Итак, для начала давайте разберемся в понятии знакомый, приятель, товарищ, друг О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажите… Об однокласснике, с которым за 7 лет съеден пуд соли, скажете…. О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете… Так кто же такой друг? В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дано следующее определение: Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Запишите определение себе в тетрадь. Вы сидите по группам, у каждой группы лежит листочек, вам предстоит обвести и вырезать ладошку и написать качества, которыми должен обладать друг. Приступаем к работес. Время вышло, кто готов нам зачитать? Итак, в первом окне нашего дома живут качества друга, прочитайте их. Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро. Во втором окне поселились отличительные черты, первая черта – дружба избирательна. Как вы понимаете это высказывание? Избирательность – человек не может выбрать себе соседей или одноклассников, он не обязан с ними дружить, достаточно просто ровных и доброжелательных отношений. Друзей же человек выбирает сам. Не зря же говорят «Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты». Второе – это дружба бескорыстна. Бескорыстность – это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Друзьям просто приятно во всем помогать друг другу. Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть. Следующее, взаимная симпатия и общность интересов? Взаимная симпатия и общность интересов – это люди близкие по духу, поведению, увлечениям. Но это не означает, что между друзьями нет отличий. Различия только обогащают дружбу, делают её ещё интереснее. В третьем окне законы дружбы, у каждой группы будет своя ситуация, которую необходимо будет обсудить и сформулировать закон дружбы. На осуждение вам 10 минут, после чего выходите к доске зачитываете ситуацию, при необходимости инсценируете, и отвечаете на вопрос, выводите закон дружбы. Ситуация 1 Прочитайте стихотворение А. Барто “Требуется друг”. Все живут – не тужат, А со мной не дружат! Бант у Кати расписной, Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу: – Дружи со мной, Мы же одногодки, Как сестрички мы почти, Мы, как две голубки Из одной скорлупки. Я шепчу: – Но ты учти – Ты во всём должна идти Другу на уступки. Предлагаю Ильиной: Ты дружи со мной одной! Есть разряд у Ильиной И спортивный свитер, И девчонок свита. Подружусь я с Ильиной, Стану знаменитой! Все пятёрки до одной У Светловой Нади. Я прошу: – А ты со мной Подружись хоть на день! Мы с тобой поладим. Будешь ты меня спасать – Дашь контрольную списать. А девчонки на дыбы! Говорят: – Молчала бы! Не вставать же на колени, Уговаривать подруг Напишу я объявление: “Срочно требуется друг!” – Почему с этой девочкой никто не хотел дружить? первый закон дружбы: “Не ищи выгоды в дружбе”. Ситуация 2 Разыграйте сценку “Три подруги”. (Разговаривают три девочки) – Привет! – Привет! – Добрый день! – Представляете, девочки, я сейчас была в библиотеке, читала книги о музеях. Вы ведь знаете, что мне это очень интересно. Я прочитала, что в Швейцарии есть музей кошек. Там есть картины, плакаты, афиши, марки и даже пасхальные яйца с изображением кошек. А в Московском музее образования есть очень необычный зал, посвящённый буквам. Хорошо знакомая нам азбука представлена здесь в самых необычных формах: игрушки и сказочные замки из букв, и даже пахучий алфавит. – Это очень интересно! Мы об этом не знали! – А я, девочки, недавно с мамой была в нашем Национальном музее. Мне там очень понравилось, я узнала много интересного. Если хотите, мы можем вместе сходить. – Конечно, хотим! – Это отличная идея! – Вот было бы замечательно когда-нибудь попутешествовать вместе по миру! – Путешествовать с друзьями! Что может быть лучше! – Давайте очень постараемся! Будем беречь нашу дружбу и может когда-нибудь наша мечта сбудется! – Какой вывод мы можем сделать из этой истории? второй закон: “Живи интересами другу, делись с другом тем, что знаешь и умеешь сам.” Ситуация 3 Прочитайте рассказ С. Косова “Терёшка”. Заболел у Терёшки друг его, Павлик. Все ребята на экскурсиях бывали, за ягодами ходили, грибные места присматривали, а Павлик никуда не мог ходить. Он был сильно болен. Пришёл раз Терёшка из лесу, ягод ему принёс. – Эх, Павлик, одну поляну знаю!.. Клубники, земляники столько... Павлик улыбается. Понимает, что Терёшка подзадоривает его, чтобы в лес пойти. – Не дойду я, – говорит Павлик. – Может быть, дойдешь как-нибудь! Посмотрел бы ты, какая поляна! ...Лето пройдёт, а ты и ягод вдоволь не поешь. Пойдём. И гербарий нам составлять надо. Лицо у Павлика делается печальным: – Нет, не дойду... Павлик молчит. Терёшка обводит комнату глазами. Лежит Павлик один – все на работе. На столике у изголовья стоит жёлтый пузырёк с наклейкой. Рядом чашка с молоком. В доме тишина. Большая муха бьётся в закрытое окно и жужжит, жужжит без умолку. У Терёшки начинает щекотать в носу: жалко друга. Он вскакивает и со всех ног бросается домой. Дома Терёшка забирается на чердак, копается среди старых вещей, гремит старыми вёдрами... – Куда она запропастилась? – ворчит он. Наконец находит то, что искал. Это маленькая деревянная тележка. На другой день Терёшка появился у Павлика. К тележке он привязал толстую верёвку и обмотал её тряпками, чтобы не резало плечо. – Павлик, выходи! Поедем за ягодами! – закричал он под окном. Павлик вышел к нему. – И-го-го! – заржал Терёшка, как лошадь. Стал по передку тележки бить пяткой, скрести землю ногой, будто копытом. – И-и-го-го! – Конь какой! – засмеялся Павлик. – Куда ты его потащишь? Он больной! – закричала из избы мать Павлика. – Тётя Маша, я его на дачу... в лес повезу! – Можно ли назвать Терёшку настоящим другом? Почему? Третий закон дружбы: “Радуйся успехам друга, помогай в трудную минуту”. Ситуация 4 Послушайте историю, которую рассказал поэт Олег Григорьев в стихотворении “Кто прав?” Сегодня Клоков дежурный у нас. Того, кто не мылся, не пустит в класс. Коля Сизов, его старый друг, Чтоб друга проверить, не вымыл рук. – Пока не помоешь,– сказал ему Клоков, – Не допущу тебя до уроков! – Что ты? Да мы же друзья! С друзьями ведь так нельзя! – А разве такими руками Здороваться можно с друзьями? – Прав ли клоков? Почему? Четвёртый закон: Будь искренним, говори только правду (делай это тактично). Ситуация 5 Прочитайте историю: Несколько мальчиков играли в мяч. Один из ребят ударил по мячу и он случайно попал идущих неподалеку молодых ребят. Они обступили мальчика, стали его ругать, обижать. Мальчик испугался, заплакал, стал извиняться. Его друзья в это время тоже испугались взрослых ребят, и убежали. Правильно ли они поступили и почему? Пятый закон: “Друзей нельзя предавать”. Итак, мы вывели 5 законов дружбы, зачитайте их. – Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете их соблюдать, то станете настоящими друзьями. Вот мы с вами сформулировали 5 законов дружбы, прочитайте их. Сейчас я хотела бы познакомить вас с одной очень старой и мудрой притчей. Кто знает, что такое притча? Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ. Я предлагаю вам внимательно прослушать притчу. Притча Давным- давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи. -Чему учит нас притча? – О дружбе есть много пословиц. Поиграем в игру “Собери пословицу”. Посмотрите на слайд, вам нужно найти вторую половину пословицы. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты. Один за всех, и все за одного. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Верному другу цены нет. Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь. Человек без друзей, что дерево без корней. Без беды друга не узнаешь. Сам погибай а товарища выручай. Новых друзей наживай а старых не забывай. |