пиши»
Минута чистописания:
а) образцы в тетради;
б) соединения: ол ол оло обо ода.
2-я страница журнала «Вопрос – ответ»
Словарная работа.
– Я задаю вопрос, а вы пишите только ответ, выделяя орфограммы.
– Как называется работа, которую выполняют несколько человек? (Коллективная)
– Поезд, который перевозит людей? (Пассажирский)
– Человека, которому весело, называют как? (Веселый)
– Люди живущие в городе? (Городские)
Во мне два К – не забывайте
Таким, как я, всегда бывайте!
Я точный, чистый и опрятный,
Иным, же словом… (аккуратный)
Проверка.
Все слова на доске записаны. (Кодоскоп)
Что общего в этих словах? (Эти слова обозначают признаки предметов.)
Обобщение.
– Какая часть речи обозначает признак предмета?
– На какие вопросы отвечает?
– Как изменяется имя прилагательное?
– Какие окончания пишутся у имен прилагательных в слабой позиции?
– Изменяются ли прилагательные по родам во множественном числе?
4 страница «Музыкальная»
Физкультминутка под песню из кинофильма «Буратино».
Назовите прилагательные в песне.
5 страница «Склоняйте правильно»
Просклоняйте словосочетание (сосновые дрова), выделите окончания (работа у доски).
Что мы делаем, когда определяем окончание прилагательного? Задание классу.
Работа с учебником.
6 страница «Литературная»
– Ребята посмотрите видеозапись из Третьяковской галереи, где находится картина известного художника Левитана. Давайте попробуем эту картину оживить, используя в своих сочинениях имена прилагательные. Ведь прилагательные делают нашу речь богатой, красивой, выполняют роль эпитетов.
Звучит мелодия «Четыре времени года» А. Вивальди (2–3 минуты рассматривают картину и описывают устно.)
Задание классу.
– Внимательно слушайте рассказы, и когда встретятся имена прилагательные, просигнальте (круг сигнал).
Задание 1
– Прочитать сказку
– Сосчитать прилагательные.
– Определить падеж прилагательного в 1-м предложении.
Подходит к концу наше путешествие.
– Какая часть речи всегда была с нами?
– Сейчас каждый проверит свои знания об имени прилагательном (тесты). Оценивать буду не я, а машина..
Итог урока
Домашнее задание