СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: "Дыхательная гимнастика"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследования ученых-медиков показывают, что в развитии дыхательного аппарата детей дошкольного возраста наблюдается дисбаланс: при относительной мощности легких, просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) еще узок, дыхательные мышцы являются слабыми. Поэтому детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Дыхательная гимнастика"»

МБДОУ «Д/С №35» Дыхательная гимнастика Учитель-логопед Сулейманова Насибат Исмаиловна

МБДОУ «Д/С №35»

Дыхательная гимнастика

Учитель-логопед

Сулейманова Насибат Исмаиловна

Дыхательная гимнастика Правильное дыхание очень важно для развития речи, оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание очень важно для развития речи, оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Рекомендации по выполнению игр и упражнений для развития речевого дыхания  Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.  Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания: Делать вдох без напряжения, не поднимая плечи; Выдох происходит очень плавно. Во время выдоха не надувать щеки, не сжимать губы, складывать трубкой; Во время выдоха воздух выходит только через рот. Если ребёнок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощутил как должен выходить через рот. Выдыхать следует полностью, пока не закончится весь воздух. Во время выполнения упражнения нельзя добирать воздух с  помощью частых коротких вдохов.

Рекомендации по выполнению игр и упражнений для развития речевого дыхания

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания:

  • Делать вдох без напряжения, не поднимая плечи;
  • Выдох происходит очень плавно.
  • Во время выдоха не надувать щеки, не сжимать губы, складывать трубкой;
  • Во время выдоха воздух выходит только через рот. Если ребёнок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощутил как должен выходить через рот.
  • Выдыхать следует полностью, пока не закончится весь воздух.
  • Во время выполнения упражнения нельзя добирать воздух с

помощью частых коротких вдохов.

 Необходимо контролировать выполнение упражнений по времени, так как дыхательные упражнения могут быстро утомить ребёнка, и могут вызывать головокружение.  Каждое упражнения на дыхание выполняют не более 2 – 3 раз. Перед проведением упражнений необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме есть увлажнитель воздуха, воспользоваться им; Дыхательные упражнения нельзя выполнять после приёма пищи. Лучше проводить натощак или через час после еды; Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения; Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди;  Не заниматься, если есть заболевание органов  дыхания в острой стадии.

Необходимо контролировать выполнение упражнений по времени, так как дыхательные упражнения могут быстро утомить ребёнка, и могут вызывать головокружение.

Каждое упражнения на дыхание выполняют не более 2 – 3 раз.

  • Перед проведением упражнений необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме есть увлажнитель воздуха, воспользоваться им;
  • Дыхательные упражнения нельзя выполнять после приёма пищи. Лучше проводить натощак или через час после еды;
  • Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения;
  • Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди;
  • Не заниматься, если есть заболевание органов

дыхания в острой стадии.

«Музыкальные дудочки и свистульки» Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Разнообразные дудочки помогают формировать сильную воздушную струю. Необходимо соблюдать гигиенические правила (пользоваться может один ребёнок, мыть до и после использования).

«Музыкальные дудочки и свистульки»

Развитие длительного, плавного и сильного выдоха,

активизация мышц губ.

Разнообразные дудочки помогают формировать сильную воздушную струю. Необходимо соблюдать гигиенические правила (пользоваться может один ребёнок, мыть до и после использования).

«Буря в стакане» Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. В стакан, наполовину наполненный водой, опустите трубочку для коктейля и подуйте – пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем предложите ребёнку подуть в трубочку. Если сильно дуть, то получится буря.

«Буря в стакане»

Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

В стакан, наполовину наполненный водой, опустите трубочку для коктейля и подуйте – пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем предложите ребёнку подуть в трубочку. Если сильно дуть, то получится буря.

«Забей гол» Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ, развитие мышц языка. Подготовьте ворота (можно использовать небольшую коробочку, или поставить кубики) и ватный шарик (это будет мячик). Предложите ребёнку забить этим мячиком гол в ворота. Следим за дыханием: вдох через нос – выдох через рот, не поднимая плеч. Это упражнение можно выполнять с высунутым или свёрнутым в трубочку языком, чтобы воздух проходил посередине языка. Также можно использовать трубочку и шарик для пинг-понга.

«Забей гол»

Развитие длительного, плавного и сильного выдоха,

активизация мышц губ, развитие мышц языка.

Подготовьте ворота (можно использовать небольшую коробочку, или поставить кубики) и ватный шарик (это будет мячик). Предложите ребёнку забить этим мячиком гол в ворота. Следим за дыханием: вдох через нос – выдох через рот, не поднимая плеч. Это упражнение можно выполнять с высунутым или свёрнутым в трубочку языком, чтобы воздух проходил посередине языка.

Также можно использовать трубочку и шарик для пинг-понга.

 Дыхательное упражнение  «Футбол»

Дыхательное упражнение «Футбол»

«Бабочки» Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Для этого упражнения приготовьте несколько бумажных бабочек (можно сделать вместе с ребёнком). К каждой бабочке привяжите нитку, а нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребёнка. Покажите ребёнку, как бабочки приходят в движение, если на них подуть, а затем предложите ребёнку.

«Бабочки»

Развитие длительного, плавного и сильного выдоха,

активизация мышц губ.

Для этого упражнения приготовьте несколько бумажных бабочек (можно сделать вместе с ребёнком). К каждой бабочке привяжите нитку, а нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребёнка. Покажите ребёнку, как бабочки приходят в движение, если на них подуть, а затем предложите ребёнку.

«Снегопад»

«Снегопад»

«Плыви кораблик»  Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Это упражнение можно выполнять в ванной, когда купаете ребёнка, или можно набрать в таз воду. Из бумаги делаем кораблик и опускаем его на воду. Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он плавал по воде.

«Плыви кораблик»

Развитие длительного, плавного и сильного выдоха,

активизация мышц губ.

Это упражнение можно выполнять в ванной, когда купаете ребёнка, или можно набрать в таз воду. Из бумаги делаем кораблик и опускаем его на воду. Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он плавал по воде.

 Дыхательное упражнение  «Буря в стакане»

Дыхательное упражнение «Буря в стакане»

«Мельница»

«Мельница»

«Мыльные пузыри»  Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Можно воспользоваться готовыми мыльными пузырями или сделать самим. Важно следить, чтобы ребёнок не надувал щёки при выдувании воздуха.

«Мыльные пузыри»

Развитие длительного, плавного и сильного выдоха,

активизация мышц губ.

Можно воспользоваться готовыми мыльными пузырями или сделать самим. Важно следить, чтобы ребёнок не надувал щёки при выдувании воздуха.

«Листопад» Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Вырежьте из двухсторонней цветной бумаги «осенние листья». Разложите их на столе, затем предложите ребёнку стать ветром и сдуть листочки.

«Листопад»

Развитие длительного, плавного и сильного выдоха,

активизация мышц губ.

Вырежьте из двухсторонней цветной бумаги «осенние листья». Разложите их на столе, затем предложите ребёнку стать ветром и сдуть листочки.

«Покачай игрушку» Развитие диафрагмального дыхания.  Дополнительным стимулом для ребенка могут быть мягкие игрушки. Эти маленькие друзья помогают ребенку избавится от стеснения и могут принимать участие в упражнениях. Например, сидеть у малыша на животике и приподниматься вверх во время глубокого вдоха, опускаться вниз во время выдоха. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:  Качели вверх (вдох),  Качели вниз (выдох),  Крепче ты, дружок, держись.

«Покачай игрушку»

Развитие диафрагмального дыхания.

Дополнительным стимулом для ребенка могут быть мягкие игрушки. Эти маленькие друзья помогают ребенку избавится от стеснения и могут принимать участие в упражнениях. Например, сидеть у малыша на животике и приподниматься вверх во время глубокого вдоха, опускаться вниз во время выдоха.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.