ГБОУ РК «Кадетская школа – интернат «Крымский кадетский корпус»»
Методическая разработка
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Автор: Данилов А.В.
Алушта 2020
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Но практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.
Функционирование деятельности и основные этапы в работе.
К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся:
Этапы работы с родителями.
Вся работа с родителями осуществляется в 4 этапа:
1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.
2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:
трудности в адаптации,
агрессивность,
страхи,
проблемы общения со сверстниками,
не усвоение программы и другие.
3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
Вся работа с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.
Ежедневное общение с родителями кадетов, осуществляется воспитателями.
Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе и поддержания контакта в семье.
Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с воспитателем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.
Ежемесячные формы общения с родителями – это:
праздники,
родительские собрания,
спортивные мероприятия,
походы.
Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Используют воспитатели и такую традиционную форму работы как консультации, они востребованы родителями, вопрос состоит только в определении наиболее актуальных тем для консультаций и приглашении учителей, врачей, психологов.
Осуществление психологической поддержки и коррекции детско-родительских отношений.
Родителям стали жизненно необходимы психолого-педагогические знания; педагогам – знания по организации более эффективных форм работы с родителями по вовлечению их в образовательный процесс, то есть мотивирование на получение этих знаний.
Проблема заключается в том, чтобы каждый из педагогов определил для себя:
- Работа с родителями – это одна из граней педагогического мастерства или тяжкая должностная обязанность?
Педагоги, классные руководители и воспитатели с полной ответственностью подходят к этому вопросу, так как работают с какдетами и их родителями. Спросите любого кадета: “Зачем он поступил в кадетский корпус?”, он ответит, что пришел учиться, и учиться “хорошо”! Он любознателен, пытлив, но непоседлив! Усилия же воспитателей, педагогов и родителей, направлены на “формирование” подростка “удобного” и послушного. Однако это противоречит детской природе и, в результате такого “сотрудничества” взрослых, парень оказывается между двух огней, с одной стороны семья, с другой – кадетский корпус. В этом тандеме очень легко можно уничтожить индивидуальность, личность ребенка. Отсюда у него возникают непонимание, неуверенность в себе и собственных силах, неприятие окружающего мира, происходит отрыв от семьи и, в конечном итоге, как бы печально это не звучало, “уход” из неё. Ничего нет страшнее для человека в любом возрасте, чем лишиться поддержки близких людей, ведь наступает разочарование в себе, школе, появляется низкая самооценка, не реализуются возможности, а порой не складывается судьба.…
Прежде чем решить проблему ребенка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители, порой, не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей и подростков, или не серьезно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.
Сегодня выделяют примерно три группы родителей:
Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми.
Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.
Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.
Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований кадетского корпуса в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к уставным порядкам учебного заведения, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.
Достичь успеха в работе с родителями нелегко, особенно с родителями третьей группы. Попытки приобщить родителей к коллективным делам не сразу дают положительные результаты. В практике кадетского корпуса используются и такие формы как
1. Профилактическая, разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей, формирования личности и индивидуальная воспитательная работа.
2. Выявление проблемных семей детей, имеющих различные проблемы. Коррекционная работа с ними.
Защита прав ребёнка.
3. Приглашение на заседания родительского комитета, педагогического совета.
Необходимо создать интегрированное поле деятельности для всех ответственных за будущее поколение, где будут рассматриваться, и решаться вопросы эффективности работы на самых высоких уровнях. Разрыв поколений потому и происходит, что взрослые не хотят всерьёз воспринимать проблемы детей, подрастая, дети, платят им тем же.
Каждое человеческое существо - прирожденный творец! Родитель не исключение. Его творчество заключается в том, чтобы быть хорошим родителем, быть примером для собственного ребенка во всем, а это значит – ответственно относиться к своим обязанностям, заниматься самообразованием, продвигаться вместе с ребенком по пути знаний, не гасить творческие порывы ребенка, а творить вместе с ним и наслаждаться этим творчеством!
Решающее значение при этом приобретает качество взаимодействия, которое строится на: уважении в ребёнке Человека; убежденности в том, что все дети талантливы; создании ситуации успеха на каждом занятии; вере в силы ребёнка и собственные тоже.
Методы изучения семьи.
Каждый педагог, классный руководитель мечтает видеть в родителе ребенка своего единомышленника. Только компетентный, чуткий, образованный родитель сможет вовремя отреагировать на изменения, происходящие с ребенком.
Компетентный родитель – это меняющийся родитель, а значит меняющаяся жизнь ребенка и общества в целом и в лучшую сторону.
Наиболее распространенными методами работы с родителями являются:
диагностика,
консультация, тренинг,
наблюдения,
беседа,
тестирование и анкетирование,
сочинение как метод изучения семьи,
метод обобщения независимых характеристик,
педагогическая гостиная.
Эта работа включает использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей:
Составление характеристик семей, обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).
Организация диагностической работы по изучению семей.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
Внедрение в семейное воспитание традиций педагогики.
Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет школы, родительский комитет, Совет отцов и др.);
Объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клубы молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).
Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам “Этика и психология семейной жизни”, “Основы семейного воспитания”).
Разработка тематического оформления по работе с семьей (уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).
Информационно-педагогические материалы, выставки работ воспитанников, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;
Объединение усилий воспитателя и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Воспитателям в кадетском корпусе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата воспитанника, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.
Необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Содержание и формы работы с родителями.
В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.
Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании кадетов, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей.
«Воспитание родителей» - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Участие родителей в управлении кадетским корпусом.
Формы взаимодействия воспитателей, учителей и родителей.
Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.
Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
Традиционные формы | Нетрадиционные формы |
Коллективные: | Индивидуальные: Творческие дела. |
Родительское собрание | Семейные традиции. |
Общешкольная конференция | История моей семьи. |
Родительский лекторий | Талисман семьи. Гороскоп семьи. |
Вечер для родителей | Семейная книга рекордов. |
Родительские чтения | Географическая карта моей родословной. |
Семинар | «Долгожитель» семьи (книга, игрушка, другое). |
Практикум | День рождения в семье. |
Заседание | Праздники семьи. |
«Круглый стол» | Семейные увлечения. |
«Педагогическая гостиная» | «Четыре способа обрадовать маму». |
«Устный журнал» | «Бабушкины пироги» (выражения, страшилки, игры). |
Тренинг | Мой семейный альбом. |
Спортивные соревнования | Известные люди семьи. |
Акция «Милосердие» | Папа может все, что угодно. |
Акция «Книжка» | Наш дом театр, музей, оранжерея…. |
Трудовой десант | Песни (сказки) моей бабушки. |
Субботник | Самое ласковое мамино слово. |
Творческий концерт | Мое любимое блюдо. |
Выставка | Я горжусь своим дедом! |
Вернисаж | Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения. |
Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями.
На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы — одна семья”; “О доброте и милосердии”; “Учимся общению”, “Психологический климат в коллективе”.
Особую заботу у воспитателей вызывает взаимодействие с отцами кадетов: как привлечь отцов к воспитательной деятельности во взводе, повысить их роль в воспитании подростка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами кадетов, проводит конференции-размышления, собрание “Роль отца в воспитании детей” и др.
С помощью родительского комитета я разнообразил формы проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме “круглого стола”, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Родительский лекторий, “Университет педагогических знаний” и др. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
Встречи родительской общественности с администрацией кадетского корпуса, учителями целесообразно проводить каждое полугодие. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.
Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.
Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного чтения” и др.
Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение территории кадетского корпуса, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки “Мир наших увлечений” и др.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность кадетских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс “Мужчины на поверке” (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.
Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.
Диагностика эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями.
1. Удовлетворены ли вы работой сотрудничества с родителями? | 1 2 3 4 5 |
2. Применяете ли вы новые, нетрадиционные формы работы с родителями? (укажите какие) | 1 2 3 4 5 |
3. Какое направление в сотрудничестве с родителями наиболее эффективно? - учебно-познавательное - спортивно-оздоровительное - военно-патриотическое - природоохранное - трудовое - досуговое | 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 |
4. Каков образовательный потенциал родителей в классе? | 1 2 3 4 5 |
5. Какова атмосфера микроклимата, взаимоотношений в семьях учащихся? | 1 2 3 4 5 |
Ваши предложения: | |
Высокий уровень – 5 баллов
Выше среднего – 4 балла
Средний уровень – 3 балла
Ниже среднего – 2 балла
Низкий уровень - 1 балл