СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Олимпиада по электротехнике"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада проводится в целях повышения качества подготовки специалистов, дальнейшего совершенствования мастерства студентов образовательного учреждения среднего профессионального образования, закрепления и углубления знаний и умений, полученных в процессе теоретического и практического обучения, стимулирования творческого роста, повышения престижа образовательных учреждений, выявления наиболее одаренных и талантливых студентов

       Олимпиада направлена на демонстрацию уровня теоретической, практической и профессиональной подготовки студентов; культуры труда; профессиональных умений, применения современных технологий в том числе информационно-коммуникационных, а также совершенствование учебной и вне учебной работы со студентами.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Олимпиада по электротехнике"»

Министерство образования науки и молодежной политики по Забайкальскому краю

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Шилкинский многопрофильный лицей»




Методическая разработка


ОЛИМПИАДА ПО ПРЕДМЕТУ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»






















Разработала:

мастер производственного обучения

Корчагина И.В.







2021

УТВЕРЖДАЮ

директор ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей»

__________________ Е.Р. Шулимова

«28» ноября 2021г.


ПОЛОЖЕНИЕ

о межлицейной олимпиаде по электротехнике среди студентов второго курса, обучающихся по профессиям «Машинист локомотива» и «Электромонтер тяговой подстанции».

Общие положения

    1. Олимпиада студентов проводится в ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей».


1.2. Олимпиада студентов среднего специального учебного заведения-это соревнование в творческом применении знаний и умений по электротехническим дисциплинам, предусмотренным ФГОС и необходимым в профессиональной подготовке будущих специалистов.


Цели и задачи олимпиады

Цели олимпиады:

Олимпиада проводится в целях повышения качества подготовки специалистов, дальнейшего совершенствования мастерства студентов образовательного учреждения среднего профессионального образования, закрепления и углубления знаний и умений, полученных в процессе теоретического и практического обучения, стимулирования творческого роста, повышения престижа образовательных учреждений, выявления наиболее одаренных и талантливых студентов

Олимпиада направлена на демонстрацию уровня теоретической, практической и профессиональной подготовки студентов; культуры труда; профессиональных умений, применения современных технологий в том числе информационно-коммуникационных, а также совершенствование учебной и вне учебной работы со студентами.

Задачи олимпиады:

  • Повышение интереса к электротехнике;

  • Формирование основ технической грамотности;

  • Совершенствование навыков самостоятельной работы и развития профессионального мышления;

  • Развитие ответственности, самостоятельности и эффективности профессиональной деятельности.


Организация и проведение олимпиады:


  1. В проведение олимпиады участвуют студенты вторых курсов обучающихся по профессиям «Машинист локомотива», «Электромонтер тяговой подстанции», изучающих электротехнику. (группы: мл, этп)

  2. Олимпиада по электротехнике проводится в один тур.

  3. От одной группы могут принимать участие не более 3-х человек.

  4. Преподаватель предмета входит в состав жюри.

  5. Организацию работы по подготовке и проведению олимпиады осуществляет преподаватель Корчагина И.В.

  6. В функции преподавателя входят: разработка и утверждение условий проведения олимпиады, разработка конкурсных заданий и критериев их оценки.

  7. Место проведение олимпиады: кабинет «Электротехника».

  8. Дата проведения: 29 ноября 2021 года.

  9. При несоблюдении условий олимпиады, грубых нарушениях технологии выполнения работы, правил безопасности труда участник по решению жюри отстраняется от дальнейшего выполнения задания.


Порядок проведения олимпиады:

  1. Каждому участнику предоставляется комплект заданий одинакового содержания.

  2. Участники могут выполнить любое количество заданий.

  3. Продолжительность олимпиады 1 час.

  4. На листах должны быть № группы ФИО участника. Титульные листы забираются.

  5. По окончании контрольного времени работы собираются для проверки жюри и оценки выполненного задания (подсчет очков).


Задания олимпиады


Олимпиада по электротехнике включает выполнение теоретических и практических заданий.

4.1 Олимпиадные задания по дисциплине «Электротехника»:

- Записать формулы закона Ома для участка и полной цепи.

- решение задачи используя первый и второй законы Кирхгофа;

- теоретическое задание в виде тестовых заданий по теме: электромагнетизм;

- заполнению таблиц по пройденным темам.

Содержание и сложность олимпиадных заданий соответствует ФГОС СПО в части государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки студентов по специальностям СПО базового уровня.


5. Критерии оценок:


Правильно выполненным заданием, считается задание, выполненное

согласно правильной методике расчетов, при верных математических и

арифметических результатах. При правильной методике расчетов, но при

отсутствии правильного ответа от общей оценки за

выполненное задание отнимается 1 балл.

Все задачи при правильном выполнении оцениваются в 5 баллов.

Максимальное количество баллов – 25 баллов.


6. Порядок подведения итогов:


Подведение итогов олимпиады студентов осуществляется в личном зачете. Итоги олимпиады подводят путем подсчета суммы баллов. Победителем олимпиады считается участник, занявший первое место набравший наибольшую сумму баллов. Призерами олимпиады считаются участники, занявшие 2-е и 3-е место в. Студенты, занявшие первое, второе и третье места, награждаются грамотами.



1.Задание. Записать формулы закона Ома для участка и полной цепи.


2.Задание.

Задача

Дана схема, и известны сопротивления резисторов и ЭДС источников. Требуется найти токи в ветвях, используя законы Кирхгофа.

 

Используя первый закон Кирхгофа, можно записать n-1 уравнений для цепи. В нашем случае количество узлов n=2, а значит нужно составить только одно уравнение.

Напомним, что по первому закону, сумма токов сходящихся в узле равна нулю. При этом, условно принято считать входящие токи в узел положительными, а выходящими отрицательными. Значит для нашей задачи 

Затем используя второй закон (сумма падений напряжения в независимом контуре равна сумме ЭДС в нем) составим уравнения для первого и второго контуров цепи. Направления обхода выбраны произвольными, при этом если направление тока через резистор совпадает с направлением обхода, берем со знаком плюс, и наоборот если не совпадает, то со знаком минус. Аналогично с источниками ЭДС.

На примере первого контура – ток I1 и I3 совпадают с направлением обхода контура (против часовой стрелки), ЭДС E1 также совпадает, поэтому берем их со знаком плюс. Уравнения для первого и второго контуров по второму закону будут: 

Все эти три уравнения образуют систему

Подставив известные значения и решив данную линейную систему уравнений, найдем токи в ветвях (способ решения может быть любым). 

3.Задание.

Ответить на вопросы:


1) В чем состоит особенность линий магнитной индукции?

А. Линии магнитной индукции начинаются на положительных зарядах, оканчиваются на отрицательных.
Б. Линии не имеют ни начала, ни конца. Они всегда замкнуты.

2) Проводник с током расположен перпендикулярно плоскости. На каком рисунке линии магнитной индукции изображены правильно.

3) Выберите рисунок, где изображено магнитное поле.

рис.1 рис.2

4. Задание.

Заполнить таблицу

Величина

Буквенное

обозначение

Единица измерения

1

Ток



2


Р


3



См (Сименс)

5


В


6



Дж (Джоуль)

7

Сопротивление



5. Задание.

Заполнить таблицу

.

Последовательное

Параллельное

Схема

Ток



Напряжение



Сопротивление



Проводимость



1.Задание. Записать формулы закона Ома для участка и полной цепи.


2.Задание.

Задача

Дана схема, и известны сопротивления резисторов и ЭДС источников. Требуется найти токи в ветвях, используя законы Кирхгофа.

 

Используя первый закон Кирхгофа, можно записать n-1 уравнений для цепи. В нашем случае количество узлов n=2, а значит нужно составить только одно уравнение.

Напомним, что по первому закону, сумма токов сходящихся в узле равна нулю. При этом, условно принято считать входящие токи в узел положительными, а выходящими отрицательными. Значит для нашей задачи 

Затем используя второй закон (сумма падений напряжения в независимом контуре равна сумме ЭДС в нем) составим уравнения для первого и второго контуров цепи. Направления обхода выбраны произвольными, при этом если направление тока через резистор совпадает с направлением обхода, берем со знаком плюс, и наоборот если не совпадает, то со знаком минус. Аналогично с источниками ЭДС.

На примере первого контура – ток I1 и I3 совпадают с направлением обхода контура (против часовой стрелки), ЭДС E1 также совпадает, поэтому берем их со знаком плюс.

Уравнения для первого и второго контуров по второму закону будут: 

Все эти три уравнения образуют систему

Подставив известные значения и решив данную линейную систему уравнений, найдем токи в ветвях (способ решения может быть любым). 

Проверку правильности решения можно осуществить разными способами, но самым надежным является проверка балансом мощностей.


3.Задание.

Ответить на вопросы:


1) В чем состоит особенность линий магнитной индукции?

А. Линии магнитной индукции начинаются на положительных зарядах, оканчиваются на отрицательных.
Б. Линии не имеют ни начала, ни конца. Они всегда замкнуты.

Верный ответ: Б.

2) Проводник с током расположен перпендикулярно плоскости. На каком рисунке линии магнитной индукции изображены правильно.

Верный ответ: рис. 4.

3) Выберите рисунок, где изображено магнитное поле.

рис.1 рис.2

Верный ответ: рис.2

4. Задание.

Заполнить таблицу

Величина

Буквенное

обозначение

Единица измерения

1

Ток

I

Ампер

2

Мощность

Р

ВТ

3

Эл. провоимость

G

См (Сименс)

5

Напряжение

В

Вольт

6

Энергия

J

Дж (Джоуль)

7

Сопротивление

R

Ом



5. Задание.

Заполнить таблицу

.

Последовательное

Параллельное

Схема

Ток



Напряжение



Сопротивление



Проводимость
















В проведение олимпиады участвуют студенты вторых курсов обучающихся по профессиям «Машинист локомотива», «Электромонтер тяговой подстанции», изучающих электротехнику, от группы участвуют по 3 студента (группы:

      1. место:

      2. место:

      3. место: