СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дидактические основы развития читательской культуры обучающихся" (Методический материал)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Дидактические основы развития читательской культуры обучающихся" (Методический материал)»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, одной из главных целей ее преподавания в школе является поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст [Примерные программы по литературе, с. 5]. Главная, ведущая задача преподавания литературы – развитие читательской культуры школьников, формирование художественного вкуса, интереса к книге, потребности в серьёзном систематическом чтении – базовом компоненте воспитания, образования и развития культуры, формирующей и развивающей личность. Чтение представляет собой «сложномотивированный процесс. Изучение системы мотивов дает возможность познать движущие силы поведения читателя на разных стадиях процесса чтения, понять, что вызывает, направляет этот процесс, сопутствует ему на всем его протяжении» [5: 22].

Культура чтения – широкое понятие. В это понятие входят: применение научно обоснованных методов работы с книгой в их многообразии и взаимной связи, повышение уровня культуры письменной речи с целью записывания прочитанного и применение разнообразных видов записей, приобретение навыков логического мышления и овладение тем, что можно назвать «логикой чтения», усовершенствование своей памяти, воспитание такого внимания и интереса, которые обеспечивают глубокое усвоение и прочное запоминание прочитанного [2: 3].

Формировать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки работы с книгой. Развитию культуры чтения, расширению читательского кругозора, стимулированию заинтересованного отношения к книге способствуют уроки внеклассного чтения, которые подготавливают учащихся к самостоятельному, сознательному чтению. И.С. Збарский отмечает, что «вся совокупность средств внеклассной работы по литературе направлена углубление знания литературы, на расширение читательского горизонта, на воспитание интереса и любви к чтению, т.е., по существу, любая работа по литературе, проводимая в сфере внеклассной деятельности, есть работа по организации внеклассного чтения, формирование читательской культуры» [1: 6].

Ярким примером развития навыков вдумчивого чтения, воспитания любви к книге, слову послужит проведение уроков внеклассного чтения в пятом классе по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», так как «язык Аксакова точен, ярок, выразителен, он обогащен народной лексикой, фразеологией, пословицами, поговорками, но в то же время остается литературным» [4: 279]. Именно поэтому обращение к тексту сказки должно быть неоднократным, содержать систему уроков, проводимых не только в кабинете литературы, но и в школьной библиотеке. Богатый краеведческий потенциал Ульяновской области способствует наиболее полному усвоению материала, представлению о жизни писателя на уроках вводного типа. Проведение такого рода вступительных занятий позволит подготовить школьников к восприятию материала, его глубокому усвоению и осмыслению.

Приемы и методы, которые учитель может применять на уроках по творчеству С.Т. Аксакова, разнообразны. Главное, педагог должен иметь конкретное представление о том, каких результатов он хочет добиться, какие чувства возникнут у учащихся, какие знания и понятия будут у них сформированы, какими умениями и навыками они овладеют. Например, на заключительном этапе изучения сказки «Аленький цветочек» интересным будет заполнение таблицы, которая поможет школьникам получить наиболее полное представление о характере героев, их положительных и отрицательных качествах, а также поможет сформулировать верный вывод, подвести итоги о прочитанном. Основная задача урока подобной формы – обучение вдумчивому чтению и перечитыванию, а также развитие способности воссоздавать художественные образы сказки, умения давать характеристику героев, определять собственное отношение к ним.

Основной формой урока выбираем коллективный разбор, что актуально в работе с пятиклассниками. Продуктивно-репродуктивный метод стимулирует творческую и поисковую активность ученика в процессе чтения и анализа поведения героев, формирует интерес к углубленному постижению сказки, способствует развитию умений вычленять из текста необходимую информацию.

Предлагаем следующее задание: заполнить таблицу, выписав яркие словосочетания, характеризующие героев и их отношения друг с другом (чудище, меньшая купеческая дочь, средняя и старшие дочери), например:



ЧУДИЩЕ



МЕНЬШАЯ КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧЬ



СТАРШАЯ И СРЕДНЯЯ ДОЧЕРИ

«зверь не зверь, человек не человек, а так какое-то чудище, страшное и мохнатое», «зверь лесной, чудо морское», «больно страшен был лесной зверь, чудо морское», «верный раб, неизменный друг», «был он такое страшилище, что ни в сказке сказать, ни пером написать; не только люди, звери дикие его завсегда устрашалися и в свои берлоги разбегалися», «лицо противное, тело безобразное», но «любимый господин», «Не могу я тебе супротивным быть по той причине, что люблю тебя пуще самого себя; исполню я твое желание, хотя знаю, что погублю мое счастие и умру смертью безвременной», «живем с тобой в дружбе, согласии друг с другом, почитай, не разлучаемся, и любишь ты меня за мою любовь к тебе несказанную, а увидя меня, страшного и противного, возненавидишь ты меня, несчастного, прогонишь ты меня с глаз долой, а в разлуке с тобой я умру с тоски», «Не бойся ты, господин мой, добрый, ласковый, испугать меня своим голосом: после всех твоих милостей не убоюся я и рева звериного; говори со мной не опасаючись», «руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди‑сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные», «люблю больше, чем самого себя, и жить без тебя не могу», Помутилися ее очи ясные, подкосилися ноги резвые, пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго, голову безобразную и противную, и завопила истошным голосом:

«Ты встань, пробудись, мой сердечный Друг, я люблю тебя как жениха желанного!..»

« одна полюбила меня, чудище противное и безобразное, за мои ласки и угождения, за мою душу добрую, за любовь мою к тебе несказанную, и будешь ты за то женою короля славного, королевою в царстве могучем».

«меньшая лучше всех», «меньшую любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее», «меньшая дочь о богатстве не думает», «богатство дело наживное», «выручаешь ты своего отца от смерти лютой и по доброй воле своей и хотению идешь на житье противное к страшному зверю , лесному, чуду морскому»,

«зверя лесного, чуда морского, я не испугаюся, буду служить ему верою и правдою, исполнять его волю господскую »,

«Не зови ты меня госпожой своей, а будь ты всегда мой добрый господин, ласковый и милостивый. Я из воли твоей никогда не выступлю. Благодарствую тебе за все твое угощение»,«видела она, что недаром он зовет ее госпожой своей и что любит он ее пуще самого себя», «Вздрогнула сначала молодая дочь купецкая, красавица писаная, услыхав голос зверя лесного, чуда морского, только со страхом своим совладала и виду, что испугалася, не показала, и скоро слова его ласковые и приветливые, речи умные и разумные стала слушать она и заслушалась, и стало у ней на сердце радостно», «Не убоялась, не устрашилась, крепко на себя понадеялась молодая дочь купецкая, красавица писаная», «И стало ей жалкой совестно, и совладала она со своим страхом великим и с своим сердцем робким девичьим», «если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить, и стоит меня тогда отдать диким зверям на растерзание».


«лебезят пуще меньшей сестры», «видят они, что отец как-то нерадостен и что есть у него на сердце печаль потаенная. Стали старшие дочери его допрашивать, не потерял ли он своего богатства великого», «старшие дочери от радости рехнулися, унесли свои гостинцы в терема высокие и там на просторе ими досыта потешалися», «лебезят, не могут опомниться от радости», «пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек», «прибегают, подняли плач по всему дому: вишь, больно им жалко меньшой сестры, любимой», «слушая про богатства несметные меньшой сестры и про власть ее царскую над своим господином, словно над рабом своим, инда завистно стало», «в досаду было, и задумали они дело хитрое, дело хитрое и недоброе»,«завистные».



Работа с таблицей. Предлагаем выделить в заполненной таблице ключевые слова, определяющие черты характера героев, закрепляя примерами из текста:

  1. Чудище: несмотря на безобразный облик, верный, неизменный, ласковый, добрый, добродушный, милостивый (например, эпизод «Встреча с возлюбленной»);

  2. Меньшая дочь: ласковая, о богатстве не думает, смелая, верная, преданная, добрая (например, эпизод «Просьба аленького цветочка у батюшки», «Встреча с чудищем» и др.);

  3. Старшая и средняя дочери: алчные, завистные, подлые, хитрые, недобрые (например, эпизод «Просьба подарков у батюшки», «Спасение купца», «Перевод часов» и др.).

В процессе чтения – поиска учащиеся приходят к выводу о том, какими положительными качествами должен обладать человек – добротой, лаской, смелостью, преданностью, душевностью, красотой внутреннего мира, любовью к окружающим людям. Перечитывание сказки способствует прочному закреплению материала, побуждает интерес к литературе. После сформулированных выводов, подведенных итогов, школьникам предлагается написание собственной сказки, сюжет которой строится на противопоставлении добра и зла, любви и зависти, ласки, душевности и хитрости, с последующим инсценированием лучшей работы.



Литература:

  1. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе (IV – VIII кл.): пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980.

  2. Примаковский, А.П. Культура чтения и методы работы с книгой. М.: Учпедгиз, 1951.

  3. Примерные программы основного общего образования. Литература. М.: Просвещение, 2010.

  4. Сетин Ф.И. История детской литературы, конец X – 1-я половина XIX в. М.: Просвещение, 1990.

  5. Смородинская М.Д. Чтение юношества. М.: Знание, 1976.