МБДОУ «Д/С №35»
Дыхательная гимнастика
Учитель-логопед
Сулейманова Насибат Исмаиловна
Дыхательная гимнастика
Правильное дыхание очень важно для развития речи, оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Рекомендации по выполнению игр и упражнений для развития речевого дыхания
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания:
- Делать вдох без напряжения, не поднимая плечи;
- Выдох происходит очень плавно.
- Во время выдоха не надувать щеки, не сжимать губы, складывать трубкой;
- Во время выдоха воздух выходит только через рот. Если ребёнок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощутил как должен выходить через рот.
- Выдыхать следует полностью, пока не закончится весь воздух.
- Во время выполнения упражнения нельзя добирать воздух с
помощью частых коротких вдохов.
Необходимо контролировать выполнение упражнений по времени, так как дыхательные упражнения могут быстро утомить ребёнка, и могут вызывать головокружение.
Каждое упражнения на дыхание выполняют не более 2 – 3 раз.
- Перед проведением упражнений необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме есть увлажнитель воздуха, воспользоваться им;
- Дыхательные упражнения нельзя выполнять после приёма пищи. Лучше проводить натощак или через час после еды;
- Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения;
- Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди;
- Не заниматься, если есть заболевание органов
дыхания в острой стадии.
«Музыкальные дудочки и свистульки»
Развитие длительного, плавного и сильного выдоха,
активизация мышц губ.
Разнообразные дудочки помогают формировать сильную воздушную струю. Необходимо соблюдать гигиенические правила (пользоваться может один ребёнок, мыть до и после использования).
«Буря в стакане»
Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.
В стакан, наполовину наполненный водой, опустите трубочку для коктейля и подуйте – пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем предложите ребёнку подуть в трубочку. Если сильно дуть, то получится буря.
«Забей гол»
Развитие длительного, плавного и сильного выдоха,
активизация мышц губ, развитие мышц языка.
Подготовьте ворота (можно использовать небольшую коробочку, или поставить кубики) и ватный шарик (это будет мячик). Предложите ребёнку забить этим мячиком гол в ворота. Следим за дыханием: вдох через нос – выдох через рот, не поднимая плеч. Это упражнение можно выполнять с высунутым или свёрнутым в трубочку языком, чтобы воздух проходил посередине языка.
Также можно использовать трубочку и шарик для пинг-понга.
Дыхательное упражнение «Футбол»
«Бабочки»
Развитие длительного, плавного и сильного выдоха,
активизация мышц губ.
Для этого упражнения приготовьте несколько бумажных бабочек (можно сделать вместе с ребёнком). К каждой бабочке привяжите нитку, а нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребёнка. Покажите ребёнку, как бабочки приходят в движение, если на них подуть, а затем предложите ребёнку.
«Снегопад»
«Плыви кораблик»
Развитие длительного, плавного и сильного выдоха,
активизация мышц губ.
Это упражнение можно выполнять в ванной, когда купаете ребёнка, или можно набрать в таз воду. Из бумаги делаем кораблик и опускаем его на воду. Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он плавал по воде.
Дыхательное упражнение «Буря в стакане»
«Мельница»
«Мыльные пузыри»
Развитие длительного, плавного и сильного выдоха,
активизация мышц губ.
Можно воспользоваться готовыми мыльными пузырями или сделать самим. Важно следить, чтобы ребёнок не надувал щёки при выдувании воздуха.
«Листопад»
Развитие длительного, плавного и сильного выдоха,
активизация мышц губ.
Вырежьте из двухсторонней цветной бумаги «осенние листья». Разложите их на столе, затем предложите ребёнку стать ветром и сдуть листочки.
«Покачай игрушку»
Развитие диафрагмального дыхания.
Дополнительным стимулом для ребенка могут быть мягкие игрушки. Эти маленькие друзья помогают ребенку избавится от стеснения и могут принимать участие в упражнениях. Например, сидеть у малыша на животике и приподниматься вверх во время глубокого вдоха, опускаться вниз во время выдоха.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.