Методическая разработка учебного занятия
Образовательное учреждение | Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса» |
Преподаватель | Полякушина Марина Владимировна |
Профессия/Cпециальность СПО | 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта) |
Группа | ОПУ-8-15 |
Дисциплина/профессиональный модуль/МДК | ПМ.01. Организация перевозочного процесса ( по видам транспорта) МДК 01.01. Технология перевозочного процесса ( по видам транспорта) Раздел 2 « Техническая эксплуатация средств транспорта и безопасность движения» |
Номер занятия по календарно-тематическому плану Дата проведения Тема учебного занятия | Урок № 79 Тема 3.3 Регламент действий работников в аварийных и нестандартных ситуациях. |
Продолжительность учебного занятия | 90 мин. |
Цель учебного занятия: формирование знаний и умений по теме: «Порядок действий работников в аварийных и нестандартных ситуациях», осознание основного фактического материала.
Задачи учебного занятия:
Образовательные (дидактические):
-изучить регламент действий работников хозяйства перевозок, связанных с движением поездов, в аварийных и нестандартных ситуациях, инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ, инструкцию по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ;
- изучить порядок взаимодействия дежурного по станции (ДСП) с причастными
работниками ОАО «РЖД» и последовательность их действий при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций;
- изучить регламент обеспечения безопасности движения в поездной и маневровой работе при возникновении аварийных и нестандартных ситуациях
- отрабатывать навыки пользования устройствами управления на пульт-табло дежурного по станции при возникновении аварийных и нестандартных ситуациях на железнодорожной станции и прилегающих к ней перегонах;
- отрабатывать навыки фиксирования оперативной информации в технической и поездной документации на рабочем месте дежурного по станции.
Развивающие:
способствовать развитию коммуникативных навыков, умению формулировать и подтверждать примерами свою точку зрения;
развивать логическое мышление, концентрацию внимания, основные мыслительные операции (анализ, сравнение);
развивать умение работать в парах, группах;
способствовать развитию умения делать обобщенные выводы по результатам деятельности при обеспечении безопасности движения в поездной и маневровой работе в части возникновения аварийных и нестандартных ситуациях.
Воспитательные:
воспитывать ответственность за результаты своего труда, интерес к дисциплине и добросовестное отношение к труду;
воспитывать устойчивое стремление к самосовершенствованию (самоконтролю, саморегуляции и саморазвитию), пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии.
Формы организации учебной деятельности:
Результаты обучения на учебном занятии:
Результат обучения | Показатели результата |
Знания |
З.1 | Основных требований к работникам по документам, регламентирующим безопасность движения на транспорте | Называет виды планирования, порядок управления и этапы перевозочного процесса |
З.2 | Правил ведения поездной и технической документации на рабочем месте дежурного по станции | Контролирует правильность и своевременность технических записей смежными службами. Оформляет записи в журналах и бланках формы ДУ. |
Умения |
У.1 | Использовать в работе электронно-вычислительные машины для обработки оперативной информации | Умеет работать с инструкциями и нормативными документами |
Формируемые общие и профессиональные компетенции на учебном занятии:
Результат обучения | Показатели результата |
ПК 1.1. | Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками. | |
ПК 1.2. | Организовать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций. | Руководит движением поездов на станции, принимает оптимальные решения по организации движения поездов и маневровой работы с учетом сложившейся ситуации |
ПК 1.3. | Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса. | Профессиональное оформление технической и поездной документации дежурного по станции |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Демонстрирует интерес к будущей профессии |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Определяет цели и порядок работы |
ОК3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Определяет вариант организации эксплуатационного процесса при изменяющихся условиях перевозки |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Умеет самостоятельно работать с информацией, понимает замысел текста, демонстрирует навыки пользования нормативной литературой, умеет отделять главную информацию от второстепенной |
ОК5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | Демонстрирует навыки использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности |
Внутрипредметные связи:
Тема 1.5. « Сооружения и устройства СЦБ и автоматики на перегонах и станциях»
Тема 3.1. « Классификация нарушений безопасности движения»
Межпредметные связи:
Наименование дисциплины/МДК | |
МДК.01.03. Автоматизированные системы управления на транспорте (по видам транспорта) | |
МДК.02.01. Организация движения (по видам транспорта) | |
УП.01.01.ПМ.01.«Организация перевозочного процесса» | |
Тип урока: урок изучение нового материала
Форма проведения занятия (вид урока): интерактивная лекция с элементами практической самостоятельной работы.
Педагогическая технология (ее элементы): элементы интерактивных технологий (решение ситуационных задач), элементы здоровье сберегающих технологий.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная
работа в парах
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
Объяснительно-иллюстративный: | объяснение, беседа учебный фильм |
Метод проблемного изложения в обучении | решение ситуационных задач, работа на тренажере работа с инструкциями |
Методическое обеспечение:
Средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиа проектор;
тренажерный комплекс для подготовки обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» (по видам транспорта) с персональным компьютером ППБНМ-1200
Используемая основная литература:
Дополнительные источники:
Технологическая карта учебного занятия
Этап занятия (время, мин) | Время | Задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Формы контроля | Ожидаемый результат (показатели) |
1. Организационный этап | 2 | Подготовить обучающихся к работе
Провести рефлексию по определению психологического состояния обучающихся на начало урока | Приветствует обучающихся. Отмечает присутствующих. Проверяет готовность обучающихся к занятию. Предлагает показать карточку: карточка желтого цвета –позитивное настроение, карточка зеленого цвета – негативное настроение | Приветствуют преподавателя. Проверяют готовность своего рабочего места.
Обучающиеся показывают карточки | | Полная готовность группы к занятию, быстрое включение обучающихся в деловой ритм. Позитивный настрой на урок. |
2. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний
| 10 | Обеспечение мотивации и принятия обучающимися темы, цели, задач учебного занятия. | Преподаватель вовлекает обучающихся в совместную работу по определению темы, цели и задач занятия через проблемные вопросы с демонстрацией слайдов 1,2. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) | Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему урока и записывают тему в тетрадь (показ темы на слайде 2) и намечают задачи на урок | Устный опрос Самопроверка по эталону | Готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности. Обучающиеся формулируют тему занятия. |
III. Изучение нового материала | 58 | 1. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий сменных работников при возникновении аварийных и нестандартных ситуациях в ходе организации движения поездов.
2.Установление правильности осознания усвоения материала. | 1.Предлагает обучающимся сформулировать и назвать причины нестандартных и аварийных ситуаций. (показ слайда 3 с эталонами ответов) 2.Объясняет новый учебный материал с демонстрацией бланков форм поездной и технической документации ф. ДУ-64,ф. ДУ-61 3.Предлагает обучающимся выполнить задание: «Изучить ИДП пункт 18, приложение 7 стр.144 и ответить на вопрос: «Какими подвижными единицами разрешается оказывать помощь поездам, в качестве вспомогательного локомотива?» 4. Организует обучающихся на решение ситуационных производственных задач, с элементами практической работы, выдает на карточках задания на 2 варианта. (Приложение 2) 5. Объясняет новый учебный материал с моделированием ситуации на тренажерном комплексе и организует обучающихся на обсуждение смоделированной ситуации с ответом на контрольные вопросы 6. Моделирование ситуации на тренажерном комплексе с участием студентов по вариантам с элементами ролевой игры (Приложение 3) | 1.Обучающиеся называют причины нестандартных и аварийных ситуаций, сравнивая с эталонами ответов на слайде.
2.Обучающиеся заполняют формы поездной документации: бланк ф.ДУ-64 (Приложение 4) 3.Изучают теоретический материал и отвечают на контрольный вопрос. (Приложение 5)
4. Обучающиеся выполняют задания
5.Обучающиеся делают записи в конспекте и отвечают на контрольные вопросы
6.Обучающиеся выполняют действия на тренажерном комплексе, выполняя роли: дежурного по станции Северная, Южная и машинистов поездов №5202/ 5201 , № 5204 | Самопроверка
Письменный
Устный
Письменный
Письменный
Самопроверка | Усвоение сущности теоретических знаний и применение их при решении ситуационных задач. |
2 | Повысить работоспособность обучающихся через выполнение физических упражнений | Предлагает обучающимся выполнить физкультминутку | Выполняют упражнения физкультминутки | Наблюдение | Повышение работоспособности обучающихся |
10 | Установление правильности осознания усвоения материала. | 7. Предлагает обучающимся выполнить самостоятельно практическое задание: «Оформить запись в журнале ф. ДУ-46 о нарушении электрического контроля положения стрелки, выдаче курбеля и навесного замка». | 7. Обучающиеся заполняют формы поездной и технической документации: журнал ф. ДУ-46 (Приложение 4) | Письменный | Усвоение сущности теоретических знаний и применение их при выполнении практического задания. |
5. Итог занятия. Рефлексия | 6 | Сделать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Провести рефлексию по усвоению изучаемой темы. | Подводит итоги занятия, анализируя выполнение задач, поставленных вначале занятия.
Проводит рефлексию «Букет настроения» Раздает комплект цветных изображений цветов: зеленого и желтого цвета. На доске изображена ваза, преподаватель поясняет «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое для себя, то передайте для формирования букета настроения желтый цветок, а если не понравилось - зеленый» | Обсуждают результат, полученный на занятии.
Передают цветы для создания букета настроения | Устный ( обсуждение) | Умеют подводить итоги своей работы на занятии, своего отношения к проведенному занятию. |
6. Домашнее задание. | 2 | Обеспечить понимание содержания и способов выполнения домашнего задания. | Преподаватель задает домашнее задание и выдает рекомендации по его выполнению: «Изучить гл.II, III приложения 7 ИДП (Инструкции по движению и маневровой работе на железнодорожном транспорте), стр.144-152, самостоятельно доработать конспект лекции с применением ИДП, приложение13 « | Записывают | Наблюдение | Понимают содержание домашней работы. Записывают в тетрадь домашнее задание. |
Приложение 1
ВОПРОСЫ
Вопрос 1. Что может привести к возникновению нарушения организации безопасного и
беспрепятственного движения поездов по станции?
Ответ: создание аварийной или нестандартной ситуации причастными работниками, нарушение
нормальной работы устройств СЦБ, связи и к/сети.
Вопрос 2. Что такое аварийная ситуация?
Ответ: Аварийная ситуация – условия, отличные от условий нормальной перевозки, которые могут привести или провели к столкновению поездов с другими поездами или железнодорожным подвижным составом.
Вопрос 3. Что такое нестандартная ситуация?
Ответ: Нестандартная ситуация – непредвиденные изменения условий в работе, которые имеют определенные последствия и делают невозможным полностью или частично выполнение принятых обязательств.
Вопрос 4. Как вы считаете, каковы могут последствия нарушений при организации безопасного и беспрепятственного движения поездов по станции?
Ответ: В случае возникновения отклонений от нормального режима работы станционных устройств возможно: травмирование пассажиров, работников железнодорожного транспорта, вывод из строя самих устройств безопасности, подвижного состава и т.д.
Вопрос 5. Каким образом работники железнодорожного транспорта должны выполнять свои должностные обязанности при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций?
Ответ: Соблюдая строго регламент действий при возникновении аварийных и нестандартных ситуациях.
Вопрос 6. Как вы думаете - чем сегодня на занятии мы будем заниматься?
Приложение 2.
Ситуационные задачи
1 вариант
Отправить со станции Северная вспомогательный локомотив №5202/ 5201 для оказания помощи грузовому поезду № 2365 , остановившемуся на 2345 км пк4 , с возвращением на станцию Северная.
2 вариант
Отправить со станции Южная вспомогательный локомотив №5204 для оказания помощи грузовому поезду № 2364 , остановившемуся на 2346 км пк3 , с прибытием на станцию Северная. Условная длина поезда -71 вагон, длина ведущего локомотива 33 м.
Приложение 3
Моделирование ситуации на тренажерном комплексе по вариантам (с элементами ролевой игры)
1 вариант
ДСП станции Северная - ТЧМ вспомогательного локомотива № 5202/5201 (порядок отправления со станции, с выполнением регламента переговоров)
2 вариант
ДСП станции Южная - ТЧМ вспомогательного локомотива № 5204 (порядок отправления со станции, с выполнением регламента переговоров)
Приложение 4
Бланки формы поездной и технической документации: ф. ДУ-64, ф. ДУ-61, ф. ДУ-46
Поместите их в приложение 4
Приложение 5
Инструкции по движению и маневровой работе на железнодорожном транспорте (ИДП)
Поместите их в приложение 5