СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Опыты и эксперименты с природным материалом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Опыты и эксперименты с природным материалом"»

Мастер-класс «Опыты и эксперименты с природным материалом» для воспитателей


Цель: 

- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;

- распространение педагогического опыта.


Практическая значимость:

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие


Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной исследовательской деятельности дошкольников с природным материалом.

Для того чтобы в течение всего мастер-класса нам сохранить работоспособность, нам просто необходимо хорошее, положительное настроение.

По каким признакам можно определить, что человек находится в хорошем настроении? (Шутит, улыбается …) Давайте на миг закроем глаза и подумаем о чем-нибудь хорошем. А теперь улыбнитесь, откройте глаза и подарите улыбку и хорошее настроение друг другу. Спасибо! Для учителя нет ничего краше улыбающегося ученика. А теперь за работу!

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и т. п.

Экспериментирование и исследовательская практика ребенка-дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.

Все мы знаем, что дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира, поэтому у них постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у них возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответ.

И перед нами тоже встали вопросы:

-Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность ребёнка?

-Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?

-Как, способствовать развитию творческого начала ребёнка?

И вот совет:

Экспериментировать с детьми, лучшего и нет.

Пусть тот, кто ставит свои вопросы

Сам и находит на них ответы.


Эксперимент 1 «Почему нельзя есть снег?»

Цель: расширять представления детей об особенностях снега. Закреплять культурно-гигиенические навыки (снег грязный).

Материал: снег, кипяток, воронка, салфетка.

Мы набрали снег и принесли в группу.

Воспитатель: А как вы думаете, почему снег в группе быстро растаял, а на улице снег лежит и не тает.

Дети: В группе тепло, а на улице холодно.

Воспитатель: Давайте рассмотрим воду, которая получилась в ведерке после того как снег растаял. Чистая ли водичка?

Дети: Вода грязная.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами посмотрим, какой же снег на улице: грязный или чистый? Мы сейчас нашу воду профильтруем и увидим, что у нас получиться.

Для этого я возьму салфетку, положу ее в воронку и перелью воду из ведерка. Снимаем салфетку и раскладываем ее на белом листе бумаги.

Воспитатель: А теперь посмотрим на фильтр. Что вы видите?

Дети: Грязь!

Воспитатель: Да. На фильтре осталось много пыли, песка и мелких камешков.

Воспитатель: Скажите ребята, можно ли пить эту воду, из растаявшего снега?

Дети: Нет!


Эксперимент 2 «Плотность вещества»

Что понадобится: стеклянная емкость, пищевой краситель, вода, масло, мед.

Что делать:

Аккуратно наливам мед (примерно 1/4 емкости), потом в таком же количестве окрашенную воду, масло.

Не взбалтываем и не смешиваем.

Что должно получиться: все жидкости распределятся по слоям из-за того, что они обладают разной плотностью. 


Эксперимент 3 «Оживляем нарисованную стрелку»

Что делаем: Берем лист бумаги, рисуем на нем фломастером стрелку и приклеиваем лист бумажным скотчем к стене. В прозрачный стеклянный стакан наливаем воду и ставим перед стрелкой. Смотрим на стрелку – она изменила направление.

Объяснение: Стакан с водой – это своего рода лупа с двояковыпуклой линзой. Стрелка располагается между лупой и фокусом, поэтому мы видим действительное изображение и мнимое.


Эксперимент 4 «Тонет-не тонет»

Цель: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы).

Материал: большая прозрачная емкость, деревянный кубик, камни, резиновый мяч, песок, пластмассовая ложка, гайка.

Ход: - Ребята, посмотрите какие предметы, я приготовила сегодня для нашего экспериментирования. Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы, пощупать, определить, какие легкие, какие тяжелее?

Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают.

Воспитатель спрашивает:

- Что плавает?

- Все ли предметы одинаково держатся на воде?

- Одинакового ли они размера?

- Почему они плавают?

Вывод: Легкие предметы держатся на поверхности, а тяжелый предмет давит

на воду, его вода удержать не может.


Эксперимент 5 «Растворение»

Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.

Задачи:

· Выявить вещества, которые растворяются в воде.

· Выявить вещества, которые не растворяются в воде.

Материалы:

Сосуды разного размера, вода, стиральный порошок, соль, мука, сахар, шампунь, песок, растительное масло.

Гипотеза:

· Если вещество поместить в воду, то оно растворится и изменит свойства воды.

· Если вещество не растворится, то и свойства воды останутся прежними

Ход эксперимента.

Сначала дети выясняют, что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде. Дети растворяют различные вещества в разных сосудах.

Чистая вода + вещество        

Соль - быстро растворилась в воде, раствор остался прозрачным.

Сахар - быстро растворился в воде, раствор остался прозрачным.

Песок - придал воде коричневатый цвет (вода стала грязной) и осел в виде осадка на дне.

Мука - растворилась в воде, но вода стала мутной, часть муки осела в виде осадка

Шампунь - легко растворился, но раствор стал мутноватым и начал пениться при интенсивном помешивании.

Растительное масло - масло не растворилось в воде. Оно плавает по ее поверхности в виде пленки. Если раствор взболтать, то масло приобретает на некоторое время вид мелких капелек, которые затем снова преобразуются в пленку.


Эксперимент 6 : « Какую форму принимает вода?»

Цель: формировать представления детей о том, что вода жидкая и принимает форму того

сосуда, в который её наливают.

Оборудование: ёмкости разной величины и формы, большой таз с водой.

Ход: Взрослый показывает детям разнообразные формочки и баночками и предлагает с ними поиграть.

Игры со стаканчиками. Воспитатель: «Я приготовила для нас тазик с водой. Как вы думаете, где взяла воду? (налила из крана). Что будет, если я наполню стакан водой и наклоню его? (вода выльется из стакана). А если я буду лить воду из стакана в стакан? (вода будет переливаться). Теперь вы возьмите стаканчики; наполняйте их водой и снова выливайте из них воду. Что делает вода? (льётся, выливается). Вода - жидкая, поэтому она может литься, переливаться и выливаться

Игры с формочками и баночками. Воспитатель: «Давайте заполним водой все приготовленные ёмкости и поставим их на стол. Во все ли баночки налилась вода? (во все). Баночки и формочки одинаковой формы или разной? (ёмкости разной формы). Вода во всех формочках и баночках одинаковая или нет? (одинаковая).Как вы думаете, имеет ли вода форму? (вода не имеет формы).

Вывод: Вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают.


Эксперимент 7 «Поймаем воздух» 

Дайте ребёнку пакет и помогите ему захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Задайте несколько вопросов: Каких размеров стал пакет? Что в пакете?

Подтвердите вывод: воздух не «невидимка». 


Эксперимент 8 «Весёлые пузырьки» 

Дайте малышу пустую бутылку, и попросите опустить её в таз с водой. Задайте несколько вопросов: Что выходит из бутылки? Воздушные пузырьки куда поднимаются? Сделайте вывод вместе с ребёнком: оказывается бутылка не пустая – в ней воздух. Когда бутылку опустили в таз с водой, то воздушные пузырьки поднимаются к поверхности, потому что воздух легче воды


Эксперимент 9. «Реактивный шарик» 

Предложите ребёнку надуть воздушный шар и отпустить его, обратите его внимание на траекторию и длительность его полета. Помогите ребёнку сделать вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Расскажите, что такой же принцип используется в двигателях самолетов. 


Заключение

Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Рефлексия по результатам совместной деятельности

Уважаемые коллеги!  Просим Вас высказать свое мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня на мастер-классе. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками?

Благодарю за активное участие. Творческих всем успехов!