СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к уроку русского языка в 3 классе на тему "Разделительный мягкий знак"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к уроку русского языка в 3 классе на тему "Разделительный мягкий знак"»

Методическая разработка к уроку русского языка в 3 классе на тему:

" Разделительный мягкий знак".

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели: познакомить учащихся с написанием разделительного мягкого знака; дать понятие мягкого знака как разделительного, так и показателя мягкости; научить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике; развивать группу УУД:

личностных – самооценка на основе критерия успешности и трудности;

регулятивных – планирование последовательности деятельности, фиксирование индивидуального затруднения, контроль, коррекция и оценка;

познавательных – целеполагание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение цепочки логических рассуждений;

коммуникативных – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего решения.

ХОД УРОКА:

1.Орг.момент.

Прозвенел звонок пора нам начать урок.

2.Мотивация к деятельности.

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

3. Актуализация знаний.

1) Проверка Д/З

с.63 №113(антонимы)

-Скажите, что требовалось сделать в упражнении?

-Меня интересуют, ребята получившие дополнительное задание,

-Что вам необходимо было сделать, (найти антонимы к словам, к которым это возможно сделать).

-Что такое антонимы?

-Прочитайте, что получилось?

2) Словарная работа(Слайд на экран) ребенок за доской, индивидуальные карточки (вставить пропущенные буквы).

Зиму начинает, год заканчивает (декабрь) ,

 Назовите три осенних месяца(ноябрь) ,(октябрь).(сентябрь),

Первый месяц года(январь) ,

Предпоследний месяц учебного года? (апрель)

Посмотрите на экран, что это за птица (снегирь).

-Работу за доской проверяет и оценивает ( ученик).

-Проверить друг у друга с помощью словаря, нет ошибок пять, одна четыре, две и более три.

-Кто справился без ошибок? кто получил 4? кто 3?

-Посмотрите на слова, ребята можно ли их разбить на группы?

-Если можно, то на какие? (одушевленные и неодушевленные имена существительные).

-А что объединяет все эти слова? (нарицательные, во всех есть мягкий знак)

- А где расположен мягкий знак?

-Какую он выполняет функцию? (показатель мягкости)

-Мягкий знак, показатель мягкости может быть только в конце? ( в корне между двух согласных).

-Ребята, у нас сегодня гость, слушайте внимательно, он подскажет вам тему сегодняшнего урока).

Я волшебник. Захочу – 
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай, 
Выше руку поднимай.
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква - … (мягкий знак)

-Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (мягкий знак) (на доску вешаю слово листья)

4. Определение темы и целей урока.

-А у меня есть вот такое слово ЛИСТЬЯ

- Определите, какой здесь Мягкий Знак? ( разделительный) ( он в корне, между согласным и гласным и появляется ещё согласный звук Й)

- Молодцы!

-Да, друзья мои, мы сегодня будем говорить именно о разделительном мягком знаке) ( на доске открываю тему урока).

- А что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке по нашей теме?

(где в словах пишется мягкий знак? Для чего мягкий знак нужен? Какие функции мягкий знак выполняет? А я бы хотел узнать, как появился мягкий знак?)

-Ну что ж, я попыталась, исходя из ваших пожеланий определить цели нашего урока

( на доске написаны, переворачиваю, зачитываю)

Цели обозначены!

Приступаем к следующему этапу урока!

5. Открытие нового знания.

-Ребята , а сейчас мы с вами отправимся назад в прошлое и сразу разрешим одну из целей урока, а в этом нам поможет Научный эксперт нашего класса.

Сколько букв в русском алфавите?(33)

 В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.

 В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь знак (графически он не отличались от современного Ь), но назывался  по-другому:  Ь-ерь.

Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного:   купець  (в современном языке звук  Ц всегда твёрдый).

В современном русском алфавите буква ЕРЬ выглядят так же,

как в славянской азбуке несколько веков назад. Называется он стал по-другому. его  функция несколько изменились…

- Познавательно было, ребята, узнали что - то новое?

-Давайте обратимся к учебнику и познакомимся с правилом.

- И так, на что должны обратить внимание? (пишется мягкий знак в корне между согласным и гласным звуками, и появляется согласный звук Й).

ФИЗМИНУТА (компьютер)

6.Закрепление нового.

перейдем к выполнению упражнения.(посмотрите глазками)

Упражнение № 127,С 69.

- Найдите ребята слова с разделительным мягким знаком( ком/пью/тер, о/бе/зья/на, ва/ре/нье, вью/га)выписываем в первый столбик у доски записывает

- Во второй столбик выпишем слова с мягким знаком показателем мягкости ( ма/лень/кий, ап/рель/ский, день)

- ребята, уровняйте количество слов в каждом столбике придумайте для первого столбика два примера, а для второго три,

-Ребята, у кого есть другие примеры?

- Посмотрите, дорогие мои на слова второго столбика

-что вы сможете сказать о соотношении количества букв и звуков ( букв больше чем звуков)

- что вы сможете сказать о соотношении количества букв и звуков в первом столбике

( букв больше чем звуков)мягкий знак звука не дает, а вот гласный дает два звука и занимает его место)

-Молодцы

-Давайте посмотрим на задание, скажите, какое из слов на ваш взгляд самое молодое?(компьютер)

Что за чудо-агрегат
Может делать все подряд -
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать?

-Действительно, компьютер, эта незаменимая вещь в нашей современной жизни, как прозвучало в загадке, с помощью него можно и петь и играть и общаться, и конечно же без него и наш урок был бы не на столько ярким.

КОМПЬЮТЕР-СЛ.СЛ.(ПЕЧАТАЮ НА ДОСКУ)

-составьте предложения с этим словом

- молодцы, а теперь попробуйте воссоздать в парах пазл, с предложением, которое загадала вам я.

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ КОМПЬЮТЕР ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ.

-Выделим грамматическую основу,

- Сколько грамматических основ получилось в нашем предложении?

-Как называется предложение в котором только одна грамматическая основа?

-Ребята, а какие члены предложения все остальные слова?

- Пожалуйста разбери далее предложение

помогает(в чем?) мире это дополнение, выражено именем существительным

помогает( кому?) человеку это дополнение, выражено именем существительным

это дополнение, выражено именем существительным

мире (каком?) в современном это определение, выражено именем прилагательным.

8.Рефлексия.

-А теперь, ребята, выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

-Молодцы!

-В начале нашей с вами работы, мы определили цели урока.

-Мы с ними справились?

- Давайте еще раз прочитаем правило в учебнике!

-Оцените работу класса за урок

- А чью работу и на сколько мы можем оценить ?

-Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

9.Домашнее задание

Домашнее задание стр. 69 упр.127.

СПАСИБО ЗА УРОК!