СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Что может сказка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Что может сказка"»

«Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка» Д. Родари.


В наш стремительный век компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических знаний, научить английскому языку, развить логическое мышление, и порой забываем, что любимое занятие каждого ребенка – игра, и, конечно же, чтение сказок.


Одним из приоритетных направлений в работе нашего дошкольного учреждения является «Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».


Одна из ведущих задач, стоящих перед педагогическим коллективом в этом учебном году: «Внедрение передовых методик и технологий работы со сказкой, способствующих развитию креативного потенциала детей дошкольного возраста»


Почему мы запланировали работу со сказкой?


Ну, прежде всего игра и сказка ближе всего для ребенка. Сказки любят все: и дети, и взрослые. Но в отличие от взрослого ребенок не просто любит сказки, для него сказка – это мир, в котором он живет. Сказка – ключик к детскому сердцу, она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.


А так же анализ работы педагогов с детьми по формированию творческих способностей детей с помощью сказки выявил ряд проблем: Во-первых, к сожалению, в наше время сказки, как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного воспитания для развития детей.


Проведя диагностику детей, анкетирование родителей, анализ программ TV, мы пришли к выводу, что сказка уходит из жизни детей. На телевидении — засилье иностранных мультфильмов, язык которых далек от совершенства, а специфика западной жизни не всегда понятна нашим детям.


Из бесед с родителями мы выяснили, что они понимают, что сказка занимает большое место в жизни ребенка, но временной дефицит, финансовые семейные проблемы и неумение работать над сказкой, не позволяют использовать ее в полной мере.


Во-вторых, существует еще одна проблема: если воспитаннику задать вопрос: «Вспомните наиболее запомнившиеся вам занятия», то в большинстве своем вспомнят немногие и немного. Чаще всего любая форма учебно-воспитательной работы – это «театр одного актера» – педагога. Дети, выйдя с занятия, тут же забывают, о чем шла речь, да и вообще не всегда понимают, зачем это было нужно именно потому, что все было для них, но мимо них.


Реалии сегодняшнего дня таковы, что очень малая часть проводимых занятий «толкает» детей не только задуматься, осмыслить, но и вернуться самостоятельно еще раз к тому, что он увидел и услышал. Усилия воспитателя оборачиваются равнодушием и пассивностью ребенка.


Технология использования «готовых» сценариев достаточно отработана и привычна, т. к. «готовый» сценарий воспитателю всегда использовать проще. Это объясняется многими причинами: хроническим отсутствием времени, малым количеством литературы в библиотеках, нежеланием и боязнью сделать что-то свое. А вдруг не получится? Или получится плохо?


У каждого воспитателя всегда найдется подборка сценариев по той или иной теме. Но «готовый» сценарий не всегда устраивает, да и равнодушие детей вызывает досаду. То, что интересно воспитателям, далеко не всегда интересно воспитанникам потому, что возможности их участия в проводимом мероприятии или занятии ограничены.


И наконец, признаемся чесно – незнание новых методик и технологий в работе со сказкой. Поэтому тему, над которой мы работаем «Внедрение передовых методик и технологий работы со сказкой, способствующих развитию креативного потенциала детей дошкольного возраста» считаем необходимой.


Важным условием успешности работы в данном направлении явилось создание творческой группы педагогов, как группы единомышленников, носителей понимания проблемы.


Для определения системы работы ДОУ по данной теме, творческой группой был осуществлён ряд мероприятий:


 изучены концептуальные положе¬ния и принципы всех методик и технологий в работе со сказкой, их структура;


 проанализированы условия и ресурсы для реализации воспитательно-образовательного процесса по формированию творческого потенциала детей через сказку;


 разработан проект: «Что за прелесть эти сказки!», намечены общие линии в планиро¬вании (темы, циклы, блоки, модули и т.д.);


 созданы условия для постоянного самообразования педагогов, повышения их профессионального уровня.


Для этого был разработан поэтапный план, который включал:


I - создание предметно- развивающей среды, отвечающей современным инновационным требованиям;


II - методическую работу с педагогами;


III - организацию учебно-воспитательного процесса с детьми;


IV - работа с родителями.


Первый этап был направлен на усовершенствование развивающей среды, отвечающей современным инновационным требованиям. В нашей работе мы исходили из убеждения, что среда, в которой живет и формируется, как личность, ребенок в на¬шем учреждении должна быть эстетически оформлена и пронизана художественным содержанием.


С этой целью в ДОУ был проведен Смотр – конкурс «Книжкин дом» Цель конкурса: Обогащение познавательной развивающей среды, создание уголка книги, как центра интеллектуального и художественно – творческого развития детей по приобщению к высокохудожественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной и художественной речи.


Пополнена экспонатами «Комната сказок» с различными видами театра. Во всех группах детского сада педагогами оформлены и оснащены необходимыми материалами и пособиями театральные уголки и «Стены творчества» для самостоятельной изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности детей.


В группе №11 воспитателями Фандеевой В.И и Штыковой Е.А. был оформлен мини – музей «Сказка». Серьёзно отнеслись к обновлению библиотеки ДОУ методической и детской литературой, наглядно-иллюстративным материалом, дидактическим и наглядно практическим материалом.


Были приобретены альбомы иллюстраций: «Русские народные сказки», «По сказкам мира», «Волшебный мир сказок» и другие. Обогатили фонотеку музыкальными альбомами, комплектами аудиокассет, театральными и звуковыми шумами. Систематизировали слайдовые презентации по теме: «Сказка».


Руками воспитателей были реставрированы и изготовлены новые виды театров, костюмы, декорации и атрибуты для проведения разнообразных занятий, театрализованных праздников и развлечений.


Задачей второго этапа стало изучение подготовленности педагогического коллектива к реализации работы по данной теме, поскольку эффективность решения задачи во многом зависит от того, насколько профессионально воспитатели подготовлены к такого рода деятельности.


С этой целью проведено диагностическое обследование воспитателей через анкетирование, беседы, наблюдения за осуществлением педагогического процесса в группах, изучение документации. Было выявлено, что воспитатели заинтересованы проблемой Внедрение передовых методик и технологий работы со сказкой, способствующих развитию креативного потенциала детей дошкольного возраста» эстетического воспитания детей, но недостаточно владеют соответствующими методиками и технологиями.


Для того, чтобы вооружить их знаниями и практическими умениями для профессиональной реализации системы работы по данной теме был разработан комплекс мероприятий.


Он включал:


1. Консультации: - «Роль сказки в познавательном развитии и воспитании дошкольников». - « Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста».


2. Мастер-класс: «Чтение и заучивание стихов» Практические задания по детской литературе и выразительному чтению


3. Разработка проекта «Что за прелесть эти сказки!»


4. Смотр - конкурс: «Книжкин дом»


5. Неделя педагогического мастерства: просмотр открытых занятий включающих в себя вопросы работу со сказкой во всех возрастных группах.


6. Семинар - практикум: «Воспитание сказкой»


Занятие I.


1. Зачем сегодня нужны сказки? Что может сказка


2. Формы и методы воспитательной и учебной работы со сказочным материалом Л.Б.Фесюковой


Занятие II.


1. Технологии работы со сказкой Д. Родари


2. Творческие задания при проведении различных форм учебно-воспитательной работы


Занятие III.


1 Психолого-педагогический потенциал сказок в развитии креативности дошкольников.


2 Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман Традиционно педагогическая деятельность


7. Тематическая проверка «Развитие креативного потенциала детей дошкольного возраста с помощью сказки».


8. Совет Педагогов по теме: «Использование нетрадиционных технологий в работе со сказкой»


В результате проделанной работы мы ещё раз убедились в том, что в большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль.


Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать… Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.


Однако когда мы познакомились с универсальной схемой и творческими методами работы со сказками, автора методического пособия «Воспитание сказкой» Ларисой Борисовной Фесюковой, изучили методы работы со сказочным материалом Д. Родари «Грамматика фантазии», рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.), оригинальными приемами развития мышления, памяти, речи дошкольников с помощью мнемотехники. Т.В.Большева в книге «Учимся по сказке», использование карт Проппа, (им разработано более 200 схематических рисунков и схем, дающие возможность максимально учитывать личностные особенности каждого ребенка) мы смогли подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно.


Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.


Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка. Такова наша главная установка.


В результате проделанной работы возросла готовность педагогов дошкольного учреждения к использованию нетрадиционных методик и технологий в работе со сказкой. У них сформировалось умение творчески подходить к подаче сказочного материала, отбирать наиболее развивающие задания и вопросы, положительно влияющие на формирование познавательной, интеллектуальной и творческой личности ребенка. Но главное - это осознанное понимание важности использования нетрадиционного подхода в работе со сказкой каждым педагогом в воспитательно-образовательном процессе.


НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РАБОТЕ С ДЕТЬМИ … Нельзя сказать, что мы полностью отказались о традиционных форм проведения занятий. Мы не призываем сделать весь воспитательно-образовательный процесс развеселой сказкой. Но мир новых знаний может стать волшебным и завораживающим. Для этого необходимо сделать его миром поиска, понимания смысла знаний. Любой неравнодушный педагог всегда найдет возможность и традиционное занятие, и любую, до боли знакомую форму воспитания, сделать интересной и увлекательной. Задача педагогов открыть новые возможности использования сказки в учебно-воспитательной работе. Мы считаем, что для этого необходим некоторый отход от традиционного представления материала в виде сценариев, готовых разработок конспектов занятий. Педагогами проводятся различные игры, викторины, «часы сказок», развлечение: «Калейдоскоп сказок» , оформление книги сказок:. Это игры и творческие задания, позволяющие ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования. В старших группа организованы "Бюро находок", в котором хранятся вещи сказочных героев, самостоятельно изготовленные детьми.


Наше дошкольное учреждение работает в тесном контакте с библиотекой. Увлекательную игру "Строим музей сказок" придумали педагоги. Дети под руководством педагогов сначала выбирали дом для музея, называя крестьянскую избу и царские палаты, терем и пряничный домик, ледяной дворец, даже рукавичку и пустой горшок. Важно было, чтобы каждый ребенок, предлагая что-то, знал, из какой это сказки.


Затем ребята определяли:


 что будет расти вокруг музея (репка, цветик-семицветик, аленький цветочек, тюльпаны, розы и т. д.),


 какие водоемы будут в саду (молочная речка с кисельными берегами, море-океан, ручей с живой и мертвой водой),


 какие волшебные существа там поселятся (Курочка Ряба, Змей Горыныч, Конек-Горбунок, три поросенка).


Потом дети украшали музей:


 подбирали портреты героев (по сказкам "Алиса в Зазеркалье" Л. Кэрролла, "Снежная королева" X. К. Андерсена, "Сказка о мертвой царевне..." А. Пушкина);


 волшебные предметы для витрин (волшебная палочка, ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ступа и метла, волшебный горшок, волшебная лампа, музыкальная табакерка).


 Назначали дежурных по музею — маленьких волшебных человечков (эльфы, Карлсон, Буратино, Белоснежка, Нильс, Чиполлино, Дюймовочка и др.),


Театр и сказка - благодатная почва для развития творческого потенциала ребенка. Стало доброй традицией нашего детского сада проводить неделю театра.


Подготовка детей к кукольному спектаклю это ведь целое событие, в которое включены не только воспитатели и дети, но и их родители (изготовление декораций, костюмов, а написание собственного сценария «Знакомой сказки на новый лад»)


Дети с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под руководством, так и самостоятельно, используя различные виды театров, предметы-заместители.



Несколько слов хочется сказать о проблеме обучения детей творческому рассказыванию. Признаемся честно, не каждый из взрослых может логически излагать свои мысль, не говоря уже о том, чтобы сочинить, придумать что-либо, Так вот эти творческие задания, нетрадиционный приёмы и методы работы со сказкой является бесценным даром, потому что игра со сказкой для ребенка близка, увлекательна и занимательна. Сложным, но интересным вариантом развития творческой речевой активности детей является составление сказок с использованием мнемотаблиц и коллажей по сюжетам стихов, по смешению сюжетов, что помогает установить логические связи между героями, персонажами. Составление сказок по воображению без опоры на какую-либо наглядность является самым высоким уровнем творческого речевого развития детей. Занятия по составлению сказок проходят эмоционально при высокой активности дошкольников. На них дети «оживляют» игрушки, цветы, деревья, солнышко, облака. Они пытаются создавать художественные образы, учатся размышлять, абстрагировать, инсценируют собственные произведения, входят в роль «сказочника», что и является результатом выполнения задачи по обучению творческому рассказыванию. Не случайно всего этого мы добиваемся с помощью сказки – неизменного спутника детства.


РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.


Наш проект нашел верных союзников среди родителей. Мы провели ряд консультаций: «Как знакомить детей со сказкой, «Развитие творческих способностей», рекомендации: «Какую книгу выбрать», «Это интересно» и доказали важность проводимой работы.


Уже стало доброй традицией вовлечение родителей во все мероприятия, где частой гостьей опять же являлась сказка. Становится доброй семейной традицией оформление альбома «Сочиняем вместе с мамой», куда родители вместе с детьми записывают придуманные ими сказки, дают им новые названия, делают иллюстрации к ним. Этот альбом пользуется повышенным спросом у детей и взрослых и систематически пополняется новыми произведениями наших воспитанников.


Роль родителей в реализации проекта:


• оказывают материальной помощи в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек-раскрасок, аудио- видео фильмов для детей.


• приобретают оборудования для занятий и свободного творчества детей (цветная бумага, альбомы, картон, цветные карандаши, краски, кисточки, пластилин и т.п.).


• изготавливают панно по сказкам, устанавливают и закрепляют атрибуты в центрах сказки.


• участвуют в подготовке к праздникам (пошив костюмов и т.д.).


• оказывают помощь в оборудовании и обновлении комнаты сказок.


• участвуют в изготовлении пособий, дидактических игр по ознакомлению со сказками.


• участвуют в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различные темы, например: «Новогодние чудеса в сказке», «Сочиняем сказку»


• изготовляют атрибуты и костюмы для театрализованной деятельности.


• участвуют в театрализованных постановках


• участвуют в совместных театральных постановках (родители – дети – педагог). Посещают занятия “сказкотерапии”.


• организация выставок творческих работ детей.


• помощь в пополнении книжного уголка сказками.


В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети, библиотекарь) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.


Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, дети научились видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.


Исходя из всего изложенного, можно сказать, что вся наша работа направлена на развитие творческой личности ребенка посредством сказки. Если мы смогли вернуть детям сказку, значит мы на правильном пути. А оценку нашей работе дадут сами дети. Если сказка заняла прочное место в их сердцах, если они стали духовно, нравственно и интеллектуально богаче, значит мы выполнили поставленную задачу.


Уважаемые педагоги! если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, — вы обязательно должны довериться детям, сохранить и не разрушить их веру в сказку, в волшебство, в чудеса. Только от Вас зависит сделать работу со сказкой увлекательной, интересной и развивающей.


_______________________________________________________________________________--


СКАЗКА на НОЧЬ


Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь – это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.


Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересно читать днем. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Прислушайтесь, как звучит сказка на ночь, прочитанная вашей бабушкой? Наверное, тихо и ровно, она успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. В этот момент во всем мире для малыша существует только один голос. И этот голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ваше чадо – во многом зависит от того, что оно услышит и почувствует перед тем, как заснуть. Ведь пожелания спокойной ночи – это не пустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимных моментов общения между взрослым и ребенком.


Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить "почитать еще". Тут уж не до сна, когда царевну волк унес! Зато динамичные захватывающие сказки, прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и чтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев!


Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить и убаюкать малыша. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме.


В психологии есть даже отдельное направление – сказкотерапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.


Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для Вашего малыша – Вы можете решить вместе с ним. Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами. Если Вы считаете, что "терпенье и труд все перетрут" – то читайте и обсуждайте вместе с малышом "Золушку". Если уверены, что всего можно добиться, "было бы желание" – то "Снежная королева" вместе с целеустремленной Гердой помогут Вам убедить в этом маленького слушателя. При чтении сказки обратите внимание на то, кто из героев наиболее симпатичен ребенку, с кого он берет пример. Согласитесь, Кай в той же сказке занимает пассивную позицию и не являет собой пример уверенного успешного поведения, хотя и его история заканчивается хорошо. Не пугайтесь, если Ваш малыш симпатизирует злодеям и динозаврам: попробуйте вместе найти положительные качества в этих персонажах: кто-то из них очень сильный, кто-то искренне заботится о своих детях, кто-то упорно идет к своей цели.


Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно ту идею, которую вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках!