Методическая разработка урока
русского языка в 3 классе
по теме: «Разделительный мягкий знак»
Выполнила: учитель начальных классов
МБУ школы №40
Самарской области, г. Тольятти
Веретенникова
Татьяна Анатольевна
Тема «Разделительный мягкий знак»
Тип урока: повторение пройденного материала.
Цель: повторить позиции написания разделительного мягкого знака и мягкого знака – показателя мягкости согласных звуков.
Задачи:
- расширить знания учащихся по данной теме;
- формировать умение писать слова с ь;
- применять на практике правила правописания изученных орфограмм;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память;
- учить сравнивать, анализировать, делать выводы.
Планируемые достижения учащихся.
Общеучебные УУД: будут знать, когда пишется разделительный мягкий знак, какую функцию выполняет в словах.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД: будут уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивные УУД: будут уметь ставить цели, контролировать, корректировать, оценивать деятельность.
Коммуникативные УУД: будут иметь потребность в общении со взрослыми и сверстниками, уметь слушать собеседника, договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, сохранять доброжелательное отношение друг к другу.
Личностные УУД: будут уметь адекватно воспринимать оценку, судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Оборудование: учебник Канакина В.П, Горецкий В.Г., презентация, интерактивная доска, пословицы.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок –
Пригласил нас на урок РУССКОГО ЯЗЫКА.
II. Минутка чистописания.
ь
пь ль ть
топь соль мать
- Какая орфограмма в словах? (написание мягкого знака – показателя мягкости согласного звука)
- Тема нашего урока и будет связана с мягким знаком.
III.Словарная работа.
- А теперь у нас будет словарная работа. Кто угадывает слово, выходит к доске и записывает его, ставим ударение, подчеркиваем непроверяемую безударную гласную. (2 – 11 слайды)
Арбуз, картофель, огород, ученик, сапог, овёс, салют, шоколад, молоток, обед.
- Составьте предложение с одним из записанных слов.
Запись одного предложения на доске. Разбор предложения по членам.
IV. Постановка цели урока.
- Посмотрите на записанные слова. Какое слово лишнее? Почему?
Ответы детей.
- Лишнее слово «картофель». Орфограмма – правописание мягкого знака.
- Какую роль выполняет здесь мягкий знак? Какую еще роль выполняет мягкий знак? (Показывает на мягкость согласного; бывает еще разделительным)
- Какая тема у нас будет на уроке? (12 слайд)
- Какие цели поставим на уроке? (Вспомним, когда пишется разделительный мягкий знак, какую роль выполняет в словах)
V. Работа над темой урока.
- Откройте учебник на с. 68, упражнение 125.
- Прочитайте стихотворение.
- Какая главная мысль стихотворения?
- Найдите в словах букву, которая звука не обозначает.
- Спишите. Подчеркните одной чертой мягкий знак – показатель мягкости согласного звука, двумя – разделительный мягкий знак.
Выполнение задания детьми.
- Какую роль выполняет мягкий знак?
- Выполните звуко – буквенный разбор слова «друзья».
Один ученик выполняет задание на доске. Взаимопроверка.
Чтение правила.
VI. Физкультминутка.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Вы достать хотите крышу
Потянитесь вверх повыше —
Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)
И на место снова сядем. (Дети садятся.)
VII. Закрепление знаний.
Работа на интерактивной доске.
- Выполним сравнительный анализ – какую роль выполняет разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. (13 слайд)
- Теперь выполним следующее задание. Посмотрите на слова. (14 слайд)
Вьюга, ночью, кольцо, семья, сосульки, веселье, муравьи, крыльцо, большой, серьёзный.
- На какие две группы можно разделить слова?
- Запишите слова в два столбика. В первый – мягкий знак – показатель мягкости согласного звука, во второй – разделительный мягкий знак. (15 слайд)
Выполнение задания на доске, взаимопроверка.
- Так, когда же пишется разделительный мягкий знак?
Игра «Собери пословицу».
- Посмотрите у вас на партах слова. Из них нужно собрать пословицу. На выполнения задания дается одна минута. (16 – 21 слайды)
Выполнение задания в группах.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Труд кормит, а лень портит.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
Ученье свет, а неученье тьма.
Написано пером – не вырубишь топором.
Прочитайте пословицы. Назовите слова с мягким знаком. Какую роль он выполняет в слове?
Чтение пословиц, объяснение смысла, выделение слов с мягким знаком.
VIII. Физминутка для глаз.
- А сейчас наши глазки немного отдохнут. Внимательно следим глазками за движением лепесточков, а потом полетом бабочки. (22 – 24 слайды)
IX. Продолжение работы по теме урока.
1. Работа по учебнику.
- Откройте в учебнике с.69 упражнение 126.
- Прочитайте. Озаглавьте текст.
- Что обозначает каждое выделенное слово?
- К какой лексической группе слов относится слово МЫШКА?
- В каких словах употреблен разделительный мягкий знак, а в каких мягкий знак как показатель мягкости согласного звука?
- Спишите второе предложение. Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.
Выполнение задания.
- Рассмотрите картинку и прочитайте слово.
- В каком словаре можно посмотреть значение слова? (В толковом)
- Откройте словарь и прочитайте о лексическом значении слова
КОМПЬЮТЕР (25 слайд)
- Запомните, как пишется это слово.
X. Рефлексия учебной деятельности.
- Проанализируйте свою работу на уроке, воспользовавшись фразами (26 слайд):
Сегодня на уроке я:
научился...
было интересно...
было трудно...
больше всего понравились задания...
мне показалось важным...
я понял, что...
- Какие цели мы ставили на уроке?
- Достигли?
- Когда пишется разделительный ь?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
XI. Домашнее задание.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание.(27 слайд)
- Всем спасибо за урок. (28 слайд)
Литература:
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 384с.
Учебники: Русский язык. 3 класс. Канакина В.П, Горецкий В.Г. Просвещение. 2012г.
Физкультурные минутки: Материал для проведения физкультурных пауз/ О.Узорова, Е.Нефедова. – М.; ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2005. – 96с.
Ссылки на Интернет – источники:
http://matveyrybka.ucoz.ru/news/fizkultminutki_v_stikhakh/2011-05-22-337
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D1%80%D0%B1%D1%83%D0%B7&uinfo=sw-1230-sh-893-fw-1005-fh-598-pd-1
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%8C&uinfo=sw-1230-sh-893-fw-1005-fh-598-pd-1