II.Актуализация знаний. Раскрыть определение «Дружба». | 1)Беседа. Слайд 4. - На слайде появляются слова: друг, приятель, товарищ. – Прочитайте слова. Что их объединяет? - Чем они отличаются друг от друга? 2) Беседа о друге. - Внимательно прослушайте стихотворение, ответьте на вопрос: - Какими словами обращался автор к своему другу? Слайд 5. «Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил!» – Это отрывок из стихотворения А.С. Пушкина, которое он посвятил Ивану Пущину, близкому другу еще с детских лет, Великий Пушкин умел дружить. У него было много друзей. 3) Рассуждения. - «Друг» - какое красивое слово! - Запишите это слово и прочитайте. - Рядом запишите слова, которые ассоциируются у вас с этим словом. - Кто может быть другом? - Друг — это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; друг — это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; друг — это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушивает тебя, когда тебе будет плохо; друг — это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью. - Какими же качествами должен обладать друг? | -дружба -ответы детей -ответы детей Дети записывают и зачитывают, что у них получилось, учитель записывает на доске) Дети отвечают (мама, учитель, игрушка,…..) Дети записывают и зачитывают свои предложения, учитель записывает на доске |
III. Работа над новым материалом. Проверить уровень осознания детьми понятия «Дружба». Показать ценность дружбы. | 1)Рассуждения о дружбе. — Вы сказали, что слова, записанные на доске, объединены общим понятием ДРУЖБА. Какое прекрасное слово «дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или секретничать. Произносишь слово дружба и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов, мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом. -Давайте узнаем, какое определение дает толковый словарь. Слайд 6. ДРУГ - человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь. ДРУЖБА – межличностные отношения, основанные на взаимной привязанности и личных отношениях между людьми. - А вот, что написано в учебнике на с. 32 2) Рассуждения о друге. - А у вас есть друг? Напишите о нем. - А почему вы не дружите с другим человеком? - Значит, вы дружите с теми людьми, которые вам близки по характеру, по интересам, с которыми вы себя чувствуете комфортно. Вот одна из черт дружбы – избирательность. (читаем в учебнике с. 32) - А какая пользу вы имеете от своего друга? - Другая черта дружбы – бескорыстность. (читаем в учебнике с. 33) - Скажите, будет ли вам интересно с человеком, который не разделяет ваши взгляды? - Третья черта – общность интересов. (читаем в учебнике с. 33) Слайд 7. 3) Послушаем стихотворение А.Л.Барто Требуется друг», — Как вы думаете, почему с этой девочкой никто не хотел дружить? — Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз, поэтому каждый день нужно творить добро. Слайд 8. Лев Николаевич Толстой сказал: «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» - Да, дружба не совместима с эгоизмом и предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, в опасности. Но и сами мы должны относиться чутко к своим друзьям. С одной стороны быть к ним требовательными, а с другой – внимательными, тактичными, стараться не ранить их своими словами 4) Работа по группам: - Предлагается школьникам разрешить нравственные проблемные ситуации. Задание№1 1.Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадь, чтобы списать. 2.Твой друг употребляет плохие слова и выражения. 3.Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты. 4.Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду. 5.Твой друг предлагает тебе поступить плохо. 6.Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. - Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если у тебя что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. - Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. | Ищут определения слов в Толковом словаре: «друг», «дружба» чтение учебника с.32 Дети записывают и читают свои записи Коллективная работа с учебником Подготовленный ученик исполняет стихотворение А.Л. Барто «Требуется друг». Все живут, не тужат, а со мной не дружат! Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной». Есть разряд у Ильиной и девчонок свита. Подружусь и я с Ильиной — Стану знаменита. Все пятерки до одной у Светловой Нади. Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день! Будешь ты меня спасать — Дашь контрольную списать». А девчонка — на дыбы! Говорит: «Молчала бы!» Не вставать же на колени уговаривать подруг. Напишу я объявление: «Срочно требуется друг». Ответы детей дети обсуждают в группах, ответы анализируются |
V. Обобщение. Проверить степень осознания детьми основных понятий темы, и готовность руководствоваться ими в повседневной жизни. | 1) Работа с пословицами. – О дружбе говорится не только в стихах и песнях. А еще о дружбе говорит народная мудрость в пословицах и поговорках. - На столах лежат конверты с заданием №2. Прочитайте. Вставьте слова, которые, вы считаете, подходят по смыслу. Прочитайте, что у вас получилось. Слайд 10 - Составив эти пословицы и поговорки, мы с вами вывели закон о дружбе! - Если вы будете эти законы соблюдать, то вас всегда будут окружать друзья, Вы никогда не будете одиноки. Ведь человек не может жить один, без друзей! Слайд 11 – Говорят, друг познается в беде. У Андрея Дементьева есть стихотворение “Друг познается в удаче”. Друг познается в удаче Так же порой, как в беде. Если он душу не прячет, Чувства не держит в узде. Друг познается в удаче, Если удача твоя Друга не радует, значит, Друг твой лукав, как змея. Или же горькая зависть Разум затмила его. И, на успех твой позарясь, Он не простит ничего. Он не простит, но иначе Скажет об этом тебе. Друг познается в удаче Больше порой, чем в беде. | Дети работают в группах Старый друг лучше…………(новых двух). Был бы друг, найдется и …………….(недруг). Доброе братство дороже любого …(богатства). Не забывай друга ни в радости, ни …………(в горе). Друга ищи, а найдешь………………(береги). Сам пропадай, а товарища………(выручай). Не бросай друга в ……………..(беде). Друга за деньги …………………(не купишь. Друзья познаются…………(в беде). |
VII.Рефлексия Подвести итог урока. Сопоставить свои первоначальные знания о дружбе с тем, что узнали на уроке. | Слайд 13 - Спасибо вам, ребята за работу. - Но мне хочется узнать, понравился вам урок или нет. На столах лежат цветочки, возьмите себе тот, который подходит вашему настроению. Красный – прекрасное, мы подружились; Желтый – не очень хорошее, сомневаетесь; Синий – плохое, со мной не согласны. - Поднимите ваши цветочки вверх и я увижу, какое настроение осталось у вас после урока. - Я рада, что мне удалось подарить вам минуты радости творчества. - В конце урока хочу предложить вам стихотворение. Слайд 14. Дружба – это только счастье, Дружба – у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой – жизнь весной полна. Верь, храни, цени же дружбу, Это высший идеал. Тебе она сослужит службу. Ведь дружба – это ценный дар! | |