Методическая разработка к уроку окружающий мир, 1 класс
тема: «Что у нас над головой?»
Тип урока (занятия): изучение нового материала.
Цель: формирование знаний детей о дневном и ночном небе
Задачи:
Образовательная: дать первоначальное представление о том, что у нас над головой, познакомить с созвездием Большой Медведицы.
Научить правильно, передавать форму и цвет солнца; формировать умение работать с учебником.
Развивающая: развивать речь, внимание, логическое мышление, любознательность, наблюдательность, умение делать выводы.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе.
УУД, формируемые на уроке:
Предметные: усвоить, что Солнце — огромный пылающий шар, что облака состоят из мельчайших капелек воды, различать виды облаков
Метапредметные: развивать умение слушать собеседника и вести диалог.
Личностные: развивать наблюдательность за картиной звёздного неба, уметь находить на нём созвездие Большой Медведицы.
Оборудование и технические средства обучения: ноутбук, презентация, наглядности «Солнечная система» и «Карта ночного неба. Созвездия», учебник “ Окружающий мир” А. А. Плешакова 1класс, рабочие тетради к учебнику, атлас-определитель “От земли до неба”.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Прежде чем начать урок, проверим, все ли у нас готовы к уроку, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности.
II. Самоопределение к деятельности
Учитель: Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха вновь пришли к нам на урок. (презентация)
Ребята, а что на голове у Муравьишки? (Муравьишка надел колпак). Кто носит такой колпак? (Звездочет).
Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают нам совершить путешествие на ракете.
Учитель: К запуску ракеты приготовиться!
Далекие звезды на небе горят.
Зовут они в гости ребят и девчат.
Собраться в дорогу недолго для нас. И вот мы к полету готовы сейчас.
-Пять, четыре, три, два, один. Пуск!
Мы взлетаем. Ракета уносит нас далеко от Земли.
Мудрая Черепаха прихватила с собой конверт с загадками. Если вы отгадаете одну из них, то узнаете, куда мы летим.
2) Разгадывание загадок. (презентация)
Кто-то утром не спеша
Надувает желтый шар,
А как выпустит из рук-
Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
Светит, сверкает,
Всех согревает. (Солнце)
Украшал ночную синь серебристый апельсин,
А прошла неделя только – от него осталась долька.
(Месяц)
В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари - Фонарики
Меньше, чем комарики. (Звезды)
Ребята, а где находится небо и солнце (вверху т.е над головой).
Кто скажет, о чём мы будем говорить во время нашего путешествия? Во время путешествия мы поговорим о том, что у вас над головой (сообщение темы урока).
III. Изучение нового материала.
1.Что такое Солнце?
Посмотрите на солнышко и предметы у меня на столе. (Учитель показывает 3 предмета: кубик, тарелку, мяч). На что Солнышко точно не похоже? (на кубик) Остались тарелка и мяч. Поднимите руки те, кто считает, что солнце похоже на тарелку. А теперь поднимите те, кто считает, что похоже на мяч. Какую геометрическую фигуру имеет тарелка? (форму круга). А какую мяч? (форма шара). Какую все-таки форму имеет солнце: круга или шара? Мнения разделились, давайте обратимся к Мудрой Черепахе. (презентация)
А какое по размеру Солнце на самом деле? (предположения детей).
2.Просмотр отрывка из мультфильма «Лунтик. Выше солнца».
А можем ли мы долететь до Солнца? Почему?
Оно находится очень далеко, оно очень горячее.
Ребята, а друг Лунтика – Кузя - решил перепрыгнуть Солнце. Посмотрим - получится ли у него это сделать. Отрывок из мультфильма.
- Почему у Кузи не получилось? (Солнце находится очень далеко, до него даже долететь невозможно).
- Значит Солнце – это не просто шар, а огромный шар.
- Почему мы не можем смотреть на Солнышко? (Оно горячее, раскаленное, пылающее)
- Значит солнце не просто огромный шар, а огромный пылающий шар. Кто сможет повторить, что такое Солнце?
Солнце — самый крупный и самый массивный объект в Солнечной системе. Также это единственная звезда нашей Солнечной системы. Теория о том, что оно является центром, вокруг которого вращаются другие планеты была предложена ещё в 3-м веке до нашей эры. Давайте же взглянем на наши знания об этом гиганте сегодня.
1. Солнце сформировалось около 4,6 миллиардов лет назад из-за распада части гигантского молекулярного облака, состоящего в основном из водорода и гелия.
2. Теория о том, что Солнце является центром, вокруг которого вращаются другие планеты, была впервые предложена древнегреческим философом Аристархом Самосским в 3 веке до нашей эры.
3. Температура фотосферы Солнца — 5500 °C. Однако в короне Солнца она может достигать 10 миллионов °C.
4. Солнце не имеет чётких границ.
5. Солнце — звезда средних размеров. Однако даже в ней могло бы поместиться 1 300 000 таких планет, как Земля.
6. Расстояние от Земли до Солнца — 149,5 млн км.
7. Солнечному свету и теплу требуется около 8 минут, чтобы долететь до нашей планеты. Следовательно, расстояние от Земли до Солнца составляет 8 световых минут.
- Муравьишка собирается посмотреть на Солнышко, но мы должны его остановить и объяснить, почему этого делать нельзя. Почему нельзя смотреть на Солнце? (можно испортить зрение)
- Ребята, но ведь люди очень умные, и они придумали аксессуар, который позволяет, защитить наши глазки от яркого Солнца. О каком предмете я говорю?
- Наша Черепаха - Мудрая посмотрите на нее, она уже надела солнцезащитные очки.
- К какому выводу мы пришли?
- Смотреть прямо на солнце нельзя, можно испортить зрение. Нужно носить солнцезащитные очки.
Учитель: Наша ракета, а вместе с ней и мы продолжаем свое путешествие.
IV.Физминутка.
А сейчас мы с вами дети
Полетаем на ракете.
На носочки поднялись,
Руки вверх и потянись.
Один, два, три, четыре
Вот летит ракета ввысь!
- Отдохнули, молодцы! Наша ракета продолжает полет.
V.Продолжение работы по теме урока
1.Что такое облака?
Ребята, если мы опять посмотрим в иллюминаторы, то что же мы можем наблюдать еще на дневном небе? (Облака облака.
- А как вы думаете, что такое облако? (предположения)
- Сейчас мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос.
- Кто из вас видел, что происходит с водой, когда она закипает, например, в чайнике? (превращается в пар)
- А водяной пар - это мельчайшие капельки воды.
- В окружающем нас воздухе повсюду присутствуют крошечные капельки воды, а не только над чайником. Они настолько малы, что наш глаз их не видит. Но как только воздух охлаждается, эти частицы начинают сливаться друг с другом в более крупные капельки. Так и образуются облака.
- Кто же мне может теперь сказать, из чего состоит облако? (из мельчайших капелек воды).
Облако - это множество мелких капель воды, поднятых вверх теплым потоком воздуха. Нет двух похожих облаков, они постоянно меняют свою форму. Часто облака образуют фигуры, похожие на людей, животных, сказочных героев. Одни из них напоминают большие кучи ваты, это кучевые облака.
Учитель: Нет двух похожих облаков, они постоянно меняют свою форму. Часто облака образуют фигуры, похожие на людей, животных, сказочных героев.
Наблюдение за облаками. Облака бывают разные, т.к. они находятся на разной высоте от Земли и имеют разную форму. По форме и расположению облаков на небе можно предсказывать погоду.
2. Работа в рабочих тетрадях (к учебнику А. А. Плешакова “Окружающий мир ”).
Откройте тетради на с.10 и посмотрите на картинки. Найдите кучевые облака и рядом с ними закрасьте кружочек. Другие облака расположены слоями - это слоистые облака. Закрасьте рядом с ними кружочек. Третьи напоминают перья - это перистые облака. (Все эти облака дети находят на рисунке и показывают пальчиком.)
- А какие облака вы видите на доске? (Кучевые)
Учитель: Молодцы, ребята! С работой справились.
3.Знакомство с Луной и звёздами
Разгадывание загадок. (презентация)
Ребята, Муравьишка Звездочет и Мудрая Черепаха приготовили загадки.
Рассыпалось ночью зерно,
Глянули утром – нет ничего.
(Звезды).
В голубой станице
Девица круглолица
Ночью ей не спится-
В зеркало глядится.
(Луна).
Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают вам полюбоваться красотой ночного неба
Слайды
Учитель: Что вы можете рассказать о звездном небе? (Оно яркое, красивое, таинственное, сказочное).
4. Знакомство с созвездием Большой Медведицы.(работа с учебником)
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
Ответ на загадку находят по учебнику с помощью учителя.
Учитель: Найдите в левом верхнем углу страницы рисунок. Что вы на нем видите? (Медведицу).
Эта Медведица живет высоко-высоко в небе. Вы, наверное, хотите узнать, почему?
Усаживайтесь поудобнее, и я расскажу вам древнюю сказку, послушав которую, вы ответите на этот вопрос.(Рассказывание сказки учителем о Каллисто и ее сыне-охотнике Аркасе).
У этой медведицы длинный хвост, потому что её тянули за хвост на небо. Это не просто медведица, а красавица по имени Каллисто! Злая волшебница превратила её в медведицу. Сын Каллисто, Аркас, не знал об этом и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но добрый волшебник спас её: схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие.
Учитель: Обратите внимание на рисунок в учебнике, сколько ярких звезд в созвездии? (Семь).
Какую фигуру образуют эти звезды? (Ковш).
Сравнение ковша и созвездия Большая медведица
5.Работа в рабочих тетрадях (к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешакова)
Соединить линиями на рисунке точки так, чтобы получился ковш Большой Медведицы. Проверьте себя по учебнику.
Понаблюдайте вечером с родителями за ночным небом и постарайтесь найти это созвездие.
VI. Рефлексия и итог урока.
Молодцы, Муравьишка и Черепаха довольны вашей работой и предлагают вернуться домой на Землю!
Сегодня на уроке вы узнали о том, что у нас над головой.
Что над головой? (Ответы детей).
Если сегодня на уроке вам было интересно, и вы узнали много нового для себя нарисуйте солнышко, которое улыбается. Если вам было сложно отвечать на уроке, то нарисуйте солнышко без улыбки, а если урок вам не понравился, то ваше солнышко будет грустное.
Ребята, всем спасибо за урок!