Министерство образования науки и молодежной политики по Забайкальскому краю
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Шилкинский многопрофильный лицей»
Методическая разработка
ОЛИМПИАДА ПО ПРЕДМЕТУ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»
Разработала:
мастер производственного обучения
Корчагина И.В.
2021
УТВЕРЖДАЮ
директор ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей»
__________________ Е.Р. Шулимова
«28» ноября 2021г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о межлицейной олимпиаде по электротехнике среди студентов второго курса, обучающихся по профессиям «Машинист локомотива» и «Электромонтер тяговой подстанции».
Общие положения
Олимпиада студентов проводится в ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей».
1.2. Олимпиада студентов среднего специального учебного заведения-это соревнование в творческом применении знаний и умений по электротехническим дисциплинам, предусмотренным ФГОС и необходимым в профессиональной подготовке будущих специалистов.
Цели и задачи олимпиады
Цели олимпиады:
Олимпиада проводится в целях повышения качества подготовки специалистов, дальнейшего совершенствования мастерства студентов образовательного учреждения среднего профессионального образования, закрепления и углубления знаний и умений, полученных в процессе теоретического и практического обучения, стимулирования творческого роста, повышения престижа образовательных учреждений, выявления наиболее одаренных и талантливых студентов
Олимпиада направлена на демонстрацию уровня теоретической, практической и профессиональной подготовки студентов; культуры труда; профессиональных умений, применения современных технологий в том числе информационно-коммуникационных, а также совершенствование учебной и вне учебной работы со студентами.
Задачи олимпиады:
Повышение интереса к электротехнике;
Формирование основ технической грамотности;
Совершенствование навыков самостоятельной работы и развития профессионального мышления;
Развитие ответственности, самостоятельности и эффективности профессиональной деятельности.
Организация и проведение олимпиады:
В проведение олимпиады участвуют студенты вторых курсов обучающихся по профессиям «Машинист локомотива», «Электромонтер тяговой подстанции», изучающих электротехнику. (группы: мл, этп)
Олимпиада по электротехнике проводится в один тур.
От одной группы могут принимать участие не более 3-х человек.
Преподаватель предмета входит в состав жюри.
Организацию работы по подготовке и проведению олимпиады осуществляет преподаватель Корчагина И.В.
В функции преподавателя входят: разработка и утверждение условий проведения олимпиады, разработка конкурсных заданий и критериев их оценки.
Место проведение олимпиады: кабинет «Электротехника».
Дата проведения: 29 ноября 2021 года.
При несоблюдении условий олимпиады, грубых нарушениях технологии выполнения работы, правил безопасности труда участник по решению жюри отстраняется от дальнейшего выполнения задания.
Порядок проведения олимпиады:
Каждому участнику предоставляется комплект заданий одинакового содержания.
Участники могут выполнить любое количество заданий.
Продолжительность олимпиады 1 час.
На листах должны быть № группы ФИО участника. Титульные листы забираются.
По окончании контрольного времени работы собираются для проверки жюри и оценки выполненного задания (подсчет очков).
Задания олимпиады
Олимпиада по электротехнике включает выполнение теоретических и практических заданий.
4.1 Олимпиадные задания по дисциплине «Электротехника»:
- Записать формулы закона Ома для участка и полной цепи.
- решение задачи используя первый и второй законы Кирхгофа;
- теоретическое задание в виде тестовых заданий по теме: электромагнетизм;
- заполнению таблиц по пройденным темам.
Содержание и сложность олимпиадных заданий соответствует ФГОС СПО в части государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки студентов по специальностям СПО базового уровня.
5. Критерии оценок:
Правильно выполненным заданием, считается задание, выполненное
согласно правильной методике расчетов, при верных математических и
арифметических результатах. При правильной методике расчетов, но при
отсутствии правильного ответа от общей оценки за
выполненное задание отнимается 1 балл.
Все задачи при правильном выполнении оцениваются в 5 баллов.
Максимальное количество баллов – 25 баллов.
6. Порядок подведения итогов:
Подведение итогов олимпиады студентов осуществляется в личном зачете. Итоги олимпиады подводят путем подсчета суммы баллов. Победителем олимпиады считается участник, занявший первое место набравший наибольшую сумму баллов. Призерами олимпиады считаются участники, занявшие 2-е и 3-е место в. Студенты, занявшие первое, второе и третье места, награждаются грамотами.
1.Задание. Записать формулы закона Ома для участка и полной цепи.
2.Задание.
Задача
Дана схема, и известны сопротивления резисторов и ЭДС источников. Требуется найти токи в ветвях, используя законы Кирхгофа.
Используя первый закон Кирхгофа, можно записать n-1 уравнений для цепи. В нашем случае количество узлов n=2, а значит нужно составить только одно уравнение.
Напомним, что по первому закону, сумма токов сходящихся в узле равна нулю. При этом, условно принято считать входящие токи в узел положительными, а выходящими отрицательными. Значит для нашей задачи
Затем используя второй закон (сумма падений напряжения в независимом контуре равна сумме ЭДС в нем) составим уравнения для первого и второго контуров цепи. Направления обхода выбраны произвольными, при этом если направление тока через резистор совпадает с направлением обхода, берем со знаком плюс, и наоборот если не совпадает, то со знаком минус. Аналогично с источниками ЭДС.
На примере первого контура – ток I1 и I3 совпадают с направлением обхода контура (против часовой стрелки), ЭДС E1 также совпадает, поэтому берем их со знаком плюс. Уравнения для первого и второго контуров по второму закону будут:
Все эти три уравнения образуют систему
Подставив известные значения и решив данную линейную систему уравнений, найдем токи в ветвях (способ решения может быть любым).
3.Задание.
Ответить на вопросы:
1) В чем состоит особенность линий магнитной индукции?
А. Линии магнитной индукции начинаются на положительных зарядах, оканчиваются на отрицательных.
Б. Линии не имеют ни начала, ни конца. Они всегда замкнуты.
2) Проводник с током расположен перпендикулярно плоскости. На каком рисунке линии магнитной индукции изображены правильно.
3) Выберите рисунок, где изображено магнитное поле.
рис.1
рис.2
4. Задание.
Заполнить таблицу
№ | Величина | Буквенное обозначение | Единица измерения |
1 | Ток | | |
2 | | Р | |
3 | | | См (Сименс) |
5 | | В | |
6 | | | Дж (Джоуль) |
7 | Сопротивление | | |
5. Задание.
Заполнить таблицу
. | Последовательное | Параллельное |
Схема | | |
Ток | | |
Напряжение | | |
Сопротивление | | |
Проводимость | | |
1.Задание. Записать формулы закона Ома для участка и полной цепи.
2.Задание.
Задача
Дана схема, и известны сопротивления резисторов и ЭДС источников. Требуется найти токи в ветвях, используя законы Кирхгофа.
Используя первый закон Кирхгофа, можно записать n-1 уравнений для цепи. В нашем случае количество узлов n=2, а значит нужно составить только одно уравнение.
Напомним, что по первому закону, сумма токов сходящихся в узле равна нулю. При этом, условно принято считать входящие токи в узел положительными, а выходящими отрицательными. Значит для нашей задачи
Затем используя второй закон (сумма падений напряжения в независимом контуре равна сумме ЭДС в нем) составим уравнения для первого и второго контуров цепи. Направления обхода выбраны произвольными, при этом если направление тока через резистор совпадает с направлением обхода, берем со знаком плюс, и наоборот если не совпадает, то со знаком минус. Аналогично с источниками ЭДС.
На примере первого контура – ток I1 и I3 совпадают с направлением обхода контура (против часовой стрелки), ЭДС E1 также совпадает, поэтому берем их со знаком плюс.
Уравнения для первого и второго контуров по второму закону будут:
Все эти три уравнения образуют систему
Подставив известные значения и решив данную линейную систему уравнений, найдем токи в ветвях (способ решения может быть любым).
Проверку правильности решения можно осуществить разными способами, но самым надежным является проверка балансом мощностей.
3.Задание.
Ответить на вопросы:
1) В чем состоит особенность линий магнитной индукции?
А. Линии магнитной индукции начинаются на положительных зарядах, оканчиваются на отрицательных.
Б. Линии не имеют ни начала, ни конца. Они всегда замкнуты.
Верный ответ: Б.
2) Проводник с током расположен перпендикулярно плоскости. На каком рисунке линии магнитной индукции изображены правильно.
Верный ответ: рис. 4.
3) Выберите рисунок, где изображено магнитное поле.
рис.1
рис.2
Верный ответ: рис.2
4. Задание.
Заполнить таблицу
№ | Величина | Буквенное обозначение | Единица измерения |
1 | Ток | I | Ампер |
2 | Мощность | Р | ВТ |
3 | Эл. провоимость | G | См (Сименс) |
5 | Напряжение | В | Вольт |
6 | Энергия | J | Дж (Джоуль) |
7 | Сопротивление | R | Ом |
5. Задание.
Заполнить таблицу
. | Последовательное | Параллельное |
Схема | | |
Ток | | |
Напряжение | | |
Сопротивление | | |
Проводимость | | |
В проведение олимпиады участвуют студенты вторых курсов обучающихся по профессиям «Машинист локомотива», «Электромонтер тяговой подстанции», изучающих электротехнику, от группы участвуют по 3 студента (группы: