СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методическая разработка рекомендована в работе руководителям детских фольклорных ансамблей
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 6» города Курска
Методика работы с
фольклорным ансамблем
(методические рекомендации из опыта работы)
Автор - составитель - преподаватель по классу «Народное пение»
МБОУ ДО «Детская школа искусств № 6» г. Курска
Симонова Юлия Владимировна
Курск 2024
Пояснительная записка
Методические рекомендации «Методика работы с фольклорным ансамбль» представляют собой практический интерес для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми на фольклорном материале, преподавателей детских школ искусств, реализующих обучение по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Музыкальный фольклор», по учебному предмету «Фольклорный ансамбль»
Методические рекомендации представляют собой опыт работы с фольклорным ансамблем с учётом новых сведений о певческих возможностях детей и их музыкальному интонированию. В данной методической работе представлены народные игры, устный фольклор, музыкально-театрализованные композиции на основе русских народных сказок в собственной обработке, сценарии календарных праздников. Весь материал из репертуара Образцового фольклорного ансамбля «Теремок»
Цель определить специфику работы руководителя фольклорного коллектива, обобщить собственный педагогический опыт.
« Едва ли можно найти материал, более близко затрагивающий интересы и потребности детей разного возраста и потому самый занимательный, увлекательный, который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник, вырос и развился путём исканий высокой радости детской народности. Это – детский фольклор»
Г. М. Науменко
Именно в детском фольклоре находится ключ к пониманию детской психологии, детских художественных и творческих возможностей. Именно поэтому – устное народное творчество, музыкальный фольклор, народная хореография должны найти большое отражение в содержании музыкального образования и воспитании подрастающего поколения.
Есть еще в России не во многих, но в некоторых местах: в поселках, селах, деревнях – необыкновенные островки жизни, где сохранились старые крестьянские обычаи, старинные праздники, обряды и, конечно, песни. Песни, которые дошли до наших дней с давних незапамятных времен. Очевидно, они стали складываться, когда человек впервые начал словами передавать свои чувства и настроения, свое отношение к окружающему миру: к матере-земле, которая кормила; к красному солнцу, которое согревало; к необъятным голубым небесам, которые давали свет; к полям и лесам, которые радовали красотой; и, конечно, к самому себе – к своей жизни, переживаниям и мыслям.
Песни сопровождали русского человека всю его жизнь, с рождения и до самой смерти. Сколько таких великолепных песен на Руси поет народ! Многие народные песни исполняются в играх, хороводах, плясках. Это придает песне особую динамику, эмоциональность. Соединенная с движением, танцем, песня приобретает дополнительную окраску и расцвечивается небывалой удалью, размахом, широтой.
Исполнители народных песен имеют необыкновенный талант. Впечатляет их музыкальная память: многие песенники в своем репертуаре имеют от нескольких десятков до нескольких сотен песен. И в этом репертуаре множество множество жанров: песни детские, семейные, духовные, исторические, календарные, солдатские, игровые, плясовые, свадебные, частушки и т.д.
Богатые песенные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждается, как наша земля, в защите и восстановлении. Порвав с духовными традициями, мы убиваем в себе человека, нравственную опору, творческие способности.
Чтобы вырастить лес, надо посадить молодые саженцы; чтобы оздоровить реки и пруды, надо расчистить маленькие родники и ключи, их питающие. Чтобы возродить песенные традиции, надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребенок, с его чистой душой, девственным слухом и творческим мышлением, воспитываясь по специальной методике и обучаясь сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, может освоить великую музыкальную культуру – песенную традицию своего народа, развить в себе такой же талант.
И здесь сразу же возникают проблемы: как приобщить детей к традициям, как учить петь традиционные песни, какие им по силам, а какие нет?
Прежде всего, педагогам, занимающимся фольклором, необходимо напомнить о главной цели занятий песенным творчеством – поднять интерес к более широкому использованию песенного фольклора в сфере детского музыкального образования и, прежде всего, в одном из наиболее массовом его видов – хоровом пении. Для этого предлагается апробированная методика обучения важнейшим вокально - хоровым навыкам: многоголосному пению, пению без сопровождения, развитию слуха, голоса, дыхания, дикции.
Внимание к народной песне в системе детского музыкального образования может привести нашу педагогику к более значительным успехам в деле эстетического и художественного воспитания детей, приобщению их к традиционному народному музыкальному искусству; поможет привить каждому ребенку любовь к старинным напевам, родному языку, к творчеству.
Перед руководителем детского фольклорного ансамбля стоит очень важная задача: сделать процесс обучения, передачи знаний максимально познавательным, необходимо заинтересовать и сплотить участников фольклорного ансамбля, преподнести музыкальный материал как можно интереснее. Результаты практики доказывают, что выбор народных песен, подходящих для работы с детским ансамблем, обширен и разнообразен. Именно репертуар во многом определяет исполнительский облик детского фольклорного коллектива, отражает направленность творческих поисков его руководителя. В репертуар коллектива могут войти не только образцы детского фольклора, созданные взрослыми и самими детьми (прибаутки, потешки, колыбельные, заклички, дразнилки и т. д.), но и многое другое из традиционных «взрослых» жанров: различные варианты календарных, хороводных, игровых, плясовых, шуточных, лирических, свадебных и других песен, духовные стихи, частушки, припевки. Главное, они должны обладать художественными достоинствами, быть доступными для исполнения детьми соответствующего возраста. Песенный репертуар для детей должен быть - увлекательным, интересным и познавательным!
Начальный этап обучения очень важен – это ещё не сложные по мелодике песни, в основном одноголосные, чаще всего с поступательным движением вверх или вниз, с небольшими скачками в объёме терции и кварты и обязательно с элементами игры. Для работы с начинающими, можно рекомендовать, к примеру, игровую песню «Как у Васьки глаза баски», записанную в Кировской области. Общее хороводное движение сочетается здесь с актёрской игрой, общением солистов. Им можно поручить исполнение отдельных фраз. Большое место в песенном репертуаре детского фольклора отводится именам, они используются в песнях разных жанров.
Первые занятия мы начинаем со знакомства: громко, нараспев каждый проговаривает своё имя. Здесь закладывается не только момент знакомства, но и воспитание уважительного отношения друг к другу, привыкание к общению и адаптация к новому незнакомому коллективу.
«Танечки - матанечки» - прибаутка, игровая сценка. Это лучший вариант для поиска выразительной музыкально-речевой интонации, для раскрытия индивидуальных тембров, развития актёрских способностей. Как вариант, можно использовать перекличку солистов и отдельных групп (мальчики-девочки).
Активно обыгрываются имена в хороводных, игровых песнях. Это хороший пример для запоминания имён участников ансамбля, для развития активности, сообразительности:
Косой плетень, заплетайся,
Настасьюшка, прививайся!
Косой плетень, заплетайся,
А Варенька, прививайся!
Однако при разучивании песен (для исполнения в концертных программах или просто в учебных целях, в качестве развивающего материала), необходимо помнить о максимальном использовании возможностей, заложенных в фольклорном материале. Разучиваем не просто, чтобы выучить, а стараемся ненавязчиво работать над развитием голоса, музыкального слуха, формированием певческим навыков, проявлением творческой индивидуальности, умением координировать пение с элементами движения. Очень часто в нотных материалах можно встретить мелодически сложные для детского исполнения песни, но с интересным текстовым вариантом. А возможно совсем наоборот – интересная гармония песни, мелодический рисунок, а текст не подходит для детского исполнения (психологически, да и по голосовым возможностям). Например, плачи, страдания, сложные по содержанию лирические песни, частушек с «взрослыми» текстами. В этом случае можно переделать текст песни, при этом, сохраняя мелодический рисунок, в этот процесс можно подключить участников ансамбля.
Приведем пример игровой песни «Махоня». Изначальный текст песни для детского исполнения в концертном варианте, кажется однообразным. Текст игровой песни мы решили немного изменить для того, чтобы добавить больше сюжетности и театрализации. Участники ансамбля с удовольствием разыгрывают сюжет игры, с элементами хореографии и драматизации.
1. Ой, Махоня, Махоня моя,
Дорогая, приветливая.
У Махонюшки брюшко болит,
А в Надеждушки сердце горит.
Живот-сердце на месте не стоит.
Участники ансамбля, взявшись за руки, идут по кругу.
Все. Здорово, кума.
Кума. Здоровенько.
Все. А где твоя Махонюшка?
Кума. Ой, да вот же моя Махонюшка,
На речку пошла, бельё полоскать!
Выходит маленькая девочка «Махоня», с коромыслом в руках и важно проходит по кругу. В это время участники ансамбля стоят полукругом и продолжают исполнять песню.Девочка «Махоня» обыгрывает сюжет.
2. Ой, Махоня, Махоня моя,
Дорогая, приветливая.
А Махоня на речку пошла
Коромыслом карасей удила.
Коромысло обломилося,
И Махоня провалилася.
Все. Здорово, кума.
Кума. Здоровенько.
Все. А что,твоя Махонюшка делает?
Кума. Приехала с речки, полезла на печку.
3. Ой, Махоня, Махоня моя,
Дорогая, приветливая,
Как Махоня полезла на печь,
За ухват зацепилась.
Головой в ушат свалилася.
Все. Здорово, кума.
Кум. Здоровенько.
Все. А что, твоя Махонюшка делает?
Кума. В баню пошла, попариться, от болезней избавиться.
4. Ой, Махоня, Махоня моя,
Дорогая, приветливая.
В бане парилася веничком,
Всё берёзовым орешничком.
Сгоряча в ушат свалилася,
Жаром, паром обварилася.
Все. Здорово, кума.
Кума. Здоровенько.
Все. А что, твоя Махонюшка делает?
Кума. Да горе какое, захворала моя Махонюшка, доктора вызывать надо.
Под музыку выбегает мальчик, переодетый в доктора и подбегает к «Махоне», начинает её лечить.
Доктор. Поднимите руки, откройте рот, дышите, не дышите, нужен укол!
Махоня. Укол?
Участники образуют круг, « Махоня» начинает догонять Доктора.
5. А Махоня догадлива была,
Не то правда взяла да ожила.
Врач ещё не ушёл, не ушёл,
А Махоня ругается,
Бить врача собирается.
Врач крипился, крипился,
Да под стол схоронился
Детская инструментальная музыка.
В педагогической деятельности необходимо активно использовать игру на детских музыкальных инструментах как важный аспект практической работы ансамбля. Обучение игре на простейших народных, бытовых инструментах, помогает активизировать развитие музыкальных способностей: чувство лада, чувство ритма. Игра на инструментах особенно полезна на начальном этапе для развития музыкально - творческого мышления обучающихся со слабым уровнем координации голоса и слуха. Свистульки, жужжалки, погремушки, колокольчики, трещётки, ложки – действенное средство ритмического воспитания. Чередуя свои занятия поэтапно, надо обязательно приходим к ложкам. Вначале всем участникам предлагается держать две ложки (в правой руке и в левой руке по одной ложке). Тыльными сторонами, ложка об ложку, выстукивают ритм песни. От урока к уроку осваиваются разные приёмы игры на ложках: «в три ложки», когда две ложки берутся в левую руку, а третья ложка в правую руку; в «две ложки», когда две ложки берутся в правую руку (выбиваем ритм по коленке, придерживая над ложками правую руку).
Танец с ложками
Русская народная песня «Светит месяц»
Очень полезно данный материал применять для развития слухового внимания, музыкальной памяти, для координации движений. Хорошо применять на практических занятиях для отработки навыков чувство метроритма.
Ложки, ложки расписные, Участники стоят кругом, стучат ложками –
четвертями, слегка пружиня ногами – 4
такта (24).
Ложки, ложки - красота! Присесть и стукнуть ложками, выпрямиться,
развести руки в стороны - половинными 2 раза
(4 такта).
Дети весело играют, На топотушках кружатся и стучат
Восьмыми - 4 такта.
Танец начинать пора. Выставляют правую пятку – руки развести –
«Ух!», ногу убрать – стукнуть ложками,
аналогично – левой – 4 такта.
Звучит музыкальный проигрыш.
1-4 такты. Участники по кругу идут простым шагом, на последнюю
четверть – «щёлк» ложками друг о друга.
5-8 такты. Идут в обратную сторону – аналогично – «щёлк».
9-12 такты. Кружатся вокруг себя, притопывая, стучат восьмыми.
13-16 такты. Поочерёдно выставляют ногу вперёд на пятку (правую затем
левую) – руки развести в стороны – «Ух!», ногу убрать –
щёлкнуть ложками, в конце руки поднимают вверх – «Всё!».
Свои богатые традиции есть и у детской игры на деревянных и глиняных свистульках (окаринах), чаще всего в форме птиц и животных. Свистульки - окарины настроены, как правило, на кварту (с одной дырочкой), в мажорный квартсекстаккорд или мажорное трезвучие (с двумя). Ребятам удаётся исполнять на них незамысловатые мелодии с разнообразными ритмическими рисунками.
В инструментальном репертуаре используется и игру на косе. По лезвию косы выстукивают ритмические фигуры длинным гвоздём или металлическим предметом. Например, ритмическую игру на косе, можно использовать в обрядовых действиях, в играх-драматизациях и т.д.
Нельзя забывать, что основная функция и назначение инструментальной детской музыки лежит в игровой и развлекательной практике. Участники ансамбля зачастую импровизируют, подражают звукам, копируют напев, ритм, исполняемой песни.
На уроке целесообразно использовать своеобразную « разрядку» для всего коллектива. Можно устроить небольшой концерт для участников ансамбля, где сами дети исполняют сольные песни, выученные на уроках индивидуального вокала. Такие выступления проходят всегда не запланировано, и носят элемент импровизации. Здесь можно сочинить и танцевальные движения, и подыграть солисту на музыкальных инструментах (ложках, трещётках, рубеле, треугольнике и т.д.). Такие выступления дают возможность наиболее ответственно исполнить выученную песню, показать своё вокальное умение, а другим послушать, оценить, почувствовать песню.
Овладение навыками хореографии
После такой разминки неотъемлемой частью занятия является практическое освоение бытовой хореографии. Исходя из того, что в народной музыке постоянно присутствует мышечно-двигательная, моторная основа, главной задачей при обучении хореографии является укрепить эту основу, и делать это, как можно раньше, с простых движений. Способствует этой работе пляска в 2 и 3 ноги (отличительная особенность в 2 ноги – дробиться слабая доля, а в 3 ноги – дробиться сильная доля).
Те элементы движений, которые используются на уроках, на каждом занятии могут повторяться, с одной лишь главной задачей: обучающиеся должны владеть основными элементами народной хореографии, уметь двигаться под русскую песенную или танцевальную музыку пластично и выразительно.
Начинается занятие обязательно с разминки, где все участники двигаются по кругу, по одному. Руки на талии, «кулачками». После окончания фразы поднимают руки в стороны и раскрывают ладонями вверх. Проходят ещё одну фразу, опускают их «кулачками» на талию. Делать это не сложно, но здесь необходимо добиваться характера движения, свободы движения корпуса, пластичности и музыкальной чуткости, умение двигаться по фразам. Хорошо подходят к этому заданию свадебная песня «Да у нас нынче белый день», хороводная «То не гусельки рокочут», «Барыня».
После такой разминки участники берутся за руки и двигаются по кругу простым шагом, затем мелким шагом, т.е. на каждую восьмую, и здесь же начинают заводить «Змейку». Заданные элементы хореографии могут быть следующими: движение по одному большому кругу, по двум кругам (один движется по часовой стрелке, другой движется против часовой); дальше все проходят в «воротца», затем вновь образуют общий круг.
Пример танца «Во саду ли, в огороде».
«Во саду ли, в огороде»
(русская народная песня)
1. Во саду ли, в огороде,
Девица гуляла,
Её маменька родная
Домой величала.
Участники танца, взявшись за руки, двигаются парами по кругу
(мальчик, девочка). В данном случае руки можно держать перед
собой (левая рука девочки в правой руке мальчика).
На проигрыш все участники останавливаются, поворачиваются лицом в круг, берутся за руки, пританцовывая, идут в центр круга, со словами «Казачок». Затем также возвращаются на исходное положение и становятся друг против друга.
2. Во саду ли, в огороде
Выросла морковка,
Ну, кому какое дело,
Что я чернобровка.
Участники становятся друг против друга и выполняют такие
движения – хлопок в ладоши; руки на пояс; раскинуть руки в
стороны; на пояс – 2 раза. Затем на 2 фразу выполняют такие
движения: - хлопок в ладоши; руки на пояс; раскинуть руки в
стороны; на пояс; хлопок в ладоши; руки на пояс; погрозить друг
другу пальчиком.
На проигрыш все участники останавливаются, поворачиваются лицом в круг, берутся за руки, пританцовывая, идут в центр круга, со словами «Казачок». Затем также возвращаются на исходное положение и становятся по парам, взявшись за руки, двигаются парами по кругу.
Движения повторяются через куплет, после каждого куплета музыкальный проигрыш.
3. Во саду ли, в огороде
Цветёт бела вишенка,
Никому я не откроюсь
Меня любит Мишенька.
4. Во саду ли, в огороде
Выросла черешня,
Полюбила казака,
А казак нездешний.
5. Во саду ли, в огороде,
За кустом малины,
Собирает парень с девкой
Ягоды в корзины.
6. Во саду ли, в огороде,
Поёт канареечка,
Каждый вечер тебя милый
Жду я на скамеечке.
Очень популярной во всех областях, является пляска «Матаня», исполняют её обязательно с пением частушек про матаню – и строго по очереди. При разных движениях и фигурах «Матаня», в сущности, представляет собой своеобразный спор, соревнование. Когда заканчивает петь куплет частушки, все останавливаются, поворачиваются в центр круга лицом, хлопают в ладоши под музыку, затем отбивают дробь ногами, поворачиваются в затылок, и снова все с припляской начинают движение по кругу.
«Матаня в очередь»
Исполнители стоят парами в затылок друг за другом, образуя очередь. Гармонист стоит в стороне.
1-16 такт: первая стоящая пара исполняет частушки.
17-20 такт: исполнительница первой пары поворачивается под рукой рядом стоящего исполнителя.
21-32 такт: исполнители встают лицом друг к другу в вальсовое положение – исполняют «пружинистый вальсовый шаг» в повороте и заходят в конец очереди.
Всё начинается сначала другой парой.
Вокально-хоровая работа в коллективе.
Работа над вокальными навыками в ансамбле является самой главной задачей для руководителя. На мой взгляд, самое важное в народном пении – это высокая позиция, опора дыхания, правильная артикуляция и правильное интонирование.
На занятиях навыки пения должны прививаться постепенно, по известному принципу – от простого к сложному. Как это принято в народной традиции устной передачи фольклора, разучивание и исполнение песен и тренировочных упражнений должны происходить «на слух», с голоса преподавателя. При разучивании и исполнении «на слух» внимание активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса и звучание партии, развивают свободу вокального интонирования. Век назад стало известно, что звук образуется в голове, по принципу обратной связи идёт в горло и опять возвращается в голову. То есть поём мы головой, сознанием.
О работе над певческой постановкой голоса можно говорить очень много, это очень сложный и кропотливый труд, и его необходимо сделать более доступным. Ведь нередко бывает, что приходиться работать с детьми с плохим слухом, так называемыми «гудошниками». Поэтому для большей эффективности в создании поющего ансамбля, хорошо принимать детей в возрасте 5-6 лет. В этом возрасте легче заложить навыки народного пения.
C каких упражнений нужно начинать вокальную работу?
1. Певческая установка – правильное положение головы, корпуса при пении, является основой образования хорошего певческого звука. Главное условие – внутренняя физическая свобода. Правильную певческую установку необходимо воспитывать с первых занятий.
2. Певческое дыхание состоит из 3 моментов: вдох, задержка, выдох. Вдох бесшумный, через нос и рот одновременно, при этом рёбра расширяются, диафрагма опускается. При вдохе необходимо брать столько воздуха сколько требуется для построения музыкальной фразы.
«Тренировка выдоха» - (выполнять по 4 раза каждое задание).
1) «Греем ручки». Ощутить на ладонях выдох из открытого рта так, как это делают на морозе. Выдох бесшумный, равномерный.
2) Перевести бесшумный равномерный выдох в шипение горлом.
3) Выдыхать воздух порциями – толчками через вытянутые трубочкой губы.
4) Спокойный, бесшумный вдох, воздушный столб опереть на диафрагму. Равномерный выдох через вибрирующие губы (имитируя сочетание «тпр»).
«Пульсация», тренировка вибрато.
1) Сидя, руки на талии, произносить звук «К», контролируя расширение боков как реакцию на звукообразующее действие.
2) Поставить левую руку на талию, правую на живот под пупком, произносить «К», контролируя одновременное расширение боков и выдвижение мускулатуры на работу органов дыхания во время произношения звука.
3) Повторить оба предыдущих задания со звуком «Г», со звуком «Г- предыхательным».
Отработка исполнительских навыков может проходить, как на специальных упражнениях, так и на попевках, взятых из песенного репертуара. Детские песни построены преимущественно на традиционных, устоявшихся попевках - формулах. Усваивая их с раннего возраста, обучающиеся постигают народный попевочный словарь, лежащий в основу всего народного музыкального творчества. Помимо того, что детские песни развивают музыкальный слух и память, но и благотворно влияют на развитие певческого дыхания – так как по своей природе большинство закличек, приговорок, дразнилок, прибауток поются полным голосом, легко и непринуждённо.
Так, с разучивания и исполнения весёлой дразнилки, с её интонационной раскованностью, свободой интонирования, простой попевочной формулы, может начинаться любое занятие. Считалка удобна и полезна для выработки правильного дыхания, чёткого ритма, свободной артикуляции:
За высокими горами
Стоит Мишка с пирогами,
- Здравствуй, Мишенька-дружок!
Сколько стоит пирожок?
- Пирожки не продаются,
Они сами в рот кладутся!
Таким образом, на распевании можно выучить самые трудные моменты в песне. Время отведённое на распевание, зависит прежде всего от того, что последует за этим распеванием и какова его цель (7 мин – 1 часа). Для распевания можно использовать такие виды упражнений:
1) Упражнения на правильное дыхание, которые помогают найти ощущение звукового «столба» и приводят в активное состояние мышцы.
2) Упражнения для развития речевого посыла звука, целью которых, является достижение естественного, распевного произношения.
3) Упражнения, построенные на напеве из одного звука.
4) Упражнения на овладение кантиленой (выравнивание гласных звуков.)
«Интонационно - фонетические упражнения» (выполняются по 4 раза каждое).
1) «Страшная сказка». Рот открыт, губы расслаблены. Пальцы «проткнули щёки», то есть поставлены так, чтобы ощущать провалы между верхними и нижними боковыми зубами, не давая рту закрыться. В таком положении произнести тихим низким последовательность гласных У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ. Глаза широко открыты, выражение лица – испуганное. Произносить гласные надо без видимых движений губ и челюсти.
2) Рот закрыт, верхнее нёбо приподнято (как будто вы держите во рту горячую картошку). Осторожно уколоть голосом» точку головного фокуса, затем при сомкнутых губах, артикуляционно – на букве «М» взять произвольный, удобный тон; ощутить вибрацию воздушной струи у сомкнутых губ.
3) «Сказать букву на груди». Чётко артикулируя, активно, отрывисто произнести гласные А, О, У, Э, Ы, одновременно представляя, что рот находится в зоне грудного фокуса.
4) «Вопросы и ответы». Скользящая глиссирующая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и наоборот. Вопросительная интонация при движении голоса вверх, облегчённая ответная – вниз.
5) «От шёпота до крика». Считать от одного до десяти: раз-два – шёпот, три-четыре – тихо, пять-шесть – средним по громкости голосом, семь-восемь – громко, девять – очень громко, десять – крикнуть.
6) «Крик-вой». Максимально открытый рот. Бесшумный вдох, затем крик «А», через восходящую интонацию переходящий в гласную «У» в фальцетном регистре.
7) Попевка на вибрации губ (имитация звукосочетания «дбр» или имитация езды на автомобиле в детских играх).
8) Сказать «ам», как можно шире открывая рот, почувствовать амплитуду.
(«Ам» - это перевёрнутое «Ма», при произнесении звука «А» необходимо сохронить широкую амплитуду.
Народный театр
Дети всегда любили играть. А для игр всегда нужны были игрушки. Для игрушек годиться любой материал – веточки и камешки, ленточки и тряпочки. Забавляясь с игрушками, дети как бы репетируют свою взрослую жизнь. Не случайно любимой игрушкой девочек во все времена считалась кукла. Тряпичные куклы, деревянные «чурбачки», соломенные кони, глиняные свистульки – вот какие игрушки были у русских крестьян. На занятиях по народному творчеству необходимо не только изучать обряды, традиции русского быта, но и знакомиться с историей русской игрушкой. Обучающиеся с большим удовольствием сами шьют кукол, одевают их не просто в народный костюм, а в традиционный костюм разных губерний, тем самым неприхотливо, в игровой форме изучают историю русского костюма.
Огромной любовью пользуется у участников ансамбля такой жанр устного народного творчества, как сказка. Известно, что в русской сказке заключено богатое содержание – и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами и др.). Например: красна девица, ясный сокол, встань передо мной, как лист перед травой и тому подобное, которые дети используют в собственной речи. Сказка, по мнению А. В. Запорожца, «выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность, ни любая другая творческая деятельность взрослого».
Очень полезно в работе с ансамблем пользоваться музыкальным материалом народных сказок. В народе существует выражение: «Новые времена – новые песни», вот почему воспитанникам детского ансамбля нравятся старые сказки на новый лад. Каждый раз старая сказка переживает второе рождение, наполняется новыми сюжетами и персонажами, порой предложенными самими детьми. Небольшие спектакли не проходят без пения и плясок сказочных персонажей, которых дети знают и любят. Музыка задаёт характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчёркивая движения кукол, их настроение. Это формирует умение различать голоса музыкальных инструментов, жанры народно-песенного творчества. В процессе подготовки и показа спектаклей кукольного театра применяется художественное слово и наглядные образы – куклы, живописно – декоративное оформление, песни, музыкальное сопровождение. Нельзя не отметить, что неотъемлемой частью работы с фольклорным коллективом составляет народный театр, который синкретичен по своей основе и состоит из музыки, хореографии и режиссуры спектакля. В ансамбле надо не только спеть песню, но и «разыграть» её, показать обрядовое действие, как в настоящем театре. Участники с большим интересом готовятся к театральным постановкам, фольклорным праздникам.
Сценарий
театрализованного фольклорного праздника
«Игра круглый год»
Участники ансамбля входят с песней «Христос Воскрес» - взрослый участник ансамбля исполняет ритмический наигрыш на косе.
«Христос Воскрес» (обрядовая песня исполнялась волочебниками)
«Идут, бредут волочебнички. Христос Воскрес! Сын Божий.
К тому двору припыталися. Христос Воскрес! Сын Божий.
К хозяйскому, к богатырскому. Христос Воскрес! Сын Божий.
Его жена за водой пошла. Христос Воскрес! Сын Божий.
Подчерпнула глубоченько. Христос Воскрес! Сын Божий.
Пошла она мужа будить. Христос Воскрес! Сын Божий.
Ой, ты мужа не спи дюжа. Христос Воскрес! Сын Божий.
Будем-ка мы думу думать. Христос Воскрес! Сын Божий.
Думу думать, церкву строить. Христос Воскрес! Сын Божий».
Участники выстраиваются в полукруг, приветствуют друг друга праздничными словами, целуются и заводят диалог с Хозяйкой.
- С праздником! Христос Воскрес!
- Воистину воскрес!
- Эй, вьюница молодица, подай яйцо!
- Не подашь яйцо - развалим крыльцо!
- А подашь яйцо - построим новое крыльцо!
- Что вы, гости дорогие, угощайтесь. Это тебе на здоровье, это на счастье, а это, чтобы замуж удачно выйти.
Хозяйка одаривает гостей расписными яйцами.
1 мальчик. Чтобы у меня было столько внуков, сколько волос на голове.
Проводит яйцом по голове.
1 девочка. Как яичко кругло и гладко, так и я, буду кругла и сыта.
Проводит яйцом по животу.
2 девочка. Воскресение Христово, пошли мне жениха холостого, в
чулчонках, да в порчонках.
Держит яйцо над головой.
2 мальчик. Эй, девчоночки, подружки,
Веселушки, хохотушки.
3 девочка. Эй, ребята, молодцы озорные удальцы,
Поскорее выходите, весь народ повеселите.
Все. Будем в игры играть, хороводы водить,
Весь народ веселить.
Ансамбль исполняет свадебную песню Белгородской области
«Пойду млада, во зелёный сад».
1 девочка. Смотрите, смотрите, а вот и раёшники идут!
Выходят два мальчика, переодетые в ярмарочных зазывал – раёшники, выносят с собой раёк с картинками, и начинают рассказ. Остальные участники ансамбля расходятся по сторонам, чтобы удобно было смотреть представление.
1 раёшник. Подходите, подходите,
Да только глаза протрите,
И карманы берегите.
2 раёшник. А вот и я развесёлый потешник,
Известный столичный раёшник,
Со своею потешной понарамою.
Картинку кручу, верчу, поворачиваю,
Публику обморачиваю.
1 раёшник. Покажем вам всякие картинки,
И господ, и мужиков в овчинке.
А вы прибаутки да разные шутки
С вниманием слушайте,
Яблоки кушайте, орехи грызите,
Картинки смотрите.
2 раёшник. А это извольте глядеть разглядывать,
Смотреть рассматривать,
Поповой дочки портрет,
Только в рамку он не вдет.
Попова дочь красавица,
Увидят собаки лаются,
А лошади в сторону кидаются.
А зовут её Марфушка –
Пухла, что твоя подушка.
1 раёшник. А это извольте глядеть разглядывать,
Смотреть рассматривать,
Измалёвана мамзеля,
Свалилась с карусели.
Уж больно она была тужа,
Где постоит там и лужа.
У неё рожа, на мой лапоть похожа.
2 раёшник. А это извольте глядеть разглядывать,
Смотреть рассматривать,
Турецкая баталия, где воюет тётка Наталия.
Сделала по всей деревни:
Колокольный звон, пушечную стрельбу.
Сама три кочерги разбила, деревню в полон взяла,
А деревня то большая:
Два двора, три кола, пять ворот,
Прямо Андрейке в огород.
1 девочка. Ой, и насмешили, ой и распотешили нас.
2 девочка. А мы тоже не лыком шиты, петь и плясать умеем.
В это время раёшники уходят со сцены.
Ансамбль исполняет припевки Брянской области «Ой, дубя, дубя».
Музыкальная сказка «Репка»
Звучит мелодия скрипки. Участники ансамбля становятся в полукруг, а те, кто водит кукол, уходят за кулисы.
Автор поёт. Посидите детки, побеседуйте,
Песни сказочки, да вы послушайте:
(говорком) Где я только не бывала,
Побывала я по всей небывальщине,
Услыхала я всю неслыхальщину.
(пение) А я вам ребятки старину скажу,
Старину скажу, да стародавнюю.
(говорком) Как в городе было в Саратове,
Появилась там диковинка,
Не малая не великая.
Ой, что это? Семечко! Да это же репка!»
Автор. Посадил дед репку …
Звучит припевка.
«Ой, репка госпожа».
Ой, репка госпожа,
Да и кто тебя сажал?
Иван Селиван,
Селиванова жена.
По дорожке шла
Приговаривала,
Приколачивала
Расти наша репка
Хороша и крепка.
Всем на удивление,
Нам на загляденье.
Автор. Посадил дед репку, и выросла репка большая пребольшая.
Стал дед репку из земли тянуть.
Тянет, потянет, вытянуть не может.
Позвал дед на помощь бабку.
На сцену выходит девочка с куклой марионеткой «бабкой» под частушку.
«Чеботуха»
Чеботуха. чеботуха,
Хорошая баба,
Наварила куляша,
Нажарила сала.
Сама села и поела,
Деду юшки дала,
Дед юшки попил
Бабке хрюшку побил.
Бабка. Ой, дед знатная репа. То-то хороша будет пареная, с
маслицем.
Автор. Взялась бабка за дедку, дедка за репку.
Все. Тянут, потянут, вытянуть не могут.
Автор. Стали звать на помощь внучку.
На сцену выходит девочка с куклой марионеткой « внучкой».
«Катенька весёлая»
Катенька весёлая,
Катя чернобровая!
Пройди Катя горенкой,
Топни радость ноженькой.
Автор. Взялась внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Все. Тянут, потянут, вытянуть не могут.
Автор. Стали звать на помощь Жучку.
На сцену выходит девочка с куклой марионеткой «Жучкой» под песню.
Автор. Взялась Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,
дедка за репку.
Все. Тянут, потянут, вытянуть не могут.
Автор. Кликнули на помощь кошку.
На сцену выходит девочка с куклой марионеткой «кошкой».
«Три-та-та, три - та- та,
Вышла кошка за кота,
За кота Котовича,
За Иван Петровича.
Автор. Взялась кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку,
бабка за дедку, дедка за репку.
Все. Тянут, потянут, вытянуть не могут.
Автор. Кликнули на помощь мышку.
Выбегает мышка под инструментальный наигрыш по балалайку русская народная песня « Уж, ты прялица».
Автор. Взялась мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за
внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Все. Тянут, потянут, вытянули репку!
Автор. Доброе семя, да добрый всход!
«Репка»
1. Да как у деда с бабушкой
Вырастала репка.
А ли лей, лёли,
То-то ж любо, да люли.
2. Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
А ли лей, лёли,
То-то ж любо, да люли.
3. Да вот тут мы будем петь,
Вот тут мы будем гулять.
А ли лей, лёли,
То-то ж любо, да люли.
Автор. Была репка важная,
Дивилась старуха каждая.
Одним днём не обойдёшь кругом
Всей деревней ели целую неделю.
Одну корку наложили,
Так телегу обломили!
Звучит песня с инструментальным сопровождением (балалайка, скрипка, трещётки, ложки, кугиклы).
Дятел там воду носит,
На море жираф переходит,
То-то, долгие ноги,
То-то, короткое платье.
На море сорока белобока,
Вздумала сорока щеголяти,
Короткое платье носити,
С ножки на ножку скакати.
А барашки круторожки
В скрипочку играют,
А совища из дуплища,
Пошла примечать.
Не пора ли нам ребятки
Сказочку кончать.
Сценарий музыкальной сказки « Курочка - ряба»
из репертуара фольклорного ансамбля «Теремок»
Действующие лица: ростовые куклы – «дед», «баба»; куклы марионетки «Курочка-ряба», «Мышка».
(Под народную мелодию на сцену выходят участники ансамбля становятся в полукруг и начинают рассказывать сказку )
1 девочка. За лесами, за горами,
Есть у нас дом
И живём мы в нём.
А хотите? Все к нам в гости приходите!
2 девочка. Идите левой стороной
На правой будет дом мой.
По дороге стоит сосна кудреватая,
Под сосной сидит курочка рябоватая.
3 девочка. Эх, труба ладная, песня складная
Это только присказка, а сказка ещё впереди.
1 девочка. Во времена стародавние,
Очень, очень давние.
Жил-был…
Все. Козёл! ( звучит мелодия )
1 девочка. Да не козёл!
Жил-был…
Все. Осёл! (звучит мелодия)
1девочка. Да не осёл!
Жил-был дед, и было ему сто лет.
А звали его…
Все. Степан!
( Под мелодию « Уж ты, дедушка Степан» на сцену выходит мальчик с ростовой куклой – «дед», участники обыгрывают движения куклы и поют песню).
Уж ты, дедушка Степан
Наизнанку твой кафтан.
Тебя деточки любили
За тобой гурьбой ходили.
На тебе шапочка с пером,
Рукавички с серебром.
Уж ты ходишь, семенишь
Рукавичками звенишь
1 девочка. И была у этого деда бабка.
А как же её звали?
Все. Марфа!
( Под музыку выходит девочка с ростовой куклой «бабкой» и подходит к «деду». Ансамбль исполняет песню « Как у бабушки у Марфы»).
Как у бабушки у Марфы
Было семеро детей,
Было семеро детей,
Было семь сыновей.
Они не пили ни ели
Друг на друга всё глядели.
Друг на друга всё глядели
Вместе делали вот так.
1 девочка. Ну, так вот! Жили-были дед да баба, и была у них курочка ряба.
( Под музыку выбегает девочка с куклой «курочкой рябой», участники ансамбля исполняют прибаутку « Ой курочка, ты курочка»).
- Ой курочка, ты курочка».
- Ты где была?
- Цыплят посла.
- А где они?
- За врата ушли.
- А где врата?
- Вода унесла.
- А где вода?
- Быки выпили.
- А где быки?
- За тростник ушли.
- А где тростник?
- Девки выломали.
- А где девки?
- За мужья ушли.
- А где мужья?
- Пошли сено косить.
- А зачем косить?
- Коров кормить.
- А зачем кормить?
- Молоко доить.
- А зачем доить?
- Малых детушек кормить.
2 девочка. И снесла курочка яичко.
Вот чудо - чудное, диво - дивное,
Яичко то золотое!
(Из-за кулис выбегает девочка, выносит «золотое» яичко, участники ансамбля обыгрывают удивление).
3 девочка. Дед бил, бил…
Все. Не разбил!
2 девочка. Баба била, била…
Все. Не разбила!
1 девочка. Тут мышка бежала!
(Из-за кулис выбегает девочка с куклой « мышкой», участники ансамбля исполняют припевку «Кубы, кубы, кубака»).
Кубы, кубы, кубака
Больно ямка глубока,
А в ней жила мышка
Серая кубышка.
Одна мышка заболела,
Не пила она ни ела.
Дали ей сметанки,
Молочка в лоханке.
Поправляться стала мышка,
Будет снова, как кубышка.
1 девочка. Мышка то бежала, хвостиком махнула, яичко то упало и разбилось.
2 девочка. Плачет дед, плачет баба, а курочка кудахчет.
1 девочка. « Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам новое яичко - не
золотое, а простое!»
В заключение музыкальной сказки ансамбль исполняет карагодные припевки «Приезжайте, люди добры в гости к нам» (участники двигаются по кругу, по часовой стрелки, парами ,инструментальная группа находится в центре круга)
Сценарий
музыкально-театрализованного представления
«Калейдоскоп рождественских праздников».
1 ведущая. Собирайся народ,
Разевай пошире рот.
В нашей горнице веселье,
Нынче Святок продолженье.
Громче песню! Шире пляску!
Начинается наш праздник!
2 ведущая. Не хотите ли ребятки,
Больше разузнать о Святках!
1 ведущая. Что ж, ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Я надеюсь наш рассказ,
Будет увлекательным!
2 ведущая. Святки, или как их ещё называют Святые вечера – это зимний народный праздник, который начинается на Рождество и длится целых две недели, до самого Крещения. А что же это за праздник – Рождество? Две тысячи лет назад в городе Вифлееме, родился Иисус Христос. Давным - давно римский император Август захотел узнать, сколько людей живёт в его государстве. Он приказал каждому жителю явиться в город и пройти перепись.
2 ведущая. Дева Мария, так звали маму Христа, и её муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Они пришли поздним вечером, все гостиницы и дома оказались переполненными и лишь одна пещера на краю города, куда
пастухи загоняли в непогоду скот, дала им приют.
(Звучит музыка, в зал входят участники ансамбля, со свечами в руках).
Этой ночью у Марии родился Сын Иисус Христос. Мать запеленала
Младенца и положила на солому в ясли. ( Ясли - это деревянная кормушка для скота).
Участники ансамбля исполняют песню « Как на речке да на Ердане».
Другая группа детей вносит в зал «Вертеп».
1 девочка. Эта ночь святая,
Эта ночь спасенья.
Возвестила всему миру
Тайну нового рожденья.
2 девочка. Пастухи у стада
В эту ночь не спали
Божий ангел прилетел
К ним из небесной дали.
3 девочка. Ныне Бог родился
Людям на спасенье,
Радуйтеся люди
Великому рожденью.
1 ведущая. В эту чудесную ночь зажглась на небесах новая яркая звезда. Она остановилась над пещерой и возвестила людям о рождении Христа.
(Ансамбль исполняет колядку «Мать Мария»).
« Мать Мария по полю ходила
Весть носила у Бога просила.
Маленьки ребятки стояли в оградки
Христа дожидали.
Христос народился к ограде явился.
А вы люди знайте,
Бога прославляйте».
(Участники ансамбля уходят с песней и уносят Вертеп).
2 ведущая. Когда родился Иисус Христос обрадовались и люди, и звери, и
птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима деревья зазеленели, зацвели, а ёлочка ведь и зимой и летом остаётся зелёной. Вот она и загрустила, что нечем порадовать Младенца. Но тут с небес упала яркая звезда, и сверкающие осколки заблестели дорогими украшениями. С тех самых давних пор и существует обычай наряжать ёлочку на Новый год и Рождество!
1 ведущая. Ребята, посмотрите какая у нас нарядная ёлочка! А вы знаете, какими игрушками украшают ёлочку? Давайте проверим! (игра «Что висит
на ёлке?»)
1 девочка. На Рождество на Руси было принято ходить от дома к дому и устраивать представлении, шутили, пели колядки ( Рождественские песни, прославляющие Христа). Не принять христославов считалось грехом – нарушением Божьих заповедей. Этот обычай назывался колядованием, в честь языческого бога пиршеств и мира « Коляды», а песни «колядками». Не зря в народе говориться: « Пришли Святки – запевай колядки»
(В зал входят маленькие участники ансамбля с колядкой « Авсень»).
Все. Здравствуйте, с Новым годом! Со всем родом! Чтоб здоровы были,
много лет жили.
«Сеем, сеем посеваем,
С Новым годом поздравляем,
Кто копеечку пятак,
Мы не выйдем с хаты так».
Гости. Тётка калёдка, подай коляду,
Не подашь коляду –
Я козу приведу!»
(Вбегает мальчик в маске «козы» и поёт:
«Я коза дереза
Повылуплены глаза,
За три гроша куплена,
За три бока луплена.
Заколю тебя рогами,
Затопчу тебя ногами,
Вот я тебя по коленам
Берёзовым поленом».
Хозяйка. Ну что вы гости дорогие
Я вас заждалась.
Двор мой просторный,
Щи мои жирны, сдобные лепёшки
Не лезут в окошки,
А горячие блины в рот захотели.
Гости. Мы хозяину с хозяйкой не за даром пели
Что есть в печи всё на стол мечи
Хозяйка. Пироги, печенья, для вашего угощенья!
(Участники праздника становятся в круг, ведущие проводят игру «Шла коза по лесу»)
«Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем».
1 ведущая. А теперь наши ребятки отгадайте-ка загадки!
1) Летом спят, а зимой бегут
В гору деревяшка, под гору коняшка. (Сани)
2) Упрятались голышки в мохнатые мешки,
Четверо вместе, а один на месте.
(Варежки).
3) Глянули в оконце
Лежит белое суконце. (Снег).
4) Трескучий, ядрён,
Намостил мостён.
По дворам пробежал,
Все окна расписал. (Мороз).
5) Выросло – повыросло,
Из бороды повылезло,
Солнышко встало
Ничего не стало. (Сосульки).
1 ведущая. Старые люди говорили, что на Крещение можно узнать, каким будет будущее, удачлив ли будет наступивший год и что ждёт каждого.
1 девочка.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
2 девочка. А мы тоже с вами погадаем. Вот у меня есть корзиночка, а в ней что угодно для души: ленты, щепочки, звоночки, даже есть карандаш.
(Девочка подходит ко всем желающим, каждый вынимает по одному предмету и читает пожелания, которые могут быть шуточными).
Лента – к долгой, счастливой жизни.
Деревянная щепка – крепкое здоровье.
Пуговица – жить тебе в большой семье.
Денежка – к богатству, к прибыли.
Карандаш – к хорошим успехам в школе.
Звоночек – к хорошим новостям.
Зеркальце – ходить тебе весь год опрятным да красивым.
Гость – на пороге будет гость.
Скрепки – к появлению новых друзей.
Погремушка – весь год будешь веселиться.
(Участники ансамбля вместе исполняют русскую народную песню «Во саду ли, в огороде»).
1 ведущая. Дорогие ребята и гости праздника! По старинному русскому обычаю мы хотим угостить вас пряниками. Они не простые – в каждый
пряник вложена записка с предсказанием будущего. Хотите – верьте,
хотите – нет, но ваша судьба в ваших руках!
2 ведущая. Пусть душа ваша, ваши мысли и чувства будут чисты, как
крещенская вода. Давайте будем помнить, чтить обычаи и традиции
своего народа.
( В заключение праздника участники ансамбля исполняют русскую народную песню Белгородской области «Как пойду я на улицу»).
Сценарий
фольклорного праздника
«Троица – зелёные святки».
(Концертная, игровая программа для детей младшего школьного возраста).
1 девица. Здравствуй весь честной народ
Праздник Троица идёт
И несёт с собой веселье,
И девичий хоровод.
Вот и девицы я слышу
Собираются гурьбой,
Песни петь, повеселиться,
Поиграть и покумиться.
2 девица. Здравствуйте люди добрые! Собрались мы сюда на праздник в честь святой Троицы.
1 девица. А чтоб праздник наш начать, надо солнышко позвать!
2 девица. Солнышко - выгляни!
Красное - выгляни!
К нам на праздник приди,
Людям радость принеси!
1 девица. Нашей Троице хвалу мы воздадим,
именинникам наш праздник посвятим.
2 девица. А именинники сегодня Вода, Земля и Лес,
Поэтому Троица празднуется три дня
1 девица. В первый день именины у воды. В этот день нельзя ни полы мыть, ни баню топить.
2 девица. На второй день именинник Лес, его нельзя ни рубить, ни ломать,
только одну молодую берёзку разрешается принести из лесу, поставить её на лужайке и украсить, так как она является символом русского леса и по народным поверьям обладает сверхъестественной силой.
1 девица. На третий день именины у Земли. В Духов день нельзя работать на
земле. Именинникам принято дарить подарки, а лучший подарок это
русская народная песня.
(На сцену выходит фольклорный ансамбль «Теремок» исполняют народную песню Белгородской области «Молодка»)
2 девица. А ещё праздник Троицы называют праздником русской берёзки,
которая является символом Руси.
Сегодня праздник не простой,
Он Троицей зовётся.
Он берёзонькой густой
В душах отзовётся,
Ветерочком прошумит
В ивах придорожных.
И объявит, что венки
Заплетать всем можно.
В зал под народную мелодию входит «Берёзка» (девочка в белом сарафане украшенном под берёзку).
Берёзка. Это я, берёзка,
В новом сарафане!
Хочется мне дети,
Веселиться с вами.
С праздником вас, дети,
Всех я поздравляю!
Счастья вам, веселья,
Радости желаю!
Участники ансамбля приветствуют Берёзку:
Как танцуют славно
На лугу зелёном, летнем
Те девчата, что берёзку
Вьют на Троицкой неделе!
Поначалу выбирали
Самую красивую,
Чтобы стволушком
Белела и негорделивую.
Чтоб листочками богата,
Чтоб собою кудревата,
А ещё, чтоб на полянке
Посвободнее росла.
На такую вот берёзку
Девка ленту припасла.
«Заломать-то» не взаправду
Ветки собиралися,
Не для этого в тот день
Девки наряжалися.
Просто ветки нагибали,
Их по нескольку сплетали,
А уж на конец косы
Каждой ленточку вплели.
Вот берёзка и готова!
К празднику наряжена,
И к девичьим хороводам
Солнышком украшена.
Становитесь же, девчата,
Поскорее в хоровод,
В этом чудо-хороводе
Пусть каждый пляшет и поёт!
(Участники ансамбля образуют хоровод вокруг Берёзки и исполняют русскую народную песню «Во поле берёза стояла»)
1 девица. Берёзка, а ты знаешь, что ребята готовились к празднику, иприготовили для тебя много музыкальных подарков.
(Солистка ансамбля исполняет шуточные припевки «Тынды-рынды»)
2 девица. Для всех без исключенья
И взрослых и детей,
Есть масса развлечений
И игр и затей.
Одним дороже прятки,
Одним футбол игра,
Отгадывать загадки
Все дети мастера.
1 девица. А ну, узнаем кто здесь
Смекалкою богат,
Кто отгадать сумеет
Моих загадок ряд?
Медлить здесь совсем не нужно,
Отвечайте быстро, дружно:
На заборе поутру кукарекал? (петух)
Полосатая рубаха, живёт в саване? (зебра)
Он в малине знает толк
Ну конечно это? (медведь)
Есть мух и комаров готова,
В болоте квакает? (лягушка)
Морщинистый Тит всю деревню веселит? (гармонь)
Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах,
На часы не заглядывает,
А время знает. (петух)
В исполнении ансамбля звучит русская народная песня Курской области «Комарики».
2 девица. Вы знаете, ребята, праздник Троицы богат разными традициями. В этот день умывали глаза водой из реки, чтобы не болели; бросали в реку или в колодец монетки – на счастье; девушки загадывали желания и кумовались. Кто хочет покумоваться, чтобы никогда не ссориться?
(Все желающие разбиваются на пары, девочки троекратно целуются через берёзовый веночек, приговаривают и обмениваются приготовленными подарками, это могут быть украшения, сувениры, сделанные своими руками)
Кумушки, кумитеся,
Где сойдётесь, поклонитеся,
Домой пойдёте – не бранитеся.
Покумимся, кума, покумимся,
Чтобы нам с тобой не браниться,
Весело дружиться
Уж ты, моя кумушка,
Кумушка – голубушка,
Чтоб нам не браниться,
Надо подариться!
(В исполнении дуэта звучит припевки из репертуара М. Мордасовой «Соперницы»)
1 девица. На праздник Троицы девушки гадали,
Алые цветочки рвали,
Букетики несли,
Веночки плели.
На головку венки клали,
После в речку их бросали,
Чей венок поплывёт –
Счастье в дом приведёт.
(Ведущими проводятся конкурсы «Бросание венков», «Косичка»)
2 девица. Старину должны мы чтить,
Грех обычаи забыть.
Надо корни возрождать,
По крупинкам собирать.
И сегодня будем с вами
В игры старые играть.
Участники ансамбля исполняют календарную песню «Заплетися плетень», вовлекая в хоровод всех желающих.
В заключение праздника проводятся народные игры «Ворон», «Гори, гори ясно».
Сценарий
фольклорного праздника
«Ты прощай, наша Масленица».
(Сценарий фольклорного праздника предназначен для работы с разновозрастной группой участников, детьми и их родителями. Методическая разработка включает элементы театрализации, народные обрядовые песни, игры, забавы).
Действующие лица: ведущая, скоморохи, участники фольклорного ансамбля.
Ведущая. Здравствуйте, гости почтенные! Сегодня мы вам расскажем и
покажем, как праздновали на Руси Масленичную неделю!
1 скоморох. Добрый день, гости званные и желанные!»
2 скоморох. Люди старые и молодые.
3 скоморох. Желанные и холостые.
1 скоморох. Здравствуйте молодки, здравствуйте лебёдки.
2 скоморох. Пришли пора зиму провожать
Весну закликать,
Песни русские петь,
Старинные игры играть,
Присказки да поговорки сказывать.
3 скоморохи. А вот и гости к нам пожаловали.
(С масленичной песней « Едет масленица дорогая», входит фольклорный ансамбль, один из участников ансамбля держит чучело Масленицы, по окончании песни все образуют полукруг, стоя лицом к зрителям)
1 скоморох. Ой, да Масленица, во двор въезжает
Ой, да широкая на подворье,
1 девочка. А мы, девицы её сустречаем,
А мы красные её сустречаем.
2 девочка. Ой, да Масленица погостюй недельку,
Ой, да широкая, погостюй другую.
3 девочка. Ты пришла к нам с добром, с сыром, маслом и яйцом,
С блинами, пирогами да с оладьями!
Все. Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.
Ведущая. А гуляли-то Масленицу целую неделю, и каждый день имел своё особое название. Понедельник – встреча! В этот день все готовились к встрече масленицы. Хозяйки украшали избы, убирались в доме, ставили тесто на блины. А ребятам была одна забава – чучело Масленицы делать из веток, соломы, украшали лентами да платками.
(В исполнении фольклорного ансамбля звучит масленичная песня «А мы Масленицу дожидаем», участники поочерёдно подходят к чучелу Масленицы и наряжают его: надевают платок, фартук, ленты. После окончания песни все участники праздника обращаются к Масленице со словами)
1 девочка. Дорогая наша гостья Масленица, Авдотья Изотовна!
2 девочка. Дуня белая, Дуня румяная!
3 девочка. Коса длинная, трёхаршинная, лента алая да двухполтинная!
1 девочка. Платочек белененький да с горошками, ножки стройные да с сапожками!
2 девочка. Брови чёрные, наведённые, портянки белые, набелённые, а лапти
частые да головастые!
3 девочка. Вот тебе в руку блин!
А в другую - помазок!
Все. Будь хозяйкой на нашем празднике!
1 скоморох. А теперь народ честной забавляться начнём!
2 скоморох. Девки - то, у нас большие мастерицы!
(Скоморохи проводят конкурс для девочек «Клубочек».)
1 скоморох. Красные девицы себя уже показали. А как же добрые молодцы? Не уж-то в лихачестве откажут?
(Скоморохи проводят конкурс для мальчиков «Петушиные бои»)
Ведущая. Ну что ж, сустречали Масленицу, пора и заигрывать. Вторник – заигрыш! Это день молодёжный с играми всевозможными. Петухи покидают насест, а парни выбирают невест!
(Скоморохи проводят народную игру «Подушечка»)
Ведущая. Среда – лакомка! Самый блинный день – среда – Лакомкой
зовётся. В этот день зятья должны были к тёще ехать на блины.
(В исполнении фольклорного ансамбля звучит русская народная песня «Ой,
вставала я ранёшенько»)
Ведущая. Ехали мы, ехали по Масленичной недельке и доехали до
Широкого четверга. Веселье, гулянье в самом разгаре, поэтому ещё этот денёк называют Разгуляй. В этот день самым главным было катание с гор на салазках, катание на лошадях. Тройки украшали лентами, бубенцами да колокольцами, и весь этот масленичный поезд катил по всей деревне!
1 девица. Вот и Масленица на двор въезжает, широкая на двор выступает!
2 девица. Всё на кониках вороных да на саночках расписных!
3 девица. А мы ложе сейчас покатаемся. Запряжём тройку вороных. Нарядим
сани да поедем сами.
(Участники ансамбля с помощью лент образуют «сани», выбирается тройка «лошадей» (три мальчика), затем в сани «садятся» все желающие, и в сопровождении народной мелодии волшебные сани катают дорогих гостей по кругу)
Ведущая. На пятый день Масляной недели наступает Блинная Пятница!
1 скоморох. В среду мы у тёщи были, нас блинами угостили. А теперь мы
встретим сами тёщу вкусными блинами.
2 скоморох. Только что-то тёщенька не идёт. Тёщенька, где же ты?
(Из зала выбирается «тёща» (одна из зрительниц), на неё надевают платок, фартук)
3 скоморох. Ну, наконец ты к нам пожаловала, наша дорогая тёщенька! А мы
для тебя игру приготовили. (В исполнении фольклорного ансамбля звучит шуточная игровая песня «Марьюшка, купи кисоньку».)
Ведущая. Суббота – Заловкины посиделки!
В этот день вся молодёжь собиралась в большой, чистой избе,
рассаживалась по лавкам, шутила, веселилась, плясала да пела.
(Фольклорный ансамбль исполняет кадрильные припевки Брянской области «Ой, дубя»)
Ведущая. Пришло время, и наступает последний денёк масленичной недели Прощённое воскресенье. До обеда все гуляют, веселятся, поют
песни, катаются с Масленицей по деревни на санях. А после обеда ходят друг к другу в гости, и просят друг у друга прощения.
(Фольклорный ансамбль исполняет масленичную песню «Ты прощай, прощай наша Масленица», во время которой зрители просят друг у друга прощения, обнимаясь и трижды целуясь.)
1 скоморох. Хорошо повеселились, пора Масленицу провожать!
Бойся, бойся, Масленица, пост пришёл.
ДетиМасленица – блиноедка,
Масленица – жироедка,
Масленица – обируха,
Масленица – обмануха.
Обманула, провела, до поста довела.
Дала редьки хвост на великий пост.
Все. Мы его поели, брюха заболели!
(В исполнении фольклорного ансамбля звучит масленичная песня «А мы масленицу прокатали» - все участники праздника выходят на улицу сжигать куклу, гуляния продолжаются дальше.)
Дети. Масленица загорела,
Всему миру надоела.
Обманула, провела,
Годика не дожила.
Весело гуляла, песни играла.
Протянула до поста.
Гори, сатана.
Ведущая. Поиграли мы, поплясали, повеселили мы Масленицу, пора и прощаться с ней.
Скоморох. Масленица, прощай, на тот год приезжай!
Зиму провожаем, а Весну - красну встречаем
Масленица – мокрохвостка, уходи со двора!
(В этот момент поджигается чучело Масленицы.)
Все. Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Прощай зима, приходи лето красное.
Далее праздник продолжается на свежем воздухе, катаются на санках, играют в снежки, участвуют в играх и конкурсах.
Сценарий музыкально-театрализованного представления
"Осенняя ярмарка".
(Оформление зала выдержано в народном стиле. На столах выставлены ярмарочные товары: предметы народного прикладного искусства, посуда, игрушки из дерева, тряпичные куклы, шитьё, кружева, бусы и т.п. в ходе праздника обучающиеся исполняют ранее подготовленные концертные номера)
Действующие лица: преподаватель в роли ведущего, участники фольклорного ансамбля «Теремок».
Ведущая. Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные! Здравствуйте, молодки! Здравствуйте, лебёдки! На осеннюю ярмарку вас приглашаем. За окном осень, а на Руси издавна это время года символизировало начало осенних ярмарок.
Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись, народ!
Вас много интересного ждёт!
Много песен, много шуток
И весёлых прибауток!
Сел сверчок на шесток,
Таракан в уголок,
Сели посидели,
Песенки запели!
Услыхали ложки, вытянули ножки,
Услыхали калачи и попрыгали с печи!
Да давай подпевать,
Да давай танцевать!
(Фольклорный ансамбль «Теремок» исполняет русскую народную песню «Озорная плясовая».)
1 девочка. На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь песни, шутки, сладости
Давно вас ждут, друзья!
2 девочка. Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
К нам на ярмарку собирайся народ
Здесь много интересного ждёт.
3 девочка. А зовём к себе мы тех,
Кто любит веселье и смех!
Открываются ворота,
Заходи кому охота.
4 девочка. Ой, смотри-ка, весь народ!
Кто идёт, разинув, рот?
Да вдоль ярмарки во конец
Идёт удалый молодец.
Не товар продавать
Себя людям показать.
(Встречаются молодец и девушка, между ними разыгрывается действие.)
Молодец. Пойду попить, погулять,
Красных девок повидать!
Девица. А у тебя деньги есть?
Молодец. Есть!
Девица. Много ли?
Молодец. Грош.
Девица.Этот парень не хорош!
(Молодец, махнув рукой, уходит, а в это время появляется другой молодец.)
Молодец. Пойду попить, погулять,
Красных девок повидать!
Девица. А у тебя деньги есть?
Молодец. Есть!
Девица. Много ли?
Молодец. Рупь восемь.
Девица. Тогда милости просим!
(Участники ансамбля берут молодца под руки и уводят со сцены.)
В исполнении солистки ансамбля звучит русская народная песня Белгородской области «Подружки, Паранюшки мои».
Ведущий. Ярмарка! Ярмарка!
Огневая! Яркая!
Плясовая, жаркая!
Глянешь налево – лавки с товаром!
Глянешь направо – веселье даром
Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ!
(Звучит инструментальная музыка, участники ансамбля инсценируют ярмарочную торговлю, подходят к столикам с товаром, рассматривают игрушки.)
1 Зазывала. Эй, народ честной,
У возов не стой!
Молод ты или стар,
Выбирай товар!..
2 Зазывала. Товар отменный.
Вот самовар медный,
Сам дымком дымит,
Сам чайком поит!..
3 Зазывала. А вот чашки
Для пшённой кашки!
А вот блюдца!
Никогда не бьются!
4 Зазывала. Тут – игрушки для ребят!
Сами на тебя глядят.
Медведь – рычит!
Воробей – пищит!
Заяц – скачет!
Мамка плачет:
(наигранно, со слезой)
- Где денег набраться?
Кошелёк ломатся!
1 Зазывала. Девки! Бабы! Не зевайте!
Полушалки выбирайте!
Бусы, ленты, кружева,
Пудра, нитки, зеркала!
(Участники ансамбля исполняют русскую народную песню Белгородской области «Пойду млада, во зелёный сад».)
Ведущая. Октябрь - коренной месяц осени. На Руси он имел своё имя, и не одно. Чаще всего его звали листопадом и листобоем. С падением листвы связана такая примета: начисто опал лист – к холодной зиме, лёг гладкой стороной – к неурожаю, шершавой стороной – озимые не помёрзнут. В доме тепло и уютно, а выглянешь в окошко – дождь да грязь, отсюда «грязник». Глядя на обеденный стол, давали и другие прозвища: хлебник, кисельник.
2 октября – день Зосимы и Саввы, заступников пчёл. Устраивали домашний праздник со сладостями, он так и назывался – «лакомый стол». После него для сохранения здоровья полагалось по утрам съедать ложку мёда;
3 октября – Астафьев день, чтили водяного;
7 октября – Фёкла Зарёвница – считался днём узлов: всё, что завяжешь в этот день, на счастье;
8 октября – Сергей Капустник – в этот день всей семьёй квасили капусту, капустные пироги стряпали: «Хлеб да капуста лихого не подпустят»;
27 октября – день Прасковьи Грязнухи;
Самый известный праздник в октябре – это Покров, по православному календарю – Покров Пресвятой Богородицы. С Покрова на Руси начинались свадьбы, а старики следили за приметами: покрыл в этот день снег землю – будет много свадеб. Этот праздник очень любили, девушки собирались в своём кругу, веселились в складчину: «Покров весело проведёшь – дружка милого найдёшь».
Октябрь – месяц не простой!..
Стол осенний – не пустой!
Урожай в полях собрали-
Девки замуж засобирались.
Кто пряжу прядёт, кто холсты ткёт,
А кто песни поёт
Дружка милого зовёт.
Солистка ансамбля исполняет страдания Белгородской области «А я выйду в сад зелёный», старшая группа ансамбля исполняет русскую народную песню Брянской области «Ой, да шли хлопцы с ярмарки».)
Ведущая. Наша ярмарка необычная, на ней представлено много разного товару, здесь и игрушки и самовары.
Ребята, у меня к вам задание на смекалку, давайте проверим, знаете ли вы о народных промыслах и ремёслах русского народа? Вы должны при помощи загадок угадать, предметы, какого промысла представлены на нашей ярмарке.
Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …
(матрёшка)
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся, и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
(хохломские изделия)
Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барыни, солдаты –
Все высоки и стройны,
Жёлто-красные полоски
На боках у нас видны.
(филимоновская игрушка)
Русский народ - талантливый народ,
Можно сказать - мастера ручных работ.
Любим шить, лепить, вязать,
В игры разные играть.
Фольклорный ансамбль «Теремок» исполняет хороводную игру «Ой, Махоня моя».
Ведущая. Ребята, а мы с вами продолжим рассказ о народных промыслах.
Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Чёрные, жёлтые, красные,
Удивительно прекрасные.
(жостовские подносы)
Чашки, чайники и вазы
Отличите эти сразу,
Белый фон – снегов полей,
Синий – небушка синей,
Кружевные все цветы,
Все небесной красоты.
(гжельская посуда)
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назови-ка меня! (дымковские игрушки)
Ведущая. Ребята, а вы не засиделись на своих местах? Выходите к нам сюда свои ножки размять, да себя показать!
(Все желающие зрители выходят на сцену, становятся по парам и вместе с участниками ансамбля исполняют народный танец «Во саду ли, в огороде».
Ведущая. Будем кругом ходить,
Дружну пляску заводить.
Развесёлая гульба
Всех зовёт за ворота!
1 девочка. Смотрите, ребята, к нам гости идут!
(На сцену выходят Фома и Ерёма.)
Участники ансамбля исполняют шуточную песню «К нам приехали два братца».
Ведущая. А я вам ребята старину скажу,
Старину скажу, да стародавнюю.
В одной деревеньке под горой
Жил-был дед, а звали его Степан.
А деревня та большая:
Два двора, три кола,
Пять ворот, прямо к деду в огород.
Красно солнышко взойдёт,
Роса на землю падёт,
Дед Степан по воду идёт.
По деревне вышагивает,
Красных девок себе в жёны высматривает.
Участники ансамбля исполняют русскую народную песню Орловской области «Как задумал дед Степан», карагодные припевки «Чеботуха».
Ведущая.
Пора двери запирать,
Ярмарку закрывать,
А то дождёмся Якова .
У Якова товару хватит всякого:
За один спрос-
Щелчок в нос.
Вон уж солнышко садиться,
Надо нам поторопиться.
Солнышко закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Литература
Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.
Енговатова М.А., Ефименкова Б.Б. Звуковысотная организация русских народных песен в свете структурно - типологических исследований. Материалы научно - практической этномузыкологической конференции. М., 1991.
Куприянова Л.Л. Активизация творческой деятельности младших школьников при освоении музыкального фольклора. М., 1989.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987.
5. Науменко Г.М. Этнография детства. М., 1996.
6. Науменко Г.М. Мать - Сыра Земля и Небесный Мир. М., 1998.
7. Науменко Г. Фольклорная азбука. М., 1996.
9. Народный театр. Сост. А.Ф. Некрылова, Н.И. Савушкина (Библиотека русского фольклора, т.10). М., 1991.
10. Русские народные сказки. Сост. В.П. Аникин. М., 1991.
11. Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. М., 1991.
12. Фольклор в школе. Вып.1-3. Сост. Л.Л. Куприянова. М., 1993.
48