СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Разделительный мягкий знак»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: повторение пройденного материала. Цель: повторить позиции написания разделительного мягкого знака и мягкого знака – показателя мягкости согласных звуков. Задачи: - расширить знания учащихся по данной теме; - формировать умение писать слова с ь; - применять на практике правила правописания изученных орфограмм; - развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память; - учить сравнивать, анализировать, делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка, Веретенникова Т.А.»








Методическая разработка урока

русского языка в 3 классе

по теме: «Разделительный мягкий знак»






Выполнила: учитель начальных классов

МБУ школы №40

Самарской области, г. Тольятти

Веретенникова

Татьяна Анатольевна








Тема «Разделительный мягкий знак»


Тип урока: повторение пройденного материала.

Цель: повторить позиции написания разделительного мягкого знака и мягкого знака – показателя мягкости согласных звуков.

Задачи:

- расширить знания учащихся по данной теме;

- формировать умение писать слова с ь;

- применять на практике правила правописания изученных орфограмм;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память;

- учить сравнивать, анализировать, делать выводы.


Планируемые достижения учащихся.

Общеучебные УУД: будут знать, когда пишется разделительный мягкий знак, какую функцию выполняет в словах.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД: будут уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД: будут уметь ставить цели, контролировать, корректировать, оценивать деятельность.

Коммуникативные УУД: будут иметь потребность в общении со взрослыми и сверстниками, уметь слушать собеседника, договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Личностные УУД: будут уметь адекватно воспринимать оценку, судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.


Оборудование: учебник Канакина В.П, Горецкий В.Г., презентация, интерактивная доска, пословицы.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок –

Пригласил нас на урок РУССКОГО ЯЗЫКА.


II. Минутка чистописания.

ь

пь ль ть

топь соль мать

- Какая орфограмма в словах? (написание мягкого знака – показателя мягкости согласного звука)

- Тема нашего урока и будет связана с мягким знаком.


III.Словарная работа.

- А теперь у нас будет словарная работа. Кто угадывает слово, выходит к доске и записывает его, ставим ударение, подчеркиваем непроверяемую безударную гласную. (2 – 11 слайды)

Арбуз, картофель, огород, ученик, сапог, овёс, салют, шоколад, молоток, обед.

- Составьте предложение с одним из записанных слов.

Запись одного предложения на доске. Разбор предложения по членам.


IV. Постановка цели урока.

- Посмотрите на записанные слова. Какое слово лишнее? Почему?

Ответы детей.

- Лишнее слово «картофель». Орфограмма – правописание мягкого знака.

- Какую роль выполняет здесь мягкий знак? Какую еще роль выполняет мягкий знак? (Показывает на мягкость согласного; бывает еще разделительным)

- Какая тема у нас будет на уроке? (12 слайд)

- Какие цели поставим на уроке? (Вспомним, когда пишется разделительный мягкий знак, какую роль выполняет в словах)


V. Работа над темой урока.

- Откройте учебник на с. 68, упражнение 125.

- Прочитайте стихотворение.

- Какая главная мысль стихотворения?

- Найдите в словах букву, которая звука не обозначает.

- Спишите. Подчеркните одной чертой мягкий знак – показатель мягкости согласного звука, двумя – разделительный мягкий знак.

Выполнение задания детьми.

- Какую роль выполняет мягкий знак?

- Выполните звуко – буквенный разбор слова «друзья».

Один ученик выполняет задание на доске. Взаимопроверка.

Чтение правила.

VI. Физкультминутка.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Вы достать хотите крышу

Потянитесь вверх повыше —

Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)

Раз, два, три,

Корпус влево поверни.

И руками помогай,

Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)

Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)

И на место снова сядем. (Дети садятся.)


VII. Закрепление знаний.

  1. Работа на интерактивной доске.

- Выполним сравнительный анализ – какую роль выполняет разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. (13 слайд)

- Теперь выполним следующее задание. Посмотрите на слова. (14 слайд)

Вьюга, ночью, кольцо, семья, сосульки, веселье, муравьи, крыльцо, большой, серьёзный.

- На какие две группы можно разделить слова?

- Запишите слова в два столбика. В первый – мягкий знак – показатель мягкости согласного звука, во второй – разделительный мягкий знак. (15 слайд)

Выполнение задания на доске, взаимопроверка.

- Так, когда же пишется разделительный мягкий знак?

  1. Игра «Собери пословицу».

- Посмотрите у вас на партах слова. Из них нужно собрать пословицу. На выполнения задания дается одна минута. (16 – 21 слайды)

Выполнение задания в группах.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

Труд кормит, а лень портит.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Ученье свет, а неученье тьма.

Написано пером – не вырубишь топором.

Прочитайте пословицы. Назовите слова с мягким знаком. Какую роль он выполняет в слове?

Чтение пословиц, объяснение смысла, выделение слов с мягким знаком.


VIII. Физминутка для глаз.

- А сейчас наши глазки немного отдохнут. Внимательно следим глазками за движением лепесточков, а потом полетом бабочки. (22 – 24 слайды)

IX. Продолжение работы по теме урока.

1. Работа по учебнику.

- Откройте в учебнике с.69 упражнение 126.

- Прочитайте. Озаглавьте текст.

- Что обозначает каждое выделенное слово?

- К какой лексической группе слов относится слово МЫШКА?

- В каких словах употреблен разделительный мягкий знак, а в каких мягкий знак как показатель мягкости согласного звука?

- Спишите второе предложение. Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.

Выполнение задания.

- Рассмотрите картинку и прочитайте слово.

- В каком словаре можно посмотреть значение слова? (В толковом)

- Откройте словарь и прочитайте о лексическом значении слова

КОМПЬЮТЕР (25 слайд)

- Запомните, как пишется это слово.

X. Рефлексия учебной деятельности.

- Проанализируйте свою работу на уроке, воспользовавшись фразами (26 слайд):

Сегодня на уроке я:

научился...

было интересно...

было трудно...

больше всего понравились задания...

мне показалось важным...

я понял, что...

- Какие цели мы ставили на уроке?

- Достигли?

- Когда пишется разделительный ь?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

XI. Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.(27 слайд)

- Всем спасибо за урок. (28 слайд)

Литература:

  1. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 384с.

  2. Учебники: Русский язык. 3 класс. Канакина В.П, Горецкий В.Г. Просвещение. 2012г.

  3. Физкультурные минутки: Материал для проведения физкультурных пауз/ О.Узорова, Е.Нефедова. – М.; ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2005. – 96с.

Ссылки на Интернет – источники:

  1. http://matveyrybka.ucoz.ru/news/fizkultminutki_v_stikhakh/2011-05-22-337

  2. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80

  3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D1%80%D0%B1%D1%83%D0%B7&uinfo=sw-1230-sh-893-fw-1005-fh-598-pd-1

  4. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%8C&uinfo=sw-1230-sh-893-fw-1005-fh-598-pd-1





























Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку русского языка, Веретенникова Т.А.»

Урок русского языка в 3 классе.  Тема: «Разделительный мягкий знак» Выполнила: учитель начальных классов МБУ школы №40 Веретенникова Т.А.

Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Разделительный мягкий знак»

Выполнила: учитель начальных классов

МБУ школы №40

Веретенникова Т.А.

Разделительный мягкий знак

Разделительный мягкий знак

Сравним Разделительный ь Ь - показатель мягкости Обозначается буквой ь Обозначается буквой ь Пишется в середине слова после согласного, перед гласными и,е,ё,ю,я Пишется в середине слова или на конце слова после согласного, перед согласными. Показывает, что согласный не сливается с гласным. Обозначает мягкость согласного.

Сравним

Разделительный ь

Ь - показатель мягкости

Обозначается буквой ь

Обозначается буквой ь

Пишется в середине слова после согласного, перед гласными и,е,ё,ю,я

Пишется в середине слова или на конце слова после согласного, перед согласными.

Показывает, что согласный не сливается с гласным.

Обозначает мягкость согласного.

Вьюга, ночью, кольцо, семья, сосульки, веселье, муравьи, крыльцо, большой, серьёзный.

Вьюга, ночью, кольцо, семья, сосульки, веселье, муравьи, крыльцо, большой, серьёзный.

Вьюга, ночью, кольцо, семья, сосульки, веселье, муравьи, крыльцо, большой, серьёзный. Ь – показатель мягкости Разделительный ь

Вьюга, ночью, кольцо, семья, сосульки, веселье, муравьи, крыльцо, большой, серьёзный.

Ь – показатель мягкости

Разделительный ь

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

Труд кормит, а лень портит.

Труд кормит, а лень портит.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Ученье свет, а неученье тьма.

Ученье свет, а неученье тьма.

Написано пером - не вырубишь топором.

Написано пером - не вырубишь топором.

к о мпьют е р Электронная вычислительная машина, действующая по определенной программе и обрабатывающая большие объёмы информации.

к о мпьют е р

Электронная вычислительная машина, действующая по определенной программе и обрабатывающая большие объёмы информации.

Сегодня на уроке я:     научился...  было интересно...  было трудно...  больше всего понравились задания...  мне показалось важным...  я понял, что...

Сегодня на уроке я:

научился... было интересно... было трудно... больше всего понравились задания... мне показалось важным... я понял, что...

Домашнее задание С. 69 упр. 127, С. 68 правило. Дополнительно – составить и записать небольшой текст (3-5 предложений) с использованием слов, в которых есть разделительный мягкий знак.

Домашнее задание

С. 69 упр. 127,

С. 68 правило.

Дополнительно – составить и записать небольшой текст (3-5 предложений) с использованием слов, в которых есть разделительный мягкий знак.

Молодцы! Спасибо за урок!

Молодцы!

Спасибо за урок!